Автор: Вилкова Ольга Петровна
Должность: социальный педагог высшей категории
Учебное заведение: КГУ "Средняя школа № 9"
Населённый пункт: г. Петропавловск Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы социального педагога с неблагополучными семьями".
Раздел: среднее образование
Система работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий
социальное
воспитание
в
контексте
социализации,
т.е.
воспитание
всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в
организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для
которых
воспитание
не
является
основной
функцией
(например,
предприятия).
В
широком
смысле
цель
социально-педагогической
деятельности
—
ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые
произошли
в
результате
осуществления
специально
подготовленной
и
планомерно проведенной системе действий специалистов. В узком смысле
цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание
учащемуся комплексной социально-психолого-педагогической помощи, со-
здание благоприятных условий для личностного роста, защита прав в его
жизненном пространстве.
Можно выделить следующие задачи:
создание
условий
для
сохранения,
укрепления
физического,
психического, нравственного, социального здоровья;
формирование и развитие нравственных качеств, социально значимой
ориентации;
создание
благоприятных
условий
в
микросоциуме
для
развития
способностей, реализации возможностей учащегося;
реализация
системы
профилактических,
реабилитационных
мер,
направленных
на
оптимизацию
процесса
социальной
адаптации
подопечного.
В качестве основного объекта социально-педагогической деятельности
выделяют учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К
этой
категории
относятся
дети
с
интеллектуальными,
педагогическими,
психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как
следствие
дефицита
полноценного
социального
воспитания,
а
также
довольно большое количество детей, имеющих физические, психические,
интеллектуальные нарушения.
Социальный
педагог
по
своему
профессиональному
назначению
стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и
устранить
причины,
порождающие
ее,
обеспечить
превентивную
профилактику различного рода негативных явлений. Социальный педагог не
ждет,
когда
к
нему
обратятся
за
помощью.
В
этической
форме
он
сам
«выходит» на контакт с семьей.
Объектом воздействия социального педагога может быть ребенок в
семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога в работе с семьей включает три вида
социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и
посредническую.
Образовательная социально-педагогическая
помощь
направлена
на
формирование педагогической культуры родителей.
Оказывается во время
консультирования, проводимых тренингов и индивидуальных бесед.
Психологическая
поддержка направлена
на
создание
благоприятного
микроклимата в семье.
Коррекция межличностных отношений происходит, в
основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком,
приводящее
к
нарушению
его
нервно
-
психического
и
физического
состояния.
К
такому
виду
насилия
относится
запугивание,
оскорбление
ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический
компонент социально
-
педагогической
помощи
включает
в
себя
помощь
в
организации
семейного
досуга,
клубов
по
интересам,
организацию
семейных
праздников,
конкурсов,
курсов
по
ведению домашнего хозяйства, совместного отдыха и др.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности взаимодействия родителей и
детей в семье, дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам законодательства, информирует о
существующих методах воспитания, разъясняет родителям способы создания
условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка.
Защитник -
защищает
права
ребенка,
когда
сталкивается
с
полной
деградацией
личности
родителей
(алкоголизм,
наркомания,
жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности
быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Одна из форм работы социального педагога – посещение семьи на
дому, это дает возможность наблюдать взаимоотношения между членами
семьи
в
ее
естественных
условиях,
что
позволяет
получить
больше
информации.
Посещение
квартиры
учащегося
требует
соблюдения
ряда
этических
принципов:
добровольности,
конфиденциальности,
поэтому
следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите
и
его
целях.
Посещение
квартиры
учащегося
может
соответствовать
следующим целям:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных
факторов
риска
(медицинских,
социальных,
бытовых),
исследование
сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если
контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий,
выполнения родителями рекомендаций и пр.
Регулярные посещения необходимы в отношении неблагополучных и прежде
всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то
мере
дисциплинирует
их,
а
так
же
позволяет
своевременно
выявлять
и
противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Важное место в деятельности социального педагога, занимают беседы.
Консультирование,
предназначено
в
основном
для
оказания
помощи
практически здоровым семьям, испытывающим затруднения при решении
жизненных
задач.
Социальный
педагог,
работая
с
семьей,
использует
наиболее
распространенные приемы
консультирования:
внушение,
убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
Наряду
с
индивидуальными
консультативными
беседами,
могут
применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с
другом
опытом,
задавать
вопросы
и
стремиться
получить
поддержку
и
одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера
при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально -
педагогический мониторинг
семьи -
это
научно
обоснованная
система
периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической
информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе
стратегических
и
тактических
решений.
Используется
информация
предлагаемая
членами
семьи
по
собственной
инициативе,
наблюдения,
сочинения
и
графические
работы
детей,
о
семье
полученные
в
ходе
специально
организованного
исследования
(опрос,
анкетирование,
биографический метод, психологические методики на выявление показателей
внутрисемейных отношений).
Профилактическая работа с неблагополучной семьей.
Семья – основа первичной социализации личности, но не всегда условия
воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.
Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие
детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы
из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о
ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, когда
родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в
семье.
В таких семьях родители сначала не уделяли внимания своему ребенку,
пустив воспитание на “самотек”, потом, когда появились первые проблемы,
не шли на контакт со школой, не контролировали ребенка и покрывали его
проступки, а затем родители перестали справляться с ситуацией, произошло
отчуждение ребенка от семьи.
Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении
у нас есть несколько источников:
Родственники
ребенка.
(Ко
мне
приходят
родственники,
которые
проявляют
тревогу
о
несовершеннолетних
детях,
о
тех
проблемах,
которые существуют в семьях их родственников),
Жильцы микрорайона, соседи,
Выявление
неблагополучных
семей
происходит
и
при
посещении
классными руководителями квартир своих учеников. При обнаружении
какого-либо неблагополучия
в семье ставят в известность меня как
социального педагога.
Информация сотрудников ювенальной полиции.
При
выявлении
неблагополучной
семьи
мы
придерживаемся
следующего
алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:
1-ый
этап:
посещается
квартира
социальным
педагогом,
классным
руководителем, психологом, школьным инспектором. Проводится первичное
обследование
жилищно-бытовых
условий
проживания
учащегося.
Составляется акт ЖБУ. Происходит первичное знакомство с членами семьи.
2-ой
этап:
выясняются
и
анализируются
причины
социального
неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные
качества членов семьи. Проводится диагностика, выясняются
отношения
членов семьи друг к другу, социуму, школе.
3-ий этап: профилактическая работа с семьей.
Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей,
требующих
социально-психолого-педагогической
помощи.
Данные
семьи
ставятся на внутри школьный учет.
Банк данных неблагополучных семей КГУ «Средняя школа № 9».
№ Ф.И.О.
родителей
Адрес,
телефо
н
Место
работы
родителей
Причина
постановки
на ВШУ
Ф.И.О. детей,
проживающих
в семье
Дата
рождения
детей
Класс
1.
Банк
данных
составляется
в
начале
и
корректируется
в
течение
всего
учебного года. Классные руководители ведут журнал наблюдения за такими
семьями.
В
нем
фиксируются
посещаемость
родителями
классных
и
общешкольных родительских собраний, участие родителей в жизни школы и
класса,
фиксируются
темы
индивидуальных
бесед,
уведомлений
об
успеваемости учащихся, об ответственности родителей за жизнь и здоровье
своих
несовершеннолетних
детей.
При
необходимости
родители
приглашаются
для
индивидуальных
бесед
к
социальному
педагогу
и
психологу
школы, на школьный совет профилактики. Рассматриваются на
комиссии по защите прав несовершеннолетних. Один раз в четверть классные
руководители
на
школьном
совете
профилактике
или
МО
классных
руководителей (согласно утвержденного директором плана), докладывают о
результатах
проведенной
работы
в
отношении
неблагополучных
семей.
Высказывают
свое
мнение
социальный
педагог,
психолог,
школьный
инспектор
ОДН.
При
необходимости
корректируется
профилактическая
работа конкретно с каждой семьей. В случаи исправления семьи снимаются с
внутришкольного учета.