Напоминание

Красавица - береза


Автор: Алексеева Татьяна Раймондовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №69 "Брусничка"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект
Тема: Красавица - береза
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69 «Брусничка» с.Маган Конспект НОД по якутской культуре в подготовительной группе. Старший воспитатель: Алексеева Т.Р. 2016 год.

Тема занятия: «Красавица - береза
» Цель: Приобщение детей к традиционной национальной культуре якутского народа. Задачи: Воспитать любовь и бережное отношения к природе родного края. Обобщить знания детей о роли березы в природе и в повседневной жизни якутского народа. Учить видеть красоту березы в разные времена года, бережно относиться к ней. Закрепить знания детей орнаментов и узоров якутского прикладного народного творчества. Атрибуты: Иллюстрации березы, якутской национальной посуды; образцы якутских узоров и орнаментов; разрезные картинки; фломастеры; дейбиир (махалка от комаров); магнитофон; указка.
Ход занятия:

1 часть.
Дети входят в музей якутской культуры, здороваются с гостями на якутском языке и садятся на стулья. Воспитатель: - Дорооболорун, кунду ыалдьыттар! Здравствуйте, дорогие гости. Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня на занятии. - Сегодня, у нас занятие якутской культуры. Мы с вами продолжаем говорить о красоте природы нашего родного края. Скажите, какой сейчас месяц? (май месяц) Правильно, май месяц. А на якутском языке как сказать месяц май? (ыам ыйа). - Правильно, ыам ыйа. По старинному, якутскому народному календарю, Новый год наступал в мае месяце. В мае природа в Якутии начинает пробуждаться, появляются новые ростки зелени: распускаются листья на деревьях, появляются первые цветы, начинает зеленеть трава. Послушайте внимательно стихотворение: - Скажите, о чем это стихотворение? (о березе) - Правильно, о березе. Как сказать на якутском языке береза? (хатын) Кто сам прочитает это стихотворение? (читают 1-2 ребенка по желанию)
2 часть.
Воспитатель – И русский, и якутский народ с древних времен почитает и оберегает красавицу березу: и песни слагает, и стихи пишут про березу, и ласково, с любовью называют – белая березонька, кудрявая красавица ( маган хатынчаан, хатын барахсан) Посмотрите, вот на эти картины (вывешиваю иллюстрации березы)
В любое время года береза красива, стройна и необычайна. Вот про эту березу, что вы можете сказать? (ответы детей). Какое это время года? (зима), а как сказать по-якутски (кыhын). А что вы можете сказать про эту березу? (зеленая, стройная и т.д.) А как мы скажем лето по-якутски? (сайын).
Физкультминутка.
Звучит песня на якутском языке о березе. -Ребята, закройте глаза и представьте, что вы превратились в красавицу березу. (Движения под музыку, в руках у детей зеленые платочки).
3 часть.
Дети садятся на стульчики. -Ребята, мы знаем, что береза не только удивляет своей красотой, но и приносит очень много пользы и в быту, и в хозяйстве и даже в медицине. Сейчас, мы делимся на две команды и будем делать проект о березе. Потом по очереди выйдем к доске, и будем защищать свои проекты. Играет легкая музыка, дети рисуют свои проекты, после окончания, защищают.
4 часть.
Дети садятся за столы. - Мы сказали, что из березы в старину наши предки якуты делали посуду. Вот, посмотрите на эту чурочку. Из просушенного, целого куска березы выдалбливали и делали, вот такую замечательную, разную посуду. Также посуду мастерили из березовой коры –бересты. -Сейчас, мы с вами поиграем в настольную игру «Собери и назови» (дети собирают из частей посуду, называют у кого какая посуда получилась) -Ребята, вы обратили внимание, какие причудливые, красивые узоры на ваших посудах. Наши предки с любовью делали и украшали ее разными узорами. Посмотрите внимательно и назовите узор, который вам знаком. Дети называют узор, воспитатель вывешивает образец на доску.
Подвижная игра
« Тарыйтарыма» («Не попадись») - Ребята, посмотрите что это у меня в руке? (дейбиир – махалка от комаров)). Мы сейчас поиграем в нашу любимую игру « Не попадись»
5 часть.
Дети сидят за столами, у каждого – коричневый фломастер, образец посуды. – Сейчас вам надо будет украсить свою посуду якутскими узорами, чтоб у вас
получился красивый чорон, кытыйа, ыагыйа, чабычах (якутская национальная посуда) Звучит легкая музыка, дети рисуют на заготовках узоры. В конце занятия рассматриваем каждую посуду, закрепляем название узора.


В раздел образования