Напоминание

"Взаимодействие с семьей по вопросам развития речи детей"


Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с семьей по вопросам развития речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственность в речевой работе детского сада и семьи

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в

том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать,

направить, дополнить их воспитательную деятельность.

В соответствии с законом Российской Федерации «об образовании» и типовым

положением

о

дошкольном

образовательном

учреждении

одной

из

основных

задач,

стоящих

перед

детским

садом,

является

«взаимодействие

с

семьёй

для

обеспечения

полноценного развития ребёнка».

Семья – то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее),

которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее

влияние на комплексное развитие ребёнка. Семья – первая социальная общность, которая

закладывает

основы

личностных

качеств

ребёнка.

В

семье

он

приобретает

первоначальный опыт общения.

Важной

отличительной

особенностью

работы

по

развитию

речи

является

взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия

– объединения усилий взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника

группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь

правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться

успехам) малыша.

Взаимодействие детского сада и семьи выстраивают педагоги в процессе личностно

ориентированного общения. Содержательной основой общения является индивидуальные

особенности

речевого

развития

каждого

дошкольника,

полученные

в

результате

обследования в начале учебного года.

Работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя

следующие мероприятия.

Индивидуальные встречи с родителями.

Такие

встречи

систематически

проводятся

в

течение

года.

Первая

встреча

планируется

в

начале

учебного

года.

Её

цель

довести

до

родителей

результаты

обследования

речевого

развития

ребёнка;

заручится

их

поддержкой

в

последующей

работе. Беседы проводятся с каждой семьёй отдельно (индивидуально) в удобное время.

В процессе беседы с родителями воспитатель тактично рассказывает о сильных и

слабых

сторонах

речевого

развития

ребёнка;

просит

близких

поделиться

своими

наблюдениями

за

речью

малыша

(что

радует,

что

огорчает);

разрабатывается

план

совместных

действий

по

развитию

речи

на

ближайшее

время,

даются

конкретные

рекомендации и задания родителям для их ребёнка; назначается следующая встреча.

В последующем встречи проводятся в установленном порядке (по договорённости

воспитателя и родителей). Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребёнка, от

его последующих успехов (или проблем). В случае необходимости (по желанию родителей

и (или) воспитателей) проводятся промежуточные встречи-консультации.

Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого

развития

ребёнка

чем

он

справился,

что

ещё

вызывает

трудности);

обязательную

реакцию

воспитателей

на

участие

родителей

в

выполнении

намеченного

плана

совместных действий (родители все рекомендованные задания выполняли (не выполнили,

выполнили

частично),

добились

(не

добились)

положительных

результатов);

обмен

впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка с момента последней встречи родителей

и

воспитателей;

корректировку

(если

есть

необходимость)

намеченного

при

первой

встречи

плана

совместной

деятельности

по

развитию

речи

ребёнка;

рекомендации

и

задания родителям для ребёнка; назначение примерной даты следующей встречи.

Участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе

словечко», «День рождения звука»

«Копилка

слов».

Традиция,

направленная

на

расширение,

закрепление

и

конкретизацию словаря ребёнка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе

привлекаются родители примерно через такие задания (которые даются детям); подобрать

с мамой (папой, бабушкой, сестрой, братом) красивые (осенние, зимние, острые, вкусные

и т. п.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжёлым и т. п.)

предметом, показать его всем детям и назвать и т. п.

По результатам этой работы в группе создаются книжки, в которых объединяются

картинки (рисунки детей и родителей) под соответствующие определения. Например,

«Мягкие слова» - на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с

прилагательным «мягкий» (-ое, -ая, -ие): мягкий диван, мягкое кресло, мягкая подушка,

мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них,

но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными (задача по

грамматическому строю речи), описывать предметы, подбирать другие определения к ним,

называть части предметов и пр.

«Я

дарю

тебе

словечко».

Эта

традиция

вводится

постепенно.

Рождается

она

в

детском

саду.

Воспитатель

«дарит»

ребятам

слова

к

различным

праздникам.

В

последующем

он

предлагает

детям

тоже

подготовить

дома

подобные

слова-подарки.

Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся весёлые слова, мамам и бабушкам

на 8 Марта - добрые и ласковые слова, гостям группы - приветливые слова и т. п.

«День

рождения

звука».

Известно,

что

некоторые

дети

не

могут

произносить

отдельные

звуки

в

силу

возрастных

особенностей

речевого

развития.

При

соответствующей

работе

то

у

одного,

то

у

другого

ребенка

начинает

появляться

нормальное произношение. Это большое, радостное событие в жизни дошкольника и его

семьи. Оно не может быть незамеченным окружающими. Этому событию обязательно

посвящается групповой праздник «День рождения звука». Ребенок - виновник торжества

готовит дома концертный номер, например стихотворение, в котором часто встречается

определенный звук, песню или небольшую инсценировку (с участием своих родителей).

Дети и воспитатели тоже готовят свои речевые подарки: читают стихи, дарят картинки, в

названиях

которых

встречается

нужный

звук.

Воспитатели

обычно

планируют

коллективную речевую игру. Пляски, песни и чаепитие - по желанию воспитателей группы

и родителей ребенка.

Работа воспитателей с подгруппами родителей, у чьих детей обнаружены схожие

(или одинаковые) проблемы в речевом развитии

Семейная игротека в средней группе по развитию речи. Один раз в неделю родители

вместе с детьми приходят в игротеку, где они общаются: вместе выполняют различные

задания, обсуждают их, играют. Педагог при этом выступает в роли наблюдателя и

консультанта.

Материал

игротеки

по

развитию

речи

представлен

дидактическими

и

настольно печатными играми, иллюстрированным материалом, мини-библиотекой и др.

На подобных встречах родители получают более подробную консультацию (в случае

необходимости

предлагаются

обратиться

к

логопеду);

разучивают

необходимые

дидактические

игры,

осваивают

приемы

воздействия

в

процессе

непосредственного

общения,

игры

со

своим

ребёнком

(группой

детей)

под

ненавязчивым

контролем

и

руководством педагога; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в

решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.

Информация для родителей. В течение года воспитатели рассказывают родителям,

как можно развивать речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения

следует взять на заметку и проводить систематически. Примерное содержание бесед

приводим в соответствии с основными направлениями речевого развития дошкольника.

Развитие словаря. Здесь следует обратить внимание родителей на то, что расширение

и

активизация

словарного

запаса

происходит

на

основе

углубления

представлений

дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много

рассказывать

и

показывать

детям,

водить

их

на

экскурсии,

проводить

наблюдения,

рассматривать

отдельные

объекты

и

предметы.

В

семейном

кругу

желательно

рассказывать ребенку (просматривая фотоальбомы) о его родственниках: где они живут,

кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети

рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают; об их

детстве и играх, в которые они играли, и т. д.

Начиная со среднего возраста необходимо интересоваться у ребенка, как у него

прошел день («Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил?» и т.

д.).

Желательно

привлекать

его

к

обсуждению

содержания,

организации

совместных

семейных мероприятий («Куда пойдем в выходные дни? Как (на каком транспорте) будем

добираться до места? Куда лучше поставить ёлку под Новый год? Какие игрушки куда

повесим?» и т. д.).

Для активизации в речи детей слов, обозначающих качества и свойства предметов,

следует

дома

в

различных

видах

детской

деятельности

(трудовые

поручения,

самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и т.

д.) рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки

(пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и

природного мира. Можно доказать (показать) свойства в практическом плане (например:

пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он

тяжелый). Следует обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы: из дерева -

деревянный, из кирпича - кирпичный и т. д.

В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во

время

прогулок)

или

через

игровые

упражнения

можно

закреплять

и

расширять

обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр. Например, игровое

упражнение

«Путешествие»:

«Мы

собираемся

на

Север.

Там

очень

холодно.

Нам

понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные шарфы, толстые брюки. Как это

называется, одним словом? (Одежда.) Какая это одежда? (Теплая или зимняя.) Собираясь в

путешествие, мы должны с вами подумать о продуктах питания. Это крупы, консервы. А

ещё яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать, одним словом? (Фрукты.)

Обязательно

захватим

картофель,

свеклу,

морковь.

Как

называются

эти

продукты?

(Овощи.)».

После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь

ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.

Можно проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действий,

осуществляемых одним действующим лицом или персонажем («Кто, что будет делать?»:

мама - готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа

- помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат - делать уроки, слушать

музыку, играть в шашки; я - помогать маме и папе, играть, рисовать, кушать, умываться,

ложиться спать. «Что делает зайчик?» (действия с игрушкой): зайка прыгает, бегает,

резвится, прячется и т. п.).

Через простые игры типа «Мальчик (девочка) Наоборот» легко и весело вводятся в

словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы (слова с противоположным

значением). Причем в старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в

умении

подбирать

антонимы

к

словам,

относящимся

к

разным

частям

речи

(существительным: ночь - день, зима - лето, мороз - жара, встреча - расставание и т. п.;

прилагательным: веселый - грустный, сладкий - горький, мокрый - сухой, высокий -

низкий, новый - старый и т. П.; глаголам: бежать - стоять, класть - брать, строить - ломать,

говорить - молчать, печалиться - радоваться и т. п.; наречиям: далеко - близко, жарко -

холодно, светло - темно и т. п.).

С 5 лет необходимо в игровой форме закреплять и расширять в речи ребенка словарь

синонимов (слов со схожим значением). Для этого можно организовывать речевые игры

типа «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и др.) слова». Работа с синонимами

напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли

(например: влажный и мокрый), для передачи эмоциональной окраски (например: упал и

шлепнулся, красивый и великолепный). Для лучшего осознания синонимов, для, более

чуткого улавливания смысловых оттенков слов их необходимо включать в определенный

контекст

(текст,

предложения).

Ребенку

можно

предложить

вставить

в

высказывание

(фразу) подходящее по смыслу слово, выбрав его из двух-трех предложенных. Например:

работа с синонимами «толстый - круглый - пухлый». Примерные фразы:

Испекла бабка Колобок. Получился Колобок... (круглый).

В колясочке лежит малыш. Ручки, ножки, щечки у него… (пухлые, пухленькие).

На поляне стоял дуб. Его ствол был ... (толстый).

Грамматический

строй

речи.

Развивая

грамматический

строй

речи

ребенка,

родителям

следует

обратить

внимание

на

правильное

употребление

предлогов,

выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными

предлогами

не

только

способствует

закреплению

умений

ребенка

ориентироваться

в

пространстве,

но

и

упражняет

его

в

умении

распространять

простые

предложения,

пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение

пространственными предлогами является необходимым условием в процесс е подготовки

к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-

временной

ориентировкой.

Для

этого

в

повседневной

жизни

создаются

специальные

житейские

и

игровые

ситуации,

позволяющие

упражнять

детей

в

правильном

употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией,

содержащей изучаемые предлоги. Приведем пример.

Житейская ситуация. Во время уборки игрушек обратить внимание детей на то,

куда «разбежались» игрушки (что где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался

за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Предложите детям все расставить по местам

(кубики

сложить

в

коробку;

зайчика

посадить

между

куклой

и

медведем;

машину

поставить на полку и т. д.) или предложите убрать игрушки, а затем спросите: «Что ты

убрал? Куда поставил (положил)? »

Игровая ситуация. «Собираем пирамидку»: взрослый прячет кольца от пирамидки в

разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке («Синее кольцо (или самое

большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между

книгами» и т. д.).

Для

закрепления

умений

ребенка

употреблять

имена

существительные

во

множественном числе желательно систематически предлагать ему игровые упражнения

типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается

ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул - стало много стульев; была одна

тарелка - стало много тарелок; был один конь - стало много коней; было одно окно - стало

много окон и т. д. С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони, и нет

коней; были шторы, и нет штор; были яблоки, и нет яблок (тарелка без яблок, окна, без

штор и т. п.). В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного

падежа множественного числа существительных (чего нет?).

Детям очень нравится играть с близкими в следующие игры: «Командир» (ребенок

отдает приказы, а взрослый их выполняет); «Великий Нехочуха» (взрослый предлагает

ребенку и его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребёнок от своего имени и от имени

игрушек

отказывается,

употребляя

глагол

«хотеть»:

не

хочу

спать,

мишка

не

хочет

прыгать, машины не хотят ехать, мы не хотим смотреть телевизор и пр.); «Спор с

Нехочухой» (взрослый: «Я не хочу есть». Ребенок: «А я хочу есть». Взрослый: «Зайчик не

хочет петь». Ребенок: «Зайчик очень хочет петь». и т. п.). Так незаметно для себя ребенок

учится пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол «хотеть».

Проигрывая вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка,

уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку, елка превратил ась в елочку, ложка

превратилась

в

ложечку

и

т.

п.),

родители

упражняют

ребенка

в

образовании

существительных при помощи суффиксов. Ситуация с игрушками (картинками) «Лесной

детский сад» (в лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детёнышей на

лесную поляну: слон привел слоненка, лев - львенка, тигр - тигренка и т. п.) способствует

закреплению

приемов

словообразования

существительных

по

теме

«Животные

и

их

детеныши».

При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок желательно

использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел -

зашел - вышел - перешел - ушел; лез - залез - вылез, перелез - подлез; прыгает -

подпрыгивает - перепрыгивает - запрыгивает и т. п.). Можно использовать воображаемые

ситуации. Например, в ситуации «Цирк» (образование глаголов с помощью приставок

при-, про-, пере -) игрушки собирались на представление: машинка приехала, кукла

пришла,

самолёт

прилетел,

лошадка

прискакала,

мячики

прикатились,

зайчики

прискакали, лодочка приплыла, черепаха приползла. А веселый мальчик Игорь прибежал.

Двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла,

самолет пролетел и т. д. После представления все игрушки вышли из цирка и стали

перебираться через дорогу. Машина переехала, кукла перешла, самолет перелетел и т. д.

Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в

игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в

магазине игрушек. Какие игрушки там продаются? (В магазине продаются мячи, куклы,

машины, лопаты и т. п.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда

стоит на столе? (На столе стоит торт, конфеты, сухари, печенье и т. п.) Представь себе, что

мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы загораем, играем в мяч, строим из

песка, кидаем в воду камешки и т. п.)». Взрослый и ребёнок по очереди «удлиняют»

предложение,

каждый

раз

повторяя

то,

что

получилось.

Игровые

упражнения

типа

«Молчун и говорун» способствуют развитию умения распространять предложения за счет

разных членов предложения.· Например: один игрок задаёт основу предложения (это

молчун), а другой (говорун) расширяет основу, как только может. «Стоит дом. В зеленом

лесу стоит деревянный дом. На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с

резными окошками» и т. п.)

По рекомендации педагогов родители проводят со своим ребенком специальные

игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Ему

предлагаются специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы»,

«Кто так кричит?» и т. п.; игры в рифмы («Поэты») на подбор слов, близких по звучанию

(лягушка - петрушка - ватрушка - старушка).

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка.

Родители и другие члены семьи - самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и

речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует

ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы

задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед

необходимо

демонстрировать

культуру

ведения

диалога

(внимательно

слушать

собеседника;

не

перебивать;

задавать

вопросы;

отвечать

на

поставленные

вопросы).

Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при

разговоре по телефону и т. п.

Особая роль отводится родителям и близким людям ребенка в процессе подготовки

к обучению грамоте (или в процессе обучения чтению). Взаимодействие детского сада и

семьи

концентрируется

вокруг

изготовления

в

домашних

условиях

пособия

«Мой

букварь». Пособие «Мой букварь» создается в течение 1-2 лет.

Цель этой работы заключается в том, чтобы научить детей:

работать со звуком (подбирать слова с заданным звуком, находящимся в

- разных позициях - в начале, середине и конце слова);

- соотносить звук с буквой;

- работать с образом буквы (раскладывать на элементы, соединять элементы,

воспроизводить элементы, воспроизводить образ буквы).

Работа с каждой буквой проходит все три этапа и состоит из разных заданий. Для

каждой семьи желательно приготовить памятку, в которой перечисляются основные цели

последующей работы и примерные задания.

Примерный перечень заданий

Работа по развитию фонематического восприятия (звуки речи) может включать

следующие задания.

1. Нарисовать предмет (наклеить картинку), название которого начинается с

заданного звука; заданный звук стоит в середине слова (названия), слово (название)

оканчивается заданным звуком.

2. Подобрать картинки (нарисовать) к словам, в которых заданная буква

перешифровывается при произнесении в мягкий и (или) твердый звук. Например: буква м

- машина ([м]); миска ([м']). Причем звук стоит в начале (конце) слова.

Работа по закреплению образа буквы включает следующие задания.

1. «Украшаем, наряжаем букву» - обязательное задание для всех букв.

Родитель рисует (вырезает из бумаги) контур буквы. Ребенок (один или с кем-то

из членов семьи) украшает букву. При этом желательно, чтобы в этих украшениях он

отразил свое ассоциативное восприятие звука.

Например: звуки [н - н'] и буква н. У одного ребенка звук [н] ассоциируется со

словом ночь. Дома вместе с мамой (папой) он, вырезал ее из синей бархатной бумаги и

украсил разноцветными звездочками (фольга и блестки).

Другой ребенок связал звук [н'] со своей маленькой сестренкой, которую звали

Нина. Букву изобразили в розовых тонах, украсили бантиками и кружевами.

Данное задание необходимо выполнять на отдельных листах бумаги (из

альбома). Дети обязательно приносят свои работы в группу и размещают их на постоянно

действующей экспозиции «Парад букв». В течение недели все буквы рассматриваются.

Ребенок, чью букву рассматривают, рассказывает о ней. Например: «Это ночная буква.

Ночью темно... Но и красиво. Как загорится много звездочек! Как начнут сиять! И

большие, и маленькие, и красные, и зеленые, и серебряные... А если букву поворачивать

вот так (ребенок показывает), то они нам начнут подмигивать. Так они всем желают

спокойной ночи».

«Моя буква похожа на мою сестричку Ниночку. Она такая же пухленькая... и

нарядили мы нашу букву с мамой, как Ниночку наряжаем. Смотрите, сколько здесь

бантиков разных и даже кружева! Я еще хотела на букву соску пришить, но мама не дала».

2. «Мы пишем букву так!». Все взрослые члены семьи пишут свой вариант

изучаемой буквы.

3. «Буква». Из разных источников печати (газеты, журналы, рекламные

проспекты и т. п.) ребенок вырезает заданную букву, которая представлена разными

графическими изображениями; все вырезанные буквы наклеиваются в ряд на альбомный

лист.

4. «Найди букву». Родители вырезают из печатных источников любой текст (2-

4 строчки), ребенок обводит (зачеркивает) все нужные буквы (при этом текст не читается).

Буквы в тексте должны быть крупными (можно использовать буквы из заголовков).

П р и м е ч а н и е. Последние три задания можно выполнять на одном листе.

Работа с образом буквы (подготовка к письму) включает следующие задания.

1. «Элементы букв». Родители вырезают из любой печатной продукции

заданную букву (обязательно крупную и выполненную печатным шрифтом) и предлагают

ребенку разрезать ее на элементы, которые потом наклеиваются на лист.

2. «Город букв». Цель: упражнять детей в написании элементов букв

(заглавных букв печатного шрифта).

Воспитатель на одном из занятий в начале учебного года в старшей группе

рассказывает детям: «Есть на свете город Букв. В этом городе 33 улицы, ровно столько,

сколько

букв

в

нашем

алфавите.

У

каждой

улицы

есть

свое

название,

которое

соответствует тому звуку, который обозначает букву, живущую на этой улице. И конечно, в

городе есть улица «А» (а-а-а), и улица «Ф» (ф-ф-ф), и много других улиц. Мы с вами в

течение года будем посещать этот город. Но не только посещать, но и помогать буквам,

строить его.

Каждая буква по-особому строит свой дом и обустраивает свой быт. Секрет в

том, что каждая буква любит и может использовать в своей жизни только те элементы, из

которых она сама состоит. Мы поможем каждой букве застроить свою улицу».

В последующем, знакомясь с конкретной буквой, ребенок в детском саду и

(или) дома (можно при помощи близких) изображает картинку, на которой все объекты

состоят только из тех элементов, из которых состоит эта буква.

В назначенный день (когда собраны все рисунки) дети «строят» улицу. Здесь

возможны варианты: рисунки вывешиваются в ряд; ребята встают кругом, держа перед

собой свои рисунки.

Педагог обязательно просматривает каждый рисунок и разбирает их в случае

необходимости (например, если в рисунке появились элементы других букв).

Выполненные детьми работы и задания педагоги собирают в отдельные

папочки (на каждого ребенка). Ближе к концу учебного года педагоги отдают собранные

страницы родителям для окончательного их оформления в книгу под названием «Мой

букварь».

При

этом

дети

могут

дооформить

(по

желанию)

свои

работы:

украсить

бордюрами (следить, чтобы бордюры соответствовали букве, то есть состояли из самой

буквы или из ее элементов); раскрасить что-нибудь и т. п. Обязательно делается обложка -

на ней пишется название книги и перечисляются все авторы-составители (ребенок и

члены его семьи, которые помогали ему в течение года).

Новая и интересная форма работы в старшей группе является семейная

игротека «АБВГДейка». Главный принцип работы игротеки – всё, что в ней представлено,

находится в полном распоряжении детей и родителей. Игротека проводится три раза в

месяц. В игротеку приглашаются родители, дети которых испытывают затруднения в

работе с буквами и их звуками.

Учебный год заканчивается:

- выставкой букварей;

- итоговым праздником «Чудесный звук - чудесный образ».

Каждая семья принимает участие в празднике: кто-то украшает зал, кто-то

придумывает (вместе с ребенком) номера - загадки, ребусы и пр. Готовят свои номера и

дети с педагогами (для родителей). Обязательно проводятся семейные соревнования.

Например: на двух (трех) подносах лежат элементы букв. Задание: собрать как можно

больше букв за отведенное время.

Востребованной формой взаимодействия с семьёй стал клуб «Почитай-ка» -

это

досуговый

блок,

он

способствует

установлению

более

тесного

эмоционального

контакта между педагогами, родителями и детьми. Разработанный план мероприятий

клуба «Почитай-ка» помогает привлекать родителей к активному участию.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность

педагогического

воздействия

на

детей,

позволяет

преодолеть

многие

трудности

и

проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.



В раздел образования