Автор: Денисова Наталья Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Орловского ДДТ
Населённый пункт: п. Орловский, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование детей"
Раздел: дополнительное образование
Методист МБУ ДО Орловского ДДТ
Денисова Н.Н.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ.
Дополнительное
образование
детей
является
актуальным
и
необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном,
физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В
последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей
системы
дополнительного
образования.
Активизации
этого
процесса
в
настоящее
время
способствует
происходящая
в
российском
образовании
модернизация.
Чтобы
определить
место
и
значимость
дополнительного
образования
детей
в
системе
современного
российского
образования,
обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном
уровне. Рассмотрим основные документы, касающиеся:
-
прав детей на получение образования;
-
системы дополнительного образования;
-
учреждений дополнительного образования;
-
современных
стратегий
российской
образовательной
политики
в
сфере
дополнительного образования детей.
Так
как
в
центре
системы
дополнительного
образования
детей
находится
ребенок,
считаем
необходимым
назвать
следующие
основополагающие документы международного и федерального значения, в
которых закреплены его права на образование:
1. Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право
на
получение
образования,
которое
должно
быть
бесплатным
и
обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);
2. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-
участники
признают
право
ребенка
на
образование»
(статья
28)
и
соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на
развитие
личности,
талантов,
умственных
и
физических
способностей
ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам,
родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок
проживает,
цивилизациям,
отличным
от
его
собственной,
окружающей
природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе
(статья 29);
3. Конституция
Российской
Федерации
— высший
нормативный
правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование»
(статья 43);
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
который
также
гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование
(статья 5);
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов
ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в
области
образования
и
воспитания
ребенка
в
семье,
образовательном
учреждении,
специальном
учебно-воспитательном
учреждении
или
ином
оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться
права ребенка».
Что
касается системы
дополнительного
образования,
то
следует
обратиться
к
основным
Федеральным
законам,
обеспечивающим
право
граждан на дополнительное образование, определяющим государственную
политику
и
регулирующим
отношения
в
области
дополнительного
образования. В настоящее время действует новый Федеральный закон N 273-
ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», который сменил принятый в
1992
году
закон
«Об
образовании».
Новый
закон
касается
всех
уровней
образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального
закона
определяется
место
дополнительного
образования
в
системе
образования
РФ:
«Образование
подразделяется
на
общее
образование,
профессиональное
образование, дополнительное
о б р а зо в а н и е и
профессиональное
обучение,
обеспечивающие
возможность
реализации
права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т. е.
дополнительное
образование
признается
неотъемлемой
самостоятельной
частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что
организация
дополнительного
образования
—
это
«образовательная
организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности
образовательную
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным
программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится
дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к
жизни
в
обществе,
профориентацию,
выявляет
и
поддерживает
детей
с
выдающимися
способностями.
Для
детей
реализуются
дополнительные
общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и
индивидуальные
особенности
(статья
75).
Более
подробно
система
дополнительного
образования
представлена
в Федеральном
законе
о
дополнительном образовании от 12.07.2001г. Приведем здесь выдержки из
статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное
образование
определяется
как
«целенаправленный
процесс
воспитания
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
образовательных
программ,
оказания
дополнительных
образовательных
услуг
и
осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами
основных
образовательных
программ
в
интересах
человека,
общества,
государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на
развитие
личности
и
способствует
повышению
культурного
и
интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в
том
числе
детей
до
18
лет,
на
получение
бесплатного
дополнительного
образования
в
государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждениях.
Согласно
статье
4
система
дополнительного
образования
включает
в
себя:
дополнительные
образовательные
программы;
государственные образовательные стандарты дополнительного образования;
образовательные учреждения дополнительного образования и организации,
осуществляющие
деятельность
в
области
дополнительного
образования;
органы управления образованием. Содержание дополнительного образования
определяют
дополнительные
образовательные
программы,
которые
могут
быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование
детей
осуществляется
в
образовательных
учреждениях
дополнительного
образования
детей
следующих
видов:
дворцы;
центры
(дома);
станции;
школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др.
(статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию
и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими
принципами (статья 13):
-
свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного
образования и дополнительных образовательных программ;
-
многообразие дополнительных образовательных программ;
-
непрерывность дополнительного образования;
-
преемственность дополнительных образовательных программ;
-
психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
-
творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
-
сохранение физического и психического здоровья детей.
К
документам,
регулирующим
деятельность
государственных
и
муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования
детей, относится Приказ
от
29
августа
2013
года
N
1008,
который
регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
в
том
числе
особенности
организации
образовательной
деятельности
для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей-инвалидов
и
инвалидов.
Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой
Устав.
Он
определяет:
предмет,
цели,
виды
деятельности;
организацию
образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество
и
финансовое
обеспечение
деятельности
учреждения;
организацию
деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников
образовательного
учреждения;
порядок
комплектации
персонала;
реорганизацию,
изменение
типа,
ликвидацию
учреждения.
Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.4.3172–14 , утвержденные Главным государственным
санитарным врачом РФ.
К а к о в а
ж е стратегия
образовательной
политики
в
сфере
дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного
образования детей рассматривается в контексте реализации Национального
проекта “Образование”, цель которого — повысить качество жизни наших
граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся
к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко
просматривается
отношение
государства
к
системе
дополнительного
образования.
Национальная
доктрина
образования
в
Российской
Федерации -
основополагающий
государственный
документ,
который
определяет
цели
воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной
политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы
образования на период до 2025 года.
В результате реализации доктрины
российская
система
образования
должна
обеспечить
всех
желающих
дополнительным
образованием,
при
этом
детям
оно
предоставляется
на
бесплатной основе.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на
период
до
2020г. указывается, что стратегической целью государственной
политики
в
области
образования
является
«повышение
доступности
качественного образования, соответствующего требования инновационного
развития
экономики,
современным
потребностям
общества
и
каждого
гражданина»,
что
предусматривает
«расширение
сферы
дополнительного
образования».
Государственная
Программа
«Развитие
образования
2013–
2020»направлена на обеспечение высокого качества российского образования
в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных
задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного
образования
детей;
модернизация
образовательных
программ
в
системах
дошкольного,
общего
и
дополнительного
образования
детей».
Услугами
дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента
детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75
процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного
образования. Возможность получения дополнительного образования детьми
обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в
сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных
государственных
образовательных
стандартах
общего
образования
дополнительное
образование
присутствует
как
обязательный
компонент
обучения.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017
г г . также направлена на развитие системы дополнительного образования,
инфраструктуры
творческого
развития
и
воспитания
детей.
Она
предусматривает
разработку
и
внедрение
федеральных
требований
к
образовательным
программам
дополнительного
образования,
организацию
системы
повышения
профессиональной
компетентности
педагогических
кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда
педагогам учреждений дополнительного образования детей.
Таким
образом,
анализ
нормативно-правовых
документов
в
сфере
дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:
1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует
каждому
ребенку
право
на
доступное,
бесплатное
и
качественное
образование, что закреплено в документах международного и федерального
уровня.
2.Дополнительное
образование
детей,
являясь
неотъемлемой
самостоятельной
частью
системы
образования
РФ,
направлено
на
всестороннее
развитие
личности
ребенка
и
осуществляется
в
образовательных
учреждениях
дополнительного
образования
детей
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
в
соответствии
с
определенными принципами.
3.Деятельность
учреждений
дополнительного
образования
детей
регулируется
нормативными
документами
федерального
и
регионального
уровня,
которые
отражают
их
функции,
задачи,
организацию
их
образовательной деятельности и управления.
4.Обе спечение
до ступно сти,
каче ства
и
э ф ф е к т и в н о с т и
дополнительного
образования
детей,
соответствующего
требованиям
современного
общества,
является
сегодня
одним
из
приоритетных
направлений российской образовательной политики.