Напоминание

Обучение детей младшего школьного возраста технике "имитации витража" в системе дополнительного образования


Автор: Григорьева Валентина Константиновна
Должность: преподаватель профессиональных предметов
Учебное заведение: ГБПОУ ИО Иркутский региональный колледж педагогического образования
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей младшего школьного возраста технике "имитации витража" в системе дополнительного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обучение детей младшего школьного возраста технике «имитации

витража» в системе дополнительного образования

Григорьева

В.К.,

преподаватель

профессио-

нальных дисциплин

Ведущей задачей дополнительного образования является развитие твор-

ческих способностей детей, что в свою очередь требует совершенствования

учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерно-

стей всей системы познавательных процессов ребенка. Проблема развития

творческого восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления детей

актуальна тем, что эти психологические процессы являются неотъемлемыми

компонентами любой формы творческой деятельности ребенка, его поведени-

ем в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогиче-

ской литературы все чаще ставится вопрос не только о роли познавательных

процессах в умственном развитии ребенка, но и об определении сущности

механизмов восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления.

Как показали исследования Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого и других

ученых

познавательные

процессы

выступают

не

только

предпосылками

эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условиями

творческого

преобразования

имеющихся

у

детей

знаний,

способствуют

развитию личности, т.е. значительной степени определяет эффективность

учебно-воспитательной деятельности в дополнительном образовании детей.

Большие возможности для развития творческих способностей представляет

изобразительная

деятельность

детей,

наполненная

нетрадиционными

художественными

техниками.

Дети,

занимающиеся

художественным

творчеством,

становятся

более

внимательными,

дисциплинированными,

усидчивыми и целеустремленными. В процессе творчества повышается их

самооценка и растет способность к самореализации. Одним из наиболее

интересных и редко используемых в обучении детей видов художественного

творчества является техника « имитация витража». Она подходит для детей

младшего школьного возраста, так как способствует развитию не только их

творческих способностей, но и логическому, пространственному мышлению

и мелкой моторики.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполня-

емые из стекла или

на стекле. Они обычно устанавливаются в световых

проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствовани-

ем художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Соб-

ственно «витраж» является особым видом монументально-декоративного ис-

кусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность

в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архи-

тектурой. «Имитация витража» обладает теми же свойствами, но при этом

легко воспроизводима детьми младшего школьного возраста, более экологич-

на и проста в технологии выполнения [2].

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступ-

ления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6

лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного

возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, на-

чиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего

школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,

устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет[3].

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста яв-

ляются:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведе-

ния и деятельности;

- рефлéксия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младше-

го школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка

на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом

уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, по-

знающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный

опыт действия в этом мире.

С поступлением в учреждение дополнительного образования изменяет-

ся весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные

отношения с окружающими людьми, прежде всего с педагогом. В этом воз-

расте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умения-

ми и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать,

считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способ-

ствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все но-

вое (книжка с картинками, которую принес педагог, интересный пример, шут-

ка педагога, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Повы-

шенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том,

как быстро ребята поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товари-

ща, стремятся сами отвечать.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к до-

стижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом воз-

расте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид это-

го мотива - мотив избегания неудачи [4].

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения

являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее

развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная

задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание

оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с

учетом индивидуальности каждого ребенка.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих

возможностей человека - от 3 до 9 лет.

В настоящее время среди детей этого возраста, многие не посещают

детских садов и дополнительных образовательных учреждений. Воспитани-

ем таких детей занимаются бабушки и няни. Именно поэтому дети приходят

в первый класс со слабо развитой мелкой моторикой, это выражается в нераз-

витости речи и движении пальцев рук.

Таким образом, теоретический и понятийно-терминологический анализ

психолого–педагогической и специальной литературы позволил нам опреде-

лить центральные новообразования младшего школьного возраста, которые

необходимо учесть при отборе и обосновании приемов и методов обучения

детей младшего школьного возраста технике «имитация витража»:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведе-

ния и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников.

Обучение

технике

«имитация

витража»

как

художественному

творчеству,

может

способствовать

формированию

у

детей

младшего

школьного

возраста

внимания,

дисциплинированности,

усидчивости

и

целеустремленности. В процессе творчества будет повышаться самооценка и

расти способность к самореализации. Техника «имитация витража» подходит

для детей младшего школьного возраста, так как способствует развитию не

только их творческих способностей, но и логическому и пространственному

мышлению.

Методы обучения детей младшего школьного возраста технике «имита-

ция витража» должны обеспечивать совместную деятельность педагога и вос-

питанника, направленную на решение задач обучения.

Создание обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания,

отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение за-

дач

являются

определяющими

в

выборе

метода

обучения

детей

технике

«имитация витража».

В качестве средств обучения технике «имитация витража» предполага-

ется

использование

специальных

книг,

наглядных

пособий,

технических

средств. Они могут использоваться для различных целей. Будучи включены в

какую-либо деятельность, они дают возможность осуществлять цель деятель-

ности.

При выборе методов работы педагога отдается предпочтение: рассказу,

объяснению, беседе, а при выборе методов работы воспитанников: упражне-

нию, самостоятельной работе.

Опираясь на психолого-педагогические особенности детей младшего

школьного возраста при выборе методов по характеру руководства мысли-

тельной деятельности воспитанников наиболее приемлемыми являются - объ-

яснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение.

Особо внимание следует уделить практическим методам: практические

упражнения, творческие работы открытого характера.

Характер и методика упражнений по обучению детей младшего школь-

ного возраста технике «имитация витража» зависят от особенностей конкрет-

ного материала, изучаемого вопроса и возраста воспитанников. Сразу после

изучения нового материала педагог дает типичные упражнения по технике

«имитация витража», в которых изученные воспитанниками приемы выпол-

нения работы выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал

усвоен детьми прочно, можно давать упражнения открытого типа, для выпол-

нения которых дети используют знания других сфер изобразительной дея-

тельности. Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети

приучены к самоконтролю в учебном труде: решению задач с проверкой, про-

верке упражнений после их выполнения и т. д. Характер воздействия упраж-

нений на воспитанников зависит от степени самостоятельности их выполне-

ния. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. Оно должно

соответствовать возрастным особенностям детей. Каждая практическая рабо-

та завершается подведением итогов и ее оценкой.

В ходе обучения детей технике «имитация витража» необходимо при-

менять различные виды работ творческого характера, связанные с обобщени-

ем имеющихся знаний и созданием на их основе новых оригинальных изде-

лий, проектов и т. д.

В

ходе

изучения

методических

аспектов

обучения

детей

младшего

школьного возраста технике «имитация витража» нами были обосновать сле-

дующие приемы и методы обучения детей младшего школьного возраста тех-

нике «имитации витража»:

по характеру руководства мыслительной деятельности воспитан-

ников

(объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

проблемное изложение);

по источнику получения знаний (словесные методы; рассказ, объ-

яснение, беседа);

наглядные методы (наблюдение за явлениями природы, животны-

ми, птицами и др., демонстрация наглядных пособий, показ эта-

пов выполнения практических упражнений и творческой работы,

просмотр презентаций и видео ряда);

практические методы (практические упражнения, творческие ра-

боты открытого характера).

и разработан комплекс упражнений для обучения.

В обучении детей младшего школьного возраста технике «Имитация

витража» большое внимание необходимо уделять овладению учебным мате-

риалом, но и в этом процессе значительное место должен занимать творче-

ский подход воспитанников. Необходимо поощрять стремление детей решить

творческую задачу авторским способом, придумывать свое название изделия,

обосновывать его художественную концепцию, вносить элемент авторские

изменения в изготовление тех или иных поделок - все это значительно усилит

влияние обучения на развитие творческих способностей детей. По мере роста

воспитанников разнообразные работы творческого характера должны зани-

мать все более важное место в учебном процессе.

В заключении можно определить следующие основополагающие мо-

менты обучения детей младшего школьного возраста технике «имитации

имитация витража » в системе дополнительного образования:

техника

«имитация

витража»

подходит

для

детей

младшего

школьного возраста, так как способствует развитию не только их творческих

способностей, но и логическому и пространственному мышлению и мелкой

моторики и доступна для этого возраста;

обучение

технике

«имитация

витража»

как

художественному

творчеству,

может

способствовать

формированию

у

детей

младшего

школьного

возраста

внимания,

дисциплинированности,

усидчивости

и

целеустремленности;

в

процессе

творчества

будет

повышаться

самооценка

и

расти

способность к самореализации;

в обучении детей младшего школьного возраста технике «Имита-

ция витража» большое внимание необходимо уделять овладению учебным

материалом, но и в этом процессе значительное место должен занимать твор-

ческий подход воспитанников;

необходимо поощрять стремление детей решить творческую зада-

чу авторским способом, придумывать свое название изделия, обосновывать

его художественную концепцию, вносить элемент авторские изменения в

изготовление тех или иных поделок - все это значительно усилит влияние

обучения на развитие творческих способностей детей;

по мере роста воспитанников разнообразные работы творческого

характера должны занимать все более важное место в учебном процессе.

Дальнейшее изучение и разработку путей решения данной проблемы

мы видим в программировании и методическом обеспечении обучения детей

младшего школьного возраста технике «имитация витража».

Литература

1.

Грэйс Крайг, Психология развития [Текст]: книга / Крайг Грэйс.-

СПб.: Издательство "Питер", 2000.-152 с.

2.

Ляукина, М. В. Витраж [Текст]: книга / М. В. Ляукина. – М.: АСТ-

ПРЕСС КНИГА, 2005. – 152 с.

3.

Прете М.К. Творчество и выражение. [Текст] / Прете М.К., Капальдо

А -М.: Советский художник. 1985

4.

Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / Ред. Н.В.

Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.



В раздел образования