Напоминание

"Дополнительное образование детей"


Автор: Денисова Наталья Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Орловского ДДТ
Населённый пункт: п. Орловский, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методист МБУ ДО Орловского ДДТ

Денисова Н.Н.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Дополнительное

образование

детей

является

актуальным

и

необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на

формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном,

физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В

последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей

системы

дополнительного

образования.

Активизации

этого

процесса

в

настоящее

время

способствует

происходящая

в

российском

образовании

модернизация.

Чтобы

определить

место

и

значимость

дополнительного

образования

детей

в

системе

современного

российского

образования,

обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном

уровне. Рассмотрим основные документы, касающиеся:

-

прав детей на получение образования;

-

системы дополнительного образования;

-

учреждений дополнительного образования;

-

современных

стратегий

российской

образовательной

политики

в

сфере

дополнительного образования детей.

Так

как

в

центре

системы

дополнительного

образования

детей

находится

ребенок,

считаем

необходимым

назвать

следующие

основополагающие документы международного и федерального значения, в

которых закреплены его права на образование:

1. Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право

на

получение

образования,

которое

должно

быть

бесплатным

и

обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);

2. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-

участники

признают

право

ребенка

на

образование»

(статья

28)

и

соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на

развитие

личности,

талантов,

умственных

и

физических

способностей

ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам,

родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок

проживает,

цивилизациям,

отличным

от

его

собственной,

окружающей

природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе

(статья 29);

3. Конституция

Российской

Федерации

— высший

нормативный

правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование»

(статья 43);

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

который

также

гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование

(статья 5);

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов

ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в

области

образования

и

воспитания

ребенка

в

семье,

образовательном

учреждении,

специальном

учебно-воспитательном

учреждении

или

ином

оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться

права ребенка».

Что

касается системы

дополнительного

образования,

то

следует

обратиться

к

основным

Федеральным

законам,

обеспечивающим

право

граждан на дополнительное образование, определяющим государственную

политику

и

регулирующим

отношения

в

области

дополнительного

образования. В настоящее время действует новый Федеральный закон N 273-

ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», который сменил принятый в

1992

году

закон

«Об

образовании».

Новый

закон

касается

всех

уровней

образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального

закона

определяется

место

дополнительного

образования

в

системе

образования

РФ:

«Образование

подразделяется

на

общее

образование,

профессиональное

образование, дополнительное

о б р а зо в а н и е и

профессиональное

обучение,

обеспечивающие

возможность

реализации

права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т. е.

дополнительное

образование

признается

неотъемлемой

самостоятельной

частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что

организация

дополнительного

образования

это

«образовательная

организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности

образовательную

деятельность

по

дополнительным

общеобразовательным

программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится

дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к

жизни

в

обществе,

профориентацию,

выявляет

и

поддерживает

детей

с

выдающимися

способностями.

Для

детей

реализуются

дополнительные

общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и

индивидуальные

особенности

(статья

75).

Более

подробно

система

дополнительного

образования

представлена

в Федеральном

законе

о

дополнительном образовании от 12.07.2001г. Приведем здесь выдержки из

статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное

образование

определяется

как

«целенаправленный

процесс

воспитания

и

обучения

посредством

реализации

дополнительных

образовательных

программ,

оказания

дополнительных

образовательных

услуг

и

осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами

основных

образовательных

программ

в

интересах

человека,

общества,

государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на

развитие

личности

и

способствует

повышению

культурного

и

интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в

том

числе

детей

до

18

лет,

на

получение

бесплатного

дополнительного

образования

в

государственных

и

муниципальных

образовательных

учреждениях.

Согласно

статье

4

система

дополнительного

образования

включает

в

себя:

дополнительные

образовательные

программы;

государственные образовательные стандарты дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного образования и организации,

осуществляющие

деятельность

в

области

дополнительного

образования;

органы управления образованием. Содержание дополнительного образования

определяют

дополнительные

образовательные

программы,

которые

могут

быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование

детей

осуществляется

в

образовательных

учреждениях

дополнительного

образования

детей

следующих

видов:

дворцы;

центры

(дома);

станции;

школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др.

(статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию

и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими

принципами (статья 13):

-

свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного

образования и дополнительных образовательных программ;

-

многообразие дополнительных образовательных программ;

-

непрерывность дополнительного образования;

-

преемственность дополнительных образовательных программ;

-

психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

-

творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

-

сохранение физического и психического здоровья детей.

К

документам,

регулирующим

деятельность

государственных

и

муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования

детей, относится Приказ

от

29

августа

2013

года

N

1008,

который

регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по

дополнительным

общеобразовательным

программам,

в

том

числе

особенности

организации

образовательной

деятельности

для

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей-инвалидов

и

инвалидов.

Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой

Устав.

Он

определяет:

предмет,

цели,

виды

деятельности;

организацию

образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество

и

финансовое

обеспечение

деятельности

учреждения;

организацию

деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников

образовательного

учреждения;

порядок

комплектации

персонала;

реорганизацию,

изменение

типа,

ликвидацию

учреждения.

Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

учреждениям

дополнительного

образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и

нормативы СанПиН 2.4.4.3172–14 , утвержденные Главным государственным

санитарным врачом РФ.

К а к о в а

ж е стратегия

образовательной

политики

в

сфере

дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного

образования детей рассматривается в контексте реализации Национального

проекта “Образование”, цель которого — повысить качество жизни наших

граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся

к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко

просматривается

отношение

государства

к

системе

дополнительного

образования.

Национальная

доктрина

образования

в

Российской

Федерации -

основополагающий

государственный

документ,

который

определяет

цели

воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной

политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы

образования на период до 2025 года.

В результате реализации доктрины

российская

система

образования

должна

обеспечить

всех

желающих

дополнительным

образованием,

при

этом

детям

оно

предоставляется

на

бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на

период

до

2020г. указывается, что стратегической целью государственной

политики

в

области

образования

является

«повышение

доступности

качественного образования, соответствующего требования инновационного

развития

экономики,

современным

потребностям

общества

и

каждого

гражданина»,

что

предусматривает

«расширение

сферы

дополнительного

образования».

Государственная

Программа

«Развитие

образования

2013–

2020»направлена на обеспечение высокого качества российского образования

в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных

задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного

образования

детей;

модернизация

образовательных

программ

в

системах

дошкольного,

общего

и

дополнительного

образования

детей».

Услугами

дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента

детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75

процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного

образования. Возможность получения дополнительного образования детьми

обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в

сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных

государственных

образовательных

стандартах

общего

образования

дополнительное

образование

присутствует

как

обязательный

компонент

обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017

г г . также направлена на развитие системы дополнительного образования,

инфраструктуры

творческого

развития

и

воспитания

детей.

Она

предусматривает

разработку

и

внедрение

федеральных

требований

к

образовательным

программам

дополнительного

образования,

организацию

системы

повышения

профессиональной

компетентности

педагогических

кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда

педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Таким

образом,

анализ

нормативно-правовых

документов

в

сфере

дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует

каждому

ребенку

право

на

доступное,

бесплатное

и

качественное

образование, что закреплено в документах международного и федерального

уровня.

2.Дополнительное

образование

детей,

являясь

неотъемлемой

самостоятельной

частью

системы

образования

РФ,

направлено

на

всестороннее

развитие

личности

ребенка

и

осуществляется

в

образовательных

учреждениях

дополнительного

образования

детей

по

дополнительным

общеобразовательным

программам

в

соответствии

с

определенными принципами.

3.Деятельность

учреждений

дополнительного

образования

детей

регулируется

нормативными

документами

федерального

и

регионального

уровня,

которые

отражают

их

функции,

задачи,

организацию

их

образовательной деятельности и управления.

4.Обе спечение

до ступно сти,

каче ства

и

э ф ф е к т и в н о с т и

дополнительного

образования

детей,

соответствующего

требованиям

современного

общества,

является

сегодня

одним

из

приоритетных

направлений российской образовательной политики.



В раздел образования