Автор: Радина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 9
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Статья «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может
быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и
гордость
за
свой
народ,
и
ощущение
своей
неразрывности,
совсем
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях,
н о
и
в
ка ж д од н е в н о й
т руд о в о й
и
д у хо в н о й
ж и з н и
н а р од а .
Однако,
если
это
чувство
столь
сложно,
то
правомерно
говорить
о
нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за
детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать
вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его
интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах
детей,
их
вопросах
можно
услышать
суждения
о
добре
и
зле,
о
несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических
чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все
начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу.
Задумаюсь
об
истоках
патриотических
чувств,
мы
всегда
обращаемся
к
впечатлениям
детства:
это
и
дерево
под
окном,
и
родные
напевы.
С
младенчества
ребенок
слышит
родную
речь.
Песни
матери,
сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду
и
веру
в
добро,
которое
несут
нам
сказочные
герои:
Василиса
Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка,
заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым
главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа
свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту
передают
от
поколения
к
поколению
эти
нравственные
ценности.
Слушая
сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что
ненавидит
народ.
«Это
первые
блестящие
попытки
русской
народной
педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто нибудь был в
состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки,
пословицы,
поговорки
–
эти
жемчужины
народной
мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и
глубокая
любовь
к
человеку,
к
отечеству.
Сказки,
пословицы,
поговорки
формируют
начало
любви
к
сво ему
народу,
к
сво ей
ст ране.
Очень
рано
в
мир
ребенка
входит
природа
родного
края.
Река,
лес,
поле
постепенно
оживают
для
него:
от
первого
общего
восприятия
ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,
речку
своими,
родными,
остающимися
в
памяти
на
всю
жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога,
знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно
выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может
не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как
у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и
учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви
к
Родине.
Без
помощи
взрослого
детям
трудно
понять,
что
люди
трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок
в и д и т
к а ж д ы й
д е н ь
–
э т о
и
е с т ь
е г о
Р о д и н а .
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром,
он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень
мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к
взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители
о
предстоящем
субботнике,
как
готовятся
к
празднику
и
т.
д.
–
во
всем
проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства
ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях
интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том,
что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических
чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается
любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей
стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже
тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи,
когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе
Р о д и н ы
и
д а ж е
с
п р е д а т е л ь с т в о м .
Мы
учим
ребенка
с
первых
лет,
жизни
любить
родителей,
помогать
им.
Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной
и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления
личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того
чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как
можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
т р у ж е н и к о в ,
в н о с я щ и м
с в о й
в к л а д
в
о б щ е е
д е л о .
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям
народа.
Например,
отмечать
профессиональные
праздники,
праздники
урожая,
чтить
память
погибшим
войнам,
устраивать
проводы
новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в
народе
традиция
чтить
память
погибших
воинов.
Много
памятников
и
обелисков
на
нашей
земле.
Люди
не
могут
забыть
тех,
кто
лежит
на
Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты
Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети
тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в
старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не
только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого
фашисты
повесили
на
глазах
у
матери,
о
солдате,
который
с
последней
гранатой
бросился
под
фашистский
танк.
Не
нужно
ограждать
детей
от
сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а
я в л я ю т с я
н а ч а л о м
п а т р и о т и ч е с к и х
ч у в с т в .
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о
том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,
счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании
ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства
не
менее
чем
героизм
военного
подвига.
Педагог,
может
посоветовать
родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для
ч е г о
э т о
н у ж н о .
При
ознакомлении
детей
с
трудом
взрослых
очень
важно
показать
им
общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к
какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,
рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности
делу,
о
самоотверженности
и
смелости
помогает
воспитывать
гордость
за
человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о
защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает
с т р е м л е н и е
к
п о д р а ж а н и ю .
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими
ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их
волноваться
и
радоваться.
Беседовать
после
чтения,
надо
с
большой
осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой»
мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются
за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много
вопросов
по
тексту
этого
произведения.
Но
важно,
чтобы
все
они
были
направлены
не
на
изложение
содержания
сюжета,
а
на
эмоциональные
моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда
вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?».
По сле
ответов
детей
можно
проче сть
произведение
еще
раз.
Одна
из
любимых
книг
детей
–
книга
Льва
Кассиля
«Твои
защитники».
К а ж д ы й
р а с с к а з
в
н е й
п р и м е р
г е р о и з м а .
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие
знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным
и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,
традиции,
с
которыми
педагог
знакомит
детей,
помогают
им
осознать
патриотизм,
как
чувство
проявляющееся
каждодневно.
Очень
важно
для
воспитания
патриотических
чувств
и
исторические
знания.
Обращение
к
литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к
прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное,
и
сохраненное
предыдущими
поколениями,
может
стать
подлинными
патриотами.
Любовь
к
Родине
становится
настоящим
глубоким
чувством,
когда
она
выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности
трудиться,
на
благо
отечества,
бережно
относиться
к
его
богатствам.
Роль
самостоятельной
трудовой
деятельности
в
воспитании
будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики
и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его
личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом
которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.
Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна
помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по
уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок,
лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день,
придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили
дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина
своей
страны.
Хозяина
любящего,
заботливого.
Труд
с
общественной
мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был
систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные
поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего
коллектива.
Важно
только,
чтобы
этот
труд
действительно
имел
реальное
значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое
отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.