Автор: Ветрова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 69"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Наименование материала: Методическая разработка по математике 3 класс
Тема: "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование
Урок математики, 3 класс, УМК « Школа России»
Тема: « Деление с остатком».
Цели урока:
1.Создать условия для овладения обучающимися письменным приёмом деле-
ния с остатком.
2.Формировать умение различать собственное знание и незнание на приме-
рах письменного деления с остатком.
3. Воспитывать интерес к математике.
1.Орг.момент.
2. Мотивация к деятельности.
-Ребята, давайте поиграем в математическую игру « Лабиринт»
- На каждой парте лежит карточка с игрой. Помогите кролику добраться до
капусты. Вам нужно выбрать 2 числа, чтобы они в сумме составили 74.Это
нужно сделать разными вариантами. Работаем в парах. Чья пара найдёт
больше вариантов и закончит быстрее всех –победитель!
- Сколько вариантов нашли? (Варианты на карточках вывешиваются на дос-
ке)
Вывод. Все примеры на сложение двузначных чисел. Вы замечательно спра-
вились с этим заданием!
3. Актуализация знаний.
-У каждого из вас на парте лежат карточки с примерами на деление и умно-
жение.
Решите их. Поменяйтесь карточками и сделайте взаимопроверку.( ответы к
примерам учитель вывешивает на доску)
96 :6, 51 :3, 84:7, 51 :3, 17х3, 18х4. 16х4.
-Кто успешно справился с этой работой? –
Молодцы!
-Кому из вас было трудно решить эти примеры? Почему? ( не очень хорошо
знаю алгоритмы деления и умножения двузначного числа на однозначное)
Математический диктант.(Согласен +, не согласен -)
1.Чтобы разделить число 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые
60 и 18 (+)
2. 25 в 3 раза меньше, чем 75 (+)
3.Частное чисел 85 и 17 равно 5 (+)
4. 48 больше 24 на 2 (-)
5.произведение чисел 14 и 4 равно 52 (-)
6.Если произведение 96, а первый множитель 16, то второй множитель 6? (+)
7.Делитель 26, частное 2. Делимое 12 (-)
- Поменяйтесь тетрадями и давайте проверим. (Учитель называет знаки, дети
проверяют)
-Кто выполнил диктант без ошибок?
- У кого возникли затруднения?
- Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить эту работу без ошибок?
( Знание таблицы умножения и деления, названия компонентов и результатов
действий.)
4. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуа-
ция.
Работа в группах.
- Разделитесь на 3 группы по рядам и решите примеры ( каждый ребёнок ре-
шает по одному примеру)
14:2, 25: 5, 36:6, 17:3, 18:3, 20: 2. 12 :3.
-Кто из вас не может решить пример? Ребята из группы, помогите товарищу.
Вы тоже не можете решить? Почему?(Не знаем как решать)
- Чем этот пример отличается от других? (Все примеры делятся, а 17 не
делится на 3)
-Какой вопрос у вас возник? ( Как решать такие примеры?)
-Значит чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( Решать необычные при-
меры)
5.Построение проекта выхода из затруднения .Открытие нового знания.
2
Обсудите в группах и предложите свой способ решения этого примера. Вам
помогут счётные палочки. Разложите 17 палочек на 3 кучки. Что у вас полу-
чилось? ( в каждой кучке по 5 палочек и две палочки остались)
-Как называются компоненты деления? ( 17 это-делимое,3- делитель, 5-
частное и у нас ещё есть остаток)
Предположите, какая тема нашего урока? ( Деление, когда есть остаток)
-Верно. Тема нашего урока « Деление с остатком».
-А что нам нужно, чтобы научиться решать такие примеры. ( Нужно узнать
какой-то новый способ решения)
- Вы хотите узнать этот способ?
Откройте учебник с.26 прочитайте этот способ и посмотрите как он записы-
вается.
-Как называются компоненты действия в таких примерах?
-Давайте с вами составим алгоритм деления с остатком.(Дети высказывают
свои предположения)
1. При делении числа а: в, узнаем сколько раз по в содержится в числе а.
2.Умножим найденное число на в.
3.Вычтем из делимого это число – найдём остаток.
Физминутка.
Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова-это два.
Руки вниз, вперёд смотри- это три.
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть- это шесть.
6.Первичное закрепление нового знания.( во внешней речи)
3
Работа с учебником с26 № 1.
-Объясни записи и прочитай их по-разному.
-Молодцы!
Работа с учебником с.26 № 2. (Дети поочерёдно работают у доски, делают
рисунки и проговаривают этапы деления с остатком).
Решение задачис.26. № 3 с краткой записью.
-Прочитайте задачу.
- Как удобнее оформить краткую запись? ( с помощью таблицы)
-Что такое 54 и 90? ( общее количество листов)
-Что обозначает число 3 ? ( количество тетрадей)
-Что нужно узнать в задаче7 ( сколько таких тетрадей получится из 90 листов)
- Что сказано о количестве страниц в одной тетради? ( одинаковое)
-Заполните таблицу и запишите решение задачи одним выражением.(Само-
стоятельно)
Количество листов
в одной тетради
Количество тетра-
дей
Общее количество ли-
стов
? одинаковое
3шт
54
?
90
Решение : 90: (54:3) =5 (т)
- Проверим решение задачи. ( решение на доске).
Работа в рабочей тетради с 31 № 81. (Работа в парах. Проверка)
- Сейчас вы будете работать в парах.
- Нужно составить по каждому рисунку пример на деление.
- Один из вас составляет пример и объясняет, как он это делает, другой прове-
ряет.
-По второму рисунку меняетесь ролями.
4
- Кто составил примеры и решил без ошибок?
Работа в рабочей тетради № 82.
-Прочитайте задание.( Выполни деление, записывая частное и остаток)
Работа в парах.
( 1 столбик решает один ученик и проговаривает этапы по эталону, второй
контролирует, затем ребята меняются ролями)
- Оцените свою работу. Те, кто выполнил работу без ошибок нарисуйте на по-
лях красный смайлик. У кого была 1 ошибка- зелёный, у кого две ошибки,
вам нужно ещё раз проговорить этапы деления с остатком и у вас всё полу-
чится)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У вас в учебнике даны примеры под вопросом.
-Попробуйте решить их самостоятельно, опираясь на памятку, которую мы с
вами сегодня составили.( памятка у каждого ученика на парте).(Проверка)
8. Рефлексивная оценка.
- С какой трудностью при решении примеров мы сегодня столкнулись? ( не
смогли решить пример)
-Чего мы не умели делать? ( решать примеры на деление с остатком)
- Мы открыли с вами способ решения таких примеров?
- Что помогло нам в открытии нового способа? ( алгоритм)
-Давайте ещё раз повторим алгоритм деления с остатком.
-Молодцы!
9.Домашнее задание.
Учебник с 26. № 4,5
5
6
7
8
9