Автор: Хайретдинова Ольга Николаевна
Должность: заместитель директора по вр
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: Пангоды
Наименование материала: статья
Тема: Летняя пришкольная досуговая площадка "Мир удивительных профессий"
Раздел: дополнительное образование
МОУ «Центр образования»
Хайретдинова Ольга Николаевна,
заместитель директора по ВР
Летняя пришкольная досуговая площадка
«Мир удивительных профессий»
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического
опыта
ребёнка,
творческого
освоения
новой
информации,
её
осмысления,
формирования
новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения
и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.
Особый
вид
летней
занятости
детей
-
пришкольная
летняя
досуговая
площадка.
Данная
практика существует в МОУ «Центр образования» с 2016 года.
Актуальность
практики
заключается
в
востребованности
социумом
летней
организованной
занятости
детей,
которая
объединяет
отдых,
оздоровление,
приобретение
индивидуального
социального опыта и получение дополнительных практических знаний и
навыков в различных отраслях науки, бизнеса, культуры, искусства, спорта посредством
активной творческой и проектно-исследовательской деятельности. Создаются условия для
раскрытия личности, профессионального самоопределения
и творческой самореализации
детей.
Отличительной
особенностью летней
пришкольной
досуговой
площадки
«Мир
удивительных
профессий»,
организуемой
на
базе
МОУ
«Центр
образования»,
является
комплекс
мер
по
развитию
личностного
роста
и
профессиональной
ориентации
подрастающего поколения, в условиях разновозрастной команды.
И д е е й летней
площадки
«Мир
удивительных
профессий» является
реализация
комплексной программы предпрофильной направленности. В основе концепции программы
лежит
модульный подход по самореализации личности ребенка через включение его в
различные виды деятельности, с целью формирования представления о мире профессий,
получения
первичных
практических
умений,
которые
в
будущем
могут
оказать
большое
влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности.
Выбор профиля основан на интересах и увлечениях детей: экология, интеллектуальные игры,
театр, журналистика, фотоискусство, живопись, танцы.
Участники площадки знакомятся с профилями деятельности, которые позволяют им
приобрести
практический
опыт,
получить
дополнительные
знания
по
предпрофильной
подготовки и удовлетворить индивидуальные интересы в различных сферах деятельности. Так
формируются группы по интересам и увлечениям.
В связи с востребованностью деятельности площадки на базе МОУ «Центр образования»
реализуются две тематические смены (июль, август). Каждая смена имеет определенную
предпрофильную направленность: создание условий, обеспечивающих полноценный отдых и
оздоровление каждого ребёнка, способствующих приобретению социально-значимого опыта,
развитию
позитивных
качеств
детской
личности,
выявлению
профессиональной
направленности и самостоятельности в выборе профессиональной сферы, формированию и
развитию
коммуникативных,
предпринимательских
и
творческих
навыков.
Смены
разноплановы и разнообразны, участники смен разных возрастных категорий и интересов, но
жить они будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!».
Работа
летней
пришкольной
досуговой
площадки
построена
по
трем
модулям:
Профориентационного, Культурно-развлекательного и Проектного. Содержание каждого
модуля обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком
знаний, умений и навыков ранней, позволяющих ему быть успешным в деятельности и
авторитетным среди сверстников и взрослых.
Профориентационный
модуль дает возможность каждому участнику узнать о мире
современных профессий, встретиться с представителями конкретных профессий.
Идеей Профориентационного модуля является самоопределение детей на основе
сравнения разных профессий. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на
базе
полученного
опыта
игровой
и
трудовой
деятельности
приводит
к
формированию
представлений
о
желаемой
профессии,
что
в
будущем
оказывает
большое
влияние
на
профессиональное самоопределение личности.
В соответствии с сюжетом игры создается карта родного поселка «Страна Мастеров»,
на которой будут отмечены предприятия, где работают люди той или иной специальности:
Город нефтяников (геолог, токарь, эколог, строитель, водитель).
Город служителей культуры и искусства (художник, библиотекарь, актер, музыкант,
хореограф, скульптор, осветитель, режиссёр).
Город
специалистов
средств
массовой
информации
(рекламный
агент,
фотограф,
журналист, редактор, режиссер кино и радио).
Через
сюжетно-ролевую
игру
ребята
получают
возможность
социальных
проб:
организаторы интеллектуальных, творческих игр, руководители детских проектов, развивают
навыки коммуникации, овладевают социокультурными ценностями и опытом поведения. В
рамках предпрофильной подготовки осуществляются профессиональные пробы («Один день в
будущей
профессии,
«Погружение
в
профессию»,
«Моя
будущая
профессия»).
Ребята
получают
возможность
быть
журналистами,
дизайнерами,
фотографами,
инженерами,
экологами. В ходе игры участники пришкольной досуговой площадки становятся жителями
«Страны
мастеров»,
участвуют
в
профориентационных
мероприятиях,
професиональных
пробах, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, овладевая навыками выполнения той или иной
практической
деятельности
и
получая
за
это звания
«Мастер». Деятельность
Модуля
освещает детский «Пресс-Центр». Подведение итогов модуля проходит в виде демонстрации
творческих проектов.
Реализация Культурно-развлекательного
модуля направлена
на
интеграцию
интеллектуально-познавательной,
творческой
деятельности
детей
и
реализуется
путем
проведения
творческих,
интеллектуальных
и
досуговых
занятий
и
мероприятий,
объединенных
в
следующие
блоки:
интеллектуальные
игры,
тренинги
креативности,
головоломки, разминки для ума. Заключается в самостоятельной организации и проведении
командами
массовых
мероприятий.
В
ходе
подготовки
у
детей
развиваются
лидерские
качества,
организаторские
способности,
коммуникативные
навыки,
способствующие
личностному росту каждого. Участие в данном модуле оказывает положительное влияние
на самооценку ребят, обеспечивает эмоциональное благополучие и стимулирует мотивацию
детей
к
познанию
и
творчеству.
По
результатам
работы
модуля
у
ребят
формируется
информационно-интеллектуальная
готовность,
познавательная
активность
и
устойчивый
познавательный интерес.
Проектный модуль ориентирует участников на создание собственных разработок по
приоритетным
направлениям
предпрофильной
подготовки.
Участники
овладевают
определенными профессиональными навыками в ходе реализации трёх направлений:
«Бизнес-путь». Этот проект посвящен профессиям, связанным с бизнесом. В рамках проекта
ребят ждет сюжетно-ролевая игра, предполагающая создание организаций и корпораций,
живущих
по
законам
финансового
рынка
(с
налоговыми
сборами,
с
игровой
валютой
и
проектами
инвестиций,
с
определением
наиболее
успешных
финансовых
стратегий
и
выявлением в итоге самой успешной организации).
«Коммуникативный
путь». Этот
проект
предполагает
знакомство
с
профессиями,
связанными с общением, умением красиво и правильно говорить.
«Креативный
путь». Этот
проект
посвящен
тем
профессиям,
где
более
всего
ценится
умением придумывать и сочинять.
Итогом
работы Модуля является
презентация
и защита исследовательских
и
творческих проектов.
Таким образом, сочетание тематической и профильной составляющих, заложенных в
основу
летней
площадки,
позволяет
процесс
непрерывного
познания
и
самореализации
совместить с летним отдыхом, а воспитанникам приобрести навыки ранней профориентации.
Одним из важных инструментов реализации практики является использование внешних
ресурсов.
МОУ
«Центр
образования»
успешно
использует
возможности сетевого
взаимодействия
с
организациями,
предприятиями
поселка:
образовательными
организациями,
медицинскими
учреждениями
и
иными
организациями,
обладающими
ресурсами,
необходимыми
для
осуществления
профессионального
самоопределения
обучающихся.
Все
это
позволяет
расширить
представление
о
различных
профессиях,
организовывать
интерактивные
экскурсии,
профессиональные
пробы
и
практическую
деятельность.
Каждое лето площадку посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет с различными
индивидуальными потребностями, интересами и творческим потенциалом. Охват составляет
70
детей
и
подростков.
К
совместной
деятельности
активно
привлекаются
родительская
общественность, социальные партнеры.
За период реализации практики разработано две дополнительные общеразвивающие
программы,
проведено
более
10
совместных
творческих
мероприятий
различной
направленности с участием детей, родителей, педагогов, социальных партнеров. По итогам
каждой смены участники площадки представляли творческие и исследовательские проекты.
По
данным
мониторинга
результатов
работы
площадки
«Мир
удивительных
профессий»
отмечен высокий уровень мотивации пребывания воспитанников на площадке,
познавательной активности, 100% удовлетворенность детей и родителей работой площадки.
Отмечается повышение уровня организаторских и коммуникативных способностей, лидерских
качеств, способствующих личностному росту каждого (на 10%).
Одним
из
личностных
эффектов
воспитанников
площадки
является
формирование
готовности
обучающихся
к
выбору
направления
своей
профильной
деятельности
в
соответствии
с
личными
интересами,
индивидуальными
способностями,
продолжение
исследовательской, творческой
работы во внеурочное время,
использование полученных
первоначальных профессиональных навыков в учебной деятельности.
В
перспективе
планируется
увеличение
количества
детей,
посещающих
летнюю
досуговую площадку,
дальнейшее развитие комплексной программы «Мир удивительных
профессий»
в
создании
ЭКО-тропы
профессий,
площадки
для
профессионального
самоопределения обучающихся с расширенным спектром профессиональных проб, практик
различных профессий.
В реализации данной программы задействованы квалифицированные педагогические
работники МОУ «Центр образования», прошедшие специальную подготовку по направлениям:
«Технологии эффективного управления организацией смен в системе отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи
Ро ссийской
Федерации», «Механизмы
формирования
сред
профессиональных проб для подростков в дополнительном образовании».
Таким образом, сложившаяся система работы хорошо вписывается в учебный и
воспитательный процесс МОУ «Центр образования», поскольку она построена в соответствии
с
современными
подходами
к
обучению
и
воспитанию
детей,
направлена
на
создание
необходимых
условий
для
полноценной
занятости
каникулярного
времени,
оздоровления
дет ей
и
подро ст ков , саморазвития,
профессионального
самоопределения,
научно-
исследовательской,
проектной
деятельности
обучающихся, формирование инфраструктуры
каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении.