Напоминание

"ЭОР на уроках информатики"


Автор: Дедова Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГОБПОУ "Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий"
Населённый пункт: г. Елец
Наименование материала: Использование ЭОР на уроках информатики
Тема: "ЭОР на уроках информатики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование ЭОР на уроках информатики

Бурное

развитие

компьютерных

технологий

и

внедрение

их

в

образовательный

процесс

в

корне

изменило

отношение

к

учебным

материалам.

Современные

образовательные стандарты указывают на возможность и необходимость использования

электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе

В

педагогической

литературе

существуют

различные

подходы

к

определению

понятия

«электронный

образовательный

ресурс»,

что

свидетельствует

о

его

многогранности и комплексном представлении.

К

образовательным

ресурсам

можно

отнести

любые

материалы,

которые

преподаватель полностью или частично использует в процессе обучения. Полностью

используемые

ресурсы

это

учебники

и

учебные

пособия,

методические

и

учебно-

наглядные

материалы.

В

то

же

время

преподаватель

обращается

к

информации,

размещённой

в

ресурсах,

не

связанных

напрямую

с

образовательным

процессом,

периодическим изданиям, научной литературе и т.д. Из неё он черпает необходимые факты

и концепции, на неё направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных

работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно ЭОР находят применение в

качестве наглядных и учебных материалов.

Внедрение ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения,

повысить

темп

урока,

увеличить

объем

самостоятельной

и

индивидуальной

работы

студентов,

разнообразить

их

формы

работы,

активизировать

внимание,

повысить

творческий потенциал личности.

Отметим преимущества современных ЭОР:

широта

распространения

(для

ресурсов,

расположенных

на

сайте,

возможно

просчитать количество посещений);

мультимедийность (в отличие от печатных изданий, в ЭОР можно разместить

видео- и аудиоматериалы, создать компьютерную анимацию);

интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и

гиперссылки,

которые

определяют

выбор

последовательности

обучения

и

соучастия

студента в изучении материала);

доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте, предоставлены обучаемым по

электронной почте, на материальном носителе и т.п.).

Но прежде чем вводить новые средства обучения, учитель должен ясно осознавать

педагогическую целесообразность применения ЭОР на уроке. Ему необходимо

иметь

представление о том, какие образовательные задачи можно реализовать, если применить

ЭОР.

Используемые

электронные

ресурсы

должны

быть

органично

взаимосвязаны

с

другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами,

деятельностью учителя и учащегося.

Сегодня можно выделить следующие основные виды

электронных учебных материалов:

– наглядная презентация учебного материала;

– электронный справочник;

– электронный лабораторный практикум;

– компьютерная тестирующая система;

– электронное учебное пособие (интегрирует эле-менты электронного справочника,

электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы);

образовательный

комплекс

(содержит

все

вышеуказанные

виды

учебных

материалов) [3].

Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют

собой достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они,

как

правило,

реализуются

в

специальных

профессиональных

лабораториях

или

мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.

Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят ЭОР для своих занятий. Причин

этому много, но основной причиной можно назвать желание педагогов работать в режиме

собственного

авторского

подхода

к

процессу

обучения.

Многие

авторские

ЭОР

представляют

собой

не

только

мультимедийные

презентации

для

иллюстративного

объяснения материала, но и интерактивные приложения, тренажеры, электронные тесты

для проверки знаний учащихся.

Безусловно,

созданные

преподавателем

ЭОР

являются

наиболее

близкими

к

читаемому

курсу

и

стилю

работы

педагога.

Одновременно

возникает

проблема

профессионализма

в

подаче

материала,

рассчитанного

на

самостоятельную

работу

ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации.

Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не

только не улучшает, но затрудняет восприятие сложного учебного материала, снижает

эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования

ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика

нужное

знание,

простимулировать

самостоятельную

творческую

работу

и

закрепить

пройденный материал.

Для создания ЭОР учителями сегодня используются многие программные средства,

к

которым

можно

отнести

как

стандартные

программы:

для

создания

презентаций,

текстовый,

графический

редакторы,

звуковые

и

видео-редакторы,

так

и

специальные

программы:

тестирующие

комплексы,

программы

для

создания

web-страниц,

flash-

роликов, различные языки программирования, программы для интерактивной доски и др.

Большое распространение сегодня получают различные интернет-сервисы и порталы для

создания ЭОР, например, гипертекстовых учебников

с помощью систем дистанционного обучения, интернет-тестов и опросов, интерактивных

приложений и др.

Таким образом,

чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы

каждый

педагог

мог

подготовить

и

провести

урок

с

использованием

современных

электронных образовательных ресурсов, т.к использование их способно сделать урок

более ярким, увлекательным, насыщенным и более эффективным.

Преподаватель информатики Т.А. Дедова



В раздел образования