Автор: Разуваева Елена Николаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Наушкинский детский сад
Населённый пункт: Республика Бурятия П.Наушки
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: Проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе "Сбережем природу"
Раздел: дошкольное образование
Проект по экологическому воспитанию
дошкольников в подготовительной
группе
«Сбережем природу»
Опубликовано : 13.12.17.
Особое
значение
для
развития
личности
дошкольника
имеет
усвоение
им
представлений
о
взаимосвязи
природы
и
человека.
Овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий.
Министерство образования и науки Республики Бурятия.
МБДОУ
Наушкинский детский сад
Проект по экологическому воспитанию
дошкольников в подготовительной
группе
«Сбережем природу»
Воспитатель: Разуваева Е.Н.
2017 Г
НАШ ДЕВИЗ:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Лена Зеленина.
Тип проекта:
познавательный
групповой
краткосрочный (1 месяц)
дети подготовительной группы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу -
значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но
сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и
природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду
стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы,
учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что
человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема
встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения
и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она
вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в
сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного
уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых
начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в
воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта
его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача
дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация
такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений
практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры
человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает
выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное
отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических
позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в
осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей
экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание
сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у
дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Актуальность темы: расширить знания детей о заповедниках, заказниках о
животном и растительном мире, о животных и растениях заповедников занесенных в
Красную книгу, об озере Байкал.
Цель проекта:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о
природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у
ребенка элементов экологической культуры. Познакомить детей с уникальностью
озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и
созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с заповедниками, заказниками, озером Байкал.
2. Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека:
оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
3. Формировать интерес к природоохранной деятельности, желание участвовать в
ней.
4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме (заповедник, заказник, егерь,
эндемик, голомянка, омуль, соболь и др.).
5. Познакомить детей с озером Байкал, расположением на карте, и уникальностью.
Расширить знания детей о фауне озера Байкал. Познакомить с животным миром
Байкала.
6. Формировать экологическое сознание, воспитывать экологическую культуру.
7. Воспитывать чувство гордости, сопричастности к природным
достопримечательностям своей страны, республики побуждать желание побывать в
этих местах.
Гипотеза Если знакомить детей с уникальность озера Байкал, то дети усвоят нормы и
правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать
потребность в общении с представителями животного мира, сопереживать им,
проявлять доброту и чуткость.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем -
озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там
не были, и мало знают о его фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том,
что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации
проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет
на Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране
Байкала, растительного и животного мира Байкала отражать свои впечатления в
продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать,
что цель и задачи нашего проекта выполнены.
Этапы проекта:
1 этап подготовительный:
1. Взаимодействие с детьми их родителями
2. Выбор темы проекта
3. Постановка целей, задач
4. Определение методов
5. Работа с родителями
2 этап планирование деятельности:
Воспитатель:
1. Беседа на тему «Что такое заповедник»
2. Беседа на тему «Давайте дружить с природой»
3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром природы на тему
«Голубые реки России» (озеро Байкал)
4. Занятие по лепке «Наша планета Земля»
5. Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о
Байкале»
6. Просмотр фотографии, фотоальбомов
7. Чтение стихотворений, рассказов
8. Загадывание и разгадывание загадок
9. Художественное творчество
10. Подвижные игры
11. Дидактические игры
Дети:
1. Разучивание стихотворений о животных
2. Оформление альбома «Озеро Байкал»
3. Оформление альбома «Заповедники, заказники нашей страны».
4. Оформление альбома «Баргузинский заповедник».
Родители:
1. Поиск информации
2. Оформление фотоальбомов
3 этап заключительный
Ожидаемые результаты:
1. Формирование основ экологической культуры
2. Развитие у детей любознательности, познавательной активности,
коммуникативных навыков.
3. У детей будут сформированы знания о животном и растительном мире озера
Байкал, заповедников, заказников нашей страны и Республики Бурятия.
4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой
обитания.
Реализация проекта в разных видах деятельности
Виды
деятельности
Интеграция образовательных
областей
ООД и совместная
образовательная деятельность
в режимных моментах
Игровая
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное
развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие»
«Физическое развитие»
Дидактические игры
«Домашние животные»,
«Прогулка в зоопарк», «Кафе
для зверей», «Дары природы»,
«Подбери листочек к
дереву» ,«Чей хвост»
Двигательная
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное
развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие»
«Физическое развитие»
Подвижные игры: Подвижные
игры: «У медведя во бору»,
«Гуси - Лебеди», «Стадо и
волк», «Охотники и зайцы»
Познавательное
развитие
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное
развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие»
«Физическое развитие»
1. ООД «Что такое
заповедники»
2. ООД «Давайте дружить с
природой »
3. ООД «Голубые реки России»
(озеро Байкал)
4. Викторина для детей
старшего дошкольного
возраста «Что я знаю о
Байкале»
Чтение
художественной
литературы
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное
развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие»
«Физическое развитие»
1. Рассматривание
фотографий, фотоальбомов
2. Чтение стихотворений,
рассказов
6. Чтение стихов, потешек,
загадок о диких животных
Музыка
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное
развитие»
«Познавательное развитие»
Прослушивание фонограмм:
звуков разных птиц и
животных
Художественно-
эстетическое
развитие
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие»
1 .ООД Рисование «Ежик на
полянке»
2.ООД по лепке «Наша
планета Земля»
3.
ООД Рисование. «Наряд для
Волшебницы-природы»
4. ООД Лепка «Зайчонок»