Автор: Вакуленко Любовь Николаевна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Воздвиженка
Населённый пункт: село
Наименование материала: статья
Тема: "Историко- теоретические основы возникновения представлений об экологическом воспитании"
Раздел: полное образование
Историко-теоретические основы возникновения представлений об
экологическом воспитании
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение
задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на
природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом
обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем
труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть
течет все свободно, без применения насилия». Коменский Я.А. утверждал, что
природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы,
следовательно,
в
своем
развитии
человек
подчиняется
тем
же
общим
закономерностям
природы.
Коменский
вывел
дидактические
принципы
обосновывая их примерами природы.
Педагогическую
ценность
укрепления
гуманных
чувств
ребенка
средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо
(1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые
швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и
философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей
«чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж. -Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей
вдали от испорченной цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно
происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка
совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью
воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично.
Не
подавлять
естественное
развитие,
а
направлять
по
правильному
пути.
Основной принцип воспитания - согласие человека с природой.
Первые
высказывания
о
необходимости
связи
обучения
с
жизнью
родного края в русской педагогической литературе начали появляться во второй
половине XVII века; уже тогда делалась попытка обосновать педагогическую
2
ценность ознакомления учащихся со своей ближней родиной (краем), показать
важность использования местного материала в образовательно-воспитательных
целях.
На необходимость изучать в школе родную природу и организацию
жизни местного населения, проводить с учащимися экскурсии, сбор местных
материалов, растений с целью использования их в качестве наглядных пособий
указывали и первые уставы русской школы. В ХVІII в. в России введено
преподавание естествознания. Это было связано с решением правительства
Екатерины
ІІ
«разворачивать
программу
освоения
природных
ресурсов
отечества».
В
1786
году
академиком
В.Ф.
Зуевым
был
подготовлен
учебник
«Начертание
естественной
истории,
изданное
для
народных
училищ
Российской
империи»,
в
котором
рассматривались
«ископаемое
царство»
(неживая
природа),
«прозябаемое
царство»
(ботаника)
и
«живое
царство».
Характерным
для
этого
пособия
является
то,
что
при
отборе
содержания
приоритет отдавался видам растений и животных, имеющих особое значение
для человека.
Во второй половине ХІХ века против формально-словесного изучения
природы, бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г.
Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.) Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И.
Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в
школу
полноценных
знаний
о
природе,
подчеркивая
их
влияние
на
формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение
детей
в
природе.
Подчеркивали
роль
природоведческих
знаний
в
формировании
нравственных
качеств
личности,
регулирующих
поведение
человека в природе. В 1864 г. произошла известная школьная реформа, которая
по времени совпала с началом царствования Александра ІI.
Это было время исключительного интереса к вопросам образования. За
короткий срок появилось большое количество педагогических журналов. Был
разработан проект учебного плана, согласно которому основная цель гимназий
3
—
дать
учащимся
«общечеловеческое»
образование,
не
преследуя
узких
практических
задач.
Все
сословные
ограничения
в
деле
гимназического
образования формально устранялись, т.е. предлагалась идея «бессословной»
школы. Проектом предусматривалось преподавание естествознания в каждом
классе от 2 до 4 ч в неделю. Этот проект был высоко оценен педагогами, но
наступившие годы реакции не позволили ему реализоваться. В результате на
обучение естествознанию отводилось по два часа в неделю только в младших
классах гимназии (для сравнения количество часов на изучение древних языков
—
4-6
ч.
во
всех
классах).
Это
был
удар
по
естественно
-
научному
образованию.
Тем
не
менее,
педагоги
19
века
высоко
ценили
роль
природы
в
воспитании
ребенка.
Так,
Л.Н.
Толстой
отводил
важную
роль
в
процессе
нравственного
совершенствования
детской
личности
впечатлениями,
полученным от общения с природой. Восхищение хрупкой красотой природы
он
связывал
с
осознанием
ее
незащищенности
и
стремлением
уберечь,
не
допустить ее гибели. Сочувствие природе он передал словами одного из своих
воспитанников; «… жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это все
равно, что кровь, когда из березы сок пьем».
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог
К. Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного
мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в
нем.
Их
изучение,
столь
важное
в
наши
дни,
надо
рассматривать
как
необходимое
условие
формирование
у
школьников
основ
диалектико-
материалистического
мировоззрения.
Вместе
с
тем
изучение
экологических
связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти,
воображения. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и
самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во
взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение
же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных
4
звеньев
формирования
экологической
культуры
школьников,
необходимым
условием становления ответственного отношения к природе.
В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое
внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике
природы. В учебнике «Родное слово» ребята знакомятся с насекомыми, дикими
и
домашними
животными,
птицами,
деревьями,
грибами
и
другими
представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок,
сказок.
Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка
с
природой
развили
и
обобщили
русский
педагог
А.
Я.
Герд,
геолог,
основоположник московской научной школы А. П. Павлови и многие другие
педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике
естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности
школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия
природных объектов и явлений. Например, в 1902 году была введена программа
по
природоведению
составленная
профессором
Лесного
института
Д.
Н.
Кайгородовым. В ней предлагалось изучать природу по «общежитиям» (сад,
поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и
неорганическую среду во взаимосвязи, только по сезонам (впервые вводится
принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу, (так как природу надо
изучать
живую,
красивую,
настоящую,
а
не
засушенную
в
гербариях
и
коллекциях).
Последователь Д. Н. Кайгородова - русский педагог-естественник В.В.
Половцев
в
работе
«Основы
общей
методики
естествознания»
(1907
год)
предложил ввести «биологический метод» изучения естествознания. Суть его
заключается в том, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны
вскрываться доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые
существуют в природе и доступны непосредственному наблюдению. Внедрение
в
школьное
естествознание
«биологического
метода»
можно
считать
зарождением экологического образования и воспитания учащихся.
5
Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование
отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде,
протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению
соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране. В
советской
школе
природоохранительное
образование
развивалось
по
двум
направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на
уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.
С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом объяснительного
чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее
охрану. В середине XX в. выходит в свет объемный учебник зоологии Ю.И.
Симашко,
посвященный
описанию
огромного
числа
видов
животных,
обитающих в России. Помимо описания видов животных в него был включен
материал
о
строении
и
жизнедеятельности
организма
человека,
приведены
многочисленные примеры влияния на него различных факторов среды, что
свидетельствовало о включении в этот учебник определенных экологических
сведений.
Интересен подход к проблеме взаимодействия человека и природы В.А.
Сухомлинского.
Деятельность
по
защите,
охране
природы
Сухомлинский
относит к трудовому воспитанию. Известно, что в его Павлышевской школе
дети
собирали
семена
деревьев
и
затем
высаживали
их,
ухаживали
за
деревцами, создавали полезащитные функции, тем самым предотвращая эрозию
почвы.
Таким
образом,
ученики
выполняли
общественно
полезный
труд,
имеющий большое воспитательное значение.
Любование
же
и
восхищение
природой
Сухомлинский
относил
к
эстетическому
воспитанию,
воспитанию
красотой.
«Красота
родного
края,
открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к
родине <...> В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но
родная красота должна стать для наших детей самой дорогой».
В.А.
Сухомлинский
считал,
что
трудовое
воспитание
должно
быть
неотрывно от эстетического (разбивка клумб, выращивание цветов, уход за
6
деревьями).
В
объединении
трудовой
и
эстетической
деятельности
В.А.
Сухомлинский
видел
основу
нравственного
воспитания:
«Если
ребенок
вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным
вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты
для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость,
цинизм,
бессердечность<...>
Красота
воспитывает
нравственную
чистоту,
человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими
нравственными
побуждениями,
прежде
всего
проникнут
уважением
к
человеку».
Среди
современных
педагогов,
занимающихся
вопро с ам и
экологического
воспитания,
сегодня
выделяются:
А.
А.
Плешаков,
А.Н.
Захлебный,
И.Т.
Суравегина.
Так,
Плешаков
А.А.
считает:
«Усиление
экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд,
наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении
экологизации
начальной
школы,
а
также
организации
работы
группы
продленного дня и внеклассной работы».
Следует отметить, что в 1989-1990 гг. вышел учебники (3 и 4 класса по
программе 1-4) А. А. Плешакова по природоведению, где реализуется задача
экологического
воспитания
младших
школьников.
В
нем
рассматриваются
следующие
проблемы:
защита
неживой
природы
и
почв
от
загрязнения,
разрушения и истощения; сохранение многообразия видов живых организмов и
целостности
их
сообществ;
охрана
природы,
как
необходимое
условие
сохранения здоровья людей. Данный учебник поможет учителям формировать
экологически грамотную личность.
В работах И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, А.В. Миронова, С. Д. Дерябо,
В.А. Ясвина и др. экологическое воспитание выделяется как самостоятельный
аспект, определяется место экологического воспитания в современной теории,
раскрывается сущность экологического воспитания, его цели и задачи.
Основной
акцент
в
современной
теории
делается
на
экологическое
образование. Образование представляет собой усвоение совокупности знаний,
7
умений и навыков и определяемого ими уровня развития познавательных сил,
способностей и практической подготовки, воспитание же включает в себя также
и
формирование
отношения
личности
к
действительности,
способности
откликаться
на
происходящее
чувством,
оценкой,
ассоциацией
и
т.д.,
т.е.
воспитание включает в себя все сферы деятельности учащихся. Социальный
заказ образовательным системам, учителю состоит в формировании именно
экологической культуры личности. Следовательно, учитель должен влиять сразу
на
познавательную,
эмоционально-чувственную
и
поведенческую
сферы
личности обучающихся. «Только учить нельзя, надо еще и воспитывать».
В связи с возникновением глобальной экологической проблемы важное
значение приобретает такая наука, как экология. Вначале экология как особая
область знания исследовала отношения растительных и животных организмов с
окружающей средой. В дальнейшем объектом исследования экологии стала вся
биосфера
Земли.
В
70-е
годы
XX
века
формируется
социальная
экология,
изучающая отношения между обществом и природой. В то же время выделяется
в самостоятельную область исследований экология человека, которая изучает
воздействия
природной
и
социальной
среды
на
здоровье
человека,
его
генофонд, исследует особенности адаптации человека в современных условиях.
Центральное место в социальной экологии занимают вопросы формирования
экологической культуры. Таким образом, к ХХ веку вопросы формирования
экологической грамотности становятся актуальными.
8