Автор: Алямкина Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Проект по сенсорному воспитанию
для детей раннего возраста
Тем а : «Развитие
сенсорных
способностей
у
детей
раннего
возраста
посредством дидактических игр»
Вид проекта: познавательно-игровой, индивидуальный, групповой.
Проблема:
неосведомленность
родителей
о
видах
оздоровительной
работы
и
физических возможностей детей дошкольного возраста;
незаинтересованность
родителей
в
организации
двигательной
и
совместной деятельности с детьми;
недостаточные знания у родителей и детей об истории мяча, его видах.
Актуальность:
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования
представлений
о
важнейших
свойствах
предметов,
их
форме,
цвете,
величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность
умственного,
физического,
здорового
развития
ребенка
в
значительной
степени
зависит
от
уровня
сенсорного
развития,
т.е.
от
того,
насколько
ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для
интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет
на
эстетическое
чувство,
является
основой
для
развития
воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных
эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие
зрительной, слуховой памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире
познает через игру.
Цель:
развитие
сенсорных
способностей
детей
через
дидактические
игры
и
упражнения.
Задачи:
формировать представления о цвете, форме, величине предметов,
положения их в пространстве.
познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
воспитывать познавательный интерес, любознательность.
упражнять
в
установлении
сходства
и
различия
между
предметами.
развивать мелкую моторику рук.
создать
в
группе
предметно
-
развивающую
с р ед у,
способствующую развитию сенсорных способностей детей.
повысить
уровень
знаний
родителей
по
теме
«Развитие
сенсорных способностей у детей раннего возраста»
оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр
для развития сенсорных способностей детей.
Время реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
Для детей:
научатся играть в дидактические игры по сенсорному развитию;
получат представления о цвете, форме, величине;
смогут группировать предметы по заданному признаку.
Для педагога:
повышение профессионализма, личностный и профессиональный рост;
участие в конкурсном движении;
налаживание тесных отношений с родителями.
Для родителей:
заинтересованность и активное участие в сенсорном развитии детей;
активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному
развитию.
Продукт проектной деятельности:
Наглядная информация для родителей: папки-передвижки
«
Учить цвета легко и весело»»;
поиграйте с детьми;
стихи для детей на тему "Цвета";
фотовыставка «Учимся играя»;
выставка мини музей « Такие разные деревянные игрушки»;
семейный клуб мамина школа;
обогащение
предметно-развивающей
среды
по
сенсорному
развитию
в
группе;
сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных
способностей у детей.
Этапы проекта:
1этап подготовительный
Методическая работа
1.составление плана проекта
2.анализ и подбор
методической литературы,
дидактических игр
3.изучение современных
требовании к содержанию
и организации работы по
сенсорному воспитанию
детей в соответствие с
ФГОС
4.подбор консультации и
рекомендации для
родителей
5. создание развивающей
среды и условий для
успешного использования
дидактических игр.
Работа с детьми
Дидактические игры с детьми:
а) игры направленные на
развития зрительного восприятия
(цвет, форма, величина)
б) игры направленные на
развитие слухового восприятия
(слуховое внимание, тембр)
в) игры направленные на
развития моторики предметы-
вкладыши, дидактические
игрушки, различные виды
застежек (пуговицы, кнопки)
г) игры с цветным конструктором
крупного размера, с
пирамидками, разными по
размеру, по цветам, по форме, с
матрешками, геометрическими
вкладышами и т.д.
д) настольно-печатные
дидактические игры
Самостоятельные игры детей
Чтение художественной
литературы, рассматривание
иллюстраций, предметных и
сюжетных картинок
Работа с родителями
Папка- передвижка
«Развиваем сенсорику
дома»
Беседы о роли
развивающих игр для
малышей.
2 этап основной
1.
Консультация
«Развитие восприятия
цвета детьми раннего
возраста».
2.
Беседы о роли
развивающих игр для
малышей.
Наглядная информация:
папки-передвижки
«Учить цвета легко и
весело»»;
поиграйте с детьми;
стихи для детей на тему
«Цвета»
3.
Привлечение
Д/и. «Соберем петушка»
Учить собирать пирамидку,
выбирая кольца по величине.
Д/и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по
величине, развивать зрительное
восприятие.
Д/и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3
-4 колец последовательно
уменьшающих в размерах.
Д/и. «Огурчики и
помидорчики»
Учить отличать круг от овала,
помещая формы в
соответствующие пазлы.
Д/и. «Цветные колпачки»
Учить находить
соответствующие вкладыши
Консультация «Развитие
восприятия цвета
детьми раннего
возраста».
Индивидуальные беседы
с родителями по
вопросам развития
сенсорных
способностей.
Привлечение к
изготовлению игр и
пособий для сенсорного
развития детей.
Создание мини музея
«Деревянные игрушки»
родителей к изготовлению
игр и пособий для
сенсорного развития
детей.
Фотовыставка «Учимся
играя».
Выставка мини музей
« Такие разные
деревянные игрушки»
прикладывание и раскладывание
цветных колпачков.
Д/и. «Найди такую же фигуру»
Учить находить нужную форму
методом зрительного
соотнесения.
Д/и. «Разложи фигурки по
домикам»
Учить сортировать
предметы в соответствие с их
формой, методом зрительного
соотнесения.
Д/и. «Две коробки»
Закреплять знания о величине,
умение сравнивать предметы по
величине способом зрительного
соотнесения.
Д/и. «Грибы на поляне»
Учить детей различать
количество предметов,
обозначать словами: мало, много
Д/и. «Сделаем матрешки бусы»
Закрепить умение чередовать
предметы по цвету.
Д/и. «Башенки для гномиков»
« Продолжи ряд»
Закреплять знания о величине
предметов, познакомить с
понятием высокий, низкий.
Д/и. «Где Мишка?»
Знакомить с расположением
объектов в пространстве
относительно друг друга.
Д/и. «Тут и там»
Знакомить с пространственными
отношениями, выраженными
словами: тут, там, далеко, близко.
Д/и. «Цирковые собачки»
Учить соблюдать простейшую
последовательность действий с
предметами.
«Разрезные картинки»
Развивать сенсорные
способности детей: умение из
частей восстанавливать целого.
Д/и. «Что потеряли котятки»
«Чудесный мешочек»
Закреплять умение действовать с
предметами, окрашенные в
разные цвета.
Д/и. «Летящие бабочки»
Закреплять знания детей о цвете
предметов; умение соотносить
предметы по цвету.
Д/и. «Ловись, рыбка»
Д/и. «Забавные лодочки»
Используя игровую ситуацию,
обратить внимание детей на то,
что одни предметы (легкие) на
воде держатся, другие (тяжелые)
– тонут. Организовать детское
экспериментирование.
Д/И « Найди свой домик»,
« Курочка Ряба», «Цветная
карусель», «Цветные дорожки»,
«Волшебные корзинки»
Закреплять названия цвета,
развивать слуховое внимание и
восприятие, умение
ориентироваться в пространстве,
тактильные ощущения.
3этап заключительный
1.
Фотовыставка «Учимся
играя».
2.Развлечение «Поможем
колобку»
1.
Фотовыставка «Учимся
играя».
2.Развлечение «Поможем
колобку»
Цель: закреплять
представления о свойствах,
качествах и отношениях
окружающих предметов.
Изготовление игр и пособий
на развитие сенсорных
навыков.
Пополнение сенсорной
зоны новым оборудованием,
играми.
Развлечение «Поможем
колобку»
Фотовыставка «Учимся
играя».
Выставка мини музей « Такие
разные деревянные игрушки»