Автор: Штырова Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с
интеллектуальными нарушениями
Штырова Лидия Васильевна,
Государственное
казенное
учреждение
«Центр
содействия
семейному
воспитанию
«Доверие»
(ГКУ
ЦССВ
«Доверие»)
Департамента
труда
и
социальной защиты населения города Москвы
Игра - особая форма освоения ребенком окружающей действительности во
всем
многообразии
норм
и
отношений
между
людьми
путем
их
воспроизведения
и
моделирования.
Именно
в
процессе
игры
ребенок
усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов
между
людьми. В
ходе
игры
происходит
формирование
важнейших
психических
процессов
и
действий:
развиваются
восприятие,
образы
восприятия и образы-представления, все основные виды мышления, речь и
воображение.
В
игре
дети
активно усваивают
нормы
поведения,
разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения
детей и взрослых. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно,
активно,
присваивая
стиль
взаимоотношений
взрослых
людей,
который
складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.
Формирование
игровой
деятельности
у
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
должно
проходить
в
тесной
связи
с
расширением
представлений у них о явлениях социальной жизни. На этом этапе занятия
направлены
на
накопление,
обобщение
и
закрепление
полученного
социального
и
эмоционального
опыта,
с нравственными
нормами
и
человеческими
чувствами.
Процесс
ознакомления
детей
с
нарушениями
интеллектуального
развития
с
социальными
явлениями
осуществляется
разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в
трудовой деятельности,
чтение
художественной
литературы,
просмотр
видеофильмов
и кинофильмов,
беседы.
В
процессе
игры
у
детей
с
нарушениями
интеллекта
формируется
произвольность
психических
процессов: произвольные внимание и память. Игровая ситуация и действия в
ней
активизируют
умственную деятельность воспитанников. В игре дети
учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое
название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации.
В
программе
раздел
«Обучение
игре»
включает
три
направления:
обучение сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Занятия по
обучению игре проводятся учителем-дефектологом и воспитателем. Важным
условием
развития
игровой
деятельности
дошкольников
с
нарушением
интеллекта
является систематическое
обучение
умению
играть,
а
также
руководство их играми в повседневной жизни. В зависимости от расписания
несколько
раз
в
неделю обучение игре проводит учитель-дефектолог. Он
возглавляет работу по реализации программного раздела «Обучение игре».
Ежедневно
во
второй
половине
дня
воспитатель
проводит
занятия
по
обучению
детей
игре.
Прежде чем
приступить
к
обучению,
дефектолог
выявляет состояние игровой деятельности каждого ребенка в начале учебного
года.
Изучение
состояния
самостоятельной
игровой
деятельности
детей
осуществляется в процессе целенаправленного педагогического наблюдения,
которое проводится педагогом в специально созданных условиях в знакомой
для
ребенка
обстановке
(в
групповой комнате
или
на
прогулке).
При
обследовании
используется
игровой
материал,
который
отбирается
в
соответствии с возрастом детей и способствует актуализации их социального
опыта. Инструкции к выполнению игровых действий при обследовании могут
предъявляться
как
вербально,
так
и
невербально
(в
зависимости
от
индивидуальных
способностей
ребенка).
В
процессе
наблюдения
отмечаются: проявление интереса к игровому материалу, содержание игровых
действий, способы действия с игрушками, наличие игровых объединений
детей (их количественный состав, длительность существования), наличие
ролей, степень их выраженности, эмоциональные и речевые проявления. Для
получения более полной информации о состоянии сформированности игровой
деятельности
детей
обследование
рекомендуется
проводить
многократно.
Дополнительно проводятся беседы с родителями, в которых выясняется, какие
игрушки ребенок любит, как действует с ними, с кем из родственников
предпочитает играть и т.д.
После того как проведено полное обследование игровой деятельности
каждого
воспитанника
группы,
воспитатель
совместно
с
учителем
-
дефектологом приступает к составлению плана, в котором формулируются
задачи, а также предполагаемые методы работы по программному разделу
«обучение игре». Учитель-дефектолог составляет ежедневные планы и ведет
учет
занятий,
посвященных
игре,
кратко
отражает
результаты
занятий,
отмечает трудности, достижения, делает заметки на будущее.
Главная цель работы педагогов по данному направлению состоит в том,
чтобы в процессе обучения у ребенка сформировался сложный механизм
игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую
ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Особое
внимание педагога должно быть направлено на детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Следует всячески поощрять инициативу этих детей,
стремиться к тому, чтобы они налаживали контакты с остальными участниками
игры. Педагог должен ободрять их, замечать малейший успех, обращать на
него внимание товарищей по группе.
У детей данной категории снижен интерес к игре и к игрушкам, сюжеты
игр
тяготеют
к
стереотипам, дети мало общаются между собой в игре,
игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты.
Большое
значение
в
становлении
игровой
деятельности
занимает
драматизация
знакомых
сказок,
литературных
произведений.
Опора
на
художественные
произведения
позволяет
детям
приобретать
опыт
эмоционально
окрашенного
реагирования
на
ту
или
иную
ситуацию,
обогащая их внутреннюю сферу.
Таким образом, если осуществляется правильное планирование и в
соответствии с ним систематическое проведение игр, то создаются необходи-
мые условия для формирования игровой деятельности у детей с нарушением
интеллекта.