Автор: Король Валентина Павловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ "Иссадская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Иссад, Волховский район, Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Древняя Индия урок истории в 5 классе урок-путешествие "На раскопках древнего города"
Раздел: среднее образование
Древняя Индия урок истории в 5 классе
урок-путешествие
«На раскопках древнего города»
Король Валентина Павловна
учитель истории
МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа»
д. Иссад, Ленинградская область
Тема урока: урок-путешествие «На раскопках древнего города»
Цели урока:
1.
Создать условия для развития личности ребенка.
2.
Повышать потребность в самообразовании.
3.
Продолжать формировать умения работать с текстом учебника, допол-
нительными источниками, иллюстрациями.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить знания учащихся по теме «Природа и люди древней Ин-
дии»;
расширить и углубить знания по теме «Природа и люди Древней Ин-
дии».
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
развивать умение анализировать и обобщать знания.
Развивать воображение на основе реконструкции событий.
Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к предмету;
способствовать творческому развитию личности.
Учебное оборудование:
1.
Карта «Древние государства мира». Интерактивная доска Prometeum,
проектор, компьютер, принтер
2.
Иллюстрации «Культура древней Индии».
3.
Иллюстрации Александра Мелихова к древнерусской летописи «Хожде-
ние за три моря Афанасия Никитина».
4.
Учебник: А. А. Вигасин. История Древнего Мира для 5-х кл., – М.: Про-
свещение. 2000.
Новые слова:
Мохенджо-Даро
Сезам
Дильмун
Будда
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя:
Местоположение и природа Древней Индии
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие по странам Древнего Востока.
Мы побываем в Древнем Китае, увидим знаменитую Китайскую стену, в Древней
Индии побываем на раскопках города Мохенджо-Даро. Мы узнаем, как жили люди
в этих странах, чем занимались, но путешествие это будет заочным.
3. Изучение нового материала
Сегодня мы побываем в Древней Индии (показывает на карте «Древние го-
сударства мира» Индию). Индия – огромный треугольный полуостров, врезаю-
щийся в Индийский океан. С севера его замыкают высокие горы – Гималаи. Вер-
шины Гималаев сплошь покрыты снегами,
льдами (слово «Гималаи» означает
«жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности
служили надежной защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится са-
мая высокая вершина.
Как она называется?
Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние ин-
дийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
С гор текут две большие реки: Инд – на запад, Ганг – на восток. Инд и Ганг
– полноводные непересыхающие реки, ежегодно они несут вместе с водой плодо-
родный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых,
солнечных дней в году.
Природа Индии богата. Джунгли не похожи на леса нашей страны. Поража-
ет огромная высота деревьев, густота растительности. Гигантскими гирляндами
свешиваются лианы. Через такие заросли невозможно пробраться даже с помо-
щью каменного или медного топора. В долине Ганга водились слоны, тигры, пан-
теры, множество птиц. Оценивая природный мир Индии, можно утверждать, что
Индии одна из богатейших стран мира.
Берега Индийского океана – один из районов древних цивилизаций. Ученые
полагают, что мореплавание в нем началось раньше, чем в других океанах, при-
мерно шесть тысяч лет назад.
Известно, что первые поселки в долине Инда появились в 4-м тысячелетии
до нашей эры. За 2500 тысяч лет до нашей эры здесь уже были города с широкими
улицами и домами из обожженного кирпича и даже канализацией. Все это откры-
ли археологи.
Древние города Индии
Мы сейчас вслед за археологами совершим путешествие в один из древних
городов Индии. Имя его Мохенджо-Даро, что означает «холм мертвых». Предста-
вим себе это путешествие.
За
крепостной
стеной
начинается
прямая
широкая
улица,
образованная
двухэтажными
кирпичными
домами.
Пройдем
по
этим
улицам.
Углы
домов
несколько закруглены.
Как вы думаете, почему углы домов закруглены?
Для того чтобы повозке было легче повернуть. Недавно прошел дождь, но
мы не видим луж. Куда же девалась вода, которая стекала с плоских крыш? Слы-
шите, она шумит у нас под ногами. В канавах ближе к стенам домов проложены
глиняные трубы. Канализация! Такого удобства не знали жители ни одного из го-
родов древнего Востока!
Войдем в один из домов. Владелец его не богач – человек среднего достатка.
Он позаботился, чтобы служанкам было удобно готовить. Очаг огорожен. В углу
двора в землю вкопан большой сосуд. Это слив для помоев. На дне его немного
воды, но она исчезает на наших глаза.
Почему вода исчезает?
Мы догадываемся, что в сосуде нет дна. В стене дверь, она открыта. Входим
в комнату. Мебели нет никакой, но на полу несколько кувшинов. Их одного из них
идет пар. В стену вбита палочка, на ней висит полотенце. Да это же ванная, или,
как тогда говорили, комната для омовений. Помещения для омовений имели водо-
сточные трубы с выходом в канализацию.
Обитатели города могли помыться не только у себя дома, но и в купальне,
расположенной в верхней части города. Кроме общественного бассейна имелись
общественные зернохранилища. На это указывают находки большого количества
зерна.
Земледелие. Ремесла
Земледелие имело большое значение в жизни населения. Основными сель-
скохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, горох и сезам (масличное
растение). Помните восточную сказку про Али-Бабу и сорок разбойников?
Какое слово произносили, чтобы гора раскрылась?
Верно, «сезам». Сезам – это кунжут.
Уже в то время индийцы выращивали и использовали хлопок. Рис в диком
состоянии рос в болотистой долине Ганга, и его начало культивировать местное
население. Сахар тоже впервые появился в Индии.
Города долины Инда были центром ремесленного производства. Они слави-
лись своими гончарами, ювелирами, резчиками по кости и металлу. Населению
были известны медь и бронза. Из этих металлов изготавливались орудия произ-
водства, оружие, украшения. Посмотрите на эти снимки. Это современные укра-
шения индийских женщин (учитель показывает снимки). Как видите, ювелирное
искусство до сих пор развивается в Индии. Женщины носили многочисленные
украшения не только на руках и на шее, но и на ногах.
Во время раскопок обнаружено много украшенных изображениями пласти-
нок.
Как вы думаете, для чего они служили?
Это штемпель-печать, знак собственности. Чаще всего они украшены изоб-
ражениями какого-либо животного: буйвола, слона, бизона.
На некоторых печатях мы видим бога, сидящего на троне или прямо на зем-
ле. На его шее, руках и ногах многочисленные браслеты и ожерелья. На голове два
рога, лицо свирепое. Он окружен животными перед ним какая-то религиозная сце-
на.
На печатях имеются надписи иероглифами. Посмотрите на одну из таких пе-
чатей.
А что это за знаки наверху?
Это иероглифы.
Какой мы можем сделать вывод?
У древнейшего населения долины Инда существовала письменность. К со-
жалению, прочитать или установить значение иероглифов нельзя, потому что все
они очень короткие, а язык, на котором они записаны, нам почти неизвестен. Толь-
ко в 6 веке до нашей эры в Индии появился алфавит. Он создавался на основе ал -
фавитов, появившихся на ближнем Востоке.
Животные и боги
С тех пор начала развиваться богатая литература, многие произведения кото-
рой сохранились до нашего времени, например «Махабхарата» «Рамаяна».
Наше путешествие по городу продолжатся. Вооружившись лупой, старый
человек вглядывается в глиняную табличку. Он внимательно рассматривает каж-
дый клинышек (клинописный текст). Кто это? Это же американский ученый Саму-
ель Крамер знаток языка шумеров. Посмотрим, что он делает. Но вот глаза его за-
гораются молодым блеском. Что же так обрадовало ученого? Табличка содержит
песнь о боге Энки. Она рассказывает о том, что этот шумерский бог мудрости по-
строил ладью и совершил на ней плавание по водам Персидского залива. Читая
эти таблички, ученый предположил, что древнее название Индии – Дильмун.
В Древней Индии верили в разных богов, которых изображали в виде людей
и животных. Некоторых богов люди представляли в виде свирепого льва или хит-
роумной обезьяны. С особой любовью и почтением люди относились к корове.
Того, кто убивал корову, считали страшным преступником.
Как вы думаете, индийцы употребляли в пищу мясо коровы?
Самые ранние предания о богах и героях были составлены в конце 2-го ты-
сячелетия до нашей эры. Они называются «Веды» (отсюда произошел русский
глагол «ведать» - знать). В каменных храмах Индии сохранилось много статуй бо-
гов: Вишну и Шива (творцы и разрушители мира), Индра (бог грозы войны), Яма
и Кали (боги подземного царства мертвых), Ганеша (бог мудрости, его изобража-
ли с головой слона). Любимым героем индийских преданий был темнокожий бога-
тырь Кришна, похожий на Геракла (учитель делает эти записи на доске и по
возможности показывает изображения этих богов).
Вера в переселение душ
Около 500 года до нашей эры на северо-востоке Индии, в долине Ганга, воз -
никло царство Магадха. Там жил мудрец Сиддарта Гаутама по прозвищу Будда
(Пробужденный). Он учил, что человек родствен всем живым существам, поэтому
нельзя никому из них вредить. Если не будешь убивать даже мух, то после смерти
станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти
становится животным.
Жизнь наполнена страданиям, учил Будда. (При наличии времени учитель
знакомит учащихся с легендой о Будде).
Судьба древнего города Мохеджо-Даро
Мы совершили путешествие по городу, оставленному жителями. А где же
они, строители этих домов, гончары, возчики, торговцы, дети?
Что же заставило их покинуть город?
Может в город вторглись воинственные племена Ариев? Может, город был
захвачен другими племенами? Но тогда где трупы?
Как вы думаете, почему город опустел?
Причиной смерти и опустения города, скорее всего, была естественная ка-
тастрофа, например землетрясение, сопровождавшееся разливом рек. Кстати, о
том, что в древности Инд повернул однажды вспять, сообщает греческий географ
Страбон. Сам он не бывал в Индии, но знает, что посол греческого царя, направ-
ленный с каким-то поручением в Индию, видел тысячи городов и селений, остав-
ленных жителями. Геологи подсчитали, что Инд пять раз заливал город, и каждый
раз Мохеджо-Даро возрождался вновь, население строило плотины.
Только в 17-16 веках до нашей эры древнейшие городские центры долины
Инда погибли окончательно. В них больше никто не жил, они сохранились как па-
мятники архитектуры.
Описание путешествия в Индию купцом Афанасием Никитиным
Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний Ин-
дии принадлежит тверскому купцу Афанасию Никитину. В 1466 году он вместе с
другими купцами поплыл в Нижний Новгород, чтобы присоединиться к Ширван-
скому ханству. По дороге караван был разграблен, и Никитин почти без товаров
решил попытать счастья в других странах. На небольшом судне (таве), Никитин
поплыл через Аравийское море в Индию. Там он провел почти три года. Со стра-
ниц «Записок» мы узнаем о жизни народов Индии, о ее пышной тропической
природе. Записи содержат богатейший материал об Индии 15 века. Московский
художник Александр Мелихов воспроизвел в иллюстрациях яркий и удивитель-
ный мир, который встает перед нами со страниц дневника Афанасия Никитина
(просмотр иллюстраций через кодоскоп).
4. Беседа с учащимися
1.
Почему мы называем эту страну Индия, а не Гангия?
2.
Почему сохранившиеся надписи древнейшей Индии такие короткие?
3.
Каких животных индийцы почитали и почему?
4.
Почему долина Ганга сейчас более населена?
5.
Почему на севере Индии сеяли в основном пшеницу и ячмень, а на се-
веро-востоке – рис?
6.
Почему город Мохеджо-Даро сохранился?
7.
Однажды слоны ночью, когда деревня спала, превратили побеги риса в
голую безобразную землю с ямами. Почему жители деревни не убили слонов?
5. Самостоятельная работа учащихся с текстом
Задание: прочитать текст на стр. 93-97, дополнить рассказ новым материа-
лом и составить вопросы для взаимопроверки на тему «Что ты узнал нового со
страниц учебника?»
Вопросы для взаимопроверки:
- что индийцы называли царем леса? (исполинское дерево);
- чем питался путник, если ему приходилось ночевать в лесу? (бананами,
плодами манго, кокосовыми орехами)
- кого больше всего боялись индийцы? (змей)
- как индийцы очищали с себя грех? (индиец прислуживал корове и даже
жил в коровнике)
- каких животных индийцы почитали и почему? (слон, корова, обезьяна)
6. Беседа по содержанию сказания о Раме
1) как зло и коварство были наказаны?
2) в каком облике предстают силы зла?
3) как индийцы в честь победы устраивают праздник?
4) какими качествами обладал Рама, чтобы победить Равану?
5) какие убеждения формировались у древних индийцев на основе этого ска-
зания?
7. Закрепление пройденного материала
1. Покажите на карте «Древние государства мира» страну Индию, реки.
2. Когда и почему стало возможным освоение долины Индо?
3. В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, чело-
век, овца, осел и мул (помесь осла с лошадью) – эти семь считаются домашними
животными? Почему человек назван домашним животным?
Домашнее задание: (домашнее задание можно дать дифференцированно).
1)
попробуйте воспроизвести картины жизни древних индийцев, сделав
несколько зарисовок;
2)
подготовьте рассказ о современной Индии;
3)
прочитайте параграф и ответьте на вопросы;
4)
составьте кроссворд на тему «Древняя Индия»;
5)
практикум: вкопать сосуд без дна и налить немного воды, свои наблюде-
ния записать и проанализировать.