Напоминание

"Деление с остатком"


Автор: Ветрова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 69"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Наименование материала: Методическая разработка по математике 3 класс
Тема: "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики, 3 класс, УМК « Школа России»

Тема: « Деление с остатком».

Цели урока:

1.Создать условия для овладения обучающимися письменным приёмом деле-

ния с остатком.

2.Формировать умение различать собственное знание и незнание на приме-

рах письменного деления с остатком.

3. Воспитывать интерес к математике.

1.Орг.момент.

2. Мотивация к деятельности.

-Ребята, давайте поиграем в математическую игру « Лабиринт»

- На каждой парте лежит карточка с игрой. Помогите кролику добраться до

капусты. Вам нужно выбрать 2 числа, чтобы они в сумме составили 74.Это

нужно сделать разными вариантами. Работаем в парах. Чья пара найдёт

больше вариантов и закончит быстрее всех –победитель!

- Сколько вариантов нашли? (Варианты на карточках вывешиваются на дос-

ке)

Вывод. Все примеры на сложение двузначных чисел. Вы замечательно спра-

вились с этим заданием!

3. Актуализация знаний.

-У каждого из вас на парте лежат карточки с примерами на деление и умно-

жение.

Решите их. Поменяйтесь карточками и сделайте взаимопроверку.( ответы к

примерам учитель вывешивает на доску)

96 :6, 51 :3, 84:7, 51 :3, 17х3, 18х4. 16х4.

-Кто успешно справился с этой работой? –

Молодцы!

-Кому из вас было трудно решить эти примеры? Почему? ( не очень хорошо

знаю алгоритмы деления и умножения двузначного числа на однозначное)

Математический диктант.(Согласен +, не согласен -)

1.Чтобы разделить число 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые

60 и 18 (+)

2. 25 в 3 раза меньше, чем 75 (+)

3.Частное чисел 85 и 17 равно 5 (+)

4. 48 больше 24 на 2 (-)

5.произведение чисел 14 и 4 равно 52 (-)

6.Если произведение 96, а первый множитель 16, то второй множитель 6? (+)

7.Делитель 26, частное 2. Делимое 12 (-)

- Поменяйтесь тетрадями и давайте проверим. (Учитель называет знаки, дети

проверяют)

-Кто выполнил диктант без ошибок?

- У кого возникли затруднения?

- Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить эту работу без ошибок?

( Знание таблицы умножения и деления, названия компонентов и результатов

действий.)

4. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуа-

ция.

Работа в группах.

- Разделитесь на 3 группы по рядам и решите примеры ( каждый ребёнок ре-

шает по одному примеру)

14:2, 25: 5, 36:6, 17:3, 18:3, 20: 2. 12 :3.

-Кто из вас не может решить пример? Ребята из группы, помогите товарищу.

Вы тоже не можете решить? Почему?(Не знаем как решать)

- Чем этот пример отличается от других? (Все примеры делятся, а 17 не

делится на 3)

-Какой вопрос у вас возник? ( Как решать такие примеры?)

-Значит чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( Решать необычные при-

меры)

5.Построение проекта выхода из затруднения .Открытие нового знания.

2

Обсудите в группах и предложите свой способ решения этого примера. Вам

помогут счётные палочки. Разложите 17 палочек на 3 кучки. Что у вас полу-

чилось? ( в каждой кучке по 5 палочек и две палочки остались)

-Как называются компоненты деления? ( 17 это-делимое,3- делитель, 5-

частное и у нас ещё есть остаток)

Предположите, какая тема нашего урока? ( Деление, когда есть остаток)

-Верно. Тема нашего урока « Деление с остатком».

-А что нам нужно, чтобы научиться решать такие примеры. ( Нужно узнать

какой-то новый способ решения)

- Вы хотите узнать этот способ?

Откройте учебник с.26 прочитайте этот способ и посмотрите как он записы-

вается.

-Как называются компоненты действия в таких примерах?

-Давайте с вами составим алгоритм деления с остатком.(Дети высказывают

свои предположения)

1. При делении числа а: в, узнаем сколько раз по в содержится в числе а.

2.Умножим найденное число на в.

3.Вычтем из делимого это число – найдём остаток.

Физминутка.

Поднимает руки класс-это раз,

Повернулась голова-это два.

Руки вниз, вперёд смотри- это три.

Руки в стороны, пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть- это шесть.

6.Первичное закрепление нового знания.( во внешней речи)

3

Работа с учебником с26 № 1.

-Объясни записи и прочитай их по-разному.

-Молодцы!

Работа с учебником с.26 № 2. (Дети поочерёдно работают у доски, делают

рисунки и проговаривают этапы деления с остатком).

Решение задачис.26. № 3 с краткой записью.

-Прочитайте задачу.

- Как удобнее оформить краткую запись? ( с помощью таблицы)

-Что такое 54 и 90? ( общее количество листов)

-Что обозначает число 3 ? ( количество тетрадей)

-Что нужно узнать в задаче7 ( сколько таких тетрадей получится из 90 листов)

- Что сказано о количестве страниц в одной тетради? ( одинаковое)

-Заполните таблицу и запишите решение задачи одним выражением.(Само-

стоятельно)

Количество листов

в одной тетради

Количество тетра-

дей

Общее количество ли-

стов

? одинаковое

3шт

54

?

90

Решение : 90: (54:3) =5 (т)

- Проверим решение задачи. ( решение на доске).

Работа в рабочей тетради с 31 № 81. (Работа в парах. Проверка)

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Нужно составить по каждому рисунку пример на деление.

- Один из вас составляет пример и объясняет, как он это делает, другой прове-

ряет.

-По второму рисунку меняетесь ролями.

4

- Кто составил примеры и решил без ошибок?

Работа в рабочей тетради № 82.

-Прочитайте задание.( Выполни деление, записывая частное и остаток)

Работа в парах.

( 1 столбик решает один ученик и проговаривает этапы по эталону, второй

контролирует, затем ребята меняются ролями)

- Оцените свою работу. Те, кто выполнил работу без ошибок нарисуйте на по-

лях красный смайлик. У кого была 1 ошибка- зелёный, у кого две ошибки,

вам нужно ещё раз проговорить этапы деления с остатком и у вас всё полу-

чится)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- У вас в учебнике даны примеры под вопросом.

-Попробуйте решить их самостоятельно, опираясь на памятку, которую мы с

вами сегодня составили.( памятка у каждого ученика на парте).(Проверка)

8. Рефлексивная оценка.

- С какой трудностью при решении примеров мы сегодня столкнулись? ( не

смогли решить пример)

-Чего мы не умели делать? ( решать примеры на деление с остатком)

- Мы открыли с вами способ решения таких примеров?

- Что помогло нам в открытии нового способа? ( алгоритм)

-Давайте ещё раз повторим алгоритм деления с остатком.

-Молодцы!

9.Домашнее задание.

Учебник с 26. № 4,5

5

6

7

8

9



В раздел образования