Напоминание

"Дифференцированный подход в обучении младших школьников физической культуры".


Автор: Киреев Сергей Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская гимназия №5
Населённый пункт: Московская обл. г.Домодедово
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Дифференцированный подход в обучении младших школьников физической культуры".
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Домодедовская гимназия № 5»

Московская область.

Из опыта работы

учителя физической культуры

Киреева Сергея Викторовича

Тема:

« Дифференцированный подход в

обучении младших школьников

физической культуре.»

г.Домодедово

2017 г.

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться

её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию:

быть здоровым.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей

учебной

воспитательной

работы

школы

и

занимает

важное

место

в

подготовке

учащихся

к

жизни,

к

общественному

труду.

Физическое

воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их

анатомо-физиологическими

и

психологическими

особенностями,

а

также

тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им

нужно

приспособиться,

привыкнуть.

С

начала

учёбы

значительно

растёт

объём

умственного

труда

и

в

тоже

время

ощутимо

ограничивается

их

двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В

связи

с

этим

правильное

физическое

воспитание

в

младшем

школьном

возрасте

является

не

только

необходимым

условием

всестороннего

гармоничного

развития

личности

ученика,

но

и

действенным

фактором

повышения его умственной работоспособности.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической

культуры,

является

необходимость

осуществления

дифференцированного

подхода

к

учащимся

в

процессе

физического

воспитания

-

учёт

индивидуальных

особенностей

школьников.

Важность

этой

работы

обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный

уровень

двигательной

подготовленности,

типологические

и

личностные

особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды.

Результаты научных исследований и практический опыт показывают, что во

всех классах, существуют группы сильных, средних и слабых учащихся, и

что между успеваемостью учащихся этих групп есть статически значимые

различия.

Между

тем

анализ

педагогической,

научной

и

методической

литературы,

а

также

изучения

и

обобщения

опыта

работы

учителей

физической культуры показали, что методика обучения рассчитана на так

называемого «среднего» ученика. Вследствие этого на уроках физической

культуры, учащиеся с высоким и низким уровнем физического развития не

могут реализовать своих возможностей в полной мере, что не соответствует

требованиям современной школы, Поэтому, дифференцированный подход к

каждой

из

групп

учащихся

в

целях

улучшения

их

физической

подготовленности

и

физического

развития

является

весьма

актуальным.

Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры

обеспечит более полный учёт индивидуальных возможностей учащихся и

повысит качество процесса обучения и воспитания. Следовательно, целью

данной

работы

является:1)

Создать

такую

методику

работы

на

уроках

физической культуры, которая бы учитывала все три группы занимающихся,

причём с возможностью перехода из 1 группы в другую. 2) Найти средства и

методы, способствующие развитию не, только двигательных функций, но и

развитию устойчивого интереса к занятиям физической культуры.

Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не

значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на

типовых

характеристиках

школьников,

т.е.

выделяю

признаки,

присущие

определённым

группам

учащихся,

например:

класс

обычно

делится

на

группы

по

полу

(мальчики,

девочки),

внутри

этих

групп

по

физической

подготовленности, а в них, отмечаю детей требующих к себе иного подхода.

Это касается ребят подготовительной медицинской группы. По результатам

предварительного

учёта,

которые

позволяют

получить

мне

и

учащемуся

объективную картину исходных показателей физической подготовленности,

происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых

учеников. Итоги данного учёта выставляются только положительные – это

точка

отсчёта

для

определения

сдвигов

в

физическом

развитии

детей.

Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения,

разрабатываю индивидуальные задания-карточки по различным темам: на

развитие

двигательных

способностей,

гибкости,

силы

и

т.д.

Упражнения

детям этой группы подбираю с таким расчётом, чтобы они не отталкивали

своей трудностью и в тоже время требовали определённого напряжения для

их выполнения. Сильные в плане физической подготовленности ученики –

это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала,

следят

за

правильным

выполнением

упражнений

в

своих

отделениях,

участвуют в судействе и т.д. Для меня главное, чтобы на моём уроке ученик

пребывал

в

ситуации

успеха,

чтобы

к

занятиям

физической

культуры

появился интерес, а значит, будут успехи и награды за их труд. Так серьёзную

проблему для большинства мальчиков представляет потягивание из виса.

Поэтому в зависимости от силовых способностей каждого ученика, опираясь

на

зону

их

ближайшего

развития,

использую

подводящие

упражнения:

отжимание

от

пола,

ходьба

на

руках,

подтягивание

из

виса

лёжа,

подтягивание

из

виса

с

помощью

товарища.

Достижение

определённых

результатов при условии систематических занятий даёт основание мне для

выставления ученику высокой оценки. При оценке успеваемости в первую

очередь учитываю особенности физического развития и типы телосложения.

Учащимся с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в

метании на дальность. Поэтому, я, активно вовлекаю их в работу на занятиях

лёгкой атлетикой. В тоже время, им значительно тяжелее овладеть техникой

гимнастических

упражнений,

и

показать

высокие

результаты

на

выносливость. В отличие от них, дети, имеющие небольшую массу и длину

тела,

успешнее

справляются

с

гимнастическими

и

акробатическими

упражнениями,

легче

достигают

высоких

результатов

в

заданиях

циклического

характера,

требующих

проявления

выносливости.

Наиболее

внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной

массой

тела

и

слабого

типа

телосложения.

Низкие

показатели

у

этих

учащихся не являются основанием для снижения оценки на моих уроках,

которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время.

Нагрузка

для

них

дозируется

индивидуально.

Положительно

влияет

на

организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на

лыжах,

продолжительный

бег

средней

интенсивности.

Что

касается

школьников

подготовительной

группы,

которые

имеют

незначительные

отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной

группы. При изучении двигательных действий связанных с повышенными

нагрузками, требование к ним снижаются. Основным в дифференцированном

подходе является учёт индивидуальных возможностей, особенностей каждого

школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, необходимо иметь

сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных заданий. Но более

перспективный

путь

этой

проблемы

вооружение

ребят

знаниями,

необходимыми

для

самоконтроля

своих

действий,

формирование

у

них

умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность

этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать

более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив

причину её возникновения, я своевременно оказываю помощь ученику, с

учётом

свойств

характера

ребёнка.

Знание

анатомо-физиологических

о собенно стей

детей

даёт

возможно сть

более

рационально

и

дифференцированно

подходить

к

проведению

уроков.

Развитие

детей

в

младшем

школьном

возрасте

идёт

довольно

интенсивно

и

относительно

равномерно. Но следует помнить о главном, что глубокие мышцы спины ещё

слабы, поэтому нельзя давать длительные статические нагрузки. В работе с

этими детьми, я большую часть урока уделяю подвижным играм, благодаря

которым развиваются как сильные, так и слабые ученики. Особенностью

младших

школьников

является

их

интерес

к

учёбе,

познавательная

активность и высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках

я

умело

сочетаю

чёткую

организацию,

разумную

дисциплину

с

предоставлением

учащимся

определённой

свободы

и

самостоятельности

действий,

стимулирующую

творчество

и

инициативность.

На

уроках

физиче ской

культуры

я

учу

детей

преодолевать

с ебя,

б ы т ь

дисциплинированными,

помогаю

им

впервые

задуматься

над

своим

отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «надо» для здоровья, а,

следовательно,

для

себя.

Приоритетным

направлением

урока

физической

культуры

считаю

формирование

совокупности

знаний

о

здоровом

образе

жизни, применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

Так

учащиеся

на

уроках

физической

культуры

знакомятся

с

утренней

гигиенической

гимнастикой,

физкультминуткой,

правильной

осанкой,

динамической

переменой,

распорядком

дня,

занятиями

в

спортивных

кружках, самостоятельными занятиями по физической культуре дома и т.д.,

то есть непосредственно с теми занятиями, которые необходимы в данный

момент.

Детям,

нуждающимся

в

дополнительной

активности,

предлагаю

заниматься в спортивных секциях.

Таким образом, дифференцированный

подход осуществляется по трём направлениям:

1

Изучение и учёт индивидуальных особенностей учащихся:

- изучение возрастных, половых и морфофункциональных особенностей

учащихся;

- учёт данных медицинского осмотра;

- учёт показателей контрольных данных;

- анализ состояния здоровья, степень овладения умениями и навыками.

2. Управление деятельностью учащихся:

- распределение учащихся на группы;

- определение физической нагрузки;

- дифференциация содержание объёма и интенсивности;

- организационно-методические мероприятия.

3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:

- определение модельных ОФП и СФП, составление таблиц тестирования;

- разработка индивидуальных заданий;

-

определение

индивидуальных

подходов

к

оценке

динамики

индивидуальных результатов;

- разработка системы дифференцированных домашних заданий;

- составление карточек-заданий для групп учащихся.

Система такой работы направлена на конечный результат. Поэтому оценка

успеваемости ставится на конец года. При выставлении итоговой оценки

учитывается:

- динамика уровня физической подготовленности (по тестам);

- теоретическая, техническая и спортивная подготовленность;

- пропуск уроков;

- участие в школьных соревнованиях;

- самостоятельная работа.

С целью формирования культуры здоровья в неучебное время проводятся

спортивные праздники: «Папа, мама, я -спортивная семья», «Кросс наций»,

традиционные эстафеты посвящённые 1 сентября, 9 мая, зимние эстафеты к

23 февраля, походы в лес и многое другое. Пропаганда здорового образа

жизни и осознанного отношения к своему здоровью требует дополнительного

просвещения детей младшего школьного возраста через : выставки-тематика,

которых

носит

здоровьеформирующий

характер;

создание

библиотеки

«Здоровья»-важного

информационного

центра

приобретения

знаний

о

здоровье;

игровые

уроки-праздники

здоровья.

Над

этим

модулем

мы

продолжаем работать.

Урок физической культуры - один из главных уроков здоровья. Каждый

учитель

может

сделать

многое

для

здоровья

школьников.

Применение

современных педагогических технологий на уроках и создание психолого

-педагогических условий для формирования у школьников потребности в

совершенствовании

физического,

нравственного,

духовного

здоровья

жизненно необходимо.



В раздел образования