Автор: Якимова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования, к.пед.наук
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Монтессори - классы в дошкольных учреждениях Кузбасса"
Раздел: дополнительное образование
Монтессори - классы в дошкольных учреждениях Кузбасса
Якимова Марина Николаевна,
кандидат педагогических наук,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ «Вектор»,
г.Новокузнецк
Монтессори-педагогика в Российской действительности уже не нова. И это
по-настоящему радует всех, кто в 90-х годах впервые стал ей заниматься.
Многое, о чем стало известным в те далёкие годы пугало, настораживало…
Но только не тех, кто по-настоящему стал её изучать, погружаться всё глубже
и глубже.
Статус запрещённой прилип к ней в 20-х годах, так и остался для многих
по учебникам «Истории педагогики», где черным по-белому было написано,
что это буржуазная педагогика, которая развивает индивидуалистов.
Это
сейчас я могу поправить авторов учебника и заявить о том, что именно
Монтессори-педагогика развивает индивидуальность в детях. Но тогда для
меня было многое неизвестно и мне приходилось буквально пролазить сквозь
сотни разных умных книг, чтобы открыть истину. Вначале для себя, а затем и
для истории.
Впервые услышала я эту загадочную итальянскую фамилию в 94-м году
со страниц «Учительской газеты».
Желание
заниматься
Монтессори-педагогикой
я
подтвердила
на
кафедре
педагогики пединститута г. Новокузнецка, где стала работать, а затем и в
институте
повышения
квалификации,
где
продолжила
работать
уже
под
руководством Вержицкого Григория Анатольевича.
Первое,
что
удалось
тогда
сделать,
так
это
поехать
в
Москву
к
первоисточникам. В библиотеке имени Ушинского я начала читать книги по
истории. Всплыла фамилия Юлии Ивановны Фаусек, которая в сложные 20-
1
30
годы
вначале
встретилась
с
самой
Монтессори
в
первой
зарубежной
командировке,
а
затем
и
начала
создавать
детские
сады
по
неведомой
Монтессори-педагогике.
Именно в двадцатых тогда появились первые последователи в России. Их
было около 30. Это давало мне все основания утверждать о том, что сейчас в
20-м веке педагогика не нова, а имеет серьёзную историю и опыт реализации.
Программа
развития
детей
в
Монтесори-классе
(для
занятий
в
учреждении дополнительного образования):
1
Тема. Цвета. Блоки цилиндров.
2
Тема. Формы. Розовая башня.
3
Тема. Обоняние. Коричневая лестница.
4
Тема. Осязание. Красные штанги.
5
Тема. Упражнения с сыпучими материалами. Фрукты.
6
Тема Мелкие игрушки. Домашние животные.
7
Тема. Конструирование с цилиндрами. Логоритмика.
8
Тема. Упражнения с природным материалом. Животные. Жарких стран.
9
Тема. Рисование цветными карандашами. Овощи.
10
Тема. Переливание с водой. Пазлы.
11
Тема Навыки общения. Работа на круге.
12
Тема. Работа с космическим песком. Классификация.
13
Тема. Дикие животные. Конструирование. Цилиндры.
Учебная программа даёт возможность вести занятия в Монтессори-
классе с детьми раннего возраста начиная с одного года и старше, а также с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
При
реализации
программы второго года в содержание программы включается обязательный
компонент как работа в паре со сверстником, обеспечиваюший социализацию
воспитанников.
Первые Монтессори-классы были созданы во многих городах России в
т.ч. и в Кемеровской области в городе Кемерово, Междуреченк, Новокузнецк.
Стоит назвать имена тех, кто внёс добрую лепту в развитие педагогики
2
Марии Монтессори в Кузбассе:
Елена Антонова (Кемерово), Ирина Костюк
(Междуреченск),
Светлана
Ничипоренко
(Междуреченск),
Валентина
Неверова
(Новокузнецк),
Светлана
Сухова
(Новокузнецк),
Светлана
Моряхина (Новокузнецк), Валентина Зеленова (Новокузнецк).
В те годы я не предполагала, что буду защищать эту итальянскую
педагогику в в диссертационном совете в г. Москве. Именно моя диссертация
по теме «педагогика Марии Монтессори в современной системе дошкольного
образования» позволила признать педагогику на российском уровне, так как
была
представлена
история
Монтессори-педагогики
в
России,
опыт
её
реализации в начале двадцатого века, а также девяностых годах двадцатого
веке.
Специфичность
Монтессори-педагогики
состоит
в
том,
автор
продемонстрировала
для
всего
педагогического
сообщества
сензитивные
периоды, характерные для детей, которые следует учитывать при создании
развивающей среды:
1.
Сенсорный период;
2.
Период восприятия мелких предметов;
3.
Период восприятия порядка;
4.
Период восприятия красоты.
Есть ещё один фактор, влияющий на всю программу воспитания и
развития детей. Это свобода, которая предоставляется детям в специально
организованной среде.
Перечислю все виды свобод, которыми может пользоваться ребёнок:
Свобода выбора материала для занятия, при котором действует
правило «кто первый взял, тот и играет» ;
Свобода выбора места для занятия (за столом, на специальном
коврике или площадке);
Свобода выбора партнёра для игр (самостоятельно; в паре, в
группе);
3
Свобода
выбора
продолжительности
занятия
(ребёнок
сам
принимает решение или договорившись с партнёром);
Свобода выбора уровня образования (используя предложенные в
классе продвинутые материалы).
Функции педагога или другого взрослого заключаются в тьюторстве, в
умении создавать развивающие материалы.
В
Монтессори-классе
занятия
проводятся
с
обязательным
участием
родителей или лиц их заменяющих. Это даёт возможность консультировать
их при необходимости и также проводить открытые мастер-классы.
Для
сенсорного
периода
характерны
материалы,
развивающие
тактильные
ощущения:
блоки
цилиндров,
розовая
башня,
коричневая
лестница, красные штанги, материалы для развития осязания и обоняния,
сыпучие материалы, материалы для переливания с водой.
Учебная программа ориентирована на работу с детьми первого-второго
года жизни и детей с ограничениями возможностей здоровья. Для второй
программы
для
детей
третьего-четвертого
года
жизни
учитываются
возможности работы в паре.
Литература
1. Дошкольное и начальное образование / под редакцией М.Н. Якимовой. –
Новокузнецк : ИПК, 2001, - 217с.
2. Дошкольные образовательные программы : дошкольное образование / под
редакцией М.Н. Якимовой. – Новокузнецк : ИПК, 2003. - 87с.
3. Преемственность дошкольного и начального образования/ под редакцией
М.Н. Якимовой. – Новокузнецк : ИПК, 2002, - 291с.
4. Монтессори-педагогика в практике детского сада / редакцией М.Н.
Якимовой. – Новокузнецк : ИПК, 2001, - 217с.
5.
Якимова, М. Н. Педагогика Монтессори в современной системе
непрерывного образования / М.Н. Якимова. – Новокузнецк : МОУ
ДПО ИПК, 2005, - 160 с.
4
5