Автор: Фомиченко Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №2 "Солнышко"
Населённый пункт: с. Малые Дербеты, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Наш детский сад работает по программе «Детство».
Приоритетным направлением этой программы является
экологическое воспитание детей.
Становление первоначальных основ экологической
культуры – это накопление конкретных, чувственных
представлений о предметах и явлениях природы,
окружающих малыша, входящих в круг его
жизнедеятельности. В возрасте 2-3 лет дети должны
научиться различать и правильно называть предметы и
объекты природы, с которыми они постоянно
взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные
свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости или
мягкости, характер поверхности, а также познать видимые
составные части предметов и объектов; кроме того получить
первоначальные представления о возможной деятельности
с ними.
Важным аспектом экологического воспитания в этом
возрасте является формирование понимания детьми
специфики живого объекта, его принципиального отличия
от предмета (неживого объекта), формирования
элементарных умений правильного взаимодействия с
растениями и животными, участия в деятельности по
созданию для них нужных условий. Дети уже в этом
возрасте должны понять, что растению на окне нужна вода,
попугаю в клетке – зерно и вода, а воробью зимой – крошки
хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями,
основными свойствами, наглядными способами
функционирования в совершенно определённых условиях –
это и есть формирование первоначальных экологических
представлений, которые являются основой правильного
отношения к живым существам, правильного
взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым
существам является конечным результатом, показателем
экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте
лишь в добровольном и активном участии детей в
совместной с взрослым деятельности, направленной на
поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны
условий и на общение с ними. Такая деятельность должна
быть окрашена положительными эмоциями малышей,
активным восприятием того, что говорит и делает взрослый.