Напоминание

"Пасхальный перезвон."


Автор: Хайретдинова Ольга Николаевна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: Пангоды
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Пасхальный перезвон."
Раздел: среднее образование





Назад




Ямало-Ненецкий автономный округ

Надымский район

МОУ «Центр образования»

Учитель изобразительного искусства

Хайретдинова Ольга Николаевна

Тема урока: Пасхальный перезвон.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма проведения урока: урок-праздник.

Вид урока: практикум.

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Принцип

организации

коллективной

композиции: Экспресс

-

выставка:

свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной

доске).

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному

мастеру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о пасхальных

обычаях и традициях, познакомить с характерными особенностями росписи

пасхальных яиц, приобщать детей к народным традициям.

Задачи:

1.Обучить

умению

выделять

характерные

средства

художественной

выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать

произведения;

2.Научить навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки

различных

видов:

вальс,

дождик,

точка,

запятая,

расписывать

бумажные

силуэты пасхальных яиц в традициях народных мастеров;

3.Учить детей :

-преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;

-чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;

-закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через

изображение.

4.Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения

выполненных работ, уважать мнение товарища;

5.Формировать

нравственно-эстетическую

отзывчивость

к

красоте

окружающего мира;

6.Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и

настроений путем воображения и представления;

Оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт пасхального яйца, кисть, гуашь,

фломастеры.

Для

учителя:

натюрморт

«Пасха»,

педагогический

рисунок,

презентация

"Пасхальный перезвон", выставка рисунков учащихся.

Оборудование и материалы:

1.Иллюстративный материал с изображением народных праздников.

2.Образцы выполнения различных видов мазков

3.Музыкальный ряд: колокольный звон, русская народная музыка.

4.Художественные материалы.

5.Раздаточный материал: шаблоны.

План урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

3.Постановка художественной проблемы, определение темы, цели и задач урока

4.Закрепление изученного материала

5. Физкультминутка

6.Практическая работа.

7.Итог урока. Оформление экспресс - выставки индивидуально-практической

работы «Пасхальный перезвон».

Ход урока

1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа о значении народных обрядов и традиций в жизни людей

Музыкальный эпиграф. Звучит колокольный звон.

Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою бедная луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

( С. Есенин)

Уходят морозы, холода, пробуждается природа - наступает весна. С ней вместе

приходит христианский праздник Пасха. Праздник воскресения из мертвых

Иисуса Христа.

Тема нашего урока «Пасхальный перезвон», как вы ужу догадались это связано

с великим христианским праздником Пасхой. «Торжество всех торжеств» -так

называют этот праздник. Все любят этот праздник, к нему готовятся в каждой

семье.

Много праздников на Руси! Богаты песнями, обрядами и играми.

В старину девушки одевали свои лучшие наряды, накрывали на стол, зажигали

свечи (обратить внимание на натюрморт).

Сегодня у нас в гостях русская красавица в народном костюме.

(слова девочки)

-Здравствуйте, гости дорогие!

Христос Воскрес!

Рады гостям, как добрым вестям!

Всем спасибо, что пришли,

Для нас времечко нашли!

Будут здесь у нас забавы-

Посиделочки на славу.

Вернемся в праздник как во сне,

К нашей русской старине!

-Добро пожаловать к нашему столу!

каждого

праздника

много

традиций,

обрядов

и

примет,

пословиц

и

стихотворений.

Обычаи и традиции праздника (рассказывают дети).

Пасха празднуется торжественно и весело.

К этому дню пекут куличи, красят яйца, готовят творожную пасху.

Думаю,

всем

известен

христианский

обычай

обмениваться

на

Пасху

крашенными яйцами и христосоваться.

Протягивают тебе яйцо и говорят:

-Христос воскрес!

А ты отвечаешь:

-Воистину воскрес!

Отдаешь яйцо и троекратно целуешься.

Крашение пасхальных яиц – единственный обряд, который пронесли мы

сквозь тьму десятилетий.

Оцвеченные

вареной

луковой

шелухой,

они

стали

символом

верности

православной традиции, веры наших дедов. Откуда

в нашем народе такой

обычай – красить на Пасху яйца, а потом дарить их друг другу?

Когда Мария Магдалина пришла ко гробу Иисуса Христа, то Ангел ей сказал

,что Христос Воскрес…Она стала ходить из страны в страну и рассказывать,

как он воскрес. Однажды она пришла в Рим во дворец, к императору. В те

времена, приходя к императору, все должны были приносить подарки ,а так как

Мария бала бедная, то в руках у нее было простое яичко. Она протянула его

императору и громко сказала:

-Христос воскрес!

Удивился император и ответил:

-Как может кто- то воскреснуть из мертвых! В это поверить так же трудно, как в

то, что это белое яичко может стать красным!

И пока он говорил эти слова яичко начало менять цвет и стало ярко –красным!

Вот как со словами «Христос воскрес!», было подарено первое пасхальное

яичко.

( стих.К.Фофанов «Под напев молитв пасхальных…»)

3.Постановка художественной проблемы, определение темы, цели и задач

урока.

-Продумать мотив и расписать пасхальное яйцо.

Сейчас мы посмотрим презентацию «Пасхальный перезвон» и узнаем много

интересного о символическом значении пасхальных яиц.

(в ходе просмотра начинаем практическую деятельность)

У пасхальных яиц символична и раскраска. Однотонно раскрашенные яйца –

крашенки, с расписными узорами –писанки.

Вспомним символическое значение яйца:

-олицетворение солнца;

-мировое яйцо, из которого произошла жизнь;

Вопрос: Что вы знаете об узорах на пасхальных яйцах?

Узоры писанок несли в себе также глубокий смысл:

-на

зеленом

фоне

белые

контурные

линии,

кружки

оранжевые,

точки

красные. Этот узор обозначал здоровье;

-на красном фоне – веточки, солнышко, ласточки, а вокруг небо – закликание

зимы;

-чередуются красные и черные треугольники; контурные линии, кружочки на

черном –белые_ богатство;

Да,

пожалуй,

и

нет

ни

одного

доброго

пожелания,

которое

нельзя

было

выразить рисунком писанки:

-спираль- знак долголетия;

-крапинки -смена будущей жизни;

-корзина с цветами -полнота жизни;

-зеленые сердечки -жар любви.

Цвета тоже имели свою символику:

-красный –цвет радости, жизни, любви;

-желтый -посвящается солнцу, луне, звездам;

-зеленый –символизирует весну, природу;

-сочетание красного и белого - благодарение Бога за защиту от зла;

-коричневый- плодородие земли.

4.Закрепление изученного материала.

За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки,

связанные

с

ним.

А

вы,

ребята,

знаете

такие

поговорки?(объяснить

их

значение).

-«Дорого яичко к Христовому дню!» -всякому делу есть свой срок;

-«Он по яйцам пройдет –ни одного не раздавит!»-очень осторожные;

-«Дай ему яичко, да еще облупленное» -говорят о жадных и ленивых;

А вот приметы, связанные с погодой:

-На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету;

Или такое поверье: первое крашенное яйцо, полученное на Пасху в подарок,

хранит дом от пожара.

5.Физкультминутка.

Игра «Самый ловкий»

(проводит игру девочка в костюме)

-Раз в пасхальный вечерок

Молодежь гуляла,

В игры с яйцами,

она весело играла!

(объяснение правил игры)

-нам нужно два мальчика, берете ложки, кладете в них яйца и обходите вокруг

стола, кто быстрее вернется ко мне, тот выиграл! А затем две девочки

повторяют все заново. Всем спасибо, участникам и болельщикам.

6.Практическое выполнение задания.

Педагогический рисунок.

Показ учителем образцов.

Роспись детьми яиц и шаблонов яиц.

(Дети заранее выбирают, как они будут расписывать яйца).

Например:

Тюльпан, Солнце, Ромашка, Клевер, Изба, Заяц.

Самостоятельная работа учащихся.

Во время работы звучит русская народная мелодия.

(Учитель

просматривает

работы

учащихся

в

процессе

росписи

и

делает

анализ рисунков).

7.Подведение итогов.

Оформление экспресс - выставки индивидуально-практической

работы

«Пасхальный перезвон».

Обсуждение выставочных работ.

Вспомнить значение и символику пасхальных яиц.

Провести совместный анализ работ учащихся, что получилось, а что не удалось.

Рефлексия.

-Какое открытие вы для себя вынесли с урока?

-Что поняли в процессе беседы?

(слова девочки)

-Русский праздник Воскресенья,

приходи скорее вновь!

До свиданья, до свиданья!

Дай Господь вам всем любовь!

Домашнее задание.

Принести иллюстрации на тему «Народные праздники», написать мини- эссе

«Мой любимый праздник!»

Спасибо всем! Творческих успехов! С праздником Светлой Пасхи!



В раздел образования