Напоминание

"Монтессори - классы в дошкольных учреждениях Кузбасса"


Автор: Якимова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования, к.пед.наук
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Монтессори - классы в дошкольных учреждениях Кузбасса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Монтессори - классы в дошкольных учреждениях Кузбасса

Якимова Марина Николаевна,

кандидат педагогических наук,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ «Вектор»,

г.Новокузнецк

Монтессори-педагогика в Российской действительности уже не нова. И это

по-настоящему радует всех, кто в 90-х годах впервые стал ей заниматься.

Многое, о чем стало известным в те далёкие годы пугало, настораживало…

Но только не тех, кто по-настоящему стал её изучать, погружаться всё глубже

и глубже.

Статус запрещённой прилип к ней в 20-х годах, так и остался для многих

по учебникам «Истории педагогики», где черным по-белому было написано,

что это буржуазная педагогика, которая развивает индивидуалистов.

Это

сейчас я могу поправить авторов учебника и заявить о том, что именно

Монтессори-педагогика развивает индивидуальность в детях. Но тогда для

меня было многое неизвестно и мне приходилось буквально пролазить сквозь

сотни разных умных книг, чтобы открыть истину. Вначале для себя, а затем и

для истории.

Впервые услышала я эту загадочную итальянскую фамилию в 94-м году

со страниц «Учительской газеты».

Желание

заниматься

Монтессори-педагогикой

я

подтвердила

на

кафедре

педагогики пединститута г. Новокузнецка, где стала работать, а затем и в

институте

повышения

квалификации,

где

продолжила

работать

уже

под

руководством Вержицкого Григория Анатольевича.

Первое,

что

удалось

тогда

сделать,

так

это

поехать

в

Москву

к

первоисточникам. В библиотеке имени Ушинского я начала читать книги по

истории. Всплыла фамилия Юлии Ивановны Фаусек, которая в сложные 20-

1

30

годы

вначале

встретилась

с

самой

Монтессори

в

первой

зарубежной

командировке,

а

затем

и

начала

создавать

детские

сады

по

неведомой

Монтессори-педагогике.

Именно в двадцатых тогда появились первые последователи в России. Их

было около 30. Это давало мне все основания утверждать о том, что сейчас в

20-м веке педагогика не нова, а имеет серьёзную историю и опыт реализации.

Программа

развития

детей

в

Монтесори-классе

(для

занятий

в

учреждении дополнительного образования):

1

Тема. Цвета. Блоки цилиндров.

2

Тема. Формы. Розовая башня.

3

Тема. Обоняние. Коричневая лестница.

4

Тема. Осязание. Красные штанги.

5

Тема. Упражнения с сыпучими материалами. Фрукты.

6

Тема Мелкие игрушки. Домашние животные.

7

Тема. Конструирование с цилиндрами. Логоритмика.

8

Тема. Упражнения с природным материалом. Животные. Жарких стран.

9

Тема. Рисование цветными карандашами. Овощи.

10

Тема. Переливание с водой. Пазлы.

11

Тема Навыки общения. Работа на круге.

12

Тема. Работа с космическим песком. Классификация.

13

Тема. Дикие животные. Конструирование. Цилиндры.

Учебная программа даёт возможность вести занятия в Монтессори-

классе с детьми раннего возраста начиная с одного года и старше, а также с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

При

реализации

программы второго года в содержание программы включается обязательный

компонент как работа в паре со сверстником, обеспечиваюший социализацию

воспитанников.

Первые Монтессори-классы были созданы во многих городах России в

т.ч. и в Кемеровской области в городе Кемерово, Междуреченк, Новокузнецк.

Стоит назвать имена тех, кто внёс добрую лепту в развитие педагогики

2

Марии Монтессори в Кузбассе:

Елена Антонова (Кемерово), Ирина Костюк

(Междуреченск),

Светлана

Ничипоренко

(Междуреченск),

Валентина

Неверова

(Новокузнецк),

Светлана

Сухова

(Новокузнецк),

Светлана

Моряхина (Новокузнецк), Валентина Зеленова (Новокузнецк).

В те годы я не предполагала, что буду защищать эту итальянскую

педагогику в в диссертационном совете в г. Москве. Именно моя диссертация

по теме «педагогика Марии Монтессори в современной системе дошкольного

образования» позволила признать педагогику на российском уровне, так как

была

представлена

история

Монтессори-педагогики

в

России,

опыт

её

реализации в начале двадцатого века, а также девяностых годах двадцатого

веке.

Специфичность

Монтессори-педагогики

состоит

в

том,

автор

продемонстрировала

для

всего

педагогического

сообщества

сензитивные

периоды, характерные для детей, которые следует учитывать при создании

развивающей среды:

1.

Сенсорный период;

2.

Период восприятия мелких предметов;

3.

Период восприятия порядка;

4.

Период восприятия красоты.

Есть ещё один фактор, влияющий на всю программу воспитания и

развития детей. Это свобода, которая предоставляется детям в специально

организованной среде.

Перечислю все виды свобод, которыми может пользоваться ребёнок:

Свобода выбора материала для занятия, при котором действует

правило «кто первый взял, тот и играет» ;

Свобода выбора места для занятия (за столом, на специальном

коврике или площадке);

Свобода выбора партнёра для игр (самостоятельно; в паре, в

группе);

3

Свобода

выбора

продолжительности

занятия

(ребёнок

сам

принимает решение или договорившись с партнёром);

Свобода выбора уровня образования (используя предложенные в

классе продвинутые материалы).

Функции педагога или другого взрослого заключаются в тьюторстве, в

умении создавать развивающие материалы.

В

Монтессори-классе

занятия

проводятся

с

обязательным

участием

родителей или лиц их заменяющих. Это даёт возможность консультировать

их при необходимости и также проводить открытые мастер-классы.

Для

сенсорного

периода

характерны

материалы,

развивающие

тактильные

ощущения:

блоки

цилиндров,

розовая

башня,

коричневая

лестница, красные штанги, материалы для развития осязания и обоняния,

сыпучие материалы, материалы для переливания с водой.

Учебная программа ориентирована на работу с детьми первого-второго

года жизни и детей с ограничениями возможностей здоровья. Для второй

программы

для

детей

третьего-четвертого

года

жизни

учитываются

возможности работы в паре.

Литература

1. Дошкольное и начальное образование / под редакцией М.Н. Якимовой. –

Новокузнецк : ИПК, 2001, - 217с.

2. Дошкольные образовательные программы : дошкольное образование / под

редакцией М.Н. Якимовой. – Новокузнецк : ИПК, 2003. - 87с.

3. Преемственность дошкольного и начального образования/ под редакцией

М.Н. Якимовой. – Новокузнецк : ИПК, 2002, - 291с.

4. Монтессори-педагогика в практике детского сада / редакцией М.Н.

Якимовой. – Новокузнецк : ИПК, 2001, - 217с.

5.

Якимова, М. Н. Педагогика Монтессори в современной системе

непрерывного образования / М.Н. Якимова. – Новокузнецк : МОУ

ДПО ИПК, 2005, - 160 с.

4

5



В раздел образования