Напоминание

"Личность с ранних лет: актуальность организации группы раннего возраста для детей с 1 года до 2 лет"


Автор: Моденова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ромашка"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Личность с ранних лет: актуальность организации группы раннего возраста для детей с 1 года до 2 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Личность с ранних лет: актуальность организации группы

раннего возраста для детей с 1 года до 2 лет»

Подготовила:

воспитатель Моденова С.Г.

МБДОУ «Ромашка»

В

рамках

реализации

ФГОС

ДО,

с

опорой

на

актуальность

по

организации

дошкольных групп для детей с 1 года,

педагогический коллектив МБДОУ «Ромашка»

принял решение об открытии с 01.09.2017 года на базе учреждения

группы раннего

возраста для детей с 1 года до 2 лет.

Особенностью организации группы является в том, что дети второго года жизни

распределяются по психофизиологическим особенностям на две подгруппы (1-1,5 лет и

1,6-2 лет) и, соответственно, режимы дня у них разные, и как следствие технология

построения образовательного процесса тоже отличается. На основании рекомендаций

примерной

основной

образовательной

программой

«От

рождения

до

школы»

под

редакцией

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой,

с

учетом

оптимальной

продолжительности

активного

бодрствования

и

обеспечения

необходимого

по

длительности сна детям каждой возрастной подгруппы разработан свой режим. (на слайд

режим)

Первый вопрос, который нам пришлось решить – это составление циклограммы

работы помощников воспитателя и педагогов группы. В связи с тем, что дети с 1 года до

1,5 лет спят два раза в день, а дети с 1,6 до 2 лет один раз, то в течении дня в группе с

детьми большую часть времени находятся либо 2 воспитателя и 1 помощник или 2

помощника и 1 воспитатель. Следовательно, что когда помощник воспитателя находится с

первой

подгруппой

детей

во

время

первого

сна,

то

с

другой

подгруппой

педагог

организует непрерывную образовательную деятельность или другие виды деятельности, а

так же могут посещать другие многофункциональные центры и помещения в ДОУ, такие

как центр конструирования, игровую комнату, центр ПДД, физкультурный и спортивный

залы. И как следствие, подход к организации режима дня является инновационным,

максимально «индивидуализированным».

Следующим вопросом для нас было материально-техническое оснащение группы и

созданию

предметно-пространственной

среды.

Исследования

последних

лет

со

всей

очевидностью показали особую значимость для ребенка раннего возраста социальных

условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния

окружающей среды.

Нами

была

дополнительно

приобретена

мебель

для

организации

группового

пространства – это устойчивые столики с закругленными углами для безопасности детей и

стульчики с фиксацией ребенка с трех сторон, кровати с бортиками и манеж для детей,

которые еще самостоятельно не ходят. (слайд с фотографиями)

В группе находятся предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной и

познавательной

деятельности.

Они

выполнены

из

разнообразного

материала,

имеют

разные

размеры,

цвет,

фактуру,

стимулируют

выполнение

различных

действий.

Предусмотрено наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг

другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них. Мебель и оборудование

располагаются так, чтобы было достаточное пространство для двигательной активности

детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за

веревочку машинки, толкать перед собой коляски. Уют и тепло создают ковры, на которых

малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует

развитию познавательных способностей. (слайд с фотографиями)

Для решения следующего вопроса, нам было необходимо подобрать программно-

методическое обеспечение. Так как современные научные данные свидетельствуют о том,

что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания,

которые

используются

в

работе

со

дошкольниками,

то

для

детей

раннего

возраста

необходимы

особые

педагогические

воздействия,

которые

отвечают

потребностям

и

возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию.

В связи с этим, мы дополнили основную образовательную программу содержанием

образования на основе программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые

шаги» авторского коллектива Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, в

которой разработаны соответствующие методы воспитания и развития детей раннего

возраста,

основанные

на

современных

научных

данных

о

психологических

закономерностях развития ребенка. Программа охватывает все основные сферы развития

ребенка:

физическое,

познавательно-речевое,

социально-личностное

и

художественно-

эстетическое.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в основной

образовательной программе мы поставили следующие педагогические задачи:

Развитие

познавательных

способностей,

посредством

организации

предметной деятельности детей.

Социально-коммуникативное

развитие,

через

развитие

общения

со

взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.

Речевое развитие детей в общении со взрослым.

Формирование

игровой

деятельности

детей,

обе спечивающее

преемственность

раннего

и

дошкольного

возраста

и

полноценное

становление

ведущей деятельности дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к

изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.

Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной

активности, формирование навыков здорового образа жизни.

На

основании

ООП

были

разработаны

рабочие

программы

и

перспективное

планирование данной группы.

Познавательный процесс у детей от рождения до трех лет проходит наилучшим

образом посредством игры. Правилом первоочередного значения является тот факт, что

чем более активно ребенок раннего возраста вовлечен в процесс, тем больше он узнает, и

тем

больше

информации

у

него

отложится.

После

удовлетворения

основных

потребностей,

именно

через

игру

младенец

исследует

мир,

измеряет

собственные

возможности и получает новый опыт и новые ощущения. (слайд с фотографиями)

После первого года жизни происходит совершенствование полученных навыков,

обусловленное уже требованиями и традициями внешней среды – владение столовыми

приборами, письменными принадлежностями, игровым материалом. Чтобы учиться, детям

не нужно, чтобы мы изобретали высокие технологии или методики обучения. На самом

деле, они учатся каждый день в ходе каждодневных повторяющихся действий. Одним из

достоинств каждодневного опыта является именно то, что он повторяет. Наши малыши с

удовольствием

моют

руки,

кушают

ложкой,

пьют

из

чашки

и

с

«удовольствием»

высаживаются на горшки. При этом вновь поступающие в ДОУ 1,6-2-х летние дети не

умеют пользоваться ложкой и чашкой, приучены к памперсам. Так же многие родители

отмечают, что до прихода ребенка в сад, дома дети не хотели и не пытались выполнять

первоначальные навыки самообслуживания, а иногда родителям проще сделать самим,

чем приучать к этому ребенка. (слайд с фотографиями)

Процесс перехода ребёнка из семьи в дошкольное учреждение труден для самого

малыша и для его родителей. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным

условиям, чем те, к которым он привык в семье. Возникает необходимость преодоления

психологических преград. Всё это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде

отказа от пищи, сна, общения с окружающими.

Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребёнка,

особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных

действий родителей и работников ДОУ.

О

завершении

периода

адаптации

позволяет

судить

лишь

стабилизация

всех

показателей, как физических, так и психических:

- хороший аппетит,

- спокойный сон,

- охотное общение с детьми,

- адекватная реакция на любые предложения взрослых,

- нормальное эмоциональное состояние.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности

адаптационного

периода.

Необходимым

условием

этого

является

чёткая

продуманная

работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского

сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных

особенностей.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, мы

обеспечиваем постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Нами проведена работа с

родителями о необходимости приводить ребенка в одно и то же время, чтобы воспитатель

мог организовать индивидуальный подход каждому ребенку при приеме его от родителя к

педагогу, помочь ему включиться в игровую деятельность в группе. При организации

поэтапного приёма вновь поступающих детей выработаны следующие правила:

утренний осмотр проводит медсестра совместно с воспитателем;

принимать 1-2 ребенка каждые 10 минут, чтобы воспитатели могли уделить им

максимум внимания в утренний отрезок времени;

время пребывания в детском саду увеличивается постепенно, в зависимости от

привыкания ребенка к условиям детского сада, по согласованию с родителями.

в

период

адаптации

учитываются

все

индивидуальные

привычки

ребёнка

и

сохраняются привычные для ребёнка воспитательные приёмы (не рекомендуется в период

адаптации отучать ребенка от груди, бутылочки или пустышки).

Со дня поступления ребёнка в детский сад воспитателями и педагогом - психологом

ведутся

наблюдения

за

детьми.

Педагогом-психологом,

на

основании

ежедневных

наблюдений за детьми, результаты заносятся в адаптационные листы, где отмечаются

аппетит,

сон,

настроение,

активность.

Медицинским

работником

отслеживается

заболеваемость,

соответствие

главным

антропометрическим

показателям

физического

развития ребенка.

На основании наблюдений за детьми, выявляются проблемы, которые решаются в

работе

с

родителями,

через

консультирование,

рекомендации,

беседы,

практические

семинары. В графике работы педагога-психолога в вечернее время, предусмотрены часы

для

индивидуального

консультирования

и

проведения

бесед

с

родителями

детей,

находящихся в режиме адаптации.

На

последнем

этапе

анализа

и

выводов

происходит

обработка

результатов

и

анализ

адаптационных листов.

В настоящее время всего группу посещают 20 детей. На сегодняшний день из 17 детей,

прошедших адаптацию, у 12 детей адаптация прошла в легкой степени (70%), у 5 детей –

средняя степень (30%). В сравнении с двухлетними детьми, прошедшими адаптацию, из

20 детей - у 12 детей адаптация прошла в легкой степени (60%), у 8 детей – средняя

степень (40%). На лицо преимущество раннего развития ребенка в условиях детского сада.

(слайд с диаграммой)

С опорой на первый опыт и первые, пусть незначительные, результаты можно смело

сделать вывод о гарантированных достижениях целевых показателей нашими детьми к 3-х

летнему возрасту:

- наши дети уже сейчас интересуется окружающими предметами и активно действует с

ними;

эмоционально

вовлекаются

в

действия

с

игрушками

и

другими

предметами,

стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- наши дети уже знают назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.)

и

умеют

пользоваться

ими.

Владеют

простейшими

навыками

самообслуживания;

стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях;

появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляют интерес друг к другу; наблюдают за их действиями и подражают им;

- проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремятся

двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и

искусства;

- у детей развита крупная моторика, стремятся осваивать различные виды движения (бег,

лазанье, перешагивание и пр.).



В раздел образования