Автор: Цебенюк Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ №5 города Белово
Населённый пункт: Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие УУД на уроках русского языка в 5 – 9 классах
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах
Сегодня задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том,
чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности
универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность
личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного
процесса, нацеленного на формирование УУД. Предмет русский язык относится к
дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и
создающих для них зону ближайшего развития.
В общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями стали: идея
развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования
новых информационных технологий.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня
немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих
технологий в образовании является использования ИКТ на уроках русского языка и
литературы.
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием
информационных технологий:
методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка
(деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными
пособиями);
методика использования творческих заданий на уроках с применением программ
MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint;
методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского
языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование;
образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка»).
Проектная деятельность
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и
содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий
обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу
обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.
Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении.
На уроках русского языка используются возможности технологии проектного обучения,
так как это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого
ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении,
планировать деятельность по формированию основных видов УУД.
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют
составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной,
рефлексивной, ценностно-смысловой компетенций. Таким образом, проектная
деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном
образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
1.2. Нестандартные уроки, игровые технологии
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько
относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение,
обращаемся к необычным и ярким урокам.
Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или
иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по
самым разным темам лингвистики и литературоведения. Уроки-КВН, уроки путешествия,
экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются
помощниками в обучении.
Также интерактивные методы и приёмы используются и во внеклассной деятельности:
выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная
гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют
ребятам реализовать свои творческие возможности
Нестандартные уроки, игровые технологии
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью,
которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
"перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля»;
угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему
признаку;
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным
признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа
(антитеза);
-Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых
взаимоисключающих понятий (оксюморон).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
- Мельник, работающий неделями.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и
грамматический строй речи.
Вопросы проблемного характера.
Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание
«Бывайте здоровы» может обидеть вашего друга, а слова «Передавайте привет сестре»
вызвать удивление?
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они
отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений
(на доступном для определенного возраста уровне):
работать с научно-популярной литературой и справочниками;
анализировать языковые единицы;
формулировать выводы;
составлять текст (сообщения, реферата, доклада);
давать развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно
сформулированный вопрос;
писать сочинение на лингвистическую тему;
проводить исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры
(инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут
это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются
учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными
примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство,
искусный?
- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению
являются нерусскими?
- Зачем нужны архаизмы?
Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- Покой морфемам только снится. В гостях у Омонимов.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении
дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень
усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над
ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать
навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: редактирование предложений и
текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками,
неуместно употребленными словами и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по
принципу «кто больше?»;
упражнения с выборочным ответом
Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:
- Мы поражались его поразительной памяти.
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует
формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика,
когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые
требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов
творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения.
Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о
природе, которое можно было бы поместить в газете.
По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение
деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить
сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из
художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле.
По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя
фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному
фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в
классе и дома.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках
работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться
всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа,
общаться, помогать друг другу.
Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному
из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.
Часто на уроках используют словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут,
затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки
выписываются на доске.
Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками
товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится
общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.
Работа с таблицами и схемами
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией,
представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями
преобразования информации из одного вида в другой.
На уроках используются таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с
чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).
Работа со словарными словами
Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при
работе со словарными словами.
Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить
Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:
1.
Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография
которого не вызывает затруднение.
2.
Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам.
3.
Подбор слов по сходству их звучания.
4.
Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов
с непроверяемой ударением той же самой гласной.
5.
Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.
6.
Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные
фразы.
7.
Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.
8.
Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание
небольших стихотворений.
Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД.
Работа с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с
текстом стоят следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с
текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
Следует уделять внимание такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень
важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения
орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные
синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать
тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях
процесса создания произведений искусства слова.
В таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии
представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм
организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё
же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока
какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся
Этапы урока
Формируемые
универсальные
учебные действия
Методы, приёмы, средства
обучения; формы
организации деятельности
учащихся; педагогические
технологии
1. Мотивация к учебной
деятельности.
Личностные
Эмоциональный настрой
2. Актуализация и
фиксирование затруднения
в пробном учебном
действии.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Постановка проблемного
вопроса, организация
проблемной ситуации
3. Выявление места и
причины затруднения.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Проблемный диалог,
технология проблемного
обучения
4.Построение проекта
выхода из затруднения
(цель, план, способ,
средства)
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Карта урока, интерактивные
плакаты, презентация ,
проектная деятельность,
задания типа: «Поставь
вопросы, на которые ты
знаешь ответы»
5. Реализация
построенного проекта.
Личностные,
Проектная деятельность.
частично поисковая,
Познавательные,
Регулятивные,
Коммуникативные
исследовательская
деятельность
Проведение дидактических
игр.
Работа с учебником,
выполнение тренировочных
заданий.
Работа с интерактивными
тренажёрами.
Применение энциклопедий,
словарей, справочников,
ИКТ – технологий
6. Первичное закрепление
с проговариванием во
внешней речи
Познавательные
Регулятивные,
Коммуникативные
Личностные
Групповая, парная работа
Работа с учебником,
выполнение тренировочных
заданий.
7. Самостоятельная работа
с самопроверкой по
эталону.
Регулятивные
Личностные,
Познавательные
Используются
самоконтроль,
взаимоконтроль
8. Включение в систему
знаний и повторение.
Познавательные,
Коммуникативные
Личностные
Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по
памяткам
9. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка»,
смайлики, карты обратной
связи и т.д.
Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению
умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»
предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и
операции.