Автор: Пащенко Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: консультации для родителей
Тема: "Уроки общения"
Раздел: дошкольное образование
«Уроки общения»
Цель: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания.
Познакомить со взглядами на воспитание в семье кандидата педагогических наук
Л.Кайлан,
известного
американского
детского
психолога
ЕС
Дж.
Джайнотта,
отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и
подвести их к анализу собственного педагогического опыта.
Воспитатель: три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие
дети,-
говорит
народная
мудрость.
Старость
неотвратима,
смерть
неумолима.
Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих
детей дом можно уберечь, как и от беды.
Я
хочу
дать
некоторую
информацию,
которая
поможет
определить,
как
правильно
строить
отношения
родителей
и
детей,
найти
решения
сложных
семейных проблем.
Игра «Угадайте, о каких нравственных понятиях идёт речь в
высказываниях знаменитых людей»
«Зависть никогда не знает праздника»-Бэкон, английский философ.
«Больше
всего
на
свете
человека
унижает
ложь-порок
грубый,
порок
низкий,
порок
презрения,
порок
рабов,
шпионов,
подлецов»
-
Сеттембрини,
итальянский писатель.
«Время
дорого,
но
правда
дороже
времени»
-
Дизраэли,
английский
писатель.
«Самое
лучшее
украшение
–
чистая
совесть»
-
Цицерон,
римский
государственный деятель, оратор, писатель.
«Трудиться больше всех, но меньше всех говорить о себе» - Салюстий,
римский историк.
Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто
не
стремиться
держать
ребёнка
в
страх,
воспитывать
его
забитым,
безответственным, упрямым. Однако, бывает, сто дети с возрастом приобретают
эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют ни веры в свои силы,
ни уважения к себе и окружающим.
Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы
они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.
Сегодня
мы
поговорим
о
простых
вещах,
с
которыми
сталкиваемся
повседневно и иногда не придаём им должного значения.
Хотя, по сути, эти
мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Тема нашего первого занятия «Воспитание в семье».
«Счастье даётся только знающим» - эти слова Бунина в полной мере можно
отнести к родителям. Любить детей мало, надо знать их, а этому надо учиться.
Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их
детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг курит,
грубит, хлопает дверью.
В.Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который,
не зная, что за семя бросил, через несколько лет пришёл посмотреть и очень
удивился, что вместо розы вырос чертополох. «И ещё смешнее, - добавляет
Сухомлинский, - было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал
подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытался сделать из него цветок
розы…»
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы
детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий
микроклимат семьи. От него зависят и прочность семьи, и душевные качества
ребёнка, и даже наше долголетие.
Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся , например, к своим родителям, того же нужно
ждать и от своих детей.
В древней притче говорится : «Сын схватил старенького отца и потащил на
съедение к крокодилам. Его сын побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. Чтобы
узнать дорогу, по которой придётся тащить тебя..»
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от
недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она, по сути
внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и
нагляднее всего уровень виден на детях.
Глядя
на
пятилетнего
ребёнка,
можно
ясно
представить,
какие
у
него
родители, как и о чём они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в
семье.
Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Вопрос родителям: как можно объяснить понятие «культурная семья».
Воспитатель
(обобщает
высказывания
родителей).
В
культурной
семье
никто никогда ни на кого не накричит, даже не повышает голоса, ибо каждый
видит в другом личность.
Крик признак нервозности, некультурности человека, и особенно сильно он
действует на детей. Ребёнок считает, что его не любят, не считают за человека.
Главное, что тот кто кричит, опускается в его глазах.
Культура ребёнка рождается в семье, её не смогут привить в детском саду,
ни в школе, если дома царит грубость.
Воспитывать
человека
со
светлым
ясным
взглядом
на
мир
–
задача
непростая. Вот почему добро и красоту ребёнок должен видеть вокруг себя
постоянно.
Тема второго занятия «Речевой этикет».
Воспитатель:
ребёнок
усваивает
родную
речь
так
называемым
«материнским
способом»,
подражая
близким,
поэтому
так
важно,
чтобы
он
слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам
речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли
примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение самая
решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с
ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
каждый
момент
вашей
жизни,
даже
тогда,
когда
вас
нет
дома.
Как
вы
разговариваете с другими людьми, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как
вы смеётесь, читаете газеты-всё это, для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо
избавить
ребёнка
от
грубостей,
исключить
из
семейного
обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в
детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а
кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли вы
обращаетесь к своему дитяти не в форме приказания, а просьбы и употребляете
слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение
по поводу проявленной им вежливости?
Среди
детей
распространено
употребление
имён
собственных
в
пренибрижительной форме: Колька, Анька, Ленка и т.п. этим они отнюдь не
обязательно выражают соответствующие данной языковой форме отношения. Но
тому, кого так называют, это может быть неприятно и даже обидно. А ведь мы
зачастую сами подаём ребёнку пример такого общения.
Нередко родители любовно называют сынишку или дочку не иначе как
Вовка, Катька. Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но
этим притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и
пример для подражания ребёнок получает не из лучших.
Выражения
«Доброе
утро»,
«Добрый
вечер»
являются
неотъемлемыми
составными речевого этикета ребёнка. Мимика и интонация имеют порой не
меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так сердито произнесённое
приветствие может быть воспринято как, выражение неприязни.
Приучайте ребёнка здороваться при посещении общественных мест. Когда
ему
понадобится
вещь,
принадлежащая
другому
члену
семьи,
товарищу
спрашивать разрешения. Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает
уважение к правам другого человека, а вежливая форма гарантирует успех.
Вопрос родителям: в каких случаях ребёнок должен говорить взрослым
ВЫ, а в каких ТЫ? Воспитатель обобщает высказывания родителей.
Мы уже подчёркивали значение примера родителей в овладении ребёнком
правилами
речевого
поведения.
Однако
и
взрослые
не
всегда
знают
какие
выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. В русской
классической литературе можно встретить обращение к родителям на «Вы». Эта
устаревшая форма почти не встречается в наше время.
Обратите внимание ребёнка на то, что не следует поправлять говорящего
взрослого, указывать на речевые ошибки неточную передачу событий или какие-
то другие промахи.
Кто может поделиться опытом воспитания культуры речевого общения в
семье. (высказывания родителей).
ЛИТЕРАТУРА:
Натарова, В.И. и др.Моя страна [Текст] / В.И. Натарова, Н.И. Карпухина,
Н.А. Фельдширова. - Воронеж, 2005.
Нагорная, Е.Н. Охрана прав ребёнка [Статья] / Е.Н. Нагорная // Ребёнок в
детском саду, №1, 2006;
Остапец, А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
краеведо - туристической деятельности [Текст] / А.А. Остапец. - Москва, 2003.
Попова, В. и др. Город моей души [Статья] /В. Попова, Л. Турковская, Л.
Худякова // Дошкольное воспитание № 10, 2005;
. Соболева, И Любить малую родину [Статья]/ И. Соболева // Дошкольное
воспитание № 10, 2005;
Сакавичене, О.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Статья] / О.В.
Сакавичене //Ребёнок в детском саду, № 2, 2006.
Комратова,
Л,
О
гражданском
воспитании
дошкольников
[Статья]
/Н.
Комратова, Л. Грибова // дошкольное воспитание. - № 10. - 2005.
Волчкова,
В.Н.,
Конспекты
занятий
[Текст]
/
В.Н.
Волчкова,
Н.В.
Степанова. - Воронеж, «Учитель», 2006.