Напоминание

"Воспитание патриотических чувств у дошкольников".


Автор: Радина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 9
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может

быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и

гордость

за

свой

народ,

и

ощущение

своей

неразрывности,

совсем

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях,

н о

и

в

ка ж д од н е в н о й

т руд о в о й

и

д у хо в н о й

ж и з н и

н а р од а .

Однако,

если

это

чувство

столь

сложно,

то

правомерно

говорить

о

нем

применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за

детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать

вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его

интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах

детей,

их

вопросах

можно

услышать

суждения

о

добре

и

зле,

о

несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических

чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все

начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу.

Задумаюсь

об

истоках

патриотических

чувств,

мы

всегда

обращаемся

к

впечатлениям

детства:

это

и

дерево

под

окном,

и

родные

напевы.

С

младенчества

ребенок

слышит

родную

речь.

Песни

матери,

сказки

открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду

и

веру

в

добро,

которое

несут

нам

сказочные

герои:

Василиса

Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка,

заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым

главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа

свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту

передают

от

поколения

к

поколению

эти

нравственные

ценности.

Слушая

сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что

ненавидит

народ.

«Это

первые

блестящие

попытки

русской

народной

педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто нибудь был в

состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки,

пословицы,

поговорки

эти

жемчужины

народной

мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и

глубокая

любовь

к

человеку,

к

отечеству.

Сказки,

пословицы,

поговорки

формируют

начало

любви

к

сво ему

народу,

к

сво ей

ст ране.

Очень

рано

в

мир

ребенка

входит

природа

родного

края.

Река,

лес,

поле

постепенно

оживают

для

него:

от

первого

общего

восприятия

ребенок

переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,

любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,

речку

своими,

родными,

остающимися

в

памяти

на

всю

жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога,

знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно

выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может

не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как

у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и

учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной

любви

к

Родине.

Без

помощи

взрослого

детям

трудно

понять,

что

люди

трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок

в и д и т

к а ж д ы й

д е н ь

э т о

и

е с т ь

е г о

Р о д и н а .

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром,

он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень

мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к

взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители

о

предстоящем

субботнике,

как

готовятся

к

празднику

и

т.

д.

во

всем

проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства

ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях

интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том,

что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических

чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается

любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей

стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже

тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи,

когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе

Р о д и н ы

и

д а ж е

с

п р е д а т е л ь с т в о м .

Мы

учим

ребенка

с

первых

лет,

жизни

любить

родителей,

помогать

им.

Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной

и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления

личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того

чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как

можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как

т р у ж е н и к о в ,

в н о с я щ и м

с в о й

в к л а д

в

о б щ е е

д е л о .

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к

традициям

народа.

Например,

отмечать

профессиональные

праздники,

праздники

урожая,

чтить

память

погибшим

войнам,

устраивать

проводы

новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в

народе

традиция

чтить

память

погибших

воинов.

Много

памятников

и

обелисков

на

нашей

земле.

Люди

не

могут

забыть

тех,

кто

лежит

на

Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты

Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети

тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в

старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не

только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого

фашисты

повесили

на

глазах

у

матери,

о

солдате,

который

с

последней

гранатой

бросился

под

фашистский

танк.

Не

нужно

ограждать

детей

от

сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а

я в л я ю т с я

н а ч а л о м

п а т р и о т и ч е с к и х

ч у в с т в .

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о

том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,

счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании

ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства

не

менее

чем

героизм

военного

подвига.

Педагог,

может

посоветовать

родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для

ч е г о

э т о

н у ж н о .

При

ознакомлении

детей

с

трудом

взрослых

очень

важно

показать

им

общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к

какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,

рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности

делу,

о

самоотверженности

и

смелости

помогает

воспитывать

гордость

за

человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о

защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает

с т р е м л е н и е

к

п о д р а ж а н и ю .

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими

ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их

волноваться

и

радоваться.

Беседовать

после

чтения,

надо

с

большой

осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой»

мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются

за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много

вопросов

по

тексту

этого

произведения.

Но

важно,

чтобы

все

они

были

направлены

не

на

изложение

содержания

сюжета,

а

на

эмоциональные

моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда

вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?».

По сле

ответов

детей

можно

проче сть

произведение

еще

раз.

Одна

из

любимых

книг

детей

книга

Льва

Кассиля

«Твои

защитники».

К а ж д ы й

р а с с к а з

в

н е й

п р и м е р

г е р о и з м а .

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие

знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным

и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.

Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,

традиции,

с

которыми

педагог

знакомит

детей,

помогают

им

осознать

патриотизм,

как

чувство

проявляющееся

каждодневно.

Очень

важно

для

воспитания

патриотических

чувств

и

исторические

знания.

Обращение

к

литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к

прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное,

и

сохраненное

предыдущими

поколениями,

может

стать

подлинными

патриотами.

Любовь

к

Родине

становится

настоящим

глубоким

чувством,

когда

она

выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,

потребности

трудиться,

на

благо

отечества,

бережно

относиться

к

его

богатствам.

Роль

самостоятельной

трудовой

деятельности

в

воспитании

будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики

и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его

личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом

которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.

Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна

помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по

уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок,

лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день,

придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили

дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина

своей

страны.

Хозяина

любящего,

заботливого.

Труд

с

общественной

мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был

систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные

поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего

коллектива.

Важно

только,

чтобы

этот

труд

действительно

имел

реальное

значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое

отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.



В раздел образования