Авторы: Чекунова Наталья Александровна, Костина Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Десткий сад № 13"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Коми Республика
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие в осень"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Путешествие в осень»
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Продолжительность – 3 недели.
Перед выполнением – с 21.09. по 10. 10.
Цель – формирование познавательного интереса детей к окружающей среде через изучение темы
«Путешествие в осень».
Актуальность: воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно только
тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней. У детей этого возраста слишком
маленький запас знаний о природе, поэтому мы решили провести углублённую работу по ознакомлению с ней
через познавательно - творческую деятельность, чтобы дети смогли овладеть несложными способами
наблюдения за природой, видеть её красоту.
Задачи:
Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях.
Формировать представления о деревьях.
Формировать у детей умения различать по внешнему виду и вкусу некоторые фрукты и овощи.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
В ходе проекта реализовывались следующие направления: познавательное, речевое, художественно-
эстетическое, физкультурное, социально-коммуникативное, которые были осуществлены в ходе
интегрирования занятий, в режимных моментах.
Сетка проекта
этапы
дата
Кол-во дней
I подготовительный
01.09. – 20.09.
20 дней
II основной. Реализация
мероприятий проекта
21.09. – 10.10.
21 день
III – подведение итогов
12.10. – 16.10.
5 дней
Итог проекта – праздник «Золотой листопад»
Подготовительный этап:
Составление проекта.
Подготовка к реализации проекта.
Изучение литературы.
Наблюдения детей за изменениями в природе.
Информирование родителей о предстоящем проекте.
Основной этап:
Реализация мероприятий проекта проводилась согласно календарному плану.
Приложение №1.
I неделя – «Щедрая хозяйка – золотая осень» (овощи).
II неделя – «Щедрая хозяйка – золотая осень» (фрукты).
III неделя – «Портрет осени».
Календарный план:
Щедрая хозяйка – золотая осень (овощи)
Образовательная
область.Тема
Задачи
Организованная
образовательная
деятельность
Совместная детская
деятельность
Развивающая
среда
Взаимодействие
с родителями
Результат
понедельн
ик
Познание
«Овощи».
Физическое
развитие. Игра
малой
подвижности
«Наш огород»
Учить различать морковь и
репу; знать названия
корнеплодов, их
сенсорные характеристики.
Развивать различные
ощущения детей , их речь;
умение слышать воспитателя,
повторять определения
предметов. Находить общее
и разное. Учить
повторять движения со
взрослыми.
Инсценировка
сказки «Репка».
Дидактическая
игра «Найди репу,
морковь».
Дидактическая
игра «Определи
на вкус». Игра
малой
подвижности
«Наш огород».
Утро: чистоговорки об
овощах. Рассматривание
книг, иллюстраций по теме
«Овощи». Пальчиковая
гимнастика «Овощи».
Прогулка: наблюдение за
деревьями в осеннем
уборе. Подвижная игра «К
названному дереву - беги».
Вечер: дидактическая игра
«обведи и раскрась»
(Овощи). Дидактическая
игра «Что это?»
Книги,
журналы,
открытки,
картины
русских
художников
по теме.
Загадки по
теме.
Стихи по теме.
Песни по
теме.
Раскраски по
теме.
Трафареты по
теме.
Настольные
игры
«Разрезные
картинки»,
кубики.
Журнал
«Учимся
играя» (от 3 до
4 лет) 2011г
№10 стр.17
Сбор листьев
для аппликаций
из осенних
листьев.
Приобретение
раскрасок по
теме «Овощи».
Помощь в сборе
материалов для
коллекции
«Подарки
осени».
Выставка работ
родителей
совместно с
детьми из
овощей.
Папка-
передвижка
для родителей
(рекомендации
для
наблюдений
и занятий с
детьми 3-4 лет)
вторник
Развитие речи.
«Овощной суп».
Музыка.
Познакомить детей с
процессом приготовления
овощного супа, показывая и
называя действия.
Выяснить, знают ли дети
названия и назначение
предметов кухонной посуды.
Закрепить знания об овощах;
активизировать
соответствующие слова в
речи детей; словарная
работа «Овощной»
Игра –
инсценировка.
Утро: чистоговорки об
овощах. Слушанье по теме
стихов. Загадки.
Прогулка: игра малой
подвижности «Наш
огород». Сбор природного
материала для копилки
«Подарки осени». Вечер:
дидактическая игра
«Магазин овощей».
Слушанье сказки «Сказка о
морковке»(«Сказки
Мудрой совы»).
игра «Разложи
морковки по
корзинкам».
среда
Познание ФЭМП.
Лепка
«Морковь».
Познакомить детей с
названиями простейших
геометрических форм.
Закрепить названия овощей.
Закрепить умение
раскатывать комочек
пластилина прямыми
движениями рук.
Закрепить названия овоща
«Морковь».
Игры с песком
(формочки с
изображением
овощей).
Лепка.
Утро: чистоговорки по
теме. Рассматривание
картин художников и
открыток по теме.
Дидактические игры
«Лото» , «Кубики».
Прогулка: наблюдение за
природой: небо, погода,
ветер. Сбор листьев для
гербария. Вечер:
рисование по трафаретам
по теме. Настольная игра
«Найди пару».
четверг
Физическое
развитие.
Подвижная игра
«Огород».
Музыка.
Совершенствовать умение с
выполнением задания –
убегать от догоняющего.
Подвижная игра
«Огород».
Утро: чистоговорки по
теме. Пальчиковая
гимнастика «Овощи».
Раскраски по теме.
Прогулка: наблюдение за
погодой. Подвижная игра
«Огород».
Вечер: настольная игра
«Разрезные картинки».
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин овощей».
пятница
Художественно-
эстетическая
область.
Рисование
«Морковка».
Вызвать интерес к рисованию
гуашью.
Обратить внимание на форму
и цвет моркови.
Закрепить название цвета.
Рисование.
Утро: дидактическая игра
«Кубики». Чистоговорки по
теме. Стихи об овощах.
Пальчиковая игра
«Капуста». Прогулка:
наблюдение за погодой.
Подвижная игра «Огород»,
игра малой подвижности
«Наш огород». Вечер: игра
«Разложи морковки по
корзинкам» (журнал
«Учимся играя» 2011г №
10). Свободное рисование
и лепка.
Щедрая хозяйка – золотая осень (фрукты)
Образовательная
область. Тема.
Задачи
Организован
ная образовательная
деятельность
Самостоятельная детская
деятельность
Развивающая
среда
Взаимодействие с
родителями
Результат
понедельн
ик
Познание.
Фрукты (яблоко,
груша, апельсин)
Физическое
развитие
«Солнышко в
гостях»
Закреплять
знания о фруктах.
Учить различать
фрукты по цвету и
форме. Учить
определять
фрукты на вкус,
знать названия,
стимулировать
развитие
воображения.
Учить повторять
движения со
взрослыми.
Дидактическая игра «
найди и принеси
названный фрукт».
Дидактическая игра
«Покажи фрукт на
плакате».
Игра малой подвижности.
Утро: чистоговорки по теме
«Фрукты». Стихи,
рассматривание плакатов.
Прогулка: игра малой
подвижности «На носочки
я встаю». Наблюдение за
погодой. Вечер: рисование
фруктов по трафаретам.
Дидактическая игра
«Назови верно».
Наличие
муляжей
фруктов. Лото
«фрукты».
Кубики
«фрукты».
Плакаты по
теме.
Раскраски по
теме.
Помощь родителей
в приобретении
дидактических игр
по теме, раскрасок,
плакатов.
Демонстрационный
материал «учебно-
методический
комплект
«фрукты», серия:
«окружающий
мир».
Для родителей
папка-
передвижка
«Фрукты и
овощи – основа
здорового
образа жизни
для
дошкольников».
Коллективная
работа на
классификацию
фруктов и
овощей.
вторник
Развитие речи
«Фрукты».
Музыка.
Учить детей
различать и
называть фрукты,
узнавать на вкус.
Обогащение
словаря (сладкий,
красный,
оранжевый,
круглый и т. д)
Артикуляционная
гимнастика со звуком «О».
Отгадывание загадок,
повторение чистоговорок,
дидактическая игра
«Узнай на вкус».
Утро: чистоговорки,
слушание стихов по теме.
Дидактическая игра «Что
это?».
Прогулка: наблюдение за
погодой, игра малой
подвижности « На носочки
я встаю».
Вечер: сюжетно-ролевая
игра с муляжами фруктов,
работа с раскрасками по
теме.
среда
Познание
(ФЭМП).
Лепка «Яблоко».
Учить
классифицировать
овощи и фрукты.
Закрепить
понятия
«Большой и
маленький»,
«Много, мало».
Искать предметы
по описанию.
Учить раскатывать
пластилин между
ладонями,
закреплять
умение
отщипывать
небольшие
кусочки,
закрепить
названия фрукта –
яблоко.
Аппликация: «Фрукты и
овощи». Дидактическая
игра «Найди, о чём
скажу».
Лепка.
Утро: дидактическая игра
«Назови лишний
предмет», пальчиковая
гимнастика «Фрукты».
Прогулка: наблюдение за
погодой. Игра малой
подвижности «На носочки
я встаю».
Вечер: дидактическая игра
лото по теме , игры с
муляжами и плакатами по
теме.
четверг
Физическое
развитие.
Компот.
Музыка.
Учить повторять
движения со
взрослыми.
Игра малой подвижности
«Компот».
Утро: чистоговорки,
разрезные картинки по
теме, стихи, пальчиковая
гимнастика. Прогулка:
игры «Компот», «На
носочки я встаю»,
наблюдение за погодой.
Вечер: дидактические игры
«Четвёртый лишний»,
«Найди и назови».
пятница
Рисование
«Круглое,
румяное с дерева
упало».
Продолжать
вызывать интерес
к рисованию
гуашью,
закреплять форму
и цвета яблока.
Добиваться
своевременного
насыщения кисти
краской.
Рисование яблока.
Утро: пальчиковая
гимнастика яблока,
слушание стихов по теме,
дидактическая игра лото,
кубики по теме.
Прогулка: наблюдение за
погодой, игры «Огород» и
«Компот».
Вечер: чтение А. Барто
«Катя», чистоговорки ,
дидактическая игра
«Чудесный мешочек».
Портрет осени
О.о.тема
задачи
О.О.Д.
С.Д.Д.
Развивающая
среда
Взаимодействие
с родителями
Результат
понеде
льник
Познание.
«Путешествие в
осенний лес».
Физическая
культура
«Осенние
листочки».
Дать представления о
деревьях, особенностями
их строения; познакомить
с признаками осеннего
леса; развивать речь,
умение продолжать
предложение, начатое
воспитателем. Учить
бегать по кругу, держась
за руки. Закрепить ходьбу
по кругу.
Игра –путешествие,
дидактическая игра
«Продолжи
предложение».
Игра «Осенние
листочки».
Утро: наблюдение за
погодой из окна группы.
Рассматривание картин
разных художников об
осеннем пейзаже.
Разучивание пальчиковой
гимнастики «Осень».
Прогулка: продолжить
наблюдение за погодой на
прогулке, подвижные игры
«Солнышко и дождик»,
«Собери листики в букет».
Вечер: чтение М. Пришвин
«Листопад», Плещеев
«Осень».
Картины
художников
об осеннем
пейзаже,
потешки о
явлениях
природы.
Музыка
Кабалевского
«Грустный
дождик»,
звуки
природы,
шум дождя.
Стихи и
Изготовить
дидактическую
игру «Назови
листья».
Приобрести
раскраски
«Осень»,
«Осенние
наряды.»
Коллективная
аппликация
«Солнышко»
(лучики из
сухих
листьев).
Выставка
работ
родителей с
детьми из
сухих
листьев.
Итоговый
праздник
осени
рассказы
детских
писателей по
теме.
«Золотой
листопад».
вторник
Развитие речи.
В. Орлов
«Жёлтые
мышки».
Музыка.
Продолжить знакомить
детей с осенним
явлением – листопадом.
Слушать и воспринимать
художественное
произведение, а при
повторном слушании
договаривать слова.
Помочь детям запомнить
стихотворение и подарить
его тому, кому захочется.
Заучивание наизусть В.
Орлов «Жёлтые
мышки».
Утро: рассматривание работ
выпускников об осени.
Дидактическая игра «Назови
красный (…) лист».
Пальчиковая гимнастика
«Осень».
Прогулка: наблюдение
осеннего убранства
деревьев, дидактическая
игра «Найди листок, какой
покажу».
Вечер: пальчиковая
гимнастика «Осень»,
дидактическая игра «Найди
самый большой лист»,
чтение стихов об осени.
среда
Познание
(ФЭМП) «Город
красных
человечков».
Лепка
«Осенний
листик».
Учить детей понимать
слова, обозначающие
основные цвета
(красный ), оперировать
ими в игровой
деятельности. Учить
отщипывать маленькие
кусочки пластилина и
размазывать по
изображению. Учить
аккуратности.
Аппликация «Подбери
по цвету».
Дидактическая игра
«Найди красный
листик».
Пластилинография.
Утро: дидактическая игра
«Найди, что покажу»,
артикуляционная
гимнастика: звук «У».
Прогулка: подвижная игра
«Осенние листочки».
Наблюдение за осенним
небом, показать его
особенности. Вечер:
пальчиковая гимнастика
«Осень», дидактическая игра
«Разложи листочки по
убыванию».
четверг
Физическое
развитие
«Листья».
Музыка.
Помочь детям запомнить
слова новой игры.
Подвижная игра
«Листья».
Утро: дидактическая игра
«Найди о чём скажу»,
подвижная игра «Осень».
Прогулка: наблюдение за
природным явлением –
ветер, учить определять
ветреную погоду. Игра
«Листья».
Вечер: свободная
изодеятель
ность . разучивание потешек
о солнышке.
пятница
Аппликации
«Солнышко»
Учить работать аккуратно
с клеем, убирать излишки
клея салфеткой,
любоваться своей
работой.
Коллективная
аппликация
Утро: пальчиковая
гимнастика «Осень».
Слушание музыки
Кабалевского «Грустный
дождик», дидактическая
игра «Какой дождик».
Прогулка: наблюдение за
явлением природы –
дождём. Показать, что
осенний дождь может быть
разным. Подвижная игра
«Солнышко и дождик».
Вечер: раскраски «Осень» и
«Осенние наряды»,
подвижная игра «Бегите ко
мне»
Приложение № 2
Итоговый праздник «Золотой листопад»
Дети стайкой заходят в зал и останавливаются.
Ведущая: Посмотрите, ребята, мы попали в осенний лес. Как здесь красиво. Давайте споём песню про золотую осень. (дети исполняют песню
«Осень», затем садятся на свои места). Раздаётся стук в дверь.
Ведущая: К нам стучат – откроем дверь,
Встретим радостно гостей.
(под музыку вбегает собачка Жучка).
Жучка: Гав! Гав! Гав! А вот и я!
Гав! Гав! Гав! Пришла я в сад!
Гав! Гав! Гав! Поздравить рада –
Гав! Гав! Гав! – Я всех ребят!
Ведущая: Дети, кто это, узнаёте? Вот собачка…
Дети: Жучка!
Ведущая: Хвостик…
Дети: Закорючка!
Жучка: Правда, меня зовут Жучка, и хвостик – закорючка. А вы откуда знаете?
Ведущая: Жучка. Наши дети и песню про тебя знают. (Дети исполняют песню «Собачка»).
А сейчас пойдём мы в лес.
Полон, дети, он чудес.
А на солнечной полянке
Листья, как ковёр, лежат.
Золотые, под ногами
У детей они шуршат.
Ведущий: Осенью листики падают на дорожку, на траву, на крыши домов. А что будет, если листик упадёт в лужу, пруд, речку? Как вы думаете,
утонет он или нет? Давайте проверим. (Ведущие вносят 2 таза с водой). Представьте себе, что это лужицы. В один таз мы опустим берёзовый
листик. Что происходит? (Ответы детей). А может тополиный листок утонет? Он же больше берёзового? (Ведущая опускает тополиный листок во
второй таз). Почему листики не тонут? (Ответы детей). Да, они лёгкие, легче воды, поэтому не тонут. Листики плывут по воде, как кораблики.
Видите сколько разноцветных корабликов?
Давайте сделаем слабый ветерок: нежно подуем, пусть листик плывёт. (Дети подходят к тазам). А теперь сильный ветер, шторм, буря. (Дети дуют
сильнее).
В это время ведущий разбрасывает листья по залу и обращает внимание на себя:
Детки, листья скорей подберите,
В пляску их с собой возьмите. (Дети под музыку собирают листочки и с ними исполняют пляску «Покачай над головой»).
После пляски ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди листок, какой покажу».
Дети поднимают листок того же цвета, что и у воспитателя. (Красный, жёлтый, зелёный).
Ведущий: А не хотите ли прогуляться по осеннему лесу? И собачку Жучку с собой возьмём…
Исполняется пляска «Гуляем, пляшем». (После танца садятся).
Дети читают стихи об осенних листьях. Жучка слушает.
Жучка: Какие вы молодцы. Как много вы знаете, как мне понравилось с вами гулять по осеннему лесу. Я нашёл в лесу подарок для вас-
волшебный гриб, он с секретом. (Даёт воспитателю). Жучка с воспитателем открывают гриб, достают угощения и раздают детям.
Приложение № 3
Подвижные игры
I - «Огород» (Сторож, зайцы)
В огороде у ребят
Есть морковка и салат,
Всё для ребят,
Всё для ребят.
Старый дедушка ходил.
Он морковку сторожил.
Старый дедушка устал,
Сел на лавку, задремал. (Зайцы прыгают в огород, собирают овощи).
Ведущая: говорит: Сторож! (Зайцы убегают, а сторож их ловит).
II – «Наш огород».
Мы посадим огород
Хорошо пусть всё растёт. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки, останавливаемся и поворачиваемся лицом в круг).
Будем дружно поливать (имитируем поливку),
Травку будем вырывать (имитируем вырывание травы).
Чтоб росли там чесночок,
Репка, огурец, лучок. (перечисляем, загибая пальчики).
Витамины всем нужны,
Не болеем больше мы. (Ручки в стороны, дарим друг другу улыбки!)
Итог проекта:
Дети получили представление об овощах и фруктах.
Приобрели элементарные навыки классификации знакомых им фруктов и овощей.
Подвели детей к пониманию того, что природа меняется по сезону.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Коллективные и индивидуальные работы детей.
Выставка в приёмной группы.
Итоговое мероприятие – праздник осени «Золотой листопад».
Анализ результатов проекта:
Планирование дальнейшей работы.
Подготовка проекта к трансляции на ДОУ, городские стажировочные площадки.
Список используемой литературы
- Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5- 7 лет. Издательство «Учитель». Волгоград, 2014 г.
- Словесные игры в детском саду. Издательство «Просвещение». Москва, 1974г.
- Юный эколог. Издательство «Мозаика- синтез» « С.Н. Николаева, Москва, 2010г
- Формирование целостной картины мира у детей. 2 младшая группа Издательство «Учитель».
- 80 игр для детского сада. Издательство «Просвещение», Москва 1968 г.
- Подвижные игры в детском саду. Михайлова, Конторович
- Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С. Комарова. Издательство «Мозаика- синтез», Москва, 2006 г.
-Журналы «Учимся играя» 3-4 года. №10/2011, №9/ 2011, №11/2011
- Радуга «Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет»
- Радуга «Художественное творчество детей 2-7 лет. Издательство «Просвещение», Москва, 2011г.
- Литература и фантазия. Издательство «Просвещение»
- Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 1. Издательство «Детство- пресс», Санкт-Петербург, 2013 г.