Напоминание

"Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет"


Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна

Статья «Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие

возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление

речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный

возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи,

закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и

последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Речь ребёнка – это показатель его развития. У детей речь развивается

стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное

становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки

родного

языка,

имеет

значительный

словарный

запас,

освоил

основы

грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи,

позволяющими ему свободно общаться. Важнейшее условие всестороннего

полноценного развития детей, залог успешного обучения детей в школе –

хорошая речь.

Развитие

речи

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

происходит

особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется

словарный

запас,

улучшается

звуковое

оформление,

становятся

белее

развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень

речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят

слова,

другие

говорят

все

еще

недостаточно

отчетливо,

неправильно

произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй

младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.

Существует

несколько

факторов

успешного

овладения

речью.

Существенный

фактор

развития

речи

создание

спокойной

атмосферы

в

группе.

Терпимое,

доброжелательно

отношение

воспитателя

к

детям,

искреннее уважение к личности каждого, залог формирования благоприятных

отношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его

старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны и у него все

получается.

Важным фактором успешного овладения речью является обобщение со

старшими, чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.

Дети

моей

группы

ежедневно

слушают

произведения

художественной

литературы новые и уже знакомые. Короткие, шуточные стихотворения и

потешки делают более содержательными общение с детьми в тот или иной

отрезок времен, в режиме дня при умывании «Водичка, водичка … », во

время причесывания «Расти коса до пояса… », при приеме пищи «Час обеда

подошел … ». Все эти факторы способствуют развитию речи детей младшего

дошкольного возраста.

Главная цель речевого развития в дошкольных учреждениях состоит в том,

чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их

применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными

способностями.

Развитие

речевых

и

коммуникативных

способностей

важнейшая

задача

развивающего

образования,

воспитание

культуры

личности.

Значительное

место

в

работе

педагогов

по

развитию

речи

занимают дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на

ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким

образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую

(ради

которой

действует

ребенок)

цели.

Важно,

чтобы

эти

две

цели

дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить

детей

составлять

самостоятельные

рассказы

о

предметах,

явлениях

в

природе

и

в

общественной

жизни.

Некоторые

игры

требуют

от

детей

активного

использования

родовых,

видовых

понятий,

например,

«назови

одним

словом»

или

«назови

три

предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная

задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре

«Путешествие

по

городу»,

то

он

охотно

рассказывает

«туристам»

о

достопримечательностях

города.

Так

развивается

монологическая

речь

ребенка. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в

неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо

уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами:

«да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решение

спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои

утверждения, доводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3

основных

вида:

игры

с

предметами

(игрушками),

настольно-печатные

и

словесные игры. Остановимся на методике организации дидактических игр в

разных возрастных группах. Дидактическая игра является ценным средством

воспитания

умственной

активности,

она

активизирует

психические

процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у

детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает

процесс усвоения знаний.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом;

настольно – печатные;

словесные;

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя

с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия

предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами

предметов

и

их

признаками:

цветом,

величиной,

формой,

качеством.

В

играх

решаются

задачи

на

сравнение,

классификацию,

установление последовательности в решении задач.

Настольно

печатные

игры

интересное

занятие

для

детей.

Они

разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,

которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх

дети

учатся,

опираясь

на

имеющиеся

представления

о

предметах,

углублять

знания

о

них,

так,

как

в

этих

играх

требуется

использовать

приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают

предметы,

выделяя

характерные

их

признаки;

отгадывают

по

описанию,

находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным

свойствам, признакам.

Дидактические игры в своей работе используют педагоги во всех

возрастных

группах.

В

младших

и

средних

группах

игры

со

словом

направлены

в

основном

на

развитие

речи,

воспитание

правильного

звукопроизношения,

уточнение,

закрепление

и

активизацию

словаря,

развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном

возрасте,

когда

у

детей

начинает

активно

формироваться

логическое

мышление,

словесные

игры

чаще

используют

для

формирования

мыслительной

деятельности,

самостоятельности

в

решении

задач.

Эти

дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно

они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,

так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают

умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на

поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять

знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает

речь

детей:

пополняет

и

активизирует

словарь,

формирует

правильное

звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать

свои мысли.

Главное место в дидактических играх отводится работе со звуком, буквой

и

предложением.

Педагоги

большое

значение

уделяют

звуковому

восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребенка. У

многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных

дефектов

в

фонематическом

развитии

в

дальнейшем

создаёт

серьёзные

препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по

чтению

и

письму,

так

как

оказываются

недостаточно

сформированными

практические обобщения о звуковом составе слова.

Кроме речевого развития в дидактических играх

осуществляется

познавательное развитие, так игра способствует расширению представлений

об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти,

наблюдательности и мышления.

Именно, дидактические игры

являются

наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для

себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему

дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес

познания.

Любая

игра

учит

запоминать,

мыслить,

анализировать,

экспериментировать,

обобщать,

т.е.

помогает

развивать

умственные

способности детей.

Внимание детей

возраста 3-4 лет пока еще неустойчиво, он быстро

отвлекается. Задачи в дидактической игре требуют от него большей, чем в

других

играх,

устойчивости

внимания,

усиленной

мыслительной

деятельности. Отсюда, для маленьких детей возникают известные трудности.

Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование

дидактической игры, повышающей интерес малыша к знаниям, и прежде

всего,

дидактической

игрушке,

которая

привлекает

внимание

яркостью,

интересным содержанием.

Для

детей

4-го

года

жизни

характерно

преобладание

чувственного

познания окружающего мира. Учитывая это, необходимо подбирать такой

дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать

и активно с ним действовать.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного

возраста педагог объясняет правила по ходу игры. При этом он помнит о том,

что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной.

Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень

чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя. Это надо

учитывать и при чтении художественной литературы.

Чтобы

игра

проходила

успешнее,

детей

необходимо

готовить

к

игре:

обязательно

до

игры

знакомить

их

с

предметами,

которые

будут

использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре

используется

стихотворение,

потешка,

надо

знать

их

наизусть

и

читать

выразительно.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, взрослый

отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать

(указать конкретно), убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких

детей создавать интерес к новым играм.

Интерес к игре усиливается, если взрослый предлагает детям поиграть с

теми

игрушками,

которые

находились

в

чудесном

мешочке,

о

которых

рассказывали дети во время игры.



В раздел образования