Автор: Хайретдинова Ольга Николаевна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: Пангоды
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Пасхальный перезвон."
Раздел: среднее образование
Ямало-Ненецкий автономный округ
Надымский район
МОУ «Центр образования»
Учитель изобразительного искусства
Хайретдинова Ольга Николаевна
Тема урока: Пасхальный перезвон.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма проведения урока: урок-праздник.
Вид урока: практикум.
Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.
Принцип
организации
коллективной
композиции: Экспресс
-
выставка:
свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной
доске).
Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному
мастеру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о пасхальных
обычаях и традициях, познакомить с характерными особенностями росписи
пасхальных яиц, приобщать детей к народным традициям.
Задачи:
1.Обучить
умению
выделять
характерные
средства
художественной
выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать
произведения;
2.Научить навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки
различных
видов:
вальс,
дождик,
точка,
запятая,
расписывать
бумажные
силуэты пасхальных яиц в традициях народных мастеров;
3.Учить детей :
-преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
-чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;
-закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через
изображение.
4.Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения
выполненных работ, уважать мнение товарища;
5.Формировать
нравственно-эстетическую
отзывчивость
к
красоте
окружающего мира;
6.Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и
настроений путем воображения и представления;
Оборудование:
Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт пасхального яйца, кисть, гуашь,
фломастеры.
Для
учителя:
натюрморт
«Пасха»,
педагогический
рисунок,
презентация
"Пасхальный перезвон", выставка рисунков учащихся.
Оборудование и материалы:
1.Иллюстративный материал с изображением народных праздников.
2.Образцы выполнения различных видов мазков
3.Музыкальный ряд: колокольный звон, русская народная музыка.
4.Художественные материалы.
5.Раздаточный материал: шаблоны.
План урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
3.Постановка художественной проблемы, определение темы, цели и задач урока
4.Закрепление изученного материала
5. Физкультминутка
6.Практическая работа.
7.Итог урока. Оформление экспресс - выставки индивидуально-практической
работы «Пасхальный перезвон».
Ход урока
1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа о значении народных обрядов и традиций в жизни людей
Музыкальный эпиграф. Звучит колокольный звон.
Колокол дремавший разбудил поля.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бедная луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
( С. Есенин)
Уходят морозы, холода, пробуждается природа - наступает весна. С ней вместе
приходит христианский праздник Пасха. Праздник воскресения из мертвых
Иисуса Христа.
Тема нашего урока «Пасхальный перезвон», как вы ужу догадались это связано
с великим христианским праздником Пасхой. «Торжество всех торжеств» -так
называют этот праздник. Все любят этот праздник, к нему готовятся в каждой
семье.
Много праздников на Руси! Богаты песнями, обрядами и играми.
В старину девушки одевали свои лучшие наряды, накрывали на стол, зажигали
свечи (обратить внимание на натюрморт).
Сегодня у нас в гостях русская красавица в народном костюме.
(слова девочки)
-Здравствуйте, гости дорогие!
Христос Воскрес!
Рады гостям, как добрым вестям!
Всем спасибо, что пришли,
Для нас времечко нашли!
Будут здесь у нас забавы-
Посиделочки на славу.
Вернемся в праздник как во сне,
К нашей русской старине!
-Добро пожаловать к нашему столу!
-У
каждого
праздника
много
традиций,
обрядов
и
примет,
пословиц
и
стихотворений.
Обычаи и традиции праздника (рассказывают дети).
Пасха празднуется торжественно и весело.
К этому дню пекут куличи, красят яйца, готовят творожную пасху.
Думаю,
всем
известен
христианский
обычай
обмениваться
на
Пасху
крашенными яйцами и христосоваться.
Протягивают тебе яйцо и говорят:
-Христос воскрес!
А ты отвечаешь:
-Воистину воскрес!
Отдаешь яйцо и троекратно целуешься.
Крашение пасхальных яиц – единственный обряд, который пронесли мы
сквозь тьму десятилетий.
Оцвеченные
вареной
луковой
шелухой,
они
стали
символом
верности
православной традиции, веры наших дедов. Откуда
в нашем народе такой
обычай – красить на Пасху яйца, а потом дарить их друг другу?
Когда Мария Магдалина пришла ко гробу Иисуса Христа, то Ангел ей сказал
,что Христос Воскрес…Она стала ходить из страны в страну и рассказывать,
как он воскрес. Однажды она пришла в Рим во дворец, к императору. В те
времена, приходя к императору, все должны были приносить подарки ,а так как
Мария бала бедная, то в руках у нее было простое яичко. Она протянула его
императору и громко сказала:
-Христос воскрес!
Удивился император и ответил:
-Как может кто- то воскреснуть из мертвых! В это поверить так же трудно, как в
то, что это белое яичко может стать красным!
И пока он говорил эти слова яичко начало менять цвет и стало ярко –красным!
Вот как со словами «Христос воскрес!», было подарено первое пасхальное
яичко.
( стих.К.Фофанов «Под напев молитв пасхальных…»)
3.Постановка художественной проблемы, определение темы, цели и задач
урока.
-Продумать мотив и расписать пасхальное яйцо.
Сейчас мы посмотрим презентацию «Пасхальный перезвон» и узнаем много
интересного о символическом значении пасхальных яиц.
(в ходе просмотра начинаем практическую деятельность)
У пасхальных яиц символична и раскраска. Однотонно раскрашенные яйца –
крашенки, с расписными узорами –писанки.
Вспомним символическое значение яйца:
-олицетворение солнца;
-мировое яйцо, из которого произошла жизнь;
Вопрос: Что вы знаете об узорах на пасхальных яйцах?
Узоры писанок несли в себе также глубокий смысл:
-на
зеленом
фоне
белые
контурные
линии,
кружки
–
оранжевые,
точки
–
красные. Этот узор обозначал здоровье;
-на красном фоне – веточки, солнышко, ласточки, а вокруг небо – закликание
зимы;
-чередуются красные и черные треугольники; контурные линии, кружочки на
черном –белые_ богатство;
Да,
пожалуй,
и
нет
ни
одного
доброго
пожелания,
которое
нельзя
было
выразить рисунком писанки:
-спираль- знак долголетия;
-крапинки -смена будущей жизни;
-корзина с цветами -полнота жизни;
-зеленые сердечки -жар любви.
Цвета тоже имели свою символику:
-красный –цвет радости, жизни, любви;
-желтый -посвящается солнцу, луне, звездам;
-зеленый –символизирует весну, природу;
-сочетание красного и белого - благодарение Бога за защиту от зла;
-коричневый- плодородие земли.
4.Закрепление изученного материала.
За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки,
связанные
с
ним.
А
вы,
ребята,
знаете
такие
поговорки?(объяснить
их
значение).
-«Дорого яичко к Христовому дню!» -всякому делу есть свой срок;
-«Он по яйцам пройдет –ни одного не раздавит!»-очень осторожные;
-«Дай ему яичко, да еще облупленное» -говорят о жадных и ленивых;
А вот приметы, связанные с погодой:
-На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету;
Или такое поверье: первое крашенное яйцо, полученное на Пасху в подарок,
хранит дом от пожара.
5.Физкультминутка.
Игра «Самый ловкий»
(проводит игру девочка в костюме)
-Раз в пасхальный вечерок
Молодежь гуляла,
В игры с яйцами,
она весело играла!
(объяснение правил игры)
-нам нужно два мальчика, берете ложки, кладете в них яйца и обходите вокруг
стола, кто быстрее вернется ко мне, тот выиграл! А затем две девочки
повторяют все заново. Всем спасибо, участникам и болельщикам.
6.Практическое выполнение задания.
Педагогический рисунок.
Показ учителем образцов.
Роспись детьми яиц и шаблонов яиц.
(Дети заранее выбирают, как они будут расписывать яйца).
Например:
Тюльпан, Солнце, Ромашка, Клевер, Изба, Заяц.
Самостоятельная работа учащихся.
Во время работы звучит русская народная мелодия.
(Учитель
просматривает
работы
учащихся
в
процессе
росписи
и
делает
анализ рисунков).
7.Подведение итогов.
Оформление экспресс - выставки индивидуально-практической
работы
«Пасхальный перезвон».
Обсуждение выставочных работ.
Вспомнить значение и символику пасхальных яиц.
Провести совместный анализ работ учащихся, что получилось, а что не удалось.
Рефлексия.
-Какое открытие вы для себя вынесли с урока?
-Что поняли в процессе беседы?
(слова девочки)
-Русский праздник Воскресенья,
приходи скорее вновь!
До свиданья, до свиданья!
Дай Господь вам всем любовь!
Домашнее задание.
Принести иллюстрации на тему «Народные праздники», написать мини- эссе
«Мой любимый праздник!»
Спасибо всем! Творческих успехов! С праздником Светлой Пасхи!