Автор: Литвинюк Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: г. Севастополя
Наименование материала: классный час
Тема: Дружба
Раздел: среднее образование
1
Классный час на тему «ДРУЖБА»
Цель:
воспитывать
уважение
к
окружающим,
стремление
к
взаимопомощи, сотрудничеству.
Задачи:
• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также
признавать свою неправоту в случае ошибки.
Оборудование:
компьютер, аудиторская доска, карточки красного и
желтого цветов, цветок «ромашка».
Ход классного часа
1.
Добрый
день,
дорогие
ребята,
гости
званные
и
желанные!
Вы
присутствуете на классном часе «Дружба».
Кто же такой настоящий друг?
Посетил вопрос мою голову вдруг.
Друг-это что-то святое,
Светлое и очень родное.
Жить без друзей это глупо,
Мимо проходят вечер, день, утро!
Друг это тот, кто поможет всегда.
Неважно, радость у тебя или беда.
Он примчится к тебе, оставив свои дела.
Ведь, ему дружба с тобой, так дорога.
2.
Ученик 1
Кто верит в дружбу горячо,
2
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
3.
Классный руководитель:
Ребята, о чем это стихотворение?
Классный руководитель:
Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство.
Какая чаща перевесит? Что важнее?
Конечно,
дружба
перевесит
чашу
весов,
потому
что
деньги
рано
или
поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Что же такое дружба?
Дружба
-
отношения,
основанные
на
взаимной
привязанности,
общности интересов.
4.
КОНКУРС 1.
А сейчас мы с вами будем решать следующую проблему: настоящий друг,
какой
же
он?
На
доске
написаны
слова:
помогает,
уважает,
доверяет,
защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный.
Вы должны в течение 5 минут продолжить предложение, с использованием
этих слов. Вы будете записывать ваши предложения на доске. Тем самым
узнаем, какой же он – настоящий друг?
Ну
а
теперь
попробуем
ответить
на
вопрос,
кого
можно
назвать
«настоящим другом» (дети читают составленные предложения)
5.
Ученица 1:
Не стой в стороне равнодушно,
3
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
6.
Классный руководитель:
Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и
очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем
успокаивать, утешать).
Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните,
какое? (“Толерантность”).
Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?
Толерантность
Терпение
Понимание
Уважение
Снисходительность
Принятие чужого мнения
7.
Ученица 2:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
4
Для хороших, славных дел.
8.
Классный руководитель:
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении
проблемных ситуаций (обсуждение ситуаций)
Ситуации:
1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних
животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и
он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими
животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают»
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко
раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали,
что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она
отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц Я Вера
поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно
толкнула
впереди
спускавшуюся
Иру,
а
портфелем
стукнула
Колю.
Как
реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься?
Вот
неловкая,
растяпа
этакая!”
вслед
за
Ирой
Петя
громко
сказал:
“Не
растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем
и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные
дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только
Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно
толкалась?
Она
ведь
упала!”
И
Оксана
подошла
к
Вере,
помогла
ей
подняться, отряхнула платье.
5
Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
Классный руководитель:
А теперь давайте отдохнем.
9.
Конкурс 1 «Семицветик. Радуга - дружбы»
На
столах лежат кружочек и лепестки на которых написаны разные
поступки, необходимо собрать в цветок так лепестки, чтобы они описывали
поступки настоящего друга.
Поступки:
В лицо говорит одно, а за спиной другое.
Всегда придет на помощь.
Отдаст последний кусочек хлеба.
Будет драться за место за партой.
Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.
Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.
Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать тебя.
Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.
Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.
Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать
Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться
10.
Физминутка
А теперь давайте отдохнем.
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
6
У тебя щечки красненькие,
И у тебя щечки красненькие.
У тебя губки аленькие
И у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются)
(звучит отрывок из песни “Все мы делим пополам”)
11. Конкурс 2.
О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. И вам будет
необходимо
собрать
их.
(класс
делятся
на
две
группы,
дети
собирают
пословицы. Затем объясняют смысл пословицы. звучит музыка)
• Друзья познаются в беде.
• Друга на Деньги не купишь.
• Друга ищи, а найдешь - береги.
• Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
«Закончи пословицу или поговорку» (команды по очереди заканчивают
пословицу)
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Один за всех (и все за одного).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Гора с горой не сходится, (а человек с человеком сойдутся).
- Друзья познаются (в беде).
- Дружба дружбой, (а служба службой).
7
12.
Конкурс 3:
«Круг дружбы».Все ребята встают в круг. Передают
карточку, на которой написаны слова “Я чувствую себя счастливым,
когда мой друг ……”.
13.Ученик 2:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба - главное чудо всегда.
Сто открытий - для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Нели рядом друзья настоящие.
Так давайте. Давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
14.Классный руководитель:
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете
так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы
считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Действительно,
отношения
в
коллективе
должны
быть
дружескими,
товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие
современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих
сотрудников:
устраивают
совместные
вечера,
путешествия,
собрания.
От
этого выигрывает бизнес.
8
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и
интересней
учиться,
если
мы
сможем
создать
атмосферу
дружбы
и
сотрудничества.
15.Классный руководитель:
Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор группы людей,
которые смогут вместе решать грудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание за 5 минут собрать картинку
из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции),
наклеить эти детали на лист бумаги, а затем ваши картинки прикрепим на
доску.
Покажите ваши картинки.
Довольны ли вы результатом?
Что вам мешало работать?
16.Классный руководитель:
Чтобы
дружба
была
крепкой,
нужно
соблюдать
законы.
Сейчас
я
вам
предлагаю познакомиться с законами дружбы, по которым мы будем жить.
Вот некоторые из них. (сбор «ромашки». Дети по одному выходят, читают
закон дружбы и складывают цветок на доске)
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним
радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему.
Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы.
9
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к
тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Беспринципность опустошает дружбу.
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Эти
законы мы повесим в классный уголок. На этом классный час окончен.
Желаю вам доброго и светлого. Уважайте, бережно относитесь друг другу.
Спасибо за урок