Автор: Алексеева Татьяна Раймондовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/с №69 "Брусничка" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Наименование материала: конспект Тема: Красавица - береза Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №69 «Брусничка» с.Маган
Конспект НОД
по якутской культуре
в подготовительной группе.
Старший воспитатель: Алексеева Т.Р.
2016 год.
Тема занятия: «Красавица - береза »
Цель: Приобщение детей к традиционной национальной культуре якутского
народа.
Задачи: Воспитать любовь и бережное отношения к природе родного края.
Обобщить знания детей о роли березы в природе и в повседневной жизни
якутского народа. Учить видеть красоту березы в разные времена года, бережно
относиться
к
ней.
Закрепить
знания
детей
орнаментов
и
узоров
якутского
прикладного народного творчества.
Атрибуты: Иллюстрации березы, якутской национальной
посуды; образцы
якутских
узоров
и
орнаментов;
разрезные
картинки;
фломастеры;
дейбиир
(махалка от комаров); магнитофон; указка.
Ход занятия:
1 часть.
Дети входят в музей якутской культуры, здороваются с гостями на якутском
языке и садятся на стулья.
Воспитатель: - Дорооболорун, кунду ыалдьыттар! Здравствуйте, дорогие гости.
Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня на занятии.
- Сегодня, у нас занятие якутской культуры. Мы с вами продолжаем говорить о
красоте природы нашего родного края. Скажите, какой сейчас месяц? (май
месяц) Правильно, май месяц. А на якутском языке как сказать месяц май? (ыам
ыйа).
- Правильно, ыам ыйа. По старинному, якутскому народному календарю, Новый
год наступал в мае месяце. В мае природа в Якутии начинает пробуждаться,
появляются новые ростки зелени: распускаются листья на деревьях, появляются
первые
цветы,
начинает
зеленеть
трава.
Послушайте
внимательно
стихотворение:
- Скажите, о чем это стихотворение? (о березе)
- Правильно, о березе. Как сказать на якутском языке береза? (хатын)
Кто сам прочитает это стихотворение? (читают 1-2 ребенка по желанию)
2 часть.
Воспитатель – И русский, и якутский народ с древних времен почитает и
оберегает красавицу березу: и песни слагает, и стихи пишут про березу, и
ласково, с любовью называют – белая березонька, кудрявая красавица ( маган
хатынчаан, хатын барахсан)
Посмотрите, вот на эти картины (вывешиваю иллюстрации березы)
В любое время года береза красива, стройна и необычайна. Вот про эту березу,
что вы можете сказать? (ответы детей). Какое это время года? (зима), а как
сказать по-якутски (кыhын).
А что вы можете сказать про эту березу? (зеленая, стройная и т.д.) А как мы
скажем лето по-якутски? (сайын).
Физкультминутка.
Звучит песня на якутском языке о березе.
-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы превратились в красавицу березу.
(Движения под музыку, в руках у детей зеленые платочки).
3 часть.
Дети садятся на стульчики.
-Ребята, мы знаем, что береза не только удивляет своей красотой, но и приносит
очень много пользы и в быту, и в хозяйстве и даже в медицине. Сейчас, мы
делимся на две команды и будем делать проект о березе. Потом по очереди
выйдем к доске, и будем защищать свои проекты.
Играет легкая музыка, дети рисуют свои проекты, после окончания, защищают.
4 часть.
Дети садятся за столы.
- Мы сказали, что из березы в старину наши предки якуты делали посуду. Вот,
посмотрите
на
эту
чурочку.
Из
просушенного,
целого
куска
березы
выдалбливали
и
делали,
вот
такую
замечательную,
разную
посуду.
Также
посуду мастерили из березовой коры –бересты.
-Сейчас, мы с вами поиграем в настольную игру «Собери и назови» (дети
собирают из частей посуду, называют у кого какая посуда получилась)
-Ребята, вы обратили внимание, какие причудливые, красивые узоры на ваших
посудах. Наши предки с любовью делали и украшали ее разными узорами.
Посмотрите внимательно и назовите узор, который вам знаком.
Дети называют узор, воспитатель вывешивает образец на доску.
Подвижная игра « Тарыйтарыма» («Не попадись»)
- Ребята, посмотрите что это у меня в руке? (дейбиир – махалка от комаров)).
Мы сейчас поиграем в нашу любимую игру « Не попадись»
5 часть.
Дети сидят за столами, у каждого – коричневый фломастер, образец посуды. –
Сейчас вам надо будет украсить свою посуду якутскими узорами, чтоб у вас
получился красивый чорон, кытыйа, ыагыйа, чабычах (якутская национальная
посуда)
Звучит легкая музыка, дети рисуют на заготовках узоры.
В конце занятия рассматриваем каждую посуду, закрепляем название узора.