Автор: Цвецых Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 40 "Подснежник"
Населённый пункт: Город Осинники Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Мы фантазеры."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 40 «Подснежник»
«Мы, фантазеры»
Осинники 2017 г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 40 «Подснежник»
ПРОЕКТ
« Мы, фантазеры»
Участники проекта:
Цвецых М. В.
Воспитатель I кв. категории
СОДЕРЖАНИЕ:
Направление проекта………………………………………………………………………………. 4
Введение………………………………………………………………………………………………….. 5
Схема реализации проекта……………………………………………………………………… 7
Этапы работы …………………………………………………………………………………………... 8
Перспективный план ……………………………………………………………………………….. 9
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 12
Приложения …………………………………………………………………………………………….. 13
НАПРАВЛЕНИЕ
ПРОЕКТА:
Развитие
связной
речи,
воображения
детей
старшего
дошкольного
возраста
через
обучение
составления
текстов
сказочного содержания посредством творческих игр и заданий.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Мы, фантазеры!»
ВИД ПРОЕКТА: Творческий, среднесрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, педагоги, родители, специалисты.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Февраль – апрель 2011г.
ПРОДУКТЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Выставка семейных рисунков,
коллективное изготовление книги «Волшебных сказок».
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не
только к взрослым, но и к детям. Для того, чтобы помочь детям справиться с
ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном
и полноценном формировании у них речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и
содержанию
рассказы,
грамматически
и
фонетически
правильно
строить
фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению
детьми
монологической
речью,
что
имеет
приоритетное
значение
для
полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
Современные родители легко поддаются разнообразной рекламной
информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка
посредством
зрительных
образов
и
впечатлений.
Дошкольники
много
времени
проводят
перед
телевизором
и
за
компьютером:
мультфильмы,
«полезные
образовательные»,
компьютерные
развивающие
программы
способны
надолго
занять
внимание
ребенка,
освобождая
тем
самым
родителей от необходимости читать, рассказывать, играть в игрушки. Вся эта
видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная.
Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и
разнообразные
превышают
все
возможности
собственного
продуктивного
воображения
ребенка.
Доминирование
в
современной
цивилизации
информационных технологий, обращенных в первую очередь к зрительной
сфере, не способствует развитию речи дошкольников, поскольку развитие
речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения
ребенка.
Актуальность
проекта.
С
развитием
массового
телевидения
и
современных
компьютерных
технологий
читать
детям
стали
меньше.
Телевизор
и
компьютер
в
этом
поединке
с
книгой
без
труда
вышли
победителями: смотреть зрелище легче и интереснее. Дети с самого нежного
возраста привыкают к готовым образным впечатлениям, они не умеют и не
испытывают
потребности
создавать
собственные
образы,
придумывать,
рассуждать
и
воображать.
Все
это
приводит
к
тому,
что
современных
дошкольников
отличает
слабость
воображения,
у
многих
детей
страдает
связная и диалогическая речь.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми
литературный жанр. Ребенок - существо активное от природы, он любит не
только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Поэтому в
нашем проекте, мы для развития связной речи будем обучать дошкольников
составлять тексты сказочного содержания посредством творческих игр и
заданий.
Творческие
игры
стимулируют
развитие
внимания,
восприятия,
фантазии,
творческого
воображения,
обогащают
эмоциональную
сферу,
активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой
деятельности,
позволяют
наладить
полноценные
взаимоотношения
со
сверстниками.
Творческие
игры
и
задания
позволяют
ребенку
усвоить
различные
варианты
действий
и
взаимодействий
героев,
увидеть
неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать,
что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время, дети
познают выразительные средства сказочного текста.
Цель проекта :
Формирование связной монологической речи, развитие
фантазии
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
через
обучение
составления текстов сказочного содержания посредством творческих игр и
заданий.
Задачи:
1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, учить детей старшего
дошкольного возраста составлять тексты сказочного содержания.
2.
Развивать
у
старших
дошкольников
речевую
способность,
умение
планировать, последовательно строить свои высказывания.
3.Развивать
творческие
способности,
фантазию,
воображение,
мышление,
эмоциональную
отзывчивость,
память
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
4. Упражнять детей в решении творческих заданий.
5. Воспитывать у дошкольников, умение слушать друг друга, не перебивая.
Мы, фантазёры
Создание книги
Выставка рисунков
Беседы
Экскурсия в библиотеку
Занятия
Творческие игры и задания,
театрализованная деятельность,
сюжетно-ролевые игры, игры малой
подвижности по сказочным сюжетам
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1.Подготовительный
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ, рассказывание по
ролям, создание в группе «уголка» сказок, викторина по сказкам,
драматизация фрагментов сказки, подбор музыки, тематические беседы о
прочитанном, о литературных героях, о жанре.
2.Реализация
Экскурсия в библиотеку, проведение занятий, бесед, творческих игр и
заданий, совместное детско-родительское творчеств:, выставка рисунков.
3.Презентация проекта – «Книга волшебных сказок»
Перспективный план работы по формированию связной
монологической речи детей
(старшая группа)
Февраль
Занятие по развитию
речи
Связь с др. видами
деятельности
Работа с родителями
Составление сказки
«Приключение зверей на
сказочной поляне» с
использованием фигур
по лепке с
продолжением
сюжета.
Задачи:
1. Учить детей
составлять сказку по
вылепленным героям;
2. Формировать навыки
последовательности
изложения;
3. Развивать умение
отвечать на вопросы
полным предложением;
4. Пополнять
словарный запас детей.
1.Лепка «Поляна
сказок»
2. Ручной труд
(оригами) «Зимний лес»
3. Чтение сказок о
лесных жителях
4. Театрализованная
деятельность
5. Творческие игры и
задания
6. Игры малой
подвижности по
сказочным сюжетам
7. Дидактические игры
8. Театрализованная
деятельность:
пальчиковый театр
9. Сюжетно-ролевая
игра
Помощь в оформлении
«уголка» сказок.
Март
Занятие по развитию
речи
Связь с др. видами
деятельности
Работа с родителями
Составление сказки
«Приключение героев по
стране сказок»
Задачи: 1. Расширить
представление детей о
сказках, воспитывать к
ним интерес;
2. Развивать речь,
память, воображение;
3. Воспитывать умение
дружно и согласовано
работать в коллективе.
1. Беседа о
прочитанных сказках и
литературных героях.
2. Ручной труд
«Сказочные герои леса»
3. Игры малой
подвижность по
сказочным сюжетам
4. Дидактические игры
5. Театрализованная
игра «Путешествие в
страну сказок»
6. Экскурсия в
библиотеку.
Выставка совместных
рисунков «Любимый
сказочный герой»
Апрель
Занятие по развитию
речи
Связь с др. видами
деятельности
Работа с родителями
Составление сказки
«Подводное царство».
Задачи:
1. Уточнить знания
детей о жителях
морского царства.
2. Развивать мышление,
воображение,
творческие
способности,
познавательную
речевую активность с
помощью поэтического
слова, образных
сравнений, имитаций.
1. Художественно-
конструктивная
деятельность
«Подводный мир»
2. Рисование
«Волшебная страна
подводного царства»
3. Чтение сказок о
морских обитателях.
4. Дидактические игры,
творческие игры и
задания
5. Загадывание загадок
6. Театрализованная
игра «В гостях у
рыбки»
Предоставление
материала для
художественно-
конструктивной
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития
ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию
речи
в
детском
саду.
Монологическая
речь
является
более
сложным,
произвольным,
более
организованным
видом
речи
и
поэтому
требует
специального речевого воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев).
Для развития связной монологической речи старших дошкольников, мы
остановились на работе со сказкой. Сказка – любимый литературный жанр
дошкольников, но она далеко не в полной мере используются для развития у
детей
речевого
творчества,
воображения,
мышления.
А
ведь
старший
дошкольный
возраст
является
сензитивным
периодом
для
речевого
творчества, сочинительства.
Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного
содержания в нашем проекте, проводилась через творческие игры и задания.
В результате дети стали испытывать огромный интерес к сочинению текстов
сказочного содержания.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность
интересов,
неустойчивость
внимания,
утомляемость.
Поэтому проектная деятельность как нельзя лучше подходит для решения
данного вопроса, поскольку неоднократное обращение к одной и той же теме
в разных видах деятельности лишь способствует развитию у детей внимания
и длительному сохранению интереса к составлению сказочных историй.
Т.о., проделанная рабата, еще раз доказала, что развитие связной речи с
использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие
образы
эмоционально
воспринимаются
детьми,
будят
их
фантазию,
воображение,
развивают
наблюдательность
и
интерес
ко
всему
окружающему, является неисчерпаемым источником развития детской речи.
Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая. И
нельзя ждать от нее немедленного результата.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Викторина «Мы любим сказки»
цель:
Закреплять умение детей использовать различные средства
выразительности в передаче образов героев сказок.
Содержание:
1. Проведение викторины.
2. Драматизация любимой сказки.
3. Награждение.
Анализ:
Педагог встречает детей (всю группу) и родителей в зале, рассаживает
двумя полукругами (командами, которые определены в группе по желанию
детей). Сообщает, что подошел к концу учебный год и что сегодня на
последнем занятии дети могут еще раз показать, чему научились за три
года, какие приобрели умения и навыки. Поможет в этом викторина «Мы
любим сказки».
Далее педагог предлагает детям придумать название своим командам в
соответствии с темой викторины (дети придумывают название).
Первое задание.
Вспомните названия сказок по их героям.
1-я команда
1. Петух, ворона, сорока, лиса, птичий двор(«Хвостатый хвастунишка» Я.
Тенясова)
2. Пчелы, медведь, скворец, светлячок («Айболит и воробей» К.
Чуковского).3. Бабушка, внучка, мышка, заяц, кошка (русская на родная
сказка «У страха глаза
2-я команда
1. Мышка, цыпленок, муравей, жучок, лягушка («Кораблик» В. Сутеева).
2. Воробей, лягушка, еж, сыч, белка, куница («Теремок» В. Бианки)
3. Солнце, Луна, Земля, бог Грома и Молнии («Как поссорились Солнце и
Луна»)
велики»
Второе задание. Послушав стихи, назовите героев сказки.
1я команда
1.Очень хитрая она,
Чуть не съела петуха.
(Лиса.)
2.Их не тронь
Друг за дружку горой
(Пчелы.)
3.Не любит драки он и ссоры,
Предупреждает все раздоры,
К Луне и Солнцу поспешит
И спор, конечно, разрешит.
(Бог Грома и Молнии.)
2я команда
1.Лежит он в траве высокой,
У него перебито крыло.
Голосом жалобным,
Тихим Просит помощи кто?
(Воробей.)
2.Очень юркая она,
Быстро говорит слова,
Но гордится уж собой,
Что же это за герой?
(Сорока)
3.маленький, ушастенький,
Под колодцем спал,вскочил и на внучку, бабушку
Страха нагнал. (заяц)
Третье задание. Каждому участнику раздается набор карточек с
графическим изображением эмоций (злости, грусти, радости, страха).
Нужно угадать, какое чувство было у героя, и показать это на графической
картинке.
1я команда
1.Сказка «Хвостатый хвастунишка» Я. Тенясова. Какое было чувство у
петуха лягушки, цыпленка, когда его схватила лиса? (С«Теремок» В. Бианки.
2.«Теремок» В. Бианки. «Дятел выдолбил дупло и стал жить в нем».Что он
испытывал? (Радость.)
3.«Айболит и воробей»К. Чуковского.Воробья укусила змея. Какое у него
было настроение? (Грусть.)
4.Сказка «Как поссорились Солнце и Луна».Что испытывали Солнце и Луна
в момент ссоры? (Злость.)
2я команда
1.«Кораблик» В. Сутеева. Настроение
мышки,жучки,лягушки,цыпленка,когда лягушка смеялась над ними. (Грусть.)
2.«Хвостатый хвастунишка»Я. Тенясова.Петя прогуливается по птичьему
двору и ощущает себя самым красивым петухом. (Радость.)
3.«Теремок» В. Бианки.Настроение белки, когда к ней пришла куница, всех
малых зверей убийца. (Страх.)
4.«Айболит и воробей»К. Чуковского.Что испытывала змея, когда она
кусала воробья? (Злость.)
Четвертое задание. Командам предлагается показать любую сказку. После
того как дети выбрали сказку, родители и педагог помогают им нарядиться.
Проводится драматизация сказки сначала одной командой, затем другой
(могут участвовать и родители)
По окончании драматизации воспитатель хвалит всех за талант, старание,
умение изобразить любого героя различными средствами выразительности.
Под аплодисменты детям вручаются памятные медальки (дизайн медалек и
надпись зависят от фантазии педагога, например: «Знатоку сказок»,
«Любителю сказок» И др.).Звучит музыка, воспитатель прощается с
детьми и родителями словами:
Сказки вы не забывайте,
С интересом их читайте.
В гости ждем мы вас, друзья,
Вам будут рады здесь всегда!
Занятие "Поляна сказок".
Тема: Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок":
заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Цель:
Закрепление технических навыков и приемов лепки .
Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение
пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали
прикреплять, плотно соединяя их.
Учить создавать общую сюжетную композицию.
Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки,
интонационную выразительность речи.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость
другим, коллективизм.
Оборудование:
разрисованная "поляна сказок", выполненная из картона, декорации леса,
деревья, домик.
Материалы и инструменты:
Пластилин, стеки, подставки, салфетки, аудиокассета с записью "звуки
природы".
Ход занятия:
Организационный момент
Дети входят, встают возле "поляны сказок". Звучит музыка "В гостях у
сказки".
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери.
Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории.
Но, однажды, в лесу появились лесорубы. Они стали вырубать лес, бедные
звери разбежались кто куда, им стало негде жить, а сказочная поляна
опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим
лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим
концом.
Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.
Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два
хлопка по коленям. 4-5 раз.
Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата.
Поочередно меняем движения рук.
Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и
пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.
"Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу
вверх.
Основная часть
Рассматривание слепленных на предыдущем занятии фигурок животных:
медведя, зайца и лисы. Чем они похожи и чем отличаются? Закрепление
последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением
последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На
сколько частей делим пластилин? Какого размера должно быть туловище, а
какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали?
Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по
замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям,
если есть необходимость. Напоминает, что работать нужно аккуратно, не
крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку.
Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков
туловища. Готовые фигуры ставят на подставку. Моют руки, вытирают
салфетками. Убирают оборудование на поднос.
Воспитатель подводит итог занятия.
Занятие по развитии речи.
Тема:
Составление сказки « Приключение зверей на сказочной поляне» с
использованием фигур по лепке с продолжением сюжета.
Цели:
-учить детей составлять сказку по вылепленным героям;
-формировать навыки последовательности изложения;
-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
-пополнять словарный запас детей.
Ход занятия
Воспитатель с детьми садятся вокруг сказочной поляны. Рядом на столике
находятся зайчики, лисички, медвежата, снеговики, птички и др. Дети
выбирают себе персонажей
.
Воспитатель
: "Ребята, вы хотите, чтобы на поляне снова появились
звери?
Давайте придумаем свою сказку.
Воспитатель:
Ребята, а с каких слов можно начать сказку?
(жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и
т.д.)
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот
и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и
животных, о загадочных и волшебных событиях).
-игровая ситуация
Наступила зима. Все звери с нетерпением ожидали встречи Нового года.
Они надеялись, что снова смогут собраться на любимой полянке и Дед
Мороз исполнит их заветные желания. Каждый мечтал о чем-то своем. А
вот о чем? Осталось совсем мало времени, а на полянке так никто и не
появился. Вдруг звери услышали какие-то звуки.
Воспитатель:
А что они услышали?
(Звучит музыка). Дети самостоятельно придумывают продолжение
сказки. Выслушиваются разные версии.
Дети: - Услышали как кто-то плачет. Как скрепит снег. Как воет метель.
Физкультминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
Завершение занятия
Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и
участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря
усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой
любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие
волшебники.
«Зимний лес» (занятие по оригами)
Цель: продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях,
сглаживать сгибы; упражнять в ориентировке на листе бумаги;
активизировать словарь детей: слева, справа, между, внутрь; развивать
мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, желание довести работу
до конца, аккуратность в работе, бережное отношение к продуктам своего
и чужого труда, умение трудиться сообща.
Материалы: серая, оранжевая, коричневая, белая, желтая, зеленая и синяя
двухсторонняя бумага, черный и красный фломастеры, ножницы, клей,
тонированный ватман, масляные карандаши.
Ход занятия
I. Беседа воспитателя с детьми
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? Что произошло с
деревьями? Какие деревья не меняются с приходом зимы? Как изменилась
жизнь животных с приходом зимы? Кого можно встретить в лесу зимой?
Как они подготовились к ней? Почему?
II. Практическая работа детей
1.
Дети образуют 2 – 3 группы из нескольких человек, выщипывают
картон – снимают верхний слой бумаги.
2.
Из зеленых квадратов складывают ёлочки.
3.
Из белой бумаги скрутить трубочку – ствол березы, из черной бумаги
нарезать тонкие полоски, накрутить на стержень – это ветки. Ветки
приклеить к стволу, на котором черным фломастером сделать черточки.
4.
Дети складывают фигурки «Лиса» и «Волк» (по одной базовой модели),
глаза и нос дорисовывают черным фломастером.
5.
Дети складывают фигурки «Заяц» и «Белка», глаза и нос
дорисовывают черным фломастером.
6.
Дети складывают фигурки «Медведь». Глаза и нос медведя
дорисовывают черным фломастером.
7.
Из готовых фигурок дети оформляют коллективную работу,
добавляют нужные детали.
8.
Приклеить на картон деревья и фигурки животных.
9.
Приклеить вату на деревья, оформить сугробы, можно скатать
мелкие шарики и приклеить их по всему картону, изобразить снегопад.
Занятие по рисованию
Тема: «Волшебная страна – подводное царство»
Программные задачи:
Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.
Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки,
зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Материал:
Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка,
кисточки (№6 и №3), салфетки на каждого ребёнка.
Методические приёмы:
Показ и объяснение воспитателя.
Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
Наблюдение за работой детей.
Анализ работ воспитателем и детьми.
Предварительная работа:
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание
иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и
фотографий с изображением морских обитателей.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, на нашем занятии по рисованию краски
будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, выходить за
рамки вашего рисунка. Необыкновенная лёгкость красок, получение новых
цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной. А
рисовать мы с вами будем « по мокрому» листу.
Дети: А как?
Воспитатель: А что это такое, я сейчас расскажу и покажу.
Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист.
Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя), рука
движется свободно. А потом уже « по мокрому» листу наносится краска.
Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя
волшебные переливы.
Воспитатель: Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?
Дети:( ответы детей)
Воспитатель: Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство,
то нам надо произнести волшебные слова, которые сделают наше рисование
волшебным, удивительным и сказочным.
Физкультурная минутка
Звёздочка в небе колышется кротко
(руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание
руками)
В белом тумане качается лодка,
В лодке той – чудесные краски
(руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища
влево и вправо)
Шепчутся в ней небылицы и сказки
( руки к губам, повороты головы влево и вправо)
Лодочку ветер тихонько качает
В волшебное царство он нас приглашает
(дети садятся на стулья, за столы)
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её
отгадаете.
«Жил старик со своею старухой, у самого синего моря»
Дети: Это сказка (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, слушайте дальше:
Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла
свою пряжу. Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и
согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. И в этом
спокойном море жила добрая, волшебная «золотая рыбка». Но жила она не
одна.
Как вы думаете, кто ещё жил в её волшебной стране – подводном царстве?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какой краской мы будем рисовать тихое,
спокойное море?
Дети: синей, голубой – (ответы детей)
Воспитатель: А «золотую рыбку»?
Дети: оранжевой, жёлтой – (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю
лист быстрыми движениями, слева на право. Кисточкой, сверху, провожу по
всему листу. Попробуйте!
А с помощью тонкой кисточки мы будем рисовать песчаное дно, водоросли,
а может кто – то из вас нарисует и «золотую рыбку» или её сказочный
дворец.
(дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием, при
затруднении детей проводит индивидуальный показ)
Анализ работы
(когда все ребята закончат рисование, листочки разложить на одном
большом столе, получится «подводное царство»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое огромное спокойное синее море у
нас получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди
зелёных водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых
рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши
рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только
добро.
Занятие по развитию речи
Тема: "Подводное царство".
Цель: уточнить знания детей о жителях морского царства (рыбы, лягушки,
раки, улитки). Развивать мышление, воображение, творческие способности,
познавательную и речевую активность с помощью поэтического слова,
образных сравнений, имитаций. Развивать связную речь, умение вести
диалог и слушать собеседник. Продолжать работу по обогащению и
активизации словаря по данной теме. Учить составлять сказочные истории
по собственным рисункам. Воспитывать целеустремленность,
настойчивость.
Оборудование: Рисунки ребят с предыдущего занятия по рисованию.
Ход занятия
Морское царство (рисунки разложить на столе)
Воспитатель: ("Царь" появляясь в группе). Ребята, вы приплыли в мое
царство на корабле. А знаете, кто я? Царь Нептун. Что это в моем
царстве "течет-течет—не вытечет, бежит-бежит—не выбежит?"
(Вода.) Какая в моем царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)
Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями?
(Заболели бы, погибли.)
Вот глобус. На нем голубым цветом обозначена вода, а вода это...что?
(Море, океан, лужа, болото.)
Кого больше всего в моем царстве? (Рыб.) "У родителей и деток вся одежда
из монеток". Где живут рыбы? Почему им хорошо в моей водичке? Что они
там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют, зарываются.) Кто еще умеет
плавать? (Люди, корабли, животные.) Расскажите, каких вы видели рыб?
(Знакомство с обитателями моря проводилось накануне.) Изобразите
руками, как они плавают. Где спят рыбки? Как?
Где спит рыбка? Как? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет
век), но ничего не видят.)
Что видит рыбка во сне? (Как спастись, не попасться на крючок.)
Почему их называют знаменитыми пловцами?
Вспомните сказку "Золотая рыбка".
Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать
"владычицей морскою".
А если б вы увидели золотую рыбку, чтобы попросили?..
Выслушивает ответы детей.
Физкультминутка
Представим, что мы стоим на берегу моря, чудесная погода, светит
солнышко. Потянули ручки вверх, к солнышку. А теперь вниз, потрогали воду.
Дети повторяют под считалку:
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее догоняй,
За дельфином успевай.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
А теперь пора нырнуть,
В мир подводный заглянуть.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наше «подводное царство»
и придумаем свою сказку.
Подведение итогов
Художественно-конструктивная деятельность
Тема: «Подводный мир»
Цель: Создание композиции с использованием нетрадиционного
художественного материала.
Задачи: Учить делать объемную поделку путем намазывания пластилина
на готовую форму, дополняя ее деталями, придающими работе особую
выразительность. Развивать художественный вкус, фантазию при создании
композиции. Воспитывать стремление доставлять
Развитие слухового и зрительного внимания, воображения. Развитие мелкой
моторики рук, наблюдательности, интереса к формам и образам
окружающего мира. Воспитание терпения и аккуратности.
Задание: По методике Н.М. Конышевой художественно-конструктивная
деятельность. Индивидуальное «Декоративная рыбка», коллективная
«Подводный мир» с использованием нетрадиционного художественного
материала.
Предварительная работа. Рассматривание картинки коралловый риф,
рыбок. Переведение рыбок-образцов на картон и вырезание. Нанесение
пластилина на вырезанную рыбку толщиной 1-2 мм.
Материал: Тарелочка с различными семенами (кабачок, кукуруза, тыква,
семечек, гороха). Бусинки, трафареты - с силуэтами морской звезды,
морского конька, кораллов, медузы, осьминога. Баночки с пеной, трубочки,
цветная соль, пшено 4-х цветов, ниточки зеленого цвета (длинной 5 см.),
ракушки, кисти, вода, клей, салфетки, баночки для мусора, песок.
Музыкальный ряд: Аудиозапись «Шедевры инструментальной Музыки»,
Звуки живой природы «Шторм»
Ход занятии:; (В процессе работы детей звучит музыка)
Воспитатель: Ребята давайте возьмемся за руки и скажем друг другу
добрые, ласковые слова. Например: (- Женя у тебя красивые глазки;
- Лолита, ты сегодня добрая, красивая) Молодцы все сказали друг другу
добрые и ласковые слова. Сегодня у нас необычная встреча. Мы отправимся
с вами в необычное путешествие в подводный мир, который мы сами
создадим.
Ребята мы с вами рассматривали и читали про обитателей подводного
мира.
Вспомните его обитателей и назовите?
Ответы детей: Разные рыбки, морская звезда и т.д. Воспитатель:
Каким вы представляете себе подводный мир? Ответы детей: Красивый,
волшебный и т.д.
Воспитатель: Давайте создадим свой подводный мир. Возьмите своих
рыбок, рассмотрите. Чего не хватает у рыбок? Ответы детей: Чешуек,
глазиков.
Воспитатель: Давайте мы их доделаем. Чешуйки мы можем сделать их
различных материалов. Подойдите к столу посмотрите, что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Возьмите материал, который вам нужен для работы.
(Дети наносят чешуйки, глазки выбранными материалом)
Воспитатель: Ребята, будьте внимательными чешуйки должны
располагаться ритмично с учетом формы рыбки. Кто закончил свою работу
может подойти к столу и приступить к созданию подводного мира.
Дети, выполнившие задание, подходят к столу, на котором лежит зеркало,
для выполнения коллективной работы, изготовление подводного мира.
Отдельно на столах лежат: трафареты с силуэтами морской звезды,
морского конька, кораллов для изготовления медуз — баночки с пеной,
трубочки, соль, пшено, ракушки, кисти баночки с водой, клей, ниточки
зеленого цвета, песок. Дети выбирают нужный материал и приступают к
работе, созданию подводного мира. В прогрессе занятия воспитатель
спрашивает детей.
Воспитатель: Что они делают и из какого материала?
(После того как работа будет выполнена).
Воспитатель: Ребята, давайте отправим рыбок в путешествие в наш
подводный мир. И рассмотрим его.
(Звучит шум моря)
Воспитатель: Вот и ожил наш подводный мир. А теперь скажите, что
вы чувствуете, глядя на наш подводный мир?
Ответы детей: Удивление, радость и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы создали удивительный подводный мир.
На свете все интересно, Так хочется много узнать! Мы будем любить нашу
Землю, Ее красоту охранять.
Воспитатель: Спасибо вам, вы сегодня хорошо работали.
Ручной труд.
Тема: «Сказочные герои леса»
Программные задачи: продолжать развивать у детей желание заниматься
ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.
Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный
материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина.
Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать
художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.
Материал: шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, ракушки,
крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив,
оливок, абрикосов, мох, различные семена. Шапочки зверей. Записи голосов
птиц, шума леса. Макет «Зимний лес»
Ход занятия.
В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.
Старик-Лесовик: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
В моём заповедном лесу каких только чудес не бывает. Да вот беда, куда-то
все звери и птицы делись! А я хотел их пригласить на ёлку на Новый год!
Дети, может, вы знаете, где они?
Дети дают свои предположения.
Старик-Лесовик: Ребята, а кто из вас знает стихи о моём зимнем лесе?
Дети читают стихи.
Старик-Лесовик: Дети, я вам в подарок принёс уголок леса. Он не простой,
а волшебный. Только помогите мне найти в нём моих друзей (отдаёт
воспитателю макет зимнего леса).
Лесовичок незаметно медленно уходит.
Воспитатель: Ребята, а я знаю! Мы можем смастерить их, а они наверное
оживут. Ведь лес-то волшебный.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает макет, и находят на нём
изображение Лесовичка.
Воспитатель: Ой, ребята! А Старичок-Лесовичок и впрямь волшебный.
Смотрите, куда он перебрался! А из чего мы будем мастерить его друзей?
(Дети перечисляют).
Я знаю, вы любите трудиться, а какие пословицы и поговорки о труде вы
знаете? (Дети перечисляют)
А кого вы будете мастерить? Подумайте и скажите! А я о них вам загадки
загадаю. (Заранее приготовлены загадки о лесных жителях)
Итак. Начинаем мастерить различные забавные поделки
Самостоятельная работа детей под музыку. Ставят поделки на макет.
Воспитатель: Как много у Старичка-Лесовичка друзей!
Вы старались, мастерили, трудно было не устать!
Потрудились от души, все работы хороши!
Дети! Посмотрите, какой волшебный лес (Музыка). Да разве это лес! Это
сказка полная чудес. Эту сказку, слушая, поймёшь, как прекрасен мир, где ты
живёшь!
А сейчас мы вместе со старичком-Лесовичком поиграем. Представим, что
мы в волшебном лесу, мы его друзья – зверята. (Дети одевают шапочки)
Игра «Ловишки с приседанием»
Занятие по развитию речи
Тема: составление сказки «Приключения героя в стране сказок».
Задачи:
1.
Расширить
представления
детей
о
сказках,
воспитывать
к
ним
интерес.
2. Развивать речь, память, воображение.
3. Воспитывать умение дружно и согласовано работать в коллективе.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в страну сказок.
Воспитатель: А на чем мы туда долетим? (метла, ведро, ковер)
Мы с вами полетим на ковре-самолете (дети встают на ковер-самолет,
берутся за руки, закрывают глаза. Звучит музыка. Открывают глаза).
Что вы видели? (широкую реку, бушующее море, дремучий лес, избушку на
курьих ножках и т.д.). Опускаемся на землю, садимся на стульчики.
Игра «Что было бы, если….»
Физминутка «Царь-горох»
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался. (Дети повторяют описываемые действия).
Воспитатель: Вот наш герой Колобок отправился в сказку. Что он делает?
Кого он может по дороге встретить? Что может с ним случиться? Кто
сможет ему помочь?
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться назад, наше путешествие
закончилось. Давайте возьмемся за руки и полетим обратно в детский сад.
Театрализованная игра в старшей группе "Путешествие в страну
сказок"
Цель:
Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность
речи. Познакомить с образованием имени Баба Яга.
Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в
художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах
(пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить
эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во
взаимодействие с партнёром, в подгруппах; изображать в рисунке
эмоциональное состояние – радость.
Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.
Ход:
- Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.
Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки,
такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а
затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.
- Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которую дети из детского сада
сделали сами «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают
иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны. В книге картинки с
героями сказок прикрепляются на липкую ленту. Во время занятия взрослый
незаметно меняет картинки с героями сказок).
- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все
герои сказок перепутались! (из книги неожиданно вылетает записка):
Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает
Сказки слушать не даёт?
- Кто это? Догадались?
Узнали Бабу Ягу?
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки!
- А вы знаете, почему её зовут Баба Яга? От слова «ягать», значит
«кричать, ругаться». Откуда вы её знаете?
- Как нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках, а то дети
начнут читать, и ничего не поймут. Как вы думаете, что нужно сделать?
(выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну,
где живут сказки. Произнесём волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
- Интересно, в какую сказку мы попали?
Загадка 1:
По сусеком он скребён,
На сметане он мешен,
На окошке он стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…… (колобок)
-Вы помните песенку колобка? Мы поможем героям этой сказки, если
пропоём эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на
три команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо
узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие
команды должны отгадать ваше настроение.
- Нам пора двигаться дальше.
Загадка 2.
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок
Горю помог.
-Узнали сказку? Давайте поиграем в неё.
Этюды на выражение эмоций и движений:
«Лиса осталась без крова»
Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки.
Как вы думаете, когда у лисы растаял дом, какое у неё было настроение?
(Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики
жалобное выражение лица, позы, жестов.)
«Лиса прогоняет зайца»
Когда лиса прогоняла зайца, какое у неё было настроение? (Под «гневную»
музыку дети принимаю сердитое выражение лица, грозно потрясают
кулачками, притопывают ногой.)
«Заяц с собакой идут к лисе»
Идет зайка по лесу и плачет. А навстречу ему…..(собаки). Узнали они про
горе зайца и решили выгнать лису. Покажите, какое у них было настроение.
(У детей решительное выражение лица. Маршируют. Но слова лисы пугают
зайца и собаку, и меняется настроение.) Как изменилось настроение у собак
и зайца, когда лиса испугала их?
«Заяц с медведем идут к лисе»
С каким настроением пошёл медведь прогонять лису? А заяц? Что
изменилось после слов лисы?
(Дети имитируют походку зайца и рассерженного медведя. Потом
выражение лица у детей меняется после слов лисы.)
«Петушок и заяц выгоняют лису»
Каким был петушок? Заяц? Лиса?
Дети подражают героям, показывая решительность петушка, неуверенного
зайца, хитрую лису.
Загадка 3.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её.
- Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с
внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет
волком, а кто Красной шапочкой. (разыгрывание диалога, потом меняются
ролями)
- Давайте заглянем в книгу. Посмотрите – все герои сказок в своих сказках!
Мы расколдовали книгу!
Беседа: почему Баба Яга злая + выход из ситуации.
- Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? Может она хочет, чтобы
мы её боялись? А мы её будем бояться? Что сделать, чтобы она не была
такая вредная? Может её пожалеть надо? Баба Яга, мы знаем, что ты
хорошая, но тебе, наверно, часто обижают? Как мы её пожалеем?
- А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной,
красивой, и сердце у неё растает.
Рисунок «Баба Яга»:
Начинаем рисовать
На всех нас без сомнения,
Влияет настроение,
Кто веселится….
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит….
- Дети, может быть, мы пошлем Бабе Яге её портреты, адрес есть…и
давайте напишем ей добрые слова, и она исправится!
Вместе дружно вы живите,
Сказки разные любите!
Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше
занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и
улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
Театрализованное занятие в старшей группе «В гостях у Рыбки»
Театрализованная деятельность в детском саду направлена на целостное
развитие личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие,
активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на
самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических
процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при
достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации
ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует
коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства
удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате
выявления скрытых талантов.
Цель: освоение варежковых кукол (рыбок)
Задачи:
- познакомить детей с приёмом кукловождения варежковых кукол;
- развивать координацию движений рук под музыку, умение
ориентироваться в пространстве, умение импровизировать;
- воспитывать умения детей действовать в коллективе.
Место проведения:
Музыкальный зал
Ход занятия
Под музыку дети проходят в театральную студию, здороваются с
куклами и становятся в круг.
Воспитатель: Я рада вас видеть в нашей волшебной театральной студии
«Сказка» и предлагаю в кругу дружбы поприветствовать друг друга, говоря
комплименты.
Игра «Комплимент для друга»
Упражнение «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Дети вместе с педагогом: Я, ты, он, она - дети указывают друг на друга.
Вместе дружная семья - жестом показывают
дружбу.
Воспитатель: Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Улыбнись соседу - улыбаются.
Повернись к соседу - поворачиваются друг к
другу.
Обними соседа – обнимаются.
Повернись к соседу - поворачиваются друг к
другу.
Пожми руку соседу – жмут друг другу руки.
Воспитатель: Сегодня, как и обычно, вас ждут интересные встречи и
приключения. Мы с вами отправимся в морское королевство.
Но для начала я хочу с вами поиграть в интересную игру «Рыбки-подружки»
И.п.: дети стоят по кругу, обе руки за спиной.
Педагог: Однажды, выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать
свою подружку…(кисть правой руки вывести плавно из-за спины и
остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую…
(кисть двигается то в одну сторону, то в другую). Поплыла вверх, поплыла
вниз…(кисть руки двигается то вверх кончиками пальцев, то вниз). Не
нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик…(рука плавно
изгибаясь, отводится за спину).
Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку…(кисть
левой руки плавно выводится из-за спины в положении перед собой, повернув
ладонь к себе; далее повторяются все выше описанные движения).
И вот, поплыли обе рыбки из домика и встретились…(вывести обе руки из-
за спины плавно изгибая, и остановить перед собой, кончиками пальцев
одной руки прикоснуться к другой, обе ладони повёрнуты к себе). И
поздоровались подружки:
Здравствуй, рыбка!
Здравствуй, рыбка!
Стали подружки плавать, танцевать, играть.
Рыбки поплыли вверх, вниз, в одну сторону, в другую.
Рыбки играли и танцевали,
Плавали вместе
И вместе устали.
Полежали, отдохнули,
Хвостиками вильнули,
Уплыли к себе домой
И дома заснули – двигаются пальцы одной руки.
-двигаются пальцы другой руки.
-произвольно плавно вращать кистями обеих рук.
-кистями обеих рук выполняются движения, соответствующие тексту.
-положить обе ладошки рук к себе на грудь.
-обе руки плавно возвращаются в исходное положение.
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам отправиться в
морское путешествие, где вас ждут чудеса и превращения. Станьте прямо,
закройте глаза. Под музыку вы будите кружиться и повторять за мной
волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся.
С волшебством подружимся.
Хлопнули в ладоши и остановились.
В море тёплом, синем все мы очутились.
Звучит музыка и пока у детей закрыты глаза воспитатель одевает на руку
варежковую куклу - Рыбка. Дети открывают глаза.
Рыбка: Здравствуйте ребята. Я очень рада гостям. С гостями можно
играть, танцевать и веселиться. А вы ребята, любите веселиться? (ответы
детей)
А чтобы было интересней, я приглашу ещё рыбок.
Детям раздаются платочки из лёгкой ткани. Кончик платочка зажимается
между средним и безымянным пальцем. Большой кусок платочка находит со
стороны ладони – получились «рыбки с хвостиками».
Воспитатель: Чтобы ваши рыбки ожили, каждый должен произнести
волшебные слова: «Раз, два, три – рыбка оживи».
А сейчас проверим, все ли рыбки ожили. Я буду давать команды, а ваши
рыбки должны их выполнять. (Даются команды: пошевелить туловищем,
проплыть вверх, проплыть вниз).
Рыбка: Я вижу, что все рыбки в порядке, значит можно веселиться.
Под музыкальное сопровождение («Аквариум» Сен-Санса) дети ходят по
всему помещению и плавно двигают рукой с платочком, имитируя движения
рыбки в воде. Когда музыка останавливается, все рыбки сбираются в круг.
Рыбка: Спасибо ребята, что поиграли с нами, но нам пора уплывать.
Педагог: Ребята, попрощайтесь со своими рыбками и отпустите их вот в
эту волшебную коробочку. (Дети по очереди опускают руку в волшебную
коробочку и оставляют там платочки).
Воспитатель: Рыбки уплыли, а мы с вами ещё немножко попутешествуем
поэтому сказочному морскому королевству. Как вы думаете, кто кроме
рыбок здесь обитает? (ответы детей)
Сейчас я предлагаю лечь на коврик, закрыть глаза и отправиться в
путешествие по морскому королевству, а с кем вы там повстречаетесь, вы
мне расскажите по возвращению.
Упражнение «Морское королевство» Дети лежат на коврике свободно. Под
музыку сочиняют кого из жителей морского королевства они повстречали.
После того, как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели»
(нафантазировали)
Воспитатель: Наша встреча подходит к концу. Что вам сегодня больше
всего запомнилось, и что понравилось? (ответы детей). И в завершении
нашей встречи я каждому в ладошки пложу хорошее настроение, а вы
обязательно поделитесь этим хорошим настроение со своими друзьями.
Творческие игры
"Антонимы в сказках и фильмах"
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет
произносить название - антоним, а дети должны будут угадать
истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное
название Сказки.
Примеры заданий:
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
"Бэби - короткий носок" – ("Пэппи - длинный чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях");
"Один из Молоково" – ("Трое из Простоквашино");
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
"Если вдруг"
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он
должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
- Все пуговицы;
- Все ножницы;
- Все спички;
- Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы,
ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить:
верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня
была:
-Живая вода;
- Цветик-семицветик;
- Сапоги-скороходы;
- Ковёр-самолёт и т. д.
"Подбери слово"
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению
слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная,
морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
"Кто что умеет делать"
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше
слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать,
выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть,
царапаться, и т. д.).
"Антонимы для загадок"
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить
основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в
которой всё наоборот, например, тема: "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше);
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
Хвост очень длинный (значит, короткий);
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это?
"Весёлые рифмы"
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - печка;
Трубы - губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - поклон;
Сапоги - пироги и т. д.
«Назови героя»
Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных
героев из других сказок
Пример: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы»,
Женя из «Цветика-Семицветика».
Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть
особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.
«Действия героя»
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо
сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев
разных сказок.
Воспитатель предлагает героя из сказки.
Пример: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все
действия козы. Условия: говорить только глаголами.
Пример: Жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель
предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в
других сказках.
При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая
фрагменты сказок.
«Волшебник»
Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные
предметы
Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия.
На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ).
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том
волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется
практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него
хорошо или плохо.
Пример: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения:
«Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это
хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из
рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке
волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить
добро и зло.
«Где-то, кто-то…»
Цель: Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять
про него небольшой сюжет сказочного содержания.
Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель
на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй -
с изображением места, где это может происходить.
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную
ситуацию и стимулирует его творчество.
Пример: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда
выбираться, кто ему может помочь и т.д.
«Парад волшебников времени»
Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств
времени.
Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят
разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с
изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и
указанный Волшебник преобразует объект.
Пример: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она
будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»
Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с
помощью различных анализаторов.
Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов
чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.
Пример: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он
открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали
запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то,
что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков,
озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые
возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла
или мокрого носа поросят.
«Сказочные слова»
Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по
заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания,
которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая
каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка
(Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.)
«В какой сказке?»
Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-
либо жизненному правилу
Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное
правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.
Пример: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги
принцессы ей в этом не помогли.
Дидактическая игра «Из какой сказки»
- Маленькая разбойница, северный олень,
лапландка, советник. (Снежная королева.)
- Ведьма, собаки, принцесса, солдат. (Огниво.)
- Тюфяки, пуховики, принцесса, горошина.
(Принцесса на горошине.)
- Жабы, жуки, полевая мышь, ласточка, крот.
(Дюймовочка.)
- Принц, морская ведьма, немая девушка,
морская пена. (Русалочка.)
- Король, двое обманщиков, придворные,
маленький мальчик. (Новое платье короля.)
- Тролль, рыба, мальчики, танцовщица,
солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
- Король, мачеха-колдунья, Элиза, двенадцать
братьев. (Дикие лебеди.)
- Бедный принц, горшочек, трещотка, фрейлины,
принцесса, бубенцы. (Свинопас.)
- Утки, лебеди, курица, кот. (Гадкий утенок.)
А сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы попробуйте
вспомнить названия этих сказок.
- А солдату опять до смерти захотелось увидеть
прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака,
схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть.
(Огниво.)
- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была
похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки
башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла,
что она настоящая принцесса. (Свинопас.)
- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее
за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый
листок поплыл дальше. (Дюймовочка.)
- Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую
боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам; но
она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем,
легкая, как пузырек воздуха. (Русалочка.)
- Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать
вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно
ничего не было.(Новое платье короля.)
- На другой день горничная выгребала из печки золу и
нашла маленькое оловянное сердечко, от танцовщицы же
осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела,
как уголь. (Стойкий оловянный солдатик.)
- Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так
что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико
вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Даже отец ее
испугался и сказал, что это не ее дочь. (Дикие лебеди.)
- Придя на задний двор, император потихоньку подкрался
к фрейлинам, а те все были ужасно заняты подсчетом
поцелуев. (Свинопас.)
- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное,
убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился
приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем
сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод
и голод зимой! (Гадкий утенок.)
- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки,
по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что
дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.
(Снежная королева.)
Дети, расскажите, какие герои сказок вам нравятся, а какие нет?
Объясните почему.
Дидактическая игра «Мои любимые сказки»
Игра для развития памяти, внимания, мышления, речи.
В комплект игры входят 6 листов с цветными картинками и 6 черно-белых
листов с силуэтами.
Ход игры
Цветные маленькие карточки оставляет себе педагог, а черно белые
большие – раздает детям. Объясняет игрокам, что за черными силуэтами
спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок. Чтобы их
расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Ведущий
берет маленькие цветные карточки и показывает их игрокам и просит
внимательно посмотреть на большие карты. Тот, кто узнал своего героя,
называет его и те сказки, в которых он встречается. Ведущий отдает
игроку цветную карточку, который тот закрывает соответствующий
силуэт. Персонаж расколдован! Выигрывает тот, кто первым закрыл все
силуэты цветными картинками. В случае затруднений, воспитатель
помогает ребенку, задавая наводящие вопросы,
Пальчиковый театр
Особый вид театрального представления, в котором вместо актеров
действуют деревянные куклы.
Знакомство со сказкой, сказочными персонажами.
Сначала познакомим детей с названиями каждого пальчика на руке.
Например, насаживая фигурку на палец, произносим соответственно
название этого пальчика и персонажа. Напомним, что, развивая мелкую
моторику рук малыша, мы заботимся о его речи. Далее предлагаем детям
исследовать фигурки: рассмотреть и потрогать их. Дети надевают по
очереди каждый персонаж себе на пальчик, немного повествуя о герое. Они
описывают его внешний вид, возраст, где живет, с кем дружит, с кем
враждует, чем питается. Рассказывать о себе может и герой сказки.
Затем читаем красочно сказку, предлагаем ребенку сравнить изображения
книжных персонажей с деревянными фигурками пальчикового театра. С
помощью пальчикового театра дети организовывают спектакль.