Авторы: Голубева Татьяна Владимировна, Полуденная Татьяна Валерьевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности №7" города Сосновоборска
Населённый пункт: Красноярский край, город Сосновоборск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Заседание семейного клуба "Цветик - семицветик" Тренинг "Игры на кухне"
Раздел: дошкольное образование
Заседание семейного клуба «Цветик - семицветик»
Тренинг «Игры на кухне»
Т.В. Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития
дошкольника.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к играм, способствующим развитию лексико -
грамматического строя языка и связной речи детей в домашних условиях.
2. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр в условиях
семьи, направленных на развитие речи.
Ход:
I. Вступление
Наша
встреча
посвящена
речевому
развитию
детей.
Сегодня
мы
уделим
внимание
развитию таких компонентов речевой системы, как словарный запас, грамматический строй
языка и связная речь.
Развитием речи детей нужно заниматься. Но только представьте, как трудно маленькому
ребенку
каждый
день
делать
разные
задания
и
упражнения.
Малыш
просто
не
способен
заниматься из высокой идеи «надо». Он может только играть. Он хочет только играть. Он готов
пока
только
играть.
Значит,
в
«развитие
речи»
с
ним
надо
играть.
И
играть
радостно,
разнообразно, увлекательно. И для многих игр не надо выкраивать специальное время.
Именно этому мы будем учиться на тренинге.
II. Знакомство
Игра «Паутина»
Сядьте в один большой круг. Сейчас мы познакомимся с помощью этого клубка. Назовите свое
имя, можете добавить что-нибудь о себе, например, чем вы любите заниматься или что вы
ожидаете от сегодняшней встречи. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте
клубок сидящему напротив.
Давайте распутаем нашу паутину. Возвращайте клубок предыдущему участнику, называя его
имя.
III. Тестирование родителей
Тест «Насколько вы внимательны к своему ребенку?» (Приложение №1)
IV. Знакомство с правилами
Правило 1. Равенство. Уважительное общение в группе осуществляется на «ты». В ходу
только непосредственное общение, разговоры о других участниках в третьем лице не ведутся.
Все
должностные
регалии
остаются
за
пределами
пространства,
в
котором
происходит
тренинговое действо.
Правило 2. Активность. Предлагается активно принимать участие во всех упражнениях
и высказывать свое мнение при обсуждении, ибо успех тренинга на 50 % зависит от тренера,
а на 50 % – от участников!
Правило 3. Толерантность (терпимость). На тренинге собираются разные люди, и они не
обязаны мыслить одинаково: каждый имеет право высказать свою точку зрения согласно своим
убеждениям,
но
необходимо
соблюдать
терпимость
и
лояльность
к
высказываниям,
не
совпадающим с вашей точкой зрения.
V. Обучающие ситуации
Повседневно возникающие ситуации могут стать богатым источником потребности говорить и
стимулом развития речи.
Давайте рассмотрим пример, как можно учиться в повседневной жизни.
1. Ситуация «По дороге в магазин».
Обыгрывание ситуации педагогами в качестве примера с последующим ее анализом.
2. Родители делятся на 3 группы
путем
выбора
фишек.
Отгадывают
названия
ситуаций,
расставляя
буквы
по
высоте
(«На
кухне»,
«Стирка»,
«Магазин»).
Участникам
групп
предлагаются
картинки,
предметы,
используя
которые
они
должны
представить
игровые
задания по развитию речи в соответствии с выбранной темой.
Работа в группах:
- обсуждение ситуации;
- распределение ролей;
- представление ситуации с последующим анализом;
- комментирование обсуждение ситуации с привлечением родителей из других групп.
VI. Итог тренинга
Игра «Аплодисменты по кругу»
Каждый из вас заслужил сегодня аплодисменты. Давайте встанем в большой круг. Один из нас
начинает:
он
подходит
к
кому-нибудь
из
участников,
смотрит
ему
в
глаза
и
дарит
свои
аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника,
который также получает свою порцию аплодисментов. Затем тройка выбирает следующего
претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать следующего.
(Приложение №1)
Тест «Насколько вы внимательны к своему ребенку?»
Ответы:
«Да, всегда» - 4 балла
«Иногда» - 2 балла
«Нет, никогда» - 0 баллов.
1.
Часто ли вы говорите ребенку, что любите его?
2.
Думаете ли вы, что ваш ребенок – замечательный?
3.
Часто ли вы обнимаете и целуете своего ребенка?
4.
Находите ли вы время поговорить с ребенком перед сном?
5.
Смотрите ли вы на ребенка, когда разговариваете с ним?
6.
Хвалите ли вы ребенка?
7.
Дослушиваете ли вы до конца, когда ребенок рассказывает вам что-либо?
8.
Заинтересованы ли в том, что говорит ребенок?
9.
Пытаетесь вы поправлять ребенка, когда он говорит?
10. Читаете ли вы ребенку?
11. Играете ли вы с ребенком?
12. Знаете ли вы, какие сказки, мультики, спектакли нравятся ребенку?
13. Смеетесь ли вы со своим ребенком?
14. Находите ли вы время, чтобы сходить куда-нибудь со своим ребенком?
15. Позволяете ли вы ребенку играть в его собственном уголке?
16. Обсуждаете ли вы с ребенком происшедшие события?
17. Разрешаете ли вы ребенку играть в подвижные и шумные игры дома?
18. Гуляете ли вы с ребенком?
19. Стараетесь ли вы ответить за ребенка, если посторонние его о чем-либо спрашивают?
20. Спрашиваете ли вы у ребенка, какую игрушку или книгу он хочет иметь?
Если сумма баллов за все ответы составляет:
80-60 баллов - у вас с ребенком полное взаимопонимание, вы уделяете ребенку достаточно
внимания, и вам, и ребенку общение доставляет удовольствие;
60-30 баллов - вы стараетесь найти время для того, чтобы уделить внимание вашему ребенку, и
в целом, несмотря на вашу занятость, это удается;
Менее 30 - того внимания, которое вы уделяете своему ребенку, явно недостаточно. Попробуйте
пересмотреть свои взгляды на воспитание, найти время и тепло для вашего малыша.
Используемая литература:
1.
Фопель К. «Как научить ребенка сотрудничать?», М.: Генезис, 2010.
2.
Герасимова
А.С.
«Тесты
для
подготовки
к
школе:
развитие
речи,
математика,
мышление», М.: Айрис-пресс, 2005.
3.
«150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе», – М.: ООО «Издательство
АСТ», 2004.