Напоминание

"Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях"


Автор: Алямкина Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: стстья
Тема: "Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика внедрения

здоровьесберегающих технологий

в дошкольных образовательных учреждениях

Забота

о

здоровье

ребёнка

сегодня

одно

из

главных

направлений

в

государственной

политике.

Образовательное

учреждение

становится

важнейшим звеном в сохранении и укрепление здравья детей, потому что

состояние

здоровья

подрастающего

поколения

вызывает

особую

озабоченность в государстве и обществе. Согласно данным научного центра

здоровья детей Российской академии Медицинских Наук, в России рождается

только 10% здоровых детей, а к школьному возрасту до 60% из них имеют

хронические патологии.

Здоровье

это

состояние

физического

и

социального

благополучия

человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

В дошкольном образовательном учреждении и первоначальной задачей

работы с детьми является задача укрепления здоровья и сохранение жизни

ребёнка.

Дошкольный

возраст

важнейший

период,

когда

формируется

человеческая личность, закладываются прочные основы здорового образа

жизни и опыта жизнедеятельности.

Работа по здоровьесбережению в дошкольном учреждении строится на

следующих компонентах:

1.

Охрана

и

укрепление

здоровья

детей,

к

первому

компоненту

относится: санитарно-гигиенические мероприятия, соблюдение режима дня,

физкультурно-оздоровительная

работа,

обеспечение

психологического

и

эмоционального комфорта.

2.

Профилактика

заболеваний второй

компонент

заключается

в

следующем:

различные

виды

оздоровительного

массажа,

закаливающие

процедуры, соблюдение режима дня.

3.

Воспитание здоровый

образ

жизни

формируется

посредствам

проведения пропаганды среди родителей и детей, создание положительной

мотивации, проведение физкультурных досугов,

праздников совместно с

родителями.

4.

Формирование ОБЖ.

Безопасность

жизнедеятельности

стала

в

современном

мире

одной

из

центральных проблем человечества. Об актуальности данной темы можно

говорить много и все будет главное. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в

любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с

опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не

знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях

самыми

беззащитными

оказываются

маленькие

дети,

которым

присуще

подвижность, непоседливость, любознательность.

Педагоги

и родители

замечают, что дети стали несамостоятельными, не знают, к кому обратиться

за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных

ситуациях, не знают правила безопасного

поведения. Не случайно, что

возникла

необходимость

создания

единой

системы

работы

по

«основам

безопасности детей дошкольного возраста».

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а воспитание у

каждого

ребёнка

основных

понятий

об

опасных

для

жизни

ситуаций

и

особенностей поведения в них.

Организация

работы

по

формированию

основ

бе зо па с но с т и

жизнедеятельности строится на следующих принципах, которые вы видите

на экране:

Принцип системности

Принцип учета условий городской и сельской местности

Принцип возрастной адресованности.

Принцип интеграции

Принцип преемственности

(Работа проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении

содержания программы в течение дня,

каждый ребенок имеет свой опыт

осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и

семейным

во спитанием,

необходимо

учитывать

возрастные

и

индивидуальные особенности детей, работа должна

реализовываться как

самостоятельная,

так

и

выступать

как

составная

часть

комплексной

программы,

заключительный

принцип

строится

на

взаимодействии

дошкольного учреждения и семьи. Родители могут не только продолжать

беседы

с

ребенком

на

предложенные

педагогами

темы,

но

и

выступать

активными участниками педагогического процесса).

Формирование

основ

безопасности

жизнедеятельности

проходит

в

различных видах детской деятельности. Именно она обеспечивает ребёнку

возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться

частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода

школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и

понимает,

какие

опасности

окружают

его

вокруг,

какие

правила

и

рекомендации необходимо выполнять.

Понятие деятельности, трактуется Виноградовой Н.А как активный характер

взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основные виды деятельности

ребёнка игра, ученье, труд.

Каждый вид деятельности влияет на ребёнка следующим образом:

Игра - носит эмоциональный характер, момент сюрпризности, это

способ

переработки

полученных

из

окружающего

мира

знаний,

впечатлений,

в

игре

проявляются

особенности

мышления

и

воображения,

эмоциональность

активность,

развивается

потребность в общении.

Занятия

носят

обучающий

характер,

формируют

осознанное

отношение к своему здоровью, закрепляют знания об опасных ситуациях,

воспитывают заботу об окружающих его людях.

Труд -

носит воспитывающий характер, удовлетворяет потребность

ребенка

в

самоутверждении,

сближает

его

со

взрослыми,

дети

приобретают

трудовые

навыки

и

умения.

(эффективность

труда:

эмоционально-положительная

атмосфера,

показ

взрослого,

использование

музыки,

обсуждение

результата

труда

и

вручение

наград).

В данных видах деятельности наиболее эффективным являются:

метод моделирования ситуации, где дети составляют план – карту

группы,

участка,

дороги

в

детский

сад.

Это

помогает

детям

ориентироваться в пространстве и знать опасные места.

экспериментирование

и

опыты

- дают

возможность

ребёнку

самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение

собственных представлений об опасных ситуациях.

придумывание

сказок

на

разные

темы

безопасности

это

позволяет выявить уровень знаний детей, умение составить план

действий в опасной ситуации.

игровые

приёмы,

которые

повышают

качество

усвоения

познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

проведение

инструктажа

с

воспитанниками,

что

позволяет

предотвратить возникновение опасной ситуации.

Эти

методы и приёмы развивают познавательную активность ребёнка,

формируют интерес к обучению, создают положительную эмоциональную

атмосферу, способствуют лучшему усвоению материала.

Успешность

реализации

любого

направления

здоровьесберегающей

деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Для взаимодействия с семьёй использую разные

формы работы: дни

открытых

дверей;

творческие

задания;

круглые

столы,

традиционные

семейные досуги и конкурсные игровые проекты, праздники.

Одной из интересных форм взаимодействия с семьёй является создание

проектов по основам безопасности жизнедеятельности, которые способствует

установлению

более

тесного

контакта

между

педагогами,

родителями

и

детьми.

Эти формы организации взаимодействия детского сада и семьи позволяют

не

только

повысить

уровень

педагогической

культуры

родителей,

но

и

сформировать у них активную позицию по сохранению здоровья детей и

формированию

основ

безопасности

жизнедеятельности,

сделать

их

полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Для того чтобы усилить и разнообразить систему по формированию основ

безопасности жизнедеятельности пополнила предметно-развивающую среду

таким элементами, которые стимулируют познавательную активность детей.

Для

организации

работы

в

данном

направлении

создала

учебно-

методический комплекс, в который вошли:

Конспекты занятий

Консультации

Памятки для детей и родителей по чрезвычайным ситуациям

Методические рекомендации

Пособия для детей

Сборник

стихов,

пословиц,

загадок

по

основам

безопасности

жизнедеятельности.

Эффективность

внедрения

здоровьесберегающих

технологий

в

процесс

формирования ОБЖ и проводимая в системе работа с детьми и родителями

позволяет сделать вывод, что дети учатся различать опасные ситуации и

правильно вести себя в них; учатся различать и называть дорожные знаки

для пешеходов, правильно пользоваться ими, бережно относится к живой

природе.



В раздел образования