Напоминание

"Особенности предшкольного образования"


Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности предшкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ

ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(статья)

В системе образования России происходят существенные изменения.

Эти

изменения

коснулись

и

дошкольного

образования.

На

первый

план

выступила

проблема

своевременной

и

качественной

подготовки

детей

дошкольного возраста к обучению в школе.

Главная

задача

государства

в

сфере

дошкольного

образования

обеспечение

его

общедоступности

до

сих

пор

остается

нерешенной

в

полной мере. На сегодняшний день по России более 55 % детей дошкольного

возраста посещают дошкольные образовательные учреждения, а 4 % - нет.

Причин, порождающих такую ситуацию многодефицит свободных мест в

дошкольных

учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома,

отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие

неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с

ослабленным

здоровьем,

хроническими

заболеваниями,

которым

противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого в первый

класс чаще стали приходить дети, умеющие читать, писать, но отстающие в

общем

развитии:

не

умеющие

наблюдать,

сравнивать,

не

сформированы

социально-коммуникативные навыки.

Предшкольное

образование

-

это

система

мер,

направленных

на

оказание

помощи

детям,

не

имеющим

возможности

до

школы

посещать

дошкольное учреждение.

Приоритетным

направлением

российского

образования

является

выстраивание

системы

дошкольного

и

предшкольного

образования.

Необходимость

введения

новой

формы

образования

обусловлена

общественным запросом со стороны государства, педагогов и родителей.

(слайды показ)

Со стороны государства:

необходимость

сохранения

сети

дошкольных

образовательных

учреждений в современных социально-экономических условиях;

увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.

Со стороны педагогов:

создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и

начального образования.

Со стороны родителей:

потребность

доступности

подготовки

детей

к

школе

для

всех

социальных групп населения;

объединение

усилий

дошкольных

образовательных

учреждений

и

семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-7 лет.

Цель предшкольного образования: обеспечение

равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста для

последующего обучения в начальной школе.

Главные задачи предшкольного образования:

сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию;

повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации

у ребенка;

создать

условия

для

развития

индивидуальных

способностей

каждого ребёнка;

создать модель взаимодействия ДОУ, начальной школы и семьи.

Организация

предшкольной

подготовки

требует

соблюдения

ряда

педагогических

условий

для

интеллектуальной

и

социально-личностной

адаптации ребенка:

личностно-ориентированное

взаимодействие

педагога

с

ребенком;

формирование игровой деятельности как

важнейшего фактора развития ребенка;

моделирование образовательной среды;

опора на уровень достижений дошкольного детства;

направленность

на

развитие

творческих

спо собностей

дошкольников в различных видах деятельности.

Реализация модели предшкольного образования может осуществиться в

следующих организационных формах, которые вы видите на экране.

Форма

1.

Группы

полнодневного

пребывания

детей

в

дошкольных

образовательных учреждениях, реализующих комплексные образовательные

программы.

Форма

2.

Группы

кратковременного

пребывания

детей

в

дошкольных

образовательных учреждениях.

Форма

3.

Коррекционные

группы

в

дошкольных

образовательных

учреждениях.

Форма 4. Начальная школа-детский сад (прогимназия).

Форма 5. Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем

отдела образования.

Форма 6. Учреждения дополнительного образования.

Форма

7.

Консультативные

пункты

для

родителей

с

привлечением

квалифицированных специалистов.

Подобное разнообразие организационных форм, казалось бы, должно

являться

хорошим

показателем

реализации

принципа

вариативности

предшкольного

образования.

Однако

в

данном

случае

оно

рождает

конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в

образовательной политике предшкольной подготовки.

В регионах России придерживаются разных позиций по этому вопросу.

И в зависимости от этой позиции получает развитие та или иная модель

предшкольного

образования.

Предшкольное

образование

не

может

и

не

должно заменить собой дошкольное.

Основные позиции по организации предшкольной подготовки детей

должны

принадлежать

детскому

саду.

В

детских

садах

традиционно

существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным

программам.

Эти

программы

созданы

и

экспериментально

проверены

коллективами

психологов

и

педагогов

ведущих

научно-исследовательских

лабораторий

страны,

обладающих

бесспорным

авторитетом

в

области

дошкольного образования.

Поэтому

главными

центрами

предшкольной

подготовки

должны

являться и являются детские сады.

Профе ссиональная

деятельно сть

педагога,

р е а л и зу ющ его

предшкольное

образование,

должна

исходить

из

принципа

«не

навреди»,

быть ориентирована на решение задач подготовки детей к обучению в школе

и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, разви-

тия индивидуальности и творческих способностей каждого ребёнка.

Формирование речевых умений, и навыков является, одной из главных

задач

предшкольного

образования

и

средством

развития

личности

дошкольника.

Для того чтобы усилить и разнообразить работу по развитию речи и

вовлечь

родителей

в

решение

проблем

речевого

развития

разработала

программу

кружка

«Сочиняй-ка»,

Цель

кружковой

работы

развитие

речевого творчества детей. Для достижения цели определила следующие

задачи: обогащать речь детей через художественное слово; поддерживать

интерес

детей

к

самостоятельному

словесному

творчеству;

поощрять

их

желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы и загадки; научить

ясно и понятно излагать свои мысли и быть интересным собеседником.

Для

эффективного

развития

речевой

активности

детей

создала

развивающую

предметно

речевую

среду,

соответствующую

возрастным

особенностям

и

интересам

детей.

Особое

внимание

уделила

книжной

и

театрализованной «зонам».

Для того чтобы вызвать у детей интерес к занятиям кружка «Сочиняй-ка»

использую

творческие

задания

и

игры,

разнообразные

формы

малого

фольклора, разнообразные методы и приёмы:

трансформация (перемещение героев во времени);

конструирование загадок;

упражнения на эмпатию (вхождение в образ) и другие.

Эти методы и приёмы вносят в занятия элемент неожиданности, побуждают

детей

к

речевому

высказыванию

словотворчеству,

придумыванию

рифм,

загадок,

продолжению

стихов,

рассказов,

сказок,

формируют

интерес

к

обучению.

Занятия кружка провожу в форме игр, сюжетов, путешествий, походов.

Например – поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных

зверей, стать ожившими деревьями, повстречаться с мальчишкой Еловой

Шишкой; путешествие на сказочном транспорте – ковре самолёте, воздушном

шаре, машине времени и др. На занятиях кружка создаём книжки-малышки,

газеты, альбомы, плакаты, календари. Мамы и папы видят результаты твор-

чества своих детей на выставках, которыми так гордятся дети.

В

условиях

предшкольного

образования

тесное

сотрудничество

с

семьёй становится решающим фактором. Известно, что большую роль в

подготовке ребёнка к школе играют его родители.

Для взаимодействия с семьёй использую разные формы работы: дни

открытых дверей; информационные листы; листы активности; творческие

задания; речевые игротеки; газеты, где одну страничку посвящаю речевому

творчеству детей «Сочиняют дети».

Интересной

формой

взаимодействия

с

семьёй

стал

семейный

клуб

«Почитай-ка»,

который

способствует

установлению

более

тесного

эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Эти

формы

организации

взаимодействия

детского

сада

и

семьи

позволяют не только повысить уровень педагогической культуры родителей,

но

и

сформировать

у

них

активную

позицию

при

подготовке

детей

к

обучению в школе, сделать их полноценными участниками воспитательно-

образовательного процесса.

Для обеспечения постепенного вхождения дошкольников в школьную

жизнь сотрудничаю с учителями школ посёлка. Такие формы работы как:

Творческая гостиная, Дни открытых дверей, Клуб «Первоклашка» помогают

осуществлять преемственность в работе детского сада и школы.

Постоянно

поддерживаю

контакт

с

детской

библиотекой,

где

дети

участвуют

в

конкурсах

и

выставках

речевого

творчества,

являются

активными «читателями».

Вся проводимая в системе работа развивает не только творческую

речевую

активность

детей,

но

и

устраняет

боязнь

неправильного

высказывания.

Дети

учатся

мыслить,

создавать

собственные

творения,

придумывают

рифмы,

сами

сочиняют

сказки,

развивают

свою

речь

и

вырабатывают смелость в фантазии.

Комплексный

подход

в

реализации

целей

и

задач

предшкольного

образования позволяет выровнять стартовые возможности дошкольников при

поступлении в первый класс, повысить качество дошкольного образования,

удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе,

обеспечить преемственность дошкольного и начального образования.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим

научить его читать и писать. И от того, как будет себя чувствовать ребёнок,

поднимаясь

на

первую

ступеньку

лестницы

познания,

зависит

его

дальнейший путь к знаниям».

В.А.Сухомлинский.



В раздел образования