Авторы: Грищенко Лилия Зауровна, Костромина Татьяна Александровна
Должность: студентка; ассистент кафедры дизайн архитектурной среды
Учебное заведение: БГТУ им.Шухова
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ
Раздел: высшее образование
Костромина Т.А.,
ассистент кафедры Дизайн архитектурной среды
Института архитектуры и дизайна
Белгородского государственного
технологического университета
имени В.Г. Шухова, г. Белгород
Грищенко Л.З. ,
студент группы ГР-21
Института архитектуры и дизайна
Белгородского государственного
технологического университета
имени В.Г. Шухова, г. Белгород
РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ
В
современном
образовательном
пространстве
главным
является
творческая личность с ее проблематикой персонального профессионального
образования. Оно направлено на развитие творческих способностей человека
и по характеру противоположно образованию репродуктивному, основанному
на
знании
опыта
и
преимущественно
исполнительскому.
В
творческом
становлении
человека
знания
используются
как
основа
мышления
и
В статье рассматриваются вопросы эмоционально-эстетического
развития у студентов в процессе изучения дисциплины рисунок.
Рассматривается сущность пространственного мышления и
активизация данного вида мышления при выполнении заданий
по рисунку. Отмечена актуальность развития пространственного
мышления и его важность в инженерных специальностях.
саморазвития.
Студент
из
объекта
обучения
становится
субъектом
творчества, а знания, полученные при изучении учебных материалов, из
предмета усвоения становится средством достижения образовательной цели.
В
сознании
формируется
установка
на
создании
нового,
развивается
самостоятельность мышлительных действий, принятие решений.
В
художественно-творческой
подготовке
бедующих
архитекторов
в
системе высшего профессионального образования важное место отводится
дисциплине
«Архитектурный
рисунок».
Как
и
в
творческом
процессе,
в
рисунке происходит углубление в область конкретного. Путем рисования
интеллект становится чувственнее и утончённее.
Творчество-мощный
источник
накопления
положительных
эмоций,
способствующих
увеличению
потенциала
личности.
Необходимым
компонентом творчества является воображение. Без развитого воображения
бедующий
архитектор
практически
не
сможет
заниматься
творческой
деятельностью.
Оригинальные
образы,
представления,
идеи
возникают
первоначально
в
воображении
и
затем
реализуются
уже
в
практической
деятельности.
Как
показывает
опыт
исследования,
решающим
условием
успешного
развития творческого воображения у студентов на занятиях архитектурному
рисунку является специально организованное в этом направлении обучение.
Следует разработать параллельно с обучением рисованию с натуры и по
памяти систему заданий по развитию у студентов творческого воображения.
Необходимо как можно чаще рекомендовать им выполнять задания на темы,
требующие активизации творческой фантазии. Предлагаемая нами модель
обучения
архитектурному
рисунку
строится
на
гармоничном
сочетании
рисования
с
натуры
и
по
памяти
архитектурных
форм
и
композиций
с
выполнением их по воображению.
Здесь важно выдержать системность и принцип постепенного усложнения
форм и композиций:
- условно плоские геометрические формы и плоскостная (декоративная)
композиция;
-
архитектурные
детали
и
формы
и
композиции
с
изображением
архитектурных деталей, и форм;
- изображение закрытого и открытого архитектурного пространства.
В
данной
модели
выполнение
студентами
творческих
заданий
основывается
на
знании
основ
изобразительной
грамоты
и
графических
умениях. Преподавателю важно умело конструировать учебный процесс, в
котором гармонично решаются через различные виды рисования учебные и
творческие задачи.
Чтобы
идти
вперед,
надо
знать
«как
создавать».
Отсутствие
соответствующих
знаний,
умение
сковывать
воображение,
мешает
творческой продуктивной работе. В курсе рисунка постоянно идет обучение
знанию пропорций, конструкции объектов, придаче пространства, законов
композиции и др. Без предварительной подготовки весьма затруднительна
работа над творческим рисунком. Регулярная изобразительная деятельность
создает
общую
подготовленность
и
направляет
студента
на
решение
последующих замыслов, т. к. любой продукт воображения основан в той или
иной
степени
на
реальных
фактах.
Процесс
работы
над
образом
по
воображению предполагает создание новых связей, ранее не существовавших
в
его
практике.
Творческая
фантазия
«подпитывается»
прошлым
опытом
восприятия действительности.
Из
выше
перечисленного
следует,
что
эффективность
художественно-
творческого развития у архитекторов во время изучения рисунка возможна
при соблюдении следующих педагогических условий:
- гармоничного сочетания рисования с натуры;
- единства эстетико-образного и познавательного начал в обучении;
-
знакомства
с
художественно-выразительными
средствами
языка
искусства;
- обучения применению художественных приемов и средств, позволяющих
соединить
мысленно
представляемый
образ
объекта
действительности
с
предполагаемым художественно-выразительным решением изображения.
Список литературы:
1.Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого
саморазвития учащихся. М., 2005
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
высшего
профессионального
образования
по
направлению
подготовки
270100.62
«Архитектура». М., 2010.
3. Краткий словарь по эстетике. Под редакцией М.Ф. Овсянникова. М.,
1983.
4. Кандинский,В.В Точка и линия на плоскости/В.В. Кандинский, - СПб.:
Азбука, 2001, - 560с