Напоминание

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.


Автор: Цоктоева Тамара Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Загустайская сош
Населённый пункт: Селенгинский район, улус Тохой
Наименование материала: статья
Тема: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Раздел: начальное образование





Назад





1.1 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ,

ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Общение - взаимодействие двух (или более людей), направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В психолoгическoм словаре, понятие «общeниe» трактуeтcя кaк взaимoдeйcтвиe двух (или более) людeй, направленнoe на сoглaсoвaниe и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [40]. Б.Ф. Ломов считает, что общение может выступать как сторона деятельности, которая в свою очередь является условием общения [30]. М.И. Лисина употребляет понятие «общение» синонимично с коммуникативной деятельностью [2]. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятие «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. В толковом словаре русского языка общение связывается со словами «общность», «община» [37]. С точки зрения А.В. Петровского, Р.С. Немова, термин «коммуникация» выражает смысловой аспект социального взаимодействия, направленного, прежде всего на достижение социальной общности, выражает управленческие, информативные (передача сообщений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фактические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функции [38]. Образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевые компетенции – это система или совокупность универсальных знаний, умений и навыков, личного опыта и личной ответственности наших воспитанников, необходимые для
успешной деятельности в конкретных ситуациях. Значит, качество и успех деятельности дошкольников зависит от формирования ключевых компетенции у наших воспитанников [49]. Компетенция (от лат. способный)– это личное достояние ребенка, поэтому наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования. Следовательно, перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет определяться на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Ключевые образовательные компетенции должны позволить ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте: - Социальная; - Коммуникативная; - Информационная; - Здоровьесберегающая; - Когнитивная; - Эмоциональная. Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [34]. По мнению Петровской Л.А. коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [39]. Столяренко Л.Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [53].
Сидоренко Е.В. считает, что коммуникативная компетентность – совокупность коммуникативных способностей, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний [49 Исходя из данного определения рассмотрим понятие «коммуникативные способности». По определению известного психолога Р.С. Немова, коммуникативные способности – «это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность» [36, стр. 168]. Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. Любому взрослому, будь это родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Емельянов Ю. Н. в структуре коммуникативных компетенций выделяет следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Мы рассмотрим рассмотрим смысл некоторых, обозначим их значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника и младшего школьника.
Когнитивный компонент
образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении
Эмоциональный компонент
коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
Поведенческий компонент
образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы
создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка [32]. Таким образом, под коммуникативной компетентностью ребенка дошкольного возраста понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, которые обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность – это ориентированность в разных ситуациях общения, которая основана на знаниях, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. Она дает ребенку возможность в элементарной форме прогнозировать отношения, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый человек), управлять речевой ситуацией, играть роль социального партнера. Большое значение для нашей работы имеют труды отечественных и зарубежных ученых, в которых анализируются механизмы социализации личности (Б.Г.Ананьев, М.А.Галагузова, И.С.Кон, Р.А.Литвак, A.B.Мудрик, Б.Ф.Парыгин, А.В.Петровский и др.), технологии социального воспитания в период детства (Н.И.Белоцерковец, Н.Ф.Виноградова, М.А.Иваненко, С.А.Козлова, М.В.Крулехт, О.Н.Лазарева, В.И.Логинова, Л.В.Моисеева. А.В. Мудрик под социализацией понимает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.
Мудрик
Согласно С.Н. Гаврову «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек «усваивает правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».
Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности / С.Н. Гавров, Н.Д.

Никандров // Вестник УРАО – 2008. – №5. – С. 21.
Таким образом, педагогическая наука, обладая спецификой комплексной интегративной науки, рассматривает проблему социализации со стороны обучающее-воспитательного процесса. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что социализация должна производиться при помощи востребованных для данной (конкретной) ситуации форм, методов и средств воспитания, которые наилучшим образом позволят сформировать у учащихся требуемые обществом качества, т.е. позволят им быстро адаптироваться в данном обществе и начать выполнять свою деятельность, взаимосвязанную с деятельностью конкретных субъектов данного общества (коллектива). Таким образом,
социализация – процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Учебно-методические условия социализации младших школьников в

институциональной среде
Школа, по утверждению Дьюи Дж, Королева Ф.Ф., Корнейчика Т.Д., Равкина З.И. и Ямбураг, Е.А. – это важнейший инструмент социального института. Она должна помочь становлению и развитию личности, обладающей такими качествами как инициативность, нестандартное творческое мышление, способность выбирать свой профессиональный путь, готовность к непрерывному самообразованию
Дьюи Дж. Школа и общество М., 1924,

Королев, Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки истории советской школы и

педагогики: 1921-1931гг. / Под редакцией Ф.Ф. Королева, В.З. Смирнова-М., 1961

ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки

России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785

Ямбург, Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: теоретические основы и

практическая реализация. Текст. / Е.А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996.- 352с
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят задачи формирования и развития у учащихся универсальных действий, которые обеспечат их умение учиться, а также способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Это может быть достигнуто при осознанном постижении учащимися различного социального опыта. При этом знаний, умения и навыки, именуемые в различных нормирующих документах компетенциями, рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Следовательно, можно сделать вывод, что компетенции учащихся формируются и развиваются во взаимосвязи с активной деятельностью учащихся .
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки

России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является одной из составных частей федерального государственного стандарта общего
образования и представляет собой совокупность обязательных требований, которые реализуются при помощи основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Одним из основных результатов реализации стандартов второго поколения должна стать сформированная личность, которая может динамично ориентироваться в развивающемся и обновляющемся информационном пространстве. Кроме того, воспитываемый и формирующийся представитель общества должен уметь получать, использовать и создавать различную информацию, принимать обоснованные (аргументированные) решения, уметь решать свои и чужие жизненные проблемы, на основе полученных компетенций .
ФГОС начального общего образования утвержден

Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте

России 22.12. 2009г., рег. № 17785
Другими словами, основным предназначением стандарта второго поколения является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, способствующим достижению стратегической цели российского образования, которой является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих компетенциями адекватными для современного и будущего времени. То есть, можно утверждать, что основным образовательным результатом должно стать
формирование компетентной

личности
, которая будет мотивированна на успешное развитие страны и мира в целом. В ФГОС второго поколения отмечено, что в качестве личностных результатов обучения могут рассматриваться уровни сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, а также их индивидуальные личностные качества.
Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии. / В.В. Гузеев М.:

Сентябрь, 1996. - С. 8

Кларин, М.В. Педагогическая технология в образовательном процессе / М.В. Кларин.

– М.: «Народное образование», 1989. – 256с

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М, – 1998. –

148 с.

Третьяков, П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков. – М., 1997. – 64

с

Ядов, В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994. -153 с.

Помимо этого, следует заметить, учитывая мнение Абульхановой- Славской, К.А. , Беликова В.А., Гордина Л.Ю., Зверевой О.Л., что основная образовательная программа формируется с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента последующего развития и обучения. Это связано, в первую очередь, с тем, что начальная школа является тем особым этапом в жизни ребенка, когда он переходит к учебной деятельности, имеющей общественный характер и являющейся социальной по своему содержанию. При этом ребенок осваивает новую социальную позицию, расширяет сферу своего взаимодействия с окружающим миром. У ребенка появляются потребности в новом социальном общении, познании, признании, самовыражении и самоутверждении. Согласно с точкой зрения Гинзбурга М.Р., Беликова В.А. и Ямбурга Е.А., после того, как ребенок сможет освоить новую социальную роль ученика, которая выражается в сформированной внутренней позиции школьника, ребенок сможет определить новый образ школьной жизни и перспективы своего личностного и познавательного развития. При этом происходит изменение самооценки, опирающейся на адекватность и рефлексию.

Развитие, а в некоторых случаях и формирование морального развития (по мнению Ботырко Н.М., Бочаровой В.Г., Вершловскому С.Г., Головановой Н. Ф. и др.), связывается с различными видами сотрудничества с взрослыми, сверстниками и другими субъектами общества (детьми старше/младше по возрасту). Как правило, это связывается с простым общением, межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. При достижении целей обучения, которые вытекают из Федеральных государственных образовательных стандартов, с точки зрения Амонашвили Ш.А., Иванова И.П., Ильина В.С., Мудрика А.В., Николаевой Е.И., Парсонса Т.. Парыгина Б.Д., становятся эффективными технологии, способствующие изменению характера учебной деятельности, а также особые социальные технологии образовательной деятельности. К ним относятся:  технологии универсальных социальных действий;  социокультурные и этнокультурные технологии;  технологии игровой и проективной социальной дидактики. Технологии универсальных социальных действий, как правило, связывают с обеспечением освоения учащимися реального социального опыта взаимодействия. При этом формируется и развивается опыт помощи и поддержки, инициации детьми подобного опыта в их самостоятельной деятельности. При использовании подобных технологий происходит формирование гражданской позиции учащегося. Третий вид технологии позволяет конструировать воспитательную среду, в которой повышается мотивация к участию в
коллективных и социально-значимых действиях учащихся, т.е. позволяет сформировать и развить их социально-направленную деятельность. Очень важно, что при реализации образовательных стандартов нового поколения особую значимость приобретают технологии совместной деятельности педагогов. К ним относятся технологии психолого - педагогической диагностики, технологии, мотивирующие на поиск проблемы и способов действий в конкретной ситуации, а также технологии направленные на формирование и развитие детской самостоятельности. В этом случае можно говорить об одной из инновационных технологий – это технология формирования самосовершенствующейся личности. В этом случае ученик рассматривается как центр трехсферной образовательной среды. Анализируя трудности, связанные с возрастом общающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются .Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Всем известно, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. В то время как живое человеческое общение значительно обогащает жизнь детей, делая сферу их ощущений красочными. Проблема создания педагогических условий для формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика Н.Д Никандрова, А.Б Добрович, Т.А. Репиной, Е.О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что на сегодняшний день

нет четкой работающей системы преемственности в системе «ДОУ – школа», в


связи с чем имеется проблема адаптации первоклассников. А адаптация ребенка

напрямую зависит от коммуникативного развития ребенка, которое должно

происходить в дошкольный период.
Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Исследования показали, что дети 5-6 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)


В раздел образования