Напоминание

Летняя пришкольная досуговая площадка "Мир удивительных профессий"


Автор: Хайретдинова Ольга Николаевна
Должность: заместитель директора по вр
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: Пангоды
Наименование материала: статья
Тема: Летняя пришкольная досуговая площадка "Мир удивительных профессий"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ «Центр образования»

Хайретдинова Ольга Николаевна,

заместитель директора по ВР

Летняя пришкольная досуговая площадка

«Мир удивительных профессий»

Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического

опыта

ребёнка,

творческого

освоения

новой

информации,

её

осмысления,

формирования

новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения

и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.

Особый

вид

летней

занятости

детей

-

пришкольная

летняя

досуговая

площадка.

Данная

практика существует в МОУ «Центр образования» с 2016 года.

Актуальность

практики

заключается

в

востребованности

социумом

летней

организованной

занятости

детей,

которая

объединяет

отдых,

оздоровление,

приобретение

индивидуального

социального опыта и получение дополнительных практических знаний и

навыков в различных отраслях науки, бизнеса, культуры, искусства, спорта посредством

активной творческой и проектно-исследовательской деятельности. Создаются условия для

раскрытия личности, профессионального самоопределения

и творческой самореализации

детей.

Отличительной

особенностью летней

пришкольной

досуговой

площадки

«Мир

удивительных

профессий»,

организуемой

на

базе

МОУ

«Центр

образования»,

является

комплекс

мер

по

развитию

личностного

роста

и

профессиональной

ориентации

подрастающего поколения, в условиях разновозрастной команды.

И д е е й летней

площадки

«Мир

удивительных

профессий» является

реализация

комплексной программы предпрофильной направленности. В основе концепции программы

лежит

модульный подход по самореализации личности ребенка через включение его в

различные виды деятельности, с целью формирования представления о мире профессий,

получения

первичных

практических

умений,

которые

в

будущем

могут

оказать

большое

влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности.

Выбор профиля основан на интересах и увлечениях детей: экология, интеллектуальные игры,

театр, журналистика, фотоискусство, живопись, танцы.

Участники площадки знакомятся с профилями деятельности, которые позволяют им

приобрести

практический

опыт,

получить

дополнительные

знания

по

предпрофильной

подготовки и удовлетворить индивидуальные интересы в различных сферах деятельности. Так

формируются группы по интересам и увлечениям.

В связи с востребованностью деятельности площадки на базе МОУ «Центр образования»

реализуются две тематические смены (июль, август). Каждая смена имеет определенную

предпрофильную направленность: создание условий, обеспечивающих полноценный отдых и

оздоровление каждого ребёнка, способствующих приобретению социально-значимого опыта,

развитию

позитивных

качеств

детской

личности,

выявлению

профессиональной

направленности и самостоятельности в выборе профессиональной сферы, формированию и

развитию

коммуникативных,

предпринимательских

и

творческих

навыков.

Смены

разноплановы и разнообразны, участники смен разных возрастных категорий и интересов, но

жить они будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!».

Работа

летней

пришкольной

досуговой

площадки

построена

по

трем

модулям:

Профориентационного, Культурно-развлекательного и Проектного. Содержание каждого

модуля обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком

знаний, умений и навыков ранней, позволяющих ему быть успешным в деятельности и

авторитетным среди сверстников и взрослых.

Профориентационный

модуль дает возможность каждому участнику узнать о мире

современных профессий, встретиться с представителями конкретных профессий.

Идеей Профориентационного модуля является самоопределение детей на основе

сравнения разных профессий. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на

базе

полученного

опыта

игровой

и

трудовой

деятельности

приводит

к

формированию

представлений

о

желаемой

профессии,

что

в

будущем

оказывает

большое

влияние

на

профессиональное самоопределение личности.

В соответствии с сюжетом игры создается карта родного поселка «Страна Мастеров»,

на которой будут отмечены предприятия, где работают люди той или иной специальности:

Город нефтяников (геолог, токарь, эколог, строитель, водитель).

Город служителей культуры и искусства (художник, библиотекарь, актер, музыкант,

хореограф, скульптор, осветитель, режиссёр).

Город

специалистов

средств

массовой

информации

(рекламный

агент,

фотограф,

журналист, редактор, режиссер кино и радио).

Через

сюжетно-ролевую

игру

ребята

получают

возможность

социальных

проб:

организаторы интеллектуальных, творческих игр, руководители детских проектов, развивают

навыки коммуникации, овладевают социокультурными ценностями и опытом поведения. В

рамках предпрофильной подготовки осуществляются профессиональные пробы («Один день в

будущей

профессии,

«Погружение

в

профессию»,

«Моя

будущая

профессия»).

Ребята

получают

возможность

быть

журналистами,

дизайнерами,

фотографами,

инженерами,

экологами. В ходе игры участники пришкольной досуговой площадки становятся жителями

«Страны

мастеров»,

участвуют

в

профориентационных

мероприятиях,

професиональных

пробах, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, овладевая навыками выполнения той или иной

практической

деятельности

и

получая

за

это звания

«Мастер». Деятельность

Модуля

освещает детский «Пресс-Центр». Подведение итогов модуля проходит в виде демонстрации

творческих проектов.

Реализация Культурно-развлекательного

модуля направлена

на

интеграцию

интеллектуально-познавательной,

творческой

деятельности

детей

и

реализуется

путем

проведения

творческих,

интеллектуальных

и

досуговых

занятий

и

мероприятий,

объединенных

в

следующие

блоки:

интеллектуальные

игры,

тренинги

креативности,

головоломки, разминки для ума. Заключается в самостоятельной организации и проведении

командами

массовых

мероприятий.

В

ходе

подготовки

у

детей

развиваются

лидерские

качества,

организаторские

способности,

коммуникативные

навыки,

способствующие

личностному росту каждого. Участие в данном модуле оказывает положительное влияние

на самооценку ребят, обеспечивает эмоциональное благополучие и стимулирует мотивацию

детей

к

познанию

и

творчеству.

По

результатам

работы

модуля

у

ребят

формируется

информационно-интеллектуальная

готовность,

познавательная

активность

и

устойчивый

познавательный интерес.

Проектный модуль ориентирует участников на создание собственных разработок по

приоритетным

направлениям

предпрофильной

подготовки.

Участники

овладевают

определенными профессиональными навыками в ходе реализации трёх направлений:

«Бизнес-путь». Этот проект посвящен профессиям, связанным с бизнесом. В рамках проекта

ребят ждет сюжетно-ролевая игра, предполагающая создание организаций и корпораций,

живущих

по

законам

финансового

рынка

налоговыми

сборами,

с

игровой

валютой

и

проектами

инвестиций,

с

определением

наиболее

успешных

финансовых

стратегий

и

выявлением в итоге самой успешной организации).

«Коммуникативный

путь». Этот

проект

предполагает

знакомство

с

профессиями,

связанными с общением, умением красиво и правильно говорить.

«Креативный

путь». Этот

проект

посвящен

тем

профессиям,

где

более

всего

ценится

умением придумывать и сочинять.

Итогом

работы Модуля является

презентация

и защита исследовательских

и

творческих проектов.

Таким образом, сочетание тематической и профильной составляющих, заложенных в

основу

летней

площадки,

позволяет

процесс

непрерывного

познания

и

самореализации

совместить с летним отдыхом, а воспитанникам приобрести навыки ранней профориентации.

Одним из важных инструментов реализации практики является использование внешних

ресурсов.

МОУ

«Центр

образования»

успешно

использует

возможности сетевого

взаимодействия

с

организациями,

предприятиями

поселка:

образовательными

организациями,

медицинскими

учреждениями

и

иными

организациями,

обладающими

ресурсами,

необходимыми

для

осуществления

профессионального

самоопределения

обучающихся.

Все

это

позволяет

расширить

представление

о

различных

профессиях,

организовывать

интерактивные

экскурсии,

профессиональные

пробы

и

практическую

деятельность.

Каждое лето площадку посещают дети в возрасте от 7 до 12 лет с различными

индивидуальными потребностями, интересами и творческим потенциалом. Охват составляет

70

детей

и

подростков.

К

совместной

деятельности

активно

привлекаются

родительская

общественность, социальные партнеры.

За период реализации практики разработано две дополнительные общеразвивающие

программы,

проведено

более

10

совместных

творческих

мероприятий

различной

направленности с участием детей, родителей, педагогов, социальных партнеров. По итогам

каждой смены участники площадки представляли творческие и исследовательские проекты.

По

данным

мониторинга

результатов

работы

площадки

«Мир

удивительных

профессий»

отмечен высокий уровень мотивации пребывания воспитанников на площадке,

познавательной активности, 100% удовлетворенность детей и родителей работой площадки.

Отмечается повышение уровня организаторских и коммуникативных способностей, лидерских

качеств, способствующих личностному росту каждого (на 10%).

Одним

из

личностных

эффектов

воспитанников

площадки

является

формирование

готовности

обучающихся

к

выбору

направления

своей

профильной

деятельности

в

соответствии

с

личными

интересами,

индивидуальными

способностями,

продолжение

исследовательской, творческой

работы во внеурочное время,

использование полученных

первоначальных профессиональных навыков в учебной деятельности.

В

перспективе

планируется

увеличение

количества

детей,

посещающих

летнюю

досуговую площадку,

дальнейшее развитие комплексной программы «Мир удивительных

профессий»

в

создании

ЭКО-тропы

профессий,

площадки

для

профессионального

самоопределения обучающихся с расширенным спектром профессиональных проб, практик

различных профессий.

В реализации данной программы задействованы квалифицированные педагогические

работники МОУ «Центр образования», прошедшие специальную подготовку по направлениям:

«Технологии эффективного управления организацией смен в системе отдыха и оздоровления

детей

и

молодежи

Ро ссийской

Федерации», «Механизмы

формирования

сред

профессиональных проб для подростков в дополнительном образовании».

Таким образом, сложившаяся система работы хорошо вписывается в учебный и

воспитательный процесс МОУ «Центр образования», поскольку она построена в соответствии

с

современными

подходами

к

обучению

и

воспитанию

детей,

направлена

на

создание

необходимых

условий

для

полноценной

занятости

каникулярного

времени,

оздоровления

дет ей

и

подро ст ков , саморазвития,

профессионального

самоопределения,

научно-

исследовательской,

проектной

деятельности

обучающихся, формирование инфраструктуры

каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении.



В раздел образования