Автор: Алямкина Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: стстья
Тема: "Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях"
Раздел: дошкольное образование
Специфика внедрения
здоровьесберегающих технологий
в дошкольных образовательных учреждениях
Забота
о
здоровье
ребёнка
сегодня
одно
из
главных
направлений
в
государственной
политике.
Образовательное
учреждение
становится
важнейшим звеном в сохранении и укрепление здравья детей, потому что
состояние
здоровья
подрастающего
поколения
вызывает
особую
озабоченность в государстве и обществе. Согласно данным научного центра
здоровья детей Российской академии Медицинских Наук, в России рождается
только 10% здоровых детей, а к школьному возрасту до 60% из них имеют
хронические патологии.
Здоровье
–
это
состояние
физического
и
социального
благополучия
человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
В дошкольном образовательном учреждении и первоначальной задачей
работы с детьми является задача укрепления здоровья и сохранение жизни
ребёнка.
Дошкольный
возраст
–
важнейший
период,
когда
формируется
человеческая личность, закладываются прочные основы здорового образа
жизни и опыта жизнедеятельности.
Работа по здоровьесбережению в дошкольном учреждении строится на
следующих компонентах:
1.
Охрана
и
укрепление
здоровья
детей,
к
первому
компоненту
относится: санитарно-гигиенические мероприятия, соблюдение режима дня,
физкультурно-оздоровительная
работа,
обеспечение
психологического
и
эмоционального комфорта.
2.
Профилактика
заболеваний второй
компонент
заключается
в
следующем:
различные
виды
оздоровительного
массажа,
закаливающие
процедуры, соблюдение режима дня.
3.
Воспитание здоровый
образ
жизни
формируется
посредствам
проведения пропаганды среди родителей и детей, создание положительной
мотивации, проведение физкультурных досугов,
праздников совместно с
родителями.
4.
Формирование ОБЖ.
Безопасность
жизнедеятельности
стала
в
современном
мире
одной
из
центральных проблем человечества. Об актуальности данной темы можно
говорить много и все будет главное. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в
любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с
опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не
знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях
самыми
беззащитными
оказываются
маленькие
дети,
которым
присуще
подвижность, непоседливость, любознательность.
Педагоги
и родители
замечают, что дети стали несамостоятельными, не знают, к кому обратиться
за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных
ситуациях, не знают правила безопасного
поведения. Не случайно, что
возникла
необходимость
создания
единой
системы
работы
по
«основам
безопасности детей дошкольного возраста».
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а воспитание у
каждого
ребёнка
основных
понятий
об
опасных
для
жизни
ситуаций
и
особенностей поведения в них.
Организация
работы
по
формированию
основ
бе зо па с но с т и
жизнедеятельности строится на следующих принципах, которые вы видите
на экране:
Принцип системности
Принцип учета условий городской и сельской местности
Принцип возрастной адресованности.
Принцип интеграции
Принцип преемственности
(Работа проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении
содержания программы в течение дня,
каждый ребенок имеет свой опыт
осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и
семейным
во спитанием,
необходимо
учитывать
возрастные
и
индивидуальные особенности детей, работа должна
реализовываться как
самостоятельная,
так
и
выступать
как
составная
часть
комплексной
программы,
заключительный
принцип
строится
на
взаимодействии
дошкольного учреждения и семьи. Родители могут не только продолжать
беседы
с
ребенком
на
предложенные
педагогами
темы,
но
и
выступать
активными участниками педагогического процесса).
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности
проходит
в
различных видах детской деятельности. Именно она обеспечивает ребёнку
возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться
частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода
школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и
понимает,
какие
опасности
окружают
его
вокруг,
какие
правила
и
рекомендации необходимо выполнять.
Понятие деятельности, трактуется Виноградовой Н.А как активный характер
взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основные виды деятельности
ребёнка игра, ученье, труд.
Каждый вид деятельности влияет на ребёнка следующим образом:
Игра - носит эмоциональный характер, момент сюрпризности, это
способ
переработки
полученных
из
окружающего
мира
знаний,
впечатлений,
в
игре
проявляются
особенности
мышления
и
воображения,
эмоциональность
активность,
развивается
потребность в общении.
Занятия
носят
обучающий
характер,
формируют
осознанное
отношение к своему здоровью, закрепляют знания об опасных ситуациях,
воспитывают заботу об окружающих его людях.
Труд -
носит воспитывающий характер, удовлетворяет потребность
ребенка
в
самоутверждении,
сближает
его
со
взрослыми,
дети
приобретают
трудовые
навыки
и
умения.
(эффективность
труда:
эмоционально-положительная
атмосфера,
показ
взрослого,
использование
музыки,
обсуждение
результата
труда
и
вручение
наград).
В данных видах деятельности наиболее эффективным являются:
метод моделирования ситуации, где дети составляют план – карту
группы,
участка,
дороги
в
детский
сад.
Это
помогает
детям
ориентироваться в пространстве и знать опасные места.
экспериментирование
и
опыты
- дают
возможность
ребёнку
самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение
собственных представлений об опасных ситуациях.
придумывание
сказок
на
разные
темы
безопасности
– это
позволяет выявить уровень знаний детей, умение составить план
действий в опасной ситуации.
игровые
приёмы,
которые
повышают
качество
усвоения
познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
проведение
инструктажа
с
воспитанниками,
что
позволяет
предотвратить возникновение опасной ситуации.
Эти
методы и приёмы развивают познавательную активность ребёнка,
формируют интерес к обучению, создают положительную эмоциональную
атмосферу, способствуют лучшему усвоению материала.
Успешность
реализации
любого
направления
здоровьесберегающей
деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Для взаимодействия с семьёй использую разные
формы работы: дни
открытых
дверей;
творческие
задания;
круглые
столы,
традиционные
семейные досуги и конкурсные игровые проекты, праздники.
Одной из интересных форм взаимодействия с семьёй является создание
проектов по основам безопасности жизнедеятельности, которые способствует
установлению
более
тесного
контакта
между
педагогами,
родителями
и
детьми.
Эти формы организации взаимодействия детского сада и семьи позволяют
не
только
повысить
уровень
педагогической
культуры
родителей,
но
и
сформировать у них активную позицию по сохранению здоровья детей и
формированию
основ
безопасности
жизнедеятельности,
сделать
их
полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Для того чтобы усилить и разнообразить систему по формированию основ
безопасности жизнедеятельности пополнила предметно-развивающую среду
таким элементами, которые стимулируют познавательную активность детей.
Для
организации
работы
в
данном
направлении
создала
учебно-
методический комплекс, в который вошли:
Конспекты занятий
Консультации
Памятки для детей и родителей по чрезвычайным ситуациям
Методические рекомендации
Пособия для детей
Сборник
стихов,
пословиц,
загадок
по
основам
безопасности
жизнедеятельности.
Эффективность
внедрения
здоровьесберегающих
технологий
в
процесс
формирования ОБЖ и проводимая в системе работа с детьми и родителями
позволяет сделать вывод, что дети учатся различать опасные ситуации и
правильно вести себя в них; учатся различать и называть дорожные знаки
для пешеходов, правильно пользоваться ими, бережно относится к живой
природе.