Автор: Александрова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 9
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие детской инициативы и творческих способностей в
соответствии с ФГОС ДО.
«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы». Р.
Эмерсон
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные этапы
личностного
развития
ребенка
дошкольного
возраста:
само стоятельно сть,
инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно
ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
полноценным
участником
образовательного
процесса,
а
так
же
поддержка
инициативы
детей
в
различных видах деятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять. ФГОС указывает, что одним из
основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в
различных
видах
деятельности,
особенно
в
игре,
которая
является
основным
видом
деятельности, на протяжении всего периода дошкольного возраста. Для полноценного
развития дошкольника необходима самостоятельная, спонтанная игра, возникающая и
развивающаяся
по
инициативе
ребенка.
Эта
игра
представляет
собой
ведущую
деятельность
ребенка.
Инициативу
проявляет
тот,
кто
в
себя
верит.
Одна
из
основ
уверенности в себе – умение, практические навыки. Для развития детской инициативы
нужно:
1.
Давать простые задания (снимать страх «не могу», «не справлюсь»), развивать у
детей инициативу. Поэтому на своих занятиях я задаю вопросы и слушаю ответы
детей.
«Маша,
на
кухне
кто
готовит?».
Девочка
средней
группы
затрудняется
ответить, мы с ней просим помочь нам Сашу. Саша дает правильный ответ. Мы с
Машей повторяем его и я, как педагог хвалю детей. Тем самым не разделяю – ты
молодец, а ты нет. В моей деятельности нет понятия «не знаешь», «не прав». Я
стараюсь помочь детям с помощью других детей и самое главное хвалить ребенка.
Ведь
очень
важно в
самом
начале
обучения
не
загубить
в
ребенке
желание
отвечать. Он может ошибаться и не правильный ответ имеет место быть. Ведь
ребенок в начале долгого пути и ему очень важно знать, что он делает правильно,
он молодец, он хороший. Ребенок, которого хвалят, уверен в себе, не боится
проявлять инициативу, экспериментировать.
2.
Давать детям интересные задания. Или задания, где у ребенка есть личный интерес
что-то делать. В зависимости ребенка и его опыта выполнения различных заданий,
задания
должны
быть
все
более
и
более
сложными.
Возрастание
сложности
заданий
–
залог
развития
и
прогресса,
поэтому
в
своей
педагогической
деятельности я не боюсь усложнять задачи, которые выполняют дети в группе.
Дети
моей
группы
принимали
активное
участие
в
проекте
«Хлеб»,
они
с
большим
удовольствием смотрели фильм о том, как сеют хлеб. У них вызвал огромный интерес
рассказ о колоске. Раньше они думали, что булки, хлеб растут на деревьях, а благодаря
проекту дети узнали много нового, изучали, экспериментировали, а я, как педагог, их во
всем
поддерживала,
направляла,
хвалила.
Любовь
и
уважение
–
приводит
к
успеху.
Неудача ведет к разочарованию, разочарование – к недостатку мотивации, а недостаток
мотивации – к отказу еще раз сделать попытку. Успех ведет к победе, победа к мотивации,
а она – к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала – вот то, чего желает
каждый ребенок больше всего.
Качество обучения зависит:
1.
От качества информации.
2.
Качество преподавания.
3.
Качество усвоения.
Все
дети
нуждаются
в
мотивации,
которая
помогает
достичь
желаемых
результатов.
Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в
достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности
собственными усилиями. Такие дети используют тягу к изучению информации, которая
помогает им на пути к цели. Чтобы развивать инициативу, нужна мотивация. Мотивация –
это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к
деятельности,
придают
этой
деятельности
направленность,
ориентированную
на
достижение цели.
Поддержание в детях инициативы.
Здесь важно создать для детей предметно – пространственную среду для проявления
самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам (выбор ребенка
сотоварищей; обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения).
Образовательная
и
игровая
среда,
должны
стимулировать
развитие
поисково
–
познавательной
деятельности
детей.
Не
следует
забывать,
что
особенно
легко
запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал
сам: вырезал, строил, составлял, изображал, ощупывал. Дети должны приобретать опыт
творческий, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализация прежних
знаний при решении новых задач воспитателю важно владеть способами поддержки
детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараясь
все
сразу
показать
и
объяснить,
не
преподносить
сразу
какие
–
либо
неожиданные
сюрпризы,
эффекты.
Необходимо
создать
условия,
чтобы
дети
о
многом
догадались
самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Из личного опыта могу однозначно сказать, что мои дети не боятся отвечать и дать не
правильный ответ. Я поддерживаю в них желание узнать что-то новое, хвалю за победы и
«неудачи».
Задавая
вопрос,
они
ищут
правильный
ответ,
а
я
стараюсь
наводящими
вопросами им помочь. В своей работе я активно применяю проектный метод – этот метод
позволяет свободно творить, дает воспитателю возможность экспериментировать, а детей
раскрывает
с
различных
сторон.
При
помощи
экспериментирования
дети
становятся
уверенными в себе. Таким образом, для поддержания инициативы и развития творческих
способностей необходимо:
1.
Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности
для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы.
2.
Отмечать и приветствовать даже минимальный успех детей.
3.
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого, как личность.
4.
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные
занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.
5.
Поддерживать
интерес
ребенка
к
тому,
что
он
рассматривает
и
соблюдает
в
режимные моменты.
6.
Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по желанию
ребенка создавать для него все необходимые условия.
7.
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.
8.
Поощрять различные творческие начинания ребенка.
Я считаю, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход, важно давать
детям, как можно больше инициативы в различных сферах деятельности. Необходимо
хвалить ребенка, любить, быть другом и тогда он будет творить. Воспитатель должен
всячески
поддерживать
творческие
начинания
ребенка
и
ребенок
будет
развиваться
личностью.