Автор: Буркатская Елена Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы с молодыми педагогами ДОО как условие эффективной реализации требований ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Со мной работали десятки молодых педагогов
я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
В настоящее время система дошкольного образования находится на новом
этапе развития. Этому способствуют социально – экономические перемены
современного общества. В соответствии с новым Законом об образовании
дошкольное образование впервые стало первой самостоятельной ступенью
начального общего образования.
Дошкольным
образовательным
организациям
необходимо
решать
множество сложных проблем. Одни из сложнейших проблем – обеспечение
современного
качества
образования;
повышение
ответственности
педагогического коллектива за реализацию задач ФГОС.
Уникальность Стандарта в том, что он включает в свою концепцию
основной лозунг: «Детство ради Детства». Ключевая установка стандарта -
поддержка
разнообразия
детства
через
создание
условий
социальной
ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого
ребенка.
Переход
на
новый
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
–
одно
из
важнейших
направлений
деятельности
каждого
дошкольного
образовательного
учреждения,
своеобразный
переход
дошкольного
учреждения
на
качественно
новый
уровень.
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном
образовательном
учреждении
становится
ощущение
не
только
ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог
должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя
полную
ответственность
за
все,
что
он
делает,
стать
центром
процесса
повышения
качества
дошкольного
образования.
Реализация
этой
задачи
может
способствовать
формированию
профессионального
роста
и
мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что
появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых
видов деятельности.
В педагогической науке качество как понятие трактуется неоднозначно.
В
личностно-ориентированном
образовании
–
это
уровень
развития
личности, ее направленности и способностей. В культуросообразной модели
качество определяется как творчество личности. В аспекте деятельностного
подхода под качеством понимается заданный объем знаний и умений как
результат
обучения
и
воспитания.
Системный
подход
обусловливает
понимание качества как готовность замены одной образовательной системы
на другую. Однако родители соотносят качество дошкольного образования с
развитием
индивидуальности
детей
и
степенью
их
подготовленности
к
поступлению в школу. Качество для педагогов, как правило, означает полное
методическое
обеспечение
пособиями
и
разработками
педагогического
процесса.
Качество
воспитания
детей
напрямую
зависит
от
высокой
квалификации
педагогов,
постоянного
роста
их
профессионального
мастерства.
В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому
обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные
требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта
педагога.
Главной
фигурой,
способной
осуществить
поставленные
образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто
педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной
компетентности.
На данный
момент
существует
проблема
формирования
педагога,
обладающего
компетентностью,
креативностью,
готовностью
к
использованию
и
созданию
инноваций,
умению
вести
проектную
деятельность, и мы считаем, что систематическая работа, организованная с
педагогами
по
повышению
профессиональной
компетентности,
поможет
вывести их на более высокий уровень.
Таким
образом,
возникла
необходимость
реализации
проекта
по
повышению профессионального уровня педагогических кадров, в контексте
введения
ФГОС
ДО.
Обеспечение
постоянного
роста
и
компетентности
педагогического коллектива.
В связи с этим мы определили цель и основные задачи работы с данной
группой воспитателей.
Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых
специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному
вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1.
Обеспечить
наиболее
лёгкую
адаптацию
молодых
специалистов
в
коллективе,
в
процессе
адаптации
поддержать
педагога
эмоционально,
укрепить веру педагога в себя.
2.
Использовать
эффективные
формы
повышения
профессиональной
компетентности
и
профессионального
мастерства
молодых
специалистов,
обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения
профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
Модель организации работы с молодыми педагогами
Методическая
работа
–
часть
целостной
системы
непрерывного
образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и
навыков
педагогов,
основанных
на
достижениях
науки
и
передового
педагогического
опыта,
способствующих
повышению
профессионального
мастерства,
на
формирование
коллектива
единомышленников,
развитие
творческого потенциала.
Молодые
педагоги,
поступающие
в
дошкольные
учреждения,
часто
испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии
дошкольников,
методик
дошкольного
воспитания,
освоению
ими
новых
педагогических технологий.
Если
вовремя
не
помочь
и
не
подержать
молодого
педагога
в
такой
ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых
недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у
него
могут
появиться
сомнения
в
собственной
состоятельности
как
в
профессиональной, так и в личностной.
Необходимо
в
управленческой
деятельности
использовать
системный
подход
по
повышению
профессиональной
компетентности
молодых
педагогов, это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в
детском
саду,
избежать
момента
неуверенности
в
собственных
силах,
наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического
процесса,
формировать
мотивацию
к
дальнейшему
самообразованию
по
психологии
и
педагогике,
«почувствовать
вкус»
профессиональных
достижений,
раскрыть
свою
индивидуальность
и
начать
формирование
собственной профессиональной траектории.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого
дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность,
что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе
ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В
своём
профессиональном
становлении
молодой
педагог
проходит
несколько этапов:
1 этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и
для помогающих ему адаптироваться коллег;
2
этап
–
2-3-й
годы
работы:
процесс
развития
профессиональных
умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с
детьми, формирование своего стиля в работе, соискание авторитета среди
детей,
родителей,
коллег.
Педагог
изучает
опыт
работы
коллег
своего
учреждения и других дошкольных образовательных учреждений, повышает
своё профессиональное мастерство, посещая открытые городские и районные
мероприятия: методические объединения воспитателей, творческие отчёты и
т.д.
На
этом
этапе
молодому
воспитателю
предлагается
определить
методическую
тему,
над
которой
он
будет
работать
более
углублённо.
Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
3 этап – 4-5-й годы работы: складывается система работы, имеются
собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
4 этап – 6-й год работы: происходит совершенствование, саморазвитие,
обобщение своего опыта работы.
Хочется
отметить,
что
прохождение
определённого
этапа
для
каждого
педагога
очень
индивидуально.
Профессиональные
качества
во
многом
зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу нужно
подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым
педагогом
способствуют
развитию
у
него
познавательного
интереса
к
профессии, активному освоению приёмов работы с детьми и их родителями,
оказывают
положительное
влияние
на
рост
его
профессиональной
значимости.
С
этой
целью
в
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении работает «Движение наставничества», где рассматриваются
теоретические
и
практические
вопросы
организации
воспитательно-
образовательного
процесса
с
дошкольниками.
Руководителем
Движения
Наставничества
является
-
старший
воспитатель.
Данная
работа
осуществляется в соответствии с положением о «Движении наставничества»
(приложение № 1) утвержденным заведующей ДОУ и планом работы на
учебный год. В состав группы входят начинающие и без опыта работы
воспитатели. Всех начинающих педагогов направляем на работу в ту группу,
где
работает
опытный
воспитатель,
который
стал
наставником.
Роль
наставника
очень
велика.
Он
может
дать
необходимые
консультации,
продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д. Никакие
советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример. Молодые
воспитатели несколько дней проходят стажировку у своего более опытного
коллеги.
Они
вместе
работают
с
группой
наставника.
За
это
время
они
знакомятся с воспитанниками, родителями, младшим воспитателем, изучают
режим
дня
группы,
документацию
и
т.д.
Все
возникающие
вопросы
обсуждают на месте.
Проведение
на
протяжении
учебного
года
систематической
работы
по
формированию традиций наставничества позволяет:
отработать
усвоенные
в
период
обучения
содержание
и
методы
педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и
педагогов дошкольного образовательного учреждения на практике;
освоить
приёмы,
направленные
на
сплочение
педагогического
коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения к другому.
Знакомство с опытными педагогами, опытом их деятельности и её плодами
играет
важную
роль
в
формировании
педагогического
идеала
молодого
педагога,
а
порой
и
в
его
корректировке.
Затем
наступают
первые
дни
самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать
молодому воспитателю помощь, сделать так, чтобы период поступления на
работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным
событием.
Движение наставничества осуществляет следующие функции:
проводит мониторинг затруднений педагогов (приложение № 2);
изучает общеобразовательные программы дошкольного образования,
нормативные
документы,
методическую
литературу
по
вопросам
образования;
оказывает
консультативную
помощь
молодым
педагогам
через
семинары,
консультации,
практические
занятия,
взаимопосещения
(приложение № 3).
В рамках наставничества рассматриваются теоретические и практические
вопросы.
На
заседания
по
необходимости
приглашаются
наставники,
воспитатели с опытом работы, специалисты.
Свою
деятельность
строим
по
принципу
партнерского
сотрудничества,
стремясь
все
шире
использовать
активные
формы
методической
работы:
деловые
игры,
круглый
дискуссионный
стол,
консультирование,
решение
педагогических
задач,
открытые
просмотры,
участие
в
семинарах
и
педагогических советах и другое.
Таким
образом,
проводимая
работа
позволяет
получить
воспитателям,
овладеть
основами
педагогического
мастерства.
За
период
учебы
они,
возможно,
осознают
необходимость
получения
профессионального
педагогического образования, чтобы реализовать себя полнее в профессии.
Формирование проектировочных умений педагогов
при реализации требований ФГОС ДО
В
третьем
разделе
ФГОС
ДО
«Требования
к
условиям
реализации
основной образовательной программы дошкольного образования» сказано,
«педагогические
работники,
реализующие
программу
дошкольного
образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми
для
создания
условия
развития
детей
дошкольного
возраста,
что
предполагает,
в
частности,
«поддержку
индивидуальности
и
инициативы
детей через не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности
( и г р о во й ,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)» .
Для
осуществления
проектной
деятельности
педагог
должен
обладать
соответствующими
компетенциями,
которые
в
своей
совокупности
формируют исследовательскую и проектную компетентность педагога.
Необходимо отметить, что проектная деятельность не идёт в разрез с
игровой, не мешает ей, а наоборот вызывает интерес и побуждает к игре. Да и
сам проект может быть реализован в игровой форме или иметь в своём
составе
элементы
игры.
Таким
образом,
проект
и
игра
расширяют
педагогические возможности друг друга.
Рассмотрим требования, предъявляемые к исследовательской и проектной
компетентности педагога. Педагог должен знать:
отлич ие
т а ких
поня т ий,
ка к
«ис с лед ова ние »,
« п р о е к т » ,
«исследовательский проект», ориентироваться в этапах этих методов;
виды исследований, виды проектов,
содержание, формы, методы и средства реализации исследовательской и
проектной деятельности с дошкольниками.
Помимо
теоретических
знаний
о
проектной
и
исследовательской
деятельности педагог должен обладать умениями:
уметь организовывать детские индивидуальные и групповые проекты,
совместные проекты – дети и родители, родители и педагоги, дети, родители
и педагоги
уметь разрабатывать педагогические проекты
уметь
провести
педагогическое
исследование,
оформить
его
в
виде,
например, научной статьи
уметь провести диагностические процедуры, чтобы отследить успехи
детей, разумеется не в сравнении друг с другом, а в сравнении каждого с
самим собой предыдущим.
Каковы
пути
формирования
исследовательской
и
про ектной
компетентности?
В нашем Учреждении методическая работа с молодыми педагогами была
организована не только через Движение наставничества, но ещё с помощью
такого
вида
работы,
как
проектная
деятельность
«Организация
работы
педагогических микрогрупп».
При разработке данного проекта мы ожидали следующие результаты:
Создание
непрерывной
системы
образования
и
самообразования
педагогов;
Разработка
новых
педагогических
идей,
проектов,
способствующих
развитию ДОУ;
развитие глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного
возраста;
тесное
общение
между
педагогами
и
родителями,
появление
общих
интересов.
Данный проект предполагает три взаимосвязанных этапа:
1. Разработка модели участниками предстоящей деятельности.
2. Перевод разработанных моделей предстоящей деятельности в действие.
3. Мобилизация усилий участников на реализацию планов и стратегий.
Нормативно - правовая база для организации их деятельности включает:
1. Приказ на создание педагогических микрогрупп.
2. Положение об их деятельности (приложение № 4).
3. План работы на текущий период
4. Протоколы заседаний.
5. Экспертное
заключение
на
методическую
продукцию,
созданную
участниками микрогрупп (приложение № 5, фото приложение).
В детском саду действует следующие виды педагогических микрогрупп:
Инициативная педагогическая микрогруппа – эта группа объединяет
педагогов для осуществления творческой деятельности при решении годовых
задач.
Члены инициативной микрогруппы разрабатывают и организуют
методические
мероприятия
в
соответствии
с
годовым
планом
работы
дошкольного
образовательного
учреждения.
Состав
группы
меняется
в
зависимости от поставленной проблемы. Результаты работы этой группы -
педсоветы,
семинары,
семинары-практикумы,
различные
городские
мероприятия,
а
также
это
материалы
методического
кабинета:
папки
–
передвижки, консультации, рекомендации, памятки по вопросам годового
плана работы ДОУ.
Творческая
микрогруппа
педагогов
-
объединение
педагогов,
по
разработке, обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска
оптимальных
путей
её
решения. Результатом
работы
творческой
группы
является разработанные положения и критерии оценок конкурсных игровых
проектов
детского
сада,
в
которых
принимают
участие
все
участники
проектной деятельности (педагоги, родители, дети).
Ежегодно в детском саду проводятся разнообразные конкурсные проекты,
например,:
«Такие разные игрушки»;
«Кукольная комната»;
«Моя дочка куколка»;
«Новогодняя гостиная»;
«Лучший снежный участок»;
«Посадили огород, посмотрите, что растёт»;
«Островок здоровья» и др.
Можно выделить положительные моменты для молодых педагогов и всего
дошкольного учреждения:
происходит развитие творческого мышления, умение самостоятельно
добывать информацию, отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются
навыки самообразования и самоконтроля;
развиваются
навыки
групповой
деятельности,
т.е.
в
ходе
работы
приходится устанавливать социальные контакты (с педагогами, родителями,
детьми),
распределять
обязанности,
взаимодействовать
друг
с
другом,
адекватно оценивать себя и других;
происходит
тесное
общение
между
родителями
и
молодыми
педагогами, родители становятся дружнее, активнее, у них появляются общие
интересы, и цели за счёт чего выигрывает группа;
кроме того, что у молодых педагогов формируется чувство уважения по
отношению
к
семьям
воспитанников,
это
положительно
влияет
на
формирование отношения ребёнка к детскому саду.
Таким
образом,
такие
виды
методической
деятельности
с
молодыми
педагогами
как:
«Движение
наставничества»
и
«Организация
работы
педагогических микрогрупп» способствуют повышению профессиональной
компетентности молодых и малоопытных воспитателей позволяют им быстро
адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в
собственных
силах,
наладить
успешную
коммуникацию
со
всеми
участниками
педагогического
процесса,
сформировать
мотивацию
к
дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Мы
предполагаем,
что
разработанная
нами
система
организационно
-
управленческих
и
методических
мероприятий
по
повышению
профессиональной
компетенции
молодых
педагогов
в
условиях
введения
ФГОС
ДО
будет
интересна
педагогическому
сообществу
дошкольного
образования.
Список литературы:
1.
Андреева,
Г.М.
Социальная
психология
[Текст]
/
Г.М.
Андреева.
–
Москва, «Аспект-Пресс» 2007г. – 363стр.
2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. - Москва,
Творческий Центр «Сфера» 2006г. – 95стр.
3. Васильева,
А.И.
и
др.
Старший
воспитатель
детского
сада
[Текст]:
пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева, Л.А.
Бахтурина, И.И. Кобитина. – Москва, «Просвещение» 1990г. – 143стр.
4. Виноградова,Н.А.
и
др.
Образовательные
проекты
в
ДОУ
[Текст]:
пособие для воспитателей /
Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова.- Москва,
«АЙРИС-ПРЕСС» 2008г. – 200стр.
5. Голицына, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя
ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына. – Москва 2008г. – 103 стр.
6. Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
17
октября
2013
г.
N
1155
г.
Москва
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования" [Электронный ресурс].