Напоминание

"Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Александрова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 9
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие детской инициативы и творческих способностей в

соответствии с ФГОС ДО.

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы». Р.

Эмерсон

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные этапы

личностного

развития

ребенка

дошкольного

возраста:

само стоятельно сть,

инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно

ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка,

при

котором

сам

ребенок

становится

полноценным

участником

образовательного

процесса,

а

так

же

поддержка

инициативы

детей

в

различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять. ФГОС указывает, что одним из

основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в

различных

видах

деятельности,

особенно

в

игре,

которая

является

основным

видом

деятельности, на протяжении всего периода дошкольного возраста. Для полноценного

развития дошкольника необходима самостоятельная, спонтанная игра, возникающая и

развивающаяся

по

инициативе

ребенка.

Эта

игра

представляет

собой

ведущую

деятельность

ребенка.

Инициативу

проявляет

тот,

кто

в

себя

верит.

Одна

из

основ

уверенности в себе – умение, практические навыки. Для развития детской инициативы

нужно:

1.

Давать простые задания (снимать страх «не могу», «не справлюсь»), развивать у

детей инициативу. Поэтому на своих занятиях я задаю вопросы и слушаю ответы

детей.

«Маша,

на

кухне

кто

готовит?».

Девочка

средней

группы

затрудняется

ответить, мы с ней просим помочь нам Сашу. Саша дает правильный ответ. Мы с

Машей повторяем его и я, как педагог хвалю детей. Тем самым не разделяю – ты

молодец, а ты нет. В моей деятельности нет понятия «не знаешь», «не прав». Я

стараюсь помочь детям с помощью других детей и самое главное хвалить ребенка.

Ведь

очень

важно в

самом

начале

обучения

не

загубить

в

ребенке

желание

отвечать. Он может ошибаться и не правильный ответ имеет место быть. Ведь

ребенок в начале долгого пути и ему очень важно знать, что он делает правильно,

он молодец, он хороший. Ребенок, которого хвалят, уверен в себе, не боится

проявлять инициативу, экспериментировать.

2.

Давать детям интересные задания. Или задания, где у ребенка есть личный интерес

что-то делать. В зависимости ребенка и его опыта выполнения различных заданий,

задания

должны

быть

все

более

и

более

сложными.

Возрастание

сложности

заданий

залог

развития

и

прогресса,

поэтому

в

своей

педагогической

деятельности я не боюсь усложнять задачи, которые выполняют дети в группе.

Дети

моей

группы

принимали

активное

участие

в

проекте

«Хлеб»,

они

с

большим

удовольствием смотрели фильм о том, как сеют хлеб. У них вызвал огромный интерес

рассказ о колоске. Раньше они думали, что булки, хлеб растут на деревьях, а благодаря

проекту дети узнали много нового, изучали, экспериментировали, а я, как педагог, их во

всем

поддерживала,

направляла,

хвалила.

Любовь

и

уважение

приводит

к

успеху.

Неудача ведет к разочарованию, разочарование – к недостатку мотивации, а недостаток

мотивации – к отказу еще раз сделать попытку. Успех ведет к победе, победа к мотивации,

а она – к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала – вот то, чего желает

каждый ребенок больше всего.

Качество обучения зависит:

1.

От качества информации.

2.

Качество преподавания.

3.

Качество усвоения.

Все

дети

нуждаются

в

мотивации,

которая

помогает

достичь

желаемых

результатов.

Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в

достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности

собственными усилиями. Такие дети используют тягу к изучению информации, которая

помогает им на пути к цели. Чтобы развивать инициативу, нужна мотивация. Мотивация –

это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к

деятельности,

придают

этой

деятельности

направленность,

ориентированную

на

достижение цели.

Поддержание в детях инициативы.

Здесь важно создать для детей предметно – пространственную среду для проявления

самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам (выбор ребенка

сотоварищей; обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения).

Образовательная

и

игровая

среда,

должны

стимулировать

развитие

поисково

познавательной

деятельности

детей.

Не

следует

забывать,

что

особенно

легко

запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал

сам: вырезал, строил, составлял, изображал, ощупывал. Дети должны приобретать опыт

творческий, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализация прежних

знаний при решении новых задач воспитателю важно владеть способами поддержки

детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараясь

все

сразу

показать

и

объяснить,

не

преподносить

сразу

какие

либо

неожиданные

сюрпризы,

эффекты.

Необходимо

создать

условия,

чтобы

дети

о

многом

догадались

самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Из личного опыта могу однозначно сказать, что мои дети не боятся отвечать и дать не

правильный ответ. Я поддерживаю в них желание узнать что-то новое, хвалю за победы и

«неудачи».

Задавая

вопрос,

они

ищут

правильный

ответ,

а

я

стараюсь

наводящими

вопросами им помочь. В своей работе я активно применяю проектный метод – этот метод

позволяет свободно творить, дает воспитателю возможность экспериментировать, а детей

раскрывает

с

различных

сторон.

При

помощи

экспериментирования

дети

становятся

уверенными в себе. Таким образом, для поддержания инициативы и развития творческих

способностей необходимо:

1.

Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности

для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы.

2.

Отмечать и приветствовать даже минимальный успех детей.

3.

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого, как личность.

4.

Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные

занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.

5.

Поддерживать

интерес

ребенка

к

тому,

что

он

рассматривает

и

соблюдает

в

режимные моменты.

6.

Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по желанию

ребенка создавать для него все необходимые условия.

7.

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.

8.

Поощрять различные творческие начинания ребенка.

Я считаю, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход, важно давать

детям, как можно больше инициативы в различных сферах деятельности. Необходимо

хвалить ребенка, любить, быть другом и тогда он будет творить. Воспитатель должен

всячески

поддерживать

творческие

начинания

ребенка

и

ребенок

будет

развиваться

личностью.



В раздел образования