Напоминание

Обобщение знаний об имени прилагательном


Автор: Коняхина Нина Васильевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ школа 7
Населённый пункт: Долгопрудный, Московской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
Раздел: среднее образование





Назад





Открытый урок

по русскому языку

Тема. «Обобщение знаний об имени

прилагательном»

5 класс «Б»

МБОУ СОШ №14

Учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

Коняхина Н.В.


Тема. «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Цели. Обобщить и закрепить знания учащихся об имени

прилагательном

Оборудование. Компьютер, презентация, перфокарты,

музыка (шум моря, веселая).

Ход урока.
I.
Организационный момент
. Учитель. Здравствуйте дети. Откройте тетради, запишите число и классную работу.
II.

Тема урока.

Учитель
. Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном, сейчас нам предстоит обобщить полученные знания. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи. Вначале мы этим и займемся. Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина «Недоросоль». (Театрализачия фрагмента)
Правдин
. Грамматика, что ж в ней Вы знаете?
Митрофан
. Много. Существительна, да прилагательна.
Правдин
. Дверь, например, какое имя : существительное или прилагательное?
Митрофан.
Дверь? Котора дверь?

Правдин
. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан
. Эта? Прилагательна
Правдин
. Почему ж?
Митрофан
. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
Правдин
. Да, в грамматике он силен.
Учитель
. Кто согласен с этим объяснением, кто не согласен? Почему? (Ответы детей)
Учитель
. Что такое имя прилагательное ? План. 1)Что это? 2)Что обозначает? 3) На какие вопросы отвечает? 4) С какой частью речи согласуется? 5) Как изменяется? 6) Каким членом предложения является? 7) Как можно проверить безударное окончание прилагательного? (После ответа на второй пункт плана детям предлагается следующая ситуация)

Учитель
. У вас День Рождения. Вам подарили подарок. Подберите прилагательные к слову подарок. Какой подарок вам подарили?
Дети
. Чудесный, замечательный, необычный. (Каждый ребенок пишет по одному слову и объясняет его орфограмму)
Учитель
. Какую роль выполняет прилагательное в русском языке? Для чего они нужны?
Дети
. Они помогают описать предмет. Делают нашу речь ярче, выразительнее.
Учитель
. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на экран, перед вами четыре словосочетания. Просклоняйте первое и третье устно (
выбирает двоих учеников
) второе и четвертое просклоняйте письменно в тетради. Робкий снежок Раннее утро Красивая зимняя птица Маленькие веселые елочки (Дети выполняют работу, двое из которых выполняют работу у доски устно)
Учитель
. Составьте предложение с этими словосочетаниями.
Учитель
. (Вызывает к доске ребенка, на доске записанное предложение) На крыш … избушк …лежал тонкий снежный покро… .

Учитель
. Вставь буквы, объясни орфограммы, разбери по членам предложения. (Ребенок выполняет задание) (Дети выполняют задание) Работа в парах. Учитель раздает перфокарты. Задание. Вставь окончание, определи падеж, с первым словосочетанием составь предложение. по зимн… дороге в лунну… ночь у золот… леса к светл… озеру
Учитель
. Послушаем предложение, которые вы составили.
Учитель
. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте с ответами на экране, исправьте ошибки.
Учитель
. Это было непростое задание, требуется отдых. Звучит веселая мелодия
Учитель.
Какую музыку вы слушали, подберите прилагательные.
Дети.
Веселая, мелодичная, задорная.
Учитель.
А еще к слову музыка можно применить такие прилагательные: беззаботная, благоговейная, возвышенная, божественная. Это уже не просто прилагательные, а эпитеты. (На экране появляется слово «Эпитет»). Это самое меткое, самое нужное яркое слово для описания
предметов. Давайте мы тоже попробуем подобрать прилагательные-эпитеты.
Учитель
. Закройте глаза, послушайте шум моря и попробуйте услышать в нем, каким бывает море. Дальше учитель еще раз включает шум моря и показывает слайды, читает стихи. Море бывает печальным, Веселым и грустным, Задумчивым, даже смешным. Синим, оранжевым, красным, Бордовым, бирюзовым и голубым. В штиль – оно тихое – море. В бурю бушует и даже рычит, Белое море, холодное море, Но и оно в себе тайны хранит.
Учитель.
А теперь расскажите мне с помощью эпитетов, каким вы увидели и услышали море. И так море бывает: Море По величине:  Безбрежное  Бескрайнее  Широкое  Громадное  Неоглядное
По состоянию поверхности:  Буйное  Взволнованное  Грозное  Кипучее  Штормовое  Шумное  Пасмурное  Разъяренное По глубине:  Глубокое  Мелкое  Бездонное По цвету:  Бирюзовое  Жемчужное  Изумрудное  Лиловое  Черное  Серебристое
Учитель
. Ребята, сегодня домашнее задание будет таковым. Напишите мини-сочинение, опишите море. Сегодня вы его видели, слышали и чувствовали.
III.

Итог урока

Учитель
. Наш урок завершается. После путешествия возвращаемся в класс. Вам понравился этот урок? Каким он был? Дети называют прилагательные: познавательным, интересным, разнообразным, красивым, веселым и т.д. Что особенно запомнилось?
Что такое эпитет?


В раздел образования