Напоминание

"Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитания патриотизма через знакомство с родным городом"


Автор: Савельева Елена Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 381
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, воспитания патриотизма через знакомство с родным городом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

«Приобщение детей к культурно-историческому

наследию родного края, воспитания патриотизма через

знакомство с родным городом»

Старший воспитатель

МКДОУ д/с № 381

Савельева Елена Геннадьевна

первой кв. категории

Новосибирск

2017

Любить свой край, знать его

богатства, его историю- на

этих лучших чувствах к

родным и воспитывается

патриотизм.

М. Калинин

В последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического

воспитания детей, стали появляться исследования по данному вопросу. В

дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности

(Е.А.Казаева),

краеведение,

как

средство

патриотического

воспитания

(Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в

прежние годы воспитание любви к Родине рассматривалось через призму

отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в

современных

исследованиях

прослеживается

возвращение

к

идеям

К.Д.Ушинского

народность,

приобщение

к

национальному,

как

базе

патриотического воспитания.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том

числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых

ориентиров

которого

направлен

на

защиту

национальных

культур

и

региональных культурных традиций.

Основным из направлений реализации государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020

годы»

является

«Программно-целевой

и

системно-правовой

подходы

к

патриотическому

воспитанию

реализуются

в

условиях

объективно

сложившего ся

перехода

мирового

сообще ства

к

гл о б а л ь н ом у

информационному

пространству,

насаждению

массовой

культуры,

космополитической

среды

Интернета,

виртуальной

псевдореальности

социального

мифотворчества,

актуализирует

необходимость

сохранения

и

развития

в

российском

обществе

исторически

сложившихся

культурно-

самобытных

ценностей,

духовных

традиций

страны

и

прежде

всего

ценностей патриотизма».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна

из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к

близким

людям,

к

детскому

саду,

к

родному

городу

и

родной

стране.

У

большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны,

отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины

в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая

притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему,

даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой,

с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного

края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой

скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в

пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к

родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа,

каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, –

важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в

человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить

село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но

воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край,

хорошо

знает

его

историю,

памятные

места,

лучших

людей.

Суть

патриотического

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

посеять

и

взрастить

в

детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к

истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо

помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность

эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной

стране

у

него

проявляются

в

чувстве

восхищения

своим

городом,

своей

страной.

Именно

эти

чувства

необходимо

вызвать

в

процессе

работы

по

ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не

могут

возникнуть

после

нескольких,

даже

очень

удачных

занятий.

Это

результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на

ребенка.

Поэтому предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать

ребенку

представление

о

Родном

крае.

Он

должен

способствовать

самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию

взрослых

(педагогов

и

родителей)

и

детей,

давая

возможность

совершать

совместные открытия в деле познания родного края.

Основная программа, по которой работает наше дошкольное учреждение

– отражает современную идею воспитания гражданина, реализованную через

культурно-ориентированные принципы, которые способствуют расширению

кругозора ребенка.

В то же время анализ практической работы в дошкольных образовательных

учреждениях

показывает,

что

недостаточно

выявлены

особенности

патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

в

процессе

ознакомления с родным городом (краеведением).

В мае 2016 года в ДОУ были проведены анкетирования, беседы, КВНы, по

краеведению. В результате были получены следующие результаты:

Дети:

-не проявляли желания узнать информацию о месте, в котором живут

71%;

-не могли выразить своего отношения, чувства к своему городу

70%;

-имели скромные представления о природе и достопримечательностях города

59%.

Родители:

73%

из

опрошенных

родителей

не

усматривали в

краеведческой

работе

большого воспитательного и развивающего потенциала.

Педагоги:

удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме

«Формирование представлений детей о родном крае» 45%

В

сложившейся

ситуации

возникла

необходимость

в

создании

целенаправленной системы работы по

приобщению детей

к культурно –

историческому наследию родного края.

Цель:

Разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения

комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-

историческому наследию родного края.

Задачи:

Реализовать

мероприятия

по

ознакомлению

дошкольников

с

историческим, культурным, географическим, природно-экологическим

своеобразием родного края.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание

принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей

среды.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по

организации работы духовно-нравственной и патриотической

направленности средствами краеведения.

Организация специальной развивающей предметно- пространственной

среды.

Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках

проектной исследовательской деятельности.

Вовлечение

дошкольников

в

самостоятельную

поисковую

деятельность

повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший

эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной

ситуации.

Занятие,

начатое

с

проблемной

ситуации,

взятой

из

реальной

жизни,

требует

от

детей

умение

использовать

имеющие

знания

для

ее

решения.

Значимым

в

работе

методом

является

метод

проектов.

Используя

его,

воспитатель

становится

организатором

исследовательской

деятельности

детей,

направленной

на

сбор,

изучение,

анализ,

а

затем

презентацию

материалов по взятой теме. Были реализованы проекты:

«Дом, в котором я живу»,

«Зимующие птицы, в родном городе»

«Истории о книгах, писателей Новосибирска»

«Знакомство с Красной книгой Новосибирской области»

«Мой родной город-Новосибирск»

«Имя и гражданство»

«Моя улица» и др.

Для решения задачи данной проблемы была проведена работа с семьями

воспитанников. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряли интересные

формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные

праздники

и

развлечения,

экскурсии,

выставки

народно-прикладного

искусства.

Представленный

опыт

по

применению

в

краеведческой

работе

современных

подходов

к

организации

различных

видов

детской

деятельности, широкое

использование методов развития познавательной

активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого

содержания, позволит увлечь в игру, а это уже гарантированный результат

успеха.

Реализация

проекта

открывает

для

педагога

новое

направление

в

воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу; раскрывает для

других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных

контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную

работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми с помощью

краеведческих материалов.



В раздел образования