Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности предшкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(статья)
В системе образования России происходят существенные изменения.
Эти
изменения
коснулись
и
дошкольного
образования.
На
первый
план
выступила
проблема
своевременной
и
качественной
подготовки
детей
дошкольного возраста к обучению в школе.
Главная
задача
государства
в
сфере
дошкольного
образования
–
обеспечение
его
общедоступности
–
до
сих
пор
остается
нерешенной
в
полной мере. На сегодняшний день по России более 55 % детей дошкольного
возраста посещают дошкольные образовательные учреждения, а 4 % - нет.
Причин, порождающих такую ситуацию многодефицит свободных мест в
дошкольных
учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома,
отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие
неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с
ослабленным
здоровьем,
хроническими
заболеваниями,
которым
противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого в первый
класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в
общем
развитии:
не
умеющие
наблюдать,
сравнивать,
не
сформированы
социально-коммуникативные навыки.
Предшкольное
образование
-
это
система
мер,
направленных
на
оказание
помощи
детям,
не
имеющим
возможности
до
школы
посещать
дошкольное учреждение.
Приоритетным
направлением
российского
образования
является
выстраивание
системы
дошкольного
и
предшкольного
образования.
Необходимость
введения
новой
формы
образования
обусловлена
общественным запросом со стороны государства, педагогов и родителей.
(слайды показ)
Со стороны государства:
необходимость
сохранения
сети
дошкольных
образовательных
учреждений в современных социально-экономических условиях;
увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.
Со стороны педагогов:
создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и
начального образования.
Со стороны родителей:
потребность
доступности
подготовки
детей
к
школе
для
всех
социальных групп населения;
объединение
усилий
дошкольных
образовательных
учреждений
и
семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-7 лет.
Цель предшкольного образования: обеспечение
равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста для
последующего обучения в начальной школе.
Главные задачи предшкольного образования:
сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию;
повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации
у ребенка;
создать
условия
для
развития
индивидуальных
способностей
каждого ребёнка;
создать модель взаимодействия ДОУ, начальной школы и семьи.
Организация
предшкольной
подготовки
требует
соблюдения
ряда
педагогических
условий
для
интеллектуальной
и
социально-личностной
адаптации ребенка:
личностно-ориентированное
взаимодействие
педагога
с
ребенком;
формирование игровой деятельности как
важнейшего фактора развития ребенка;
моделирование образовательной среды;
опора на уровень достижений дошкольного детства;
направленность
на
развитие
творческих
спо собностей
дошкольников в различных видах деятельности.
Реализация модели предшкольного образования может осуществиться в
следующих организационных формах, которые вы видите на экране.
Форма
1.
Группы
полнодневного
пребывания
детей
в
дошкольных
образовательных учреждениях, реализующих комплексные образовательные
программы.
Форма
2.
Группы
кратковременного
пребывания
детей
в
дошкольных
образовательных учреждениях.
Форма
3.
Коррекционные
группы
в
дошкольных
образовательных
учреждениях.
Форма 4. Начальная школа-детский сад (прогимназия).
Форма 5. Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем
отдела образования.
Форма 6. Учреждения дополнительного образования.
Форма
7.
Консультативные
пункты
для
родителей
с
привлечением
квалифицированных специалистов.
Подобное разнообразие организационных форм, казалось бы, должно
являться
хорошим
показателем
реализации
принципа
вариативности
предшкольного
образования.
Однако
в
данном
случае
оно
рождает
конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в
образовательной политике предшкольной подготовки.
В регионах России придерживаются разных позиций по этому вопросу.
И в зависимости от этой позиции получает развитие та или иная модель
предшкольного
образования.
Предшкольное
образование
не
может
и
не
должно заменить собой дошкольное.
Основные позиции по организации предшкольной подготовки детей
должны
принадлежать
детскому
саду.
В
детских
садах
традиционно
существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным
программам.
Эти
программы
созданы
и
экспериментально
проверены
коллективами
психологов
и
педагогов
ведущих
научно-исследовательских
лабораторий
страны,
обладающих
бесспорным
авторитетом
в
области
дошкольного образования.
Поэтому
главными
центрами
предшкольной
подготовки
должны
являться и являются детские сады.
Профе ссиональная
деятельно сть
педагога,
р е а л и зу ющ его
предшкольное
образование,
должна
исходить
из
принципа
«не
навреди»,
быть ориентирована на решение задач подготовки детей к обучению в школе
и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, разви-
тия индивидуальности и творческих способностей каждого ребёнка.
Формирование речевых умений, и навыков является, одной из главных
задач
предшкольного
образования
и
средством
развития
личности
дошкольника.
Для того чтобы усилить и разнообразить работу по развитию речи и
вовлечь
родителей
в
решение
проблем
речевого
развития
разработала
программу
кружка
«Сочиняй-ка»,
Цель
кружковой
работы
–
развитие
речевого творчества детей. Для достижения цели определила следующие
задачи: обогащать речь детей через художественное слово; поддерживать
интерес
детей
к
самостоятельному
словесному
творчеству;
поощрять
их
желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы и загадки; научить
ясно и понятно излагать свои мысли и быть интересным собеседником.
Для
эффективного
развития
речевой
активности
детей
создала
развивающую
предметно
–
речевую
среду,
соответствующую
возрастным
особенностям
и
интересам
детей.
Особое
внимание
уделила
книжной
и
театрализованной «зонам».
Для того чтобы вызвать у детей интерес к занятиям кружка «Сочиняй-ка»
использую
творческие
задания
и
игры,
разнообразные
формы
малого
фольклора, разнообразные методы и приёмы:
трансформация (перемещение героев во времени);
конструирование загадок;
упражнения на эмпатию (вхождение в образ) и другие.
Эти методы и приёмы вносят в занятия элемент неожиданности, побуждают
детей
к
речевому
высказыванию
словотворчеству,
придумыванию
рифм,
загадок,
продолжению
стихов,
рассказов,
сказок,
формируют
интерес
к
обучению.
Занятия кружка провожу в форме игр, сюжетов, путешествий, походов.
Например – поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных
зверей, стать ожившими деревьями, повстречаться с мальчишкой Еловой
Шишкой; путешествие на сказочном транспорте – ковре самолёте, воздушном
шаре, машине времени и др. На занятиях кружка создаём книжки-малышки,
газеты, альбомы, плакаты, календари. Мамы и папы видят результаты твор-
чества своих детей на выставках, которыми так гордятся дети.
В
условиях
предшкольного
образования
тесное
сотрудничество
с
семьёй становится решающим фактором. Известно, что большую роль в
подготовке ребёнка к школе играют его родители.
Для взаимодействия с семьёй использую разные формы работы: дни
открытых дверей; информационные листы; листы активности; творческие
задания; речевые игротеки; газеты, где одну страничку посвящаю речевому
творчеству детей «Сочиняют дети».
Интересной
формой
взаимодействия
с
семьёй
стал
семейный
клуб
«Почитай-ка»,
который
способствует
установлению
более
тесного
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Эти
формы
организации
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
позволяют не только повысить уровень педагогической культуры родителей,
но
и
сформировать
у
них
активную
позицию
при
подготовке
детей
к
обучению в школе, сделать их полноценными участниками воспитательно-
образовательного процесса.
Для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную
жизнь сотрудничаю с учителями школ посёлка. Такие формы работы как:
Творческая гостиная, Дни открытых дверей, Клуб «Первоклашка» помогают
осуществлять преемственность в работе детского сада и школы.
Постоянно
поддерживаю
контакт
с
детской
библиотекой,
где
дети
участвуют
в
конкурсах
и
выставках
речевого
творчества,
являются
активными «читателями».
Вся проводимая в системе работа развивает не только творческую
речевую
активность
детей,
но
и
устраняет
боязнь
неправильного
высказывания.
Дети
учатся
мыслить,
создавать
собственные
творения,
придумывают
рифмы,
сами
сочиняют
сказки,
развивают
свою
речь
и
вырабатывают смелость в фантазии.
Комплексный
подход
в
реализации
целей
и
задач
предшкольного
образования позволяет выровнять стартовые возможности дошкольников при
поступлении в первый класс, повысить качество дошкольного образования,
удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе,
обеспечить преемственность дошкольного и начального образования.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим
научить его читать и писать. И от того, как будет себя чувствовать ребёнок,
поднимаясь
на
первую
ступеньку
лестницы
познания,
зависит
его
дальнейший путь к знаниям».
В.А.Сухомлинский.