Автор: Савельева Елена Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 381
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитания патриотизма через знакомство с родным городом"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»
«Приобщение детей к культурно-историческому
наследию родного края, воспитания патриотизма через
знакомство с родным городом»
Старший воспитатель
МКДОУ д/с № 381
Савельева Елена Геннадьевна
первой кв. категории
Новосибирск
2017
Любить свой край, знать его
богатства, его историю- на
этих лучших чувствах к
родным и воспитывается
патриотизм.
М. Калинин
В последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического
воспитания детей, стали появляться исследования по данному вопросу. В
дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности
(Е.А.Казаева),
краеведение,
как
средство
патриотического
воспитания
(Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в
прежние годы воспитание любви к Родине рассматривалось через призму
отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в
современных
исследованиях
прослеживается
возвращение
к
идеям
К.Д.Ушинского
–
народность,
приобщение
к
национальному,
как
базе
патриотического воспитания.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том
числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых
ориентиров
которого
направлен
на
защиту
национальных
культур
и
региональных культурных традиций.
Основным из направлений реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020
годы»
является
«Программно-целевой
и
системно-правовой
подходы
к
патриотическому
воспитанию
реализуются
в
условиях
объективно
сложившего ся
перехода
мирового
сообще ства
к
гл о б а л ь н ом у
информационному
пространству,
насаждению
массовой
культуры,
космополитической
среды
Интернета,
виртуальной
псевдореальности
социального
мифотворчества,
актуализирует
необходимость
сохранения
и
развития
в
российском
обществе
исторически
сложившихся
культурно-
самобытных
ценностей,
духовных
традиций
страны
и
прежде
всего
ценностей патриотизма».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна
из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким
людям,
к
детскому
саду,
к
родному
городу
и
родной
стране.
У
большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны,
отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины
в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая
притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему,
даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой,
с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного
края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой
скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в
пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к
родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа,
каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, –
важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в
человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить
село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но
воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край,
хорошо
знает
его
историю,
памятные
места,
лучших
людей.
Суть
патриотического
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
посеять
и
взрастить
в
детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо
помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной
стране
у
него
проявляются
в
чувстве
восхищения
своим
городом,
своей
страной.
Именно
эти
чувства
необходимо
вызвать
в
процессе
работы
по
ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не
могут
возникнуть
после
нескольких,
даже
очень
удачных
занятий.
Это
результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на
ребенка.
Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать
ребенку
представление
о
Родном
крае.
Он
должен
способствовать
самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию
взрослых
(педагогов
и
родителей)
и
детей,
давая
возможность
совершать
совместные открытия в деле познания родного края.
Основная программа, по которой работает наше дошкольное учреждение
– отражает современную идею воспитания гражданина, реализованную через
культурно-ориентированные принципы, которые способствуют расширению
кругозора ребенка.
В то же время анализ практической работы в дошкольных образовательных
учреждениях
показывает,
что
недостаточно
выявлены
особенности
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
в
процессе
ознакомления с родным городом (краеведением).
В мае 2016 года в ДОУ были проведены анкетирования, беседы, КВНы, по
краеведению. В результате были получены следующие результаты:
Дети:
-не проявляли желания узнать информацию о месте, в котором живут
71%;
-не могли выразить своего отношения, чувства к своему городу
70%;
-имели скромные представления о природе и достопримечательностях города
59%.
Родители:
73%
из
опрошенных
родителей
не
усматривали в
краеведческой
работе
большого воспитательного и развивающего потенциала.
Педагоги:
удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме
«Формирование представлений детей о родном крае» 45%
В
сложившейся
ситуации
возникла
необходимость
в
создании
целенаправленной системы работы по
приобщению детей
к культурно –
историческому наследию родного края.
Цель:
Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения
комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-
историческому наследию родного края.
Задачи:
Реализовать
мероприятия
по
ознакомлению
дошкольников
с
историческим, культурным, географическим, природно-экологическим
своеобразием родного края.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание
принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей
среды.
Повысить профессиональную компетентность педагогов по
организации работы духовно-нравственной и патриотической
направленности средствами краеведения.
Организация специальной развивающей предметно- пространственной
среды.
Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках
проектной исследовательской деятельности.
Вовлечение
дошкольников
в
самостоятельную
поисковую
деятельность
повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший
эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной
ситуации.
Занятие,
начатое
с
проблемной
ситуации,
взятой
из
реальной
жизни,
требует
от
детей
умение
использовать
имеющие
знания
для
ее
решения.
Значимым
в
работе
методом
является
метод
проектов.
Используя
его,
воспитатель
становится
организатором
исследовательской
деятельности
детей,
направленной
на
сбор,
изучение,
анализ,
а
затем
презентацию
материалов по взятой теме. Были реализованы проекты:
«Дом, в котором я живу»,
«Зимующие птицы, в родном городе»
«Истории о книгах, писателей Новосибирска»
«Знакомство с Красной книгой Новосибирской области»
«Мой родной город-Новосибирск»
«Имя и гражданство»
«Моя улица» и др.
Для решения задачи данной проблемы была проведена работа с семьями
воспитанников. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряли интересные
формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные
праздники
и
развлечения,
экскурсии,
выставки
народно-прикладного
искусства.
Представленный
опыт
по
применению
в
краеведческой
работе
современных
подходов
к
организации
различных
видов
детской
деятельности, широкое
использование методов развития познавательной
активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого
содержания, позволит увлечь в игру, а это уже гарантированный результат
успеха.
Реализация
проекта
открывает
для
педагога
новое
направление
в
воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу; раскрывает для
других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных
контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную
работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми с помощью
краеведческих материалов.