Автор: Пащенко Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
На
мой
взгляд,
критериями
сформированности
чувства
патриотизма могут служить: любовь и уважение к своей семье,
любовь и бережное отношение к природе, знание и проявления
интереса к истории своей семьи, доброжелательность к людям,
потребность трудиться на благо Родины, интерес к культуре родной
страны, любовь к родному городу, поселку
Нравственно-
патриотическое
воспитание
сложный
педагогический
процесс.
В
основе
его
лежит
развитие
нравственных чувств. Эта работа актуальна и очень трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы
патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую
вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-
патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого
такта, внимание и чуткости к каждому ребенку.
В настоящее время по мнению философов, психологов,
педагогов ведущими ценностями общества являются: Отечество,
Труд, Познание, Человек, Красота, Жизнь
В понятие « отечество» включается такое понятие, как
патриотизм.
А что мы включаем в слово « патриотизм» ?
Патриотизм
–
это
любовь
к
Родине,
преданность
своему
отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть
до самопожертвования, к его защите.
Заинтересованное в грядущем процветании и благополучии
своих граждан, государство не может не уделять самое серьезное
внимание
воспитанию
подрастающего
поколения,
т.
к
.
пренебрежение к этим вопросам будет иметь весьма драматические
последствия. Важно не только дать образование, развить личность
ребенка, но и воспитать в нем любви к
Отечеству, желание и
потребность
работать
на
благо
страны,
т.
е.
сформировать
патриотические качества.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут
возникнуть
путем
естественного
«
созревания»
их
развитие
и
формирование осуществляется постепенно в процессе накопления
и
эмоционального
освоения
конкретных
фактов,
и
зависит
от
средств
и
методов
воспитания,
от
условий,
в
которых
живет
ребенок.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом
зависит
от
того,
какое
содержание
(доступность
и
количество
материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем,
какие
методы
используются,
как
организована
предметно
-
развивающая среда.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и
любовь
к
родным
местам,
гордость
за
свой
народ
и
желание
сохранить и приумножить богатства своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает в себя целый
комплекс задач:
1.
воспитание
у
ребенка
любви
и
привязанности
к
своим родителям, своей семье, дому, улице, детскому саду,
городу.
2.
развитие интереса к народным традициям
3.
формирование
элементарных
знаний
о
правах
ребенка.
4.
воспитание к труду а природе
5.
расширение знаний о городах России
6.
знакомство детей с символами государства
7.
развитие чувства гордости за достижение страны
8.
формирование чувства уважения к другим народам
и их традициям
Опираясь
на
данные
задачи
и
учитывая
возрастные
особенности
детей,
я
подумала,
что
мотивами
непосредственно
побуждающими к патриотическому воспитанию в этом возрасте
могут и должны вступать «узкие, социальные» мотивы – чувства
единства с семьей, ответственность перед родителями, друзьями,
стремление проявлять заботу об окружающих.
Я
считаю
возможным
начинать
формировать
чувства
патриотизма у старших дошкольников с того, что всего ближе для
понимания и осознания детьми этого возраста – с интереса и любви
к самому себе, к своему имени, к собственной семье, дому, улице,
детскому саду, друзьям, поселку, краю, стране.
Основной
мотив
деятельности
дошкольника-
познание
окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение
своей роли.
Свою
программу
«
С
чего
начинается
Родина»,
в
основу
которой легла « Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М, А, Васильевой, В, В, Гербовой, Т, Р, Комаровой,
схематично выглядит так:
программа
Ознакомление с
окружающим
Предметное
окружения
Явления
общественной
жизни
Природное
окружения
семья
Детский сад
Родная страна
Наша армия
Труд
взрослых
Я
человек
имена
родословная
отдых
Вторя
семья
флаг
герб
Москва
музей
Наша армия
Экскурсия к
памятнику
Професс
ии в д/с
поселок