Автор: Топорова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 198 Белоснежка Населённый пункт: г. Минеральные Воды Наименование материала: Конспект занятия Тема: Конспект занятия : "Моя семья и родственники" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для
старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и
родственники»
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое
древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их
обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и
притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении
сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения,
взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов
семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной»
семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с
бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют
дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы:
«Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше
всех?»/
Материал:
Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением
«генеало-гического древа», медальоны для награждения.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и
дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень
интересно рассказать о своей семье».
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат,
сестренка, дедушка, бабушка/.
- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству,
где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
- Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
/только родственники/.
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с
бабушкой могут жить отдельно/.
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих
поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и
они не запомина-лись надолго, то люди решили записывать их имена,
фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения
своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались
«родословными». А потом люди придумали зарисовать свою
«родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения
и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях
родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на
столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»
/начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их
имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/.
Дидактическая игра «Сравни, кто старше/ младше»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Физкультурная минутка: пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей
квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/.
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»
/Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка,
опираясь на внешнее сходство/
Игра «Какая у вас семья?»
большая - маленькая
дружная - заботливая
трудолюбивая - веселая
добрая - хорошая
строгая - здоровая
крепкая - счастливая
Воспитатель:
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное
настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки,
получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе
отдыхать…/
- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень
интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все
заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».