Напоминание

"Система работы социального педагога с неблагополучными семьями".


Автор: Вилкова Ольга Петровна
Должность: социальный педагог высшей категории
Учебное заведение: КГУ "Средняя школа № 9"
Населённый пункт: г. Петропавловск Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы социального педагога с неблагополучными семьями".
Раздел: среднее образование





Назад




Система работы социального педагога с неблагополучными семьями.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий

социальное

воспитание

в

контексте

социализации,

т.е.

воспитание

всех

возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в

организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для

которых

воспитание

не

является

основной

функцией

(например,

предприятия).

В

широком

смысле

цель

социально-педагогической

деятельности

ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые

произошли

в

результате

осуществления

специально

подготовленной

и

планомерно проведенной системе действий специалистов. В узком смысле

цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание

учащемуся комплексной социально-психолого-педагогической помощи, со-

здание благоприятных условий для личностного роста, защита прав в его

жизненном пространстве.

Можно выделить следующие задачи:

создание

условий

для

сохранения,

укрепления

физического,

психического, нравственного, социального здоровья;

формирование и развитие нравственных качеств, социально значимой

ориентации;

создание

благоприятных

условий

в

микросоциуме

для

развития

способностей, реализации возможностей учащегося;

реализация

системы

профилактических,

реабилитационных

мер,

направленных

на

оптимизацию

процесса

социальной

адаптации

подопечного.

В качестве основного объекта социально-педагогической деятельности

выделяют учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К

этой

категории

относятся

дети

с

интеллектуальными,

педагогическими,

психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как

следствие

дефицита

полноценного

социального

воспитания,

а

также

довольно большое количество детей, имеющих физические, психические,

интеллектуальные нарушения.

Социальный

педагог

по

своему

профессиональному

назначению

стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и

устранить

причины,

порождающие

ее,

обеспечить

превентивную

профилактику различного рода негативных явлений. Социальный педагог не

ждет,

когда

к

нему

обратятся

за

помощью.

В

этической

форме

он

сам

«выходит» на контакт с семьей.

Объектом воздействия социального педагога может быть ребенок в

семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога в работе с семьей включает три вида

социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и

посредническую.

Образовательная социально-педагогическая

помощь

направлена

на

формирование педагогической культуры родителей.

Оказывается во время

консультирования, проводимых тренингов и индивидуальных бесед.

Психологическая

поддержка направлена

на

создание

благоприятного

микроклимата в семье.

Коррекция межличностных отношений происходит, в

основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком,

приводящее

к

нарушению

его

нервно

-

психического

и

физического

состояния.

К

такому

виду

насилия

относится

запугивание,

оскорбление

ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический

компонент социально

-

педагогической

помощи

включает

в

себя

помощь

в

организации

семейного

досуга,

клубов

по

интересам,

организацию

семейных

праздников,

конкурсов,

курсов

по

ведению домашнего хозяйства, совместного отдыха и др.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности взаимодействия родителей и

детей в семье, дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует по вопросам законодательства, информирует о

существующих методах воспитания, разъясняет родителям способы создания

условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка.

Защитник -

защищает

права

ребенка,

когда

сталкивается

с

полной

деградацией

личности

родителей

(алкоголизм,

наркомания,

жестокое

отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности

быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Одна из форм работы социального педагога – посещение семьи на

дому, это дает возможность наблюдать взаимоотношения между членами

семьи

в

ее

естественных

условиях,

что

позволяет

получить

больше

информации.

Посещение

квартиры

учащегося

требует

соблюдения

ряда

этических

принципов:

добровольности,

конфиденциальности,

поэтому

следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите

и

его

целях.

Посещение

квартиры

учащегося

может

соответствовать

следующим целям:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных

факторов

риска

(медицинских,

социальных,

бытовых),

исследование

сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если

контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий,

выполнения родителями рекомендаций и пр.

Регулярные посещения необходимы в отношении неблагополучных и прежде

всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то

мере

дисциплинирует

их,

а

так

же

позволяет

своевременно

выявлять

и

противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Важное место в деятельности социального педагога, занимают беседы.

Консультирование,

предназначено

в

основном

для

оказания

помощи

практически здоровым семьям, испытывающим затруднения при решении

жизненных

задач.

Социальный

педагог,

работая

с

семьей,

использует

наиболее

распространенные приемы

консультирования:

внушение,

убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду

с

индивидуальными

консультативными

беседами,

могут

применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с

другом

опытом,

задавать

вопросы

и

стремиться

получить

поддержку

и

одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера

при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально -

педагогический мониторинг

семьи -

это

научно

обоснованная

система

периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической

информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе

стратегических

и

тактических

решений.

Используется

информация

предлагаемая

членами

семьи

по

собственной

инициативе,

наблюдения,

сочинения

и

графические

работы

детей,

о

семье

полученные

в

ходе

специально

организованного

исследования

(опрос,

анкетирование,

биографический метод, психологические методики на выявление показателей

внутрисемейных отношений).

Профилактическая работа с неблагополучной семьей.

Семья – основа первичной социализации личности, но не всегда условия

воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие

детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы

из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о

ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, когда

родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в

семье.

В таких семьях родители сначала не уделяли внимания своему ребенку,

пустив воспитание на “самотек”, потом, когда появились первые проблемы,

не шли на контакт со школой, не контролировали ребенка и покрывали его

проступки, а затем родители перестали справляться с ситуацией, произошло

отчуждение ребенка от семьи.

Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении

у нас есть несколько источников:

Родственники

ребенка.

(Ко

мне

приходят

родственники,

которые

проявляют

тревогу

о

несовершеннолетних

детях,

о

тех

проблемах,

которые существуют в семьях их родственников),

Жильцы микрорайона, соседи,

Выявление

неблагополучных

семей

происходит

и

при

посещении

классными руководителями квартир своих учеников. При обнаружении

какого-либо неблагополучия

в семье ставят в известность меня как

социального педагога.

Информация сотрудников ювенальной полиции.

При

выявлении

неблагополучной

семьи

мы

придерживаемся

следующего

алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:

1-ый

этап:

посещается

квартира

социальным

педагогом,

классным

руководителем, психологом, школьным инспектором. Проводится первичное

обследование

жилищно-бытовых

условий

проживания

учащегося.

Составляется акт ЖБУ. Происходит первичное знакомство с членами семьи.

2-ой

этап:

выясняются

и

анализируются

причины

социального

неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные

качества членов семьи. Проводится диагностика, выясняются

отношения

членов семьи друг к другу, социуму, школе.

3-ий этап: профилактическая работа с семьей.

Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей,

требующих

социально-психолого-педагогической

помощи.

Данные

семьи

ставятся на внутри школьный учет.

Банк данных неблагополучных семей КГУ «Средняя школа № 9».

№ Ф.И.О.

родителей

Адрес,

телефо

н

Место

работы

родителей

Причина

постановки

на ВШУ

Ф.И.О. детей,

проживающих

в семье

Дата

рождения

детей

Класс

1.

Банк

данных

составляется

в

начале

и

корректируется

в

течение

всего

учебного года. Классные руководители ведут журнал наблюдения за такими

семьями.

В

нем

фиксируются

посещаемость

родителями

классных

и

общешкольных родительских собраний, участие родителей в жизни школы и

класса,

фиксируются

темы

индивидуальных

бесед,

уведомлений

об

успеваемости учащихся, об ответственности родителей за жизнь и здоровье

своих

несовершеннолетних

детей.

При

необходимости

родители

приглашаются

для

индивидуальных

бесед

к

социальному

педагогу

и

психологу

школы, на школьный совет профилактики. Рассматриваются на

комиссии по защите прав несовершеннолетних. Один раз в четверть классные

руководители

на

школьном

совете

профилактике

или

МО

классных

руководителей (согласно утвержденного директором плана), докладывают о

результатах

проведенной

работы

в

отношении

неблагополучных

семей.

Высказывают

свое

мнение

социальный

педагог,

психолог,

школьный

инспектор

ОДН.

При

необходимости

корректируется

профилактическая

работа конкретно с каждой семьей. В случаи исправления семьи снимаются с

внутришкольного учета.



В раздел образования