Автор: Чиганаева Ольга Викторовна
Должность: педагог психолог, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №113"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того,
насколько
он
готов
к
обучению.
Как
правило,
родители
и
педагоги,
принимающие ребенка в школу, обращают внимание на интеллектуальную
готовность, забывая о физической, личностной и социально-психологической
готовности. Значительная часть трудностей в обучении связана с тем, что
дети не могут долго слушать педагога, понимать и удерживать в памяти
задачу, сосредоточиться на учебном действии. Учителя обычно связывают это
с
недоразвитостью
произвольности
внимания
и
поведения.
В
какой-то
степени
это
верно,
но
исследования
в
психологии
развития
ребенка
показывают, что причины подобных трудностей надо искать в сфере общения
взрослого и ребенка.
Если до поступления ребенка в школу качество его общения с
взрослыми было высоким, то он легко воспринимает слова учителя, без труда
сосредотачивается на учебной задаче. Качество общения подразумевает такое
взаимодействие взрослого и ребенка, которое обеспечивает ребенку внимание
и уважение как к личности. Личностные формы общения развивают у детей
способности
к
адекватному
восприятию
слов
учителя,
а
также
любого
взрослого. У детей, у которых подобное общение еще не сформировалось,
такое отношение к взрослым не возникает.
Таким образом, для успешного обучения важно развитие не только
познавательных способностей, но и коммуникативных навыков. Это остается
актуальным на всем протяжении обучения в школе и в этом одна из причин
того,
что
дети,
которые
пришли
в
первый
класс,
и
как
показывает
диагностика,
вполне
готовы
к
обучению,
со
временем
начинают
плохо
учиться и получать замечания по поведению.
Ребенок, не получающий должного внимания в семье и школе
(социальная депривация) ощущает свою незначительность, заброшенность,
отчужденность.
Школе принадлежит основная роль в том, в каком направлении будет
происходить
развитие
ребенка
-
позитивном
или
наоборот,
отягощенном
грузом постоянных неудач и срывов.
Успешное развитие личности зависит от того, насколько
удовлетворяются
глубинные
психологические
потребности
ребенка
в
условиях
учебной
среды.
«Мы
движимы
потребностями,
встроенными
в
нашу психологическую структуру подобно тому, как руки или ноги встроены
в нашу биологическую структуру», - писал А.Маслоу.
Базовые потребности человека – это потребность в любви и чувстве
собственного
достоинства.
Неудачи,
как
правило,
протекают
из-за
недостатка любви и заниженной самооценки.
Любовь и самоуважение настолько взаимосвязаны, что можно
рассматривать их как интегральное понятие собственной идентичности – то
есть
быть
уверенным
в
уважении
со
стороны
взрослых,
а
также
в
собственной значимости.
Таким образом, если человек не осознает свою идентичность на
основе
любви
и
самоуважении,
то
у
него
остается
два
пути:
или
конфронтация с обществом, или уход в себя. В обоих случаях у ребенка
формируется комплекс несостоявшейся личности.
Дети должны получать в школе то, чего им порой недостает дома:
добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми.
В качестве причины плохой успеваемости детей часто лежит
недостаточная мотивация. Попытка повысить мотивацию извне не приносит
результатов, так как применение силы, а также стыд и наказание – плохие
мотиваторы.
Повышение
самооценки
должно
происходить
в
результате
осознания собственной идентичности себя как личности.
Неудачник так и останется неудачником, если работающие с ним
учителя будут так или иначе напоминать ему о прошлых неудачах. Поэтому
учителя не должны передавать друг другу информацию об учениках, для
того, чтобы сосредоточиться на том, что происходит с ребенком сегодня, а не
на том, что было с ним завтра.
Успех или поражение ребенка зависят от первых лет обучения.
Ребенок, у которого все складывалось благополучно до школы, приходит в
первый класс с уверенностью, что так будет продолжаться и дальше. Эта
уверенность
может
ослабевать,
но
не
исчезнет
полностью
примерно
в
течение
пяти
лет,
даже
если
опыт
обучения
в
школе
не
приносит
удовлетворения.
К 10-11 летнему возрасту от этой уверенности не остается следа,
ребенок свыкается с неудачами, мотивация к обучению падает. Ребенок все
дальше
уходит
от
поиска
любви
и
самоуважения
и
становится
на
путь
правонарушений или ухода в себя.
Итак, критический возраст от 7 до 10 лет, поэтому самое главное не
упустить время в начальной школе. Современная школа делает упор не на
развитие мышления, а на запоминание большого количество материала. И
если до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался
оптимизмом, так как успешно справлялся с важными жизненными задачами,
в школе ребенок обнаруживает, что необходимо перейти от мышления к
запоминанию.
Перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью
обучения от реальной жизни часто приводит к неудачам. Заставлять ребенка
запоминать всевозможные факты так же малоэффективно для его развития,
как заставлять его усваивать абстрактные идеи.
Учителя часто заблуждаются, думая, что дети осознают цель своего
пребывания
в
школе
и
понимают
всю
необходимость
и
важность
образования. Мы должны подводить их к пониманию того, каким образом то,
что они изучают, связано с жизнью.
То, что в основе обучения лежит запоминание, обусловлено принципом
определенности, то есть существует либо правильный, либо неправильный
ответ.
Задача
обучения
заключается
в
том,
чтобы
добиться
от
учеников
правильных ответов. Принцип определенности вызывает у детей стремление
к соперничеству, но не к сотрудничеству, а именно сотрудничество развивает
у детей способности к взаимодействию с другими людьми. Педагоги нашей
школы прошли курсы по здоровьесберегающим технологиям,
обучились
методам
ведения
уроков,
которые
спо собствуют
ул у чш е н и ю
взаимоотношений, как между самими детьми, так и между учениками и
учителями. При введении этих методов в структуру урока каждый ребенок
получает возможность быть оцененным как личность независимо от своих
способностей. Он чувствует, что к нему прислушиваются, что от его усилий
зависит общий результат.
Внимание к ребенку, создание для него ситуаций успеха - это то, что
может сделать учитель для своих учеников, для того, чтобы в наших школах
не было неудачников и не верящих в свою значимость детей.