"Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов в урочное и внеурочное время в рамках реализации ФГОС"
Автор: Налбат Елена Сргеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №95 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: Казань Наименование материала: Статья Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов в урочное и внеурочное время в рамках реализации ФГОС" Раздел: начальное образование
«Активизация познавательной деятельности учащихся младших
классов в урочное и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Изменение современного общества ведет к изменению в образовании,
человек
должен
самосовершенствоваться,
чтобы
стать
успешным.
Образование
должно
быть
направлено
на
развитие
умения
мыслить,
анализировать,
строить
суждения,
находить
ответы
на
поставленные
вопросы, решать задачи различного уровня трудности, используя средства
информации, познавательную и научную литературу. Следовательно, педагог,
должен
идти
вперед
более
быстрыми
темпами
изучать
новые
методики,
материалы, позволяющие должным образом организовать учебный процесс.
При
совершенствование
методов
обучения
и
воспитания,
применяю
следующие образовательные технологии:
Образоват
ельная
технологи
я
Цель
применения
образовательно
й технологии
Формируемые
компетенции
Эффекты, результативность
использования образовательной
технологии
Метод
проектов
Развитие
исследовательск
и х
и
самостоятельны
х
способностей
учащихся,
умение находить
и
в ы б и р а т ь
необходимую
информацию
Поисковые,
коммуникативн
ые,
информационн
ые,
исследовательс
кие,
презентационн
ые,
«мыследеятель
ностные»
Обучающиеся приобрели:
-
выдвигать
идеи,
формулировать
цели и задачи, обосновывать выбор
методов, планировать деятельность;
-
умение
работать
в
команде,
в ы ра ж ат ь
с вои
мы с ли ,
и д е и ,
взаимодействовать в группе;
- выделять главное, структурировать
информацию, передавать её;
- анализировать полученные данные
и результаты работы;
- умение представлять свои работы.
Технологи
я
развития
критическ
ого
мышления
-
р а з в и т и е
мыслительных
навыков
обучающихся,
-
с о з д а н и е
атмосферы
у ч е н и я ,
п р и
которой
учащиеся
с о в м е с т н о
с
учителем
активно
работают,
размышляют над
процессом
обучения,
подтверждают
или
опровергают,–
расширяют
знания,
чувства
об
окружающем
мире.
Образовательна
я, учебная,
познавательная
,
информационн
ая,
коммуникативн
ая
Обучающиеся приобрели:
-
способность
анализировать
информацию
с
позиции
логики
и
личностно-ориентированного
подхода
с
тем,
чтобы
применять
полученные
результаты,
как
к
стандартам,
так
и
нестандартным
ситуациям, вопросам и проблемам.
-
умение
вырабатывать
р а з н о о б р а з н ы е
а р г у м е н т ы ,
п р и н и м а т ь
н е з а в и с и м ы е
продуманные решения.
Проверочные работы, проведенные
в рамках внутришкольного контроля,
подтверждают
качество
знаний
по
основным предметам
Технологи
я
проблемно
го
обучения
-
формируется
умение
творчески,
нестандартно
решать
поставленные
задачи;
- при реализации
проблемного
подхода
большинство
обучающихся
проявляют
больший
и н т е р е с
к
изучению
предметов,
что
позволяет
вывести
их
на
уровень
проектов.
Персональная,
коммуникативн
ая,
общекультурна
я,
продуктивная
Результаты показали:
-
учителю
удалось
достичь
высокого уровня развития внимания,
восприятия, памяти, мышления, речи
каждого ученика.
- повысился интеллектуальный
у р о в е н ь
о б у ч а ю щ и х с я ,
и х
познавательная активность.
Технологи
я
портфоли
о
Позволяет
особым
образом
оценить
успехи
обучающихся,
е г о
п р о г р е с с
повысить
самооценку
Коммуникатив
ная,
информационн
ая,
мотивационная
,
«самоменеджм
ент»
Ученику позволила создать
«ситуацию
успеха»,
п о в ы с и т ь
самооценку,
раскрыть
способности
ученика, формировать творческие и
п о з н а в ат е л ь н ы е
и н т е р е с ы ,
формировать навыки саморефлексии,
моральных
и
интеллектуальных
качеств.
Технологи
я
продуктив
ного
чтения
Научить
самостоятельно
понимать
текст,
вычитывать
смысл,
строить
работу с текстом
в таком порядке:
-
р а б о т а
с
т е к с т о м
д о
чтения;
-
р а б о т а
с
текстом во время
чтения
-
в е д е н и е
д и а л о г а
с
автором.
-развивать
воображение.
Мотивационны
е, предметные,
личностные
Учащийся учится высказывать
свое
предположение
относительно
г е р о е в
т е к с т а ,
д е й с т в и я ,
происходящего в тексте,
Ученик учится анализировать
текст до чтения, во время чтения и
после чтения, что позволяет осознать
прочитанное.
Во
время
работы
с
текстом
развивается творческое воображение.
Систематическая работа по данной
технологии
позволяет
учителю
повысить результаты техники чтения.
Кроме
того,
данная
технология
п о з в о л я е т
р а б о т а т ь
н а д
выразительностью
при
чтении
текстов. Анализ содержания текста,
позволяет прочувствовать настроение
героев и авторское отношение к ним,
ч т о
п о з в о л я е т
п о в ы с и т ь
и
в ы р а з и т е л ь н о с т ь
ч т е н и я
художественных текстов.
Технологи
я
оценивани
Научить
самостоятельно
оценивать
свои
Личностные,
социальные,
коммуникативн
Развивает
умение
учащихся
оценивать результат своего
труда и
пути
решения
поставленных
задач,
я
образоват
ельных
достижен
ий
достижения,
что
обеспечит
большую
комфортность.
Создание
комфортного
психологическог
о
климат а
н а
уроках.
ые,
предметные
учит
контролировать
самого
себя,
находить и исправлять допущенные
ошибки,
мотивирует
на
успех,
бережет
психологическое
здоровье
учащихся.
В своей работе педагог использует:
цветовые знаки, оценочные линеечки,
листы индивидуальных достижений
Технологи
я
разноуровн
евого
и
дифферен
цированно
го
обучения
-
о б е с п е ч и т ь
м о т и в а ц и ю
к
изучению
предметов;
-
п р и д а т ь
уверенность в их
освоении,
учитывая
психические
и
физиологически
е факторы;
-
г и б к о е
в к л ю ч е н и е
в
образовательную
среду;
дифференцирова
нный
подход
в
оценке знаний.
Мотивационная
,
предметная,
социальная,
личностная
Результаты
диагностики,
проведённой
психологами
школы,
р е зул ьт ат ы
в н у т р и ш ко л ь н о г о
контроля показывают:
учителю удалось мотивировать
детей на изучение предметов, занятия
в
группах
и
парах
способствовали
р а з в и т и ю
в з а и м о п о м о щ и
и
взаимовыручки.
Над данным вопросом работали не только ученые и педагоги в нашей
стране (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.), но и
за
рубежом
(Д.
Брунер,
И.Ломпшер,
Е.Флешнерова
и
др).
Современные
материалы
можно
найти
на
образовательных
сайтах,
как
педагогических
вузов, так и на сайтах представляющих опыт работы педагогов.
Список использованной литературы :
1)
Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании:
организация и диагностика. –Томкс,2007
2) Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3)
Е.А. Самойлова Технология продуктивного чтения на уроках математики
в начальной школе// журнал «Начальная школа До и После» № 8, 2012
4)
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе. –М,2012
5)
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих
занятий для младших школьников. М.:, 2004
6)
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М.,2001
7)
Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего
обучения Л.В. Занкова: учебное пособие. – Самара, 2006
8)
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000