Автор: Дедова Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГОБПОУ "Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий"
Населённый пункт: г. Елец
Наименование материала: Использование ЭОР на уроках информатики
Тема: "ЭОР на уроках информатики"
Раздел: среднее профессиональное
Использование ЭОР на уроках информатики
Бурное
развитие
компьютерных
технологий
и
внедрение
их
в
образовательный
процесс
в
корне
изменило
отношение
к
учебным
материалам.
Современные
образовательные стандарты указывают на возможность и необходимость использования
электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе
В
педагогической
литературе
существуют
различные
подходы
к
определению
понятия
«электронный
образовательный
ресурс»,
что
свидетельствует
о
его
многогранности и комплексном представлении.
К
образовательным
ресурсам
можно
отнести
любые
материалы,
которые
преподаватель полностью или частично использует в процессе обучения. Полностью
используемые
ресурсы
–
это
учебники
и
учебные
пособия,
методические
и
учебно-
наглядные
материалы.
В
то
же
время
преподаватель
обращается
к
информации,
размещённой
в
ресурсах,
не
связанных
напрямую
с
образовательным
процессом,
–
периодическим изданиям, научной литературе и т.д. Из неё он черпает необходимые факты
и концепции, на неё направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных
работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно ЭОР находят применение в
качестве наглядных и учебных материалов.
Внедрение ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения,
повысить
темп
урока,
увеличить
объем
самостоятельной
и
индивидуальной
работы
студентов,
разнообразить
их
формы
работы,
активизировать
внимание,
повысить
творческий потенциал личности.
Отметим преимущества современных ЭОР:
широта
распространения
(для
ресурсов,
расположенных
на
сайте,
возможно
просчитать количество посещений);
мультимедийность (в отличие от печатных изданий, в ЭОР можно разместить
видео- и аудиоматериалы, создать компьютерную анимацию);
интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и
гиперссылки,
которые
определяют
выбор
последовательности
обучения
и
соучастия
студента в изучении материала);
доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте, предоставлены обучаемым по
электронной почте, на материальном носителе и т.п.).
Но прежде чем вводить новые средства обучения, учитель должен ясно осознавать
педагогическую целесообразность применения ЭОР на уроке. Ему необходимо
иметь
представление о том, какие образовательные задачи можно реализовать, если применить
ЭОР.
Используемые
электронные
ресурсы
должны
быть
органично
взаимосвязаны
с
другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами,
деятельностью учителя и учащегося.
Сегодня можно выделить следующие основные виды
электронных учебных материалов:
– наглядная презентация учебного материала;
– электронный справочник;
– электронный лабораторный практикум;
– компьютерная тестирующая система;
– электронное учебное пособие (интегрирует эле-менты электронного справочника,
электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы);
–
образовательный
комплекс
(содержит
все
вышеуказанные
виды
учебных
материалов) [3].
Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют
собой достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они,
как
правило,
реализуются
в
специальных
профессиональных
лабораториях
или
мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.
Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят ЭОР для своих занятий. Причин
этому много, но основной причиной можно назвать желание педагогов работать в режиме
собственного
авторского
подхода
к
процессу
обучения.
Многие
авторские
ЭОР
представляют
собой
не
только
мультимедийные
презентации
для
иллюстративного
объяснения материала, но и интерактивные приложения, тренажеры, электронные тесты
для проверки знаний учащихся.
Безусловно,
созданные
преподавателем
ЭОР
являются
наиболее
близкими
к
читаемому
курсу
и
стилю
работы
педагога.
Одновременно
возникает
проблема
профессионализма
в
подаче
материала,
рассчитанного
на
самостоятельную
работу
ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации.
Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не
только не улучшает, но затрудняет восприятие сложного учебного материала, снижает
эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования
ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика
нужное
знание,
простимулировать
самостоятельную
творческую
работу
и
закрепить
пройденный материал.
Для создания ЭОР учителями сегодня используются многие программные средства,
к
которым
можно
отнести
как
стандартные
программы:
для
создания
презентаций,
текстовый,
графический
редакторы,
звуковые
и
видео-редакторы,
так
и
специальные
программы:
тестирующие
комплексы,
программы
для
создания
web-страниц,
flash-
роликов, различные языки программирования, программы для интерактивной доски и др.
Большое распространение сегодня получают различные интернет-сервисы и порталы для
создания ЭОР, например, гипертекстовых учебников
с помощью систем дистанционного обучения, интернет-тестов и опросов, интерактивных
приложений и др.
Таким образом,
чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы
каждый
педагог
мог
подготовить
и
провести
урок
с
использованием
современных
электронных образовательных ресурсов, т.к использование их способно сделать урок
более ярким, увлекательным, насыщенным и более эффективным.
Преподаватель информатики Т.А. Дедова