Автор: Коняхина Нина Васильевна Должность: учитель литературы Учебное заведение: МБОУ школа 7 Населённый пункт: Долгопрудный, Московской области Наименование материала: Конспект урока Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном Раздел: среднее образование
Цели. Обобщить и закрепить знания учащихся об имени
прилагательном
Оборудование. Компьютер, презентация, перфокарты,
музыка (шум моря, веселая).
Ход урока.
I.
Организационный момент .
Учитель. Здравствуйте дети. Откройте тетради, запишите
число и классную работу.
II.
Тема урока.
Учитель . Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили
изучать раздел об имени прилагательном, сейчас нам
предстоит обобщить полученные знания. Но нельзя
забывать, что урок русского языка – это урок обучения
грамотной, правильной речи. Вначале мы этим и займемся.
Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр.
Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина
«Недоросоль». (Театрализачия фрагмента)
Правдин . Грамматика, что ж в ней Вы знаете?
Митрофан . Много. Существительна, да прилагательна.
Правдин . Дверь, например, какое имя : существительное
или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин . Котора дверь? Вот эта.
Митрофан . Эта? Прилагательна
Правдин . Почему ж?
Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вот
у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та
покамест существительна.
Правдин . Да, в грамматике он силен.
Учитель . Кто согласен с этим объяснением, кто не
согласен? Почему?
(Ответы детей)
Учитель . Что такое имя прилагательное ?
План.
1)Что это?
2)Что обозначает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) С какой частью речи согласуется?
5) Как изменяется?
6) Каким членом предложения является?
7) Как можно проверить безударное окончание
прилагательного?
(После ответа на второй пункт плана детям предлагается
следующая ситуация)
Учитель . У вас День Рождения. Вам подарили подарок.
Подберите прилагательные к слову подарок. Какой подарок
вам подарили?
Дети . Чудесный, замечательный, необычный. (Каждый
ребенок пишет по одному слову и объясняет его
орфограмму)
Учитель . Какую роль выполняет прилагательное в русском
языке? Для чего они нужны?
Дети . Они помогают описать предмет. Делают нашу речь
ярче, выразительнее.
Учитель . Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на экран,
перед вами четыре словосочетания. Просклоняйте первое и
третье устно ( выбирает двоих учеников ) второе и четвертое
просклоняйте письменно в тетради.
Робкий снежок
Раннее утро
Красивая зимняя птица
Маленькие веселые елочки
(Дети выполняют работу, двое из которых выполняют
работу у доски устно)
Учитель . Составьте предложение с этими
словосочетаниями.
Учитель . (Вызывает к доске ребенка, на доске записанное
предложение)
На крыш … избушк …лежал тонкий снежный покро… .
Учитель . Вставь буквы, объясни орфограммы, разбери по
членам предложения. (Ребенок выполняет задание)
(Дети выполняют задание)
Работа в парах. Учитель раздает перфокарты.
Задание.
Вставь окончание, определи падеж, с первым
словосочетанием составь предложение.
по зимн… дороге
в лунну… ночь
у золот… леса
к светл… озеру
Учитель . Послушаем предложение, которые вы составили.
Учитель . А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте с
ответами на экране, исправьте ошибки.
Учитель . Это было непростое задание, требуется отдых.
Звучит веселая мелодия
Учитель. Какую музыку вы слушали, подберите
прилагательные.
Дети. Веселая, мелодичная, задорная.
Учитель. А еще к слову музыка можно применить такие
прилагательные: беззаботная, благоговейная, возвышенная,
божественная. Это уже не просто прилагательные, а
эпитеты. (На экране появляется слово «Эпитет»). Это
самое меткое, самое нужное яркое слово для описания
предметов. Давайте мы тоже попробуем подобрать
прилагательные-эпитеты.
Учитель . Закройте глаза, послушайте шум моря и
попробуйте услышать в нем, каким бывает море.
Дальше учитель еще раз включает шум моря и показывает
слайды, читает стихи.
Море бывает печальным,
Веселым и грустным,
Задумчивым, даже смешным.
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль – оно тихое – море.
В бурю бушует и даже рычит,
Белое море, холодное море,
Но и оно в себе тайны хранит.
Учитель. А теперь расскажите мне с помощью эпитетов,
каким вы увидели и услышали море. И так море бывает:
Море
По величине:
Безбрежное
Бескрайнее
Широкое
Громадное
Неоглядное
По состоянию поверхности:
Буйное
Взволнованное
Грозное
Кипучее
Штормовое
Шумное
Пасмурное
Разъяренное
По глубине:
Глубокое
Мелкое
Бездонное
По цвету:
Бирюзовое
Жемчужное
Изумрудное
Лиловое
Черное
Серебристое
Учитель . Ребята, сегодня домашнее задание будет таковым.
Напишите мини-сочинение, опишите море.
Сегодня вы его видели, слышали и чувствовали.
III.
Итог урока
Учитель . Наш урок завершается. После путешествия
возвращаемся в класс. Вам понравился этот урок? Каким он
был?
Дети называют прилагательные: познавательным,
интересным, разнообразным, красивым, веселым и т.д.
Что особенно запомнилось?
Что такое эпитет?