Автор: Горевая Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 212"Катюша"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра как средство познавательного развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство познавательного
развития детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и
поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех пси-
хологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов
деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых
близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие и,
как следствие, воспитывает его. В качестве одного из важных средств воспи-
тания и обучения детей дошкольного возраста используется игра.
Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя
жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом
Особое место среди целого ряда игр, принадлежит дидактическим иг-
рам. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде
учебных игр.
В настоящее время, появилось целое направление в педагогической
науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспита-
ния и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако
накопленные данные об игре, различные подходы к ее использованию созда-
ют на сегодняшний день проблему, связанную с рациональным построением,
организацией и применением ее в процессе обучения и воспитания, что тре-
бует более тщательного и детального ее изучения.
Именно этот факт определил цель выпускной работы, которая состо-
ит в комплексном изучении дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педа-
гогическое явление: она является и игровым методом обучения детей до-
школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятель-
ностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновре-
менно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, иг-
рая, учатся.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаружи-
вается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму
обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов дидак-
тической игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучаю-
щего и воспитательного воздействия.
Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не-
возможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия,
тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются и познаватель-
ные задачи.
Дидактическая
игра
выступает
и
как
средство
развития
личности
ребёнка.
С
помощью
дидактических
игр
воспитатель
приучает
детей
самостоятельно
мыслить,
использовать
полученные
знания
в
различных
условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, попол-
няется и активизируется словарь, формируется нравственное представление о
бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения.
Воспитателями применялись следующие виды игр:
- игры-путешествия;
- игры-поручения;
- игры-предложения;
- игры-загадки;
- игры-беседы.
В дошкольной педагогике дидактические игры разделены на три основ-
ных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами), на-
стольно-печатные и словесные игры [2].
В основе классификации дидактических игр лежит разнообразный по
игровому содержанию, организации проведения материал, способствующий
многостороннему развитию личности ребенка.
Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребёнка и
при
этом
всегда
увлекательное
занятие,
вызывающее
непроизвольное
внимание,
что
существенно
облегчает
восприятие
новых
навыков
и
не
перегружает
ребёнка.
Выходит,
вместо
того,
чтобы
заставлять
ребёнка
заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить
эту деятельность в виде увлекательной игры.
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме
того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнооб-
разный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивиду-
ально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. В плане рассмат-
ривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом пе-
дагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают
возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенно-
сти поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку,
в чем он силен, в чем отстает.
В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные прие-
мы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактиче-
ских игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увле-
ченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участ-
ником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правила.
Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети
сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.
Дидактические игры кратковременны (10 – 20 минут), и важно, чтобы
все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал ин-
терес к поставленной задаче.
В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается
уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к де-
тям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каж-
дого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать за-
гадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими
вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Осо-
бенного внимания требует дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок
знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно
молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его,
хвалит, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед кол-
лективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связа-
но с воспитание каждого ребенка и всего детского коллектива.
Дидактические игры развивают наблюдательность, восприятие цвета,
формы, величины, количества, пространственного расположения предметов,
способствуют развитию образной и словесной памяти, отдельных мыслитель-
ных операций. Обучение через игру способствует постепенному переносу ин-
тереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
Таким образом, в работе сделана попытка показать всю важность обу-
чающей игры в педагогическом процессе. При изучении дидактической игры
удалось столкнуться с ее богатством, многомерностью проявлений, неопреде-
ленностью границ.
В ходе работы было выяснено, что игра — не только
средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный ас-
пект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения де-
тей. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализи-
рует, развлекает, дает отдых, вносит в содержание досуга бесконечные сюже-
ты, сохраняя при этом свою самоценность, способствуя неосознанному реше-
нию детьми сложных жизненных проблем.