Напоминание

Особенности развития детей младшего школьного возраста.


Автор: Чиганаева Ольга Викторовна
Должность: педагог психолог, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №113"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности развития детей младшего школьного возраста.

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того,

насколько

он

готов

к

обучению.

Как

правило,

родители

и

педагоги,

принимающие ребенка в школу, обращают внимание на интеллектуальную

готовность, забывая о физической, личностной и социально-психологической

готовности. Значительная часть трудностей в обучении связана с тем, что

дети не могут долго слушать педагога, понимать и удерживать в памяти

задачу, сосредоточиться на учебном действии. Учителя обычно связывают это

с

недоразвитостью

произвольности

внимания

и

поведения.

В

какой-то

степени

это

верно,

но

исследования

в

психологии

развития

ребенка

показывают, что причины подобных трудностей надо искать в сфере общения

взрослого и ребенка.

Если до поступления ребенка в школу качество его общения с

взрослыми было высоким, то он легко воспринимает слова учителя, без труда

сосредотачивается на учебной задаче. Качество общения подразумевает такое

взаимодействие взрослого и ребенка, которое обеспечивает ребенку внимание

и уважение как к личности. Личностные формы общения развивают у детей

способности

к

адекватному

восприятию

слов

учителя,

а

также

любого

взрослого. У детей, у которых подобное общение еще не сформировалось,

такое отношение к взрослым не возникает.

Таким образом, для успешного обучения важно развитие не только

познавательных способностей, но и коммуникативных навыков. Это остается

актуальным на всем протяжении обучения в школе и в этом одна из причин

того,

что

дети,

которые

пришли

в

первый

класс,

и

как

показывает

диагностика,

вполне

готовы

к

обучению,

со

временем

начинают

плохо

учиться и получать замечания по поведению.

Ребенок, не получающий должного внимания в семье и школе

(социальная депривация) ощущает свою незначительность, заброшенность,

отчужденность.

Школе принадлежит основная роль в том, в каком направлении будет

происходить

развитие

ребенка

-

позитивном

или

наоборот,

отягощенном

грузом постоянных неудач и срывов.

Успешное развитие личности зависит от того, насколько

удовлетворяются

глубинные

психологические

потребности

ребенка

в

условиях

учебной

среды.

«Мы

движимы

потребностями,

встроенными

в

нашу психологическую структуру подобно тому, как руки или ноги встроены

в нашу биологическую структуру», - писал А.Маслоу.

Базовые потребности человека – это потребность в любви и чувстве

собственного

достоинства.

Неудачи,

как

правило,

протекают

из-за

недостатка любви и заниженной самооценки.

Любовь и самоуважение настолько взаимосвязаны, что можно

рассматривать их как интегральное понятие собственной идентичности – то

есть

быть

уверенным

в

уважении

со

стороны

взрослых,

а

также

в

собственной значимости.

Таким образом, если человек не осознает свою идентичность на

основе

любви

и

самоуважении,

то

у

него

остается

два

пути:

или

конфронтация с обществом, или уход в себя. В обоих случаях у ребенка

формируется комплекс несостоявшейся личности.

Дети должны получать в школе то, чего им порой недостает дома:

добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми.

В качестве причины плохой успеваемости детей часто лежит

недостаточная мотивация. Попытка повысить мотивацию извне не приносит

результатов, так как применение силы, а также стыд и наказание – плохие

мотиваторы.

Повышение

самооценки

должно

происходить

в

результате

осознания собственной идентичности себя как личности.

Неудачник так и останется неудачником, если работающие с ним

учителя будут так или иначе напоминать ему о прошлых неудачах. Поэтому

учителя не должны передавать друг другу информацию об учениках, для

того, чтобы сосредоточиться на том, что происходит с ребенком сегодня, а не

на том, что было с ним завтра.

Успех или поражение ребенка зависят от первых лет обучения.

Ребенок, у которого все складывалось благополучно до школы, приходит в

первый класс с уверенностью, что так будет продолжаться и дальше. Эта

уверенность

может

ослабевать,

но

не

исчезнет

полностью

примерно

в

течение

пяти

лет,

даже

если

опыт

обучения

в

школе

не

приносит

удовлетворения.

К 10-11 летнему возрасту от этой уверенности не остается следа,

ребенок свыкается с неудачами, мотивация к обучению падает. Ребенок все

дальше

уходит

от

поиска

любви

и

самоуважения

и

становится

на

путь

правонарушений или ухода в себя.

Итак, критический возраст от 7 до 10 лет, поэтому самое главное не

упустить время в начальной школе. Современная школа делает упор не на

развитие мышления, а на запоминание большого количество материала. И

если до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался

оптимизмом, так как успешно справлялся с важными жизненными задачами,

в школе ребенок обнаруживает, что необходимо перейти от мышления к

запоминанию.

Перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью

обучения от реальной жизни часто приводит к неудачам. Заставлять ребенка

запоминать всевозможные факты так же малоэффективно для его развития,

как заставлять его усваивать абстрактные идеи.

Учителя часто заблуждаются, думая, что дети осознают цель своего

пребывания

в

школе

и

понимают

всю

необходимость

и

важность

образования. Мы должны подводить их к пониманию того, каким образом то,

что они изучают, связано с жизнью.

То, что в основе обучения лежит запоминание, обусловлено принципом

определенности, то есть существует либо правильный, либо неправильный

ответ.

Задача

обучения

заключается

в

том,

чтобы

добиться

от

учеников

правильных ответов. Принцип определенности вызывает у детей стремление

к соперничеству, но не к сотрудничеству, а именно сотрудничество развивает

у детей способности к взаимодействию с другими людьми. Педагоги нашей

школы прошли курсы по здоровьесберегающим технологиям,

обучились

методам

ведения

уроков,

которые

спо собствуют

ул у чш е н и ю

взаимоотношений, как между самими детьми, так и между учениками и

учителями. При введении этих методов в структуру урока каждый ребенок

получает возможность быть оцененным как личность независимо от своих

способностей. Он чувствует, что к нему прислушиваются, что от его усилий

зависит общий результат.

Внимание к ребенку, создание для него ситуаций успеха - это то, что

может сделать учитель для своих учеников, для того, чтобы в наших школах

не было неудачников и не верящих в свою значимость детей.



В раздел образования