Автор: Шевхужева Жанна Умаровна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "СШ №8" Населённый пункт: ЯНАО Новый Уренгой Наименование материала: Образование СССР Тема: Образование СССР Раздел: среднее образование
Тема: Образование СССР
Тип урока: изучение нового материала
Эпиграф урока: «Союз нерушимых республик свободных...» (Гимн СССР)
Цель урока: выявить основные причины и механизмы создания нового государства ─ Союза Со-
ветских Социалистических Республик.
Задачи урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению темы «Образование СССР»; сформиро-
вать первичный блок знаний – даты, понятия, факты – по данной тематике; раскрыть аль -
тернативные подходы по вопросу строительства и формирования национального государ-
ства; используя ИКТ-технологию создать визуальный ряд «Символы СССР».
Продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с источниками, картами,
презентациями; работой в группах содействовать развитию мыслительных операций – ана-
лиза, сравнения, умения выделять главное, видеть причинно-следственные связи, отраба-
тывать коммуникативные навыки и основы самостоятельной работы.
Привитие уважения и гордости к собственному историческому наследию и формирование
активной гражданской позиции, собственного отношения к разным страницам нашей об-
щей истории.
Оборудование: оформленная доска (герб и флаг СССР, карточки);компьютер, проектор и презен-
тация (или заранее распечатанные слайды); музыкальный файл «Гимн СССР»; историческая карта
СССР, атласы и контурные карты СССР, распечатка «Конституции СССР 1924 года».
Время урока: 45 минут
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Вводное слово учителя с использованием презентации «Образование СССР» и карты. Коллек-
тивное целеполагание (10 минут).
3. Изучение нового материала (30 минут).
Предпосылки образования СССР
Проекты объединения страны
Союзные республики и символы нового государства
Высшие органы власти и управления Советской страны
Значение образования и время существования СССР
4. Рефлексия (3 минуты).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя с использованием презентации «Образование СССР» и карты. Кол-
лективное целеполагание.
Используя презентацию (или распечатки слайдов № 1-3), учитель формулирует тему уро-
ка, а затем вместе с учащимися вспоминают, какие события предшествовали созданию СССР.
Мотивируя учащихся на более активную деятельность и актуализацию знаний, можно спро-
сить:
Знают ли они, как расшифровывается СССР?
Каких руководителей СССР они знают?
Какой был флаг и гимн СССР?
Наконец, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель урока и совмест-
но сконструировать план-модель предстоящего урока, в котором главным станет разные мето-
ды изучения нового материала.
3. Изучение нового материала.
Предпосылки образования СССР
Работа с презентацией, (или распечатками слайдов № 4-7). Конспект в тетради.
Проекты объединения страны
Работа с презентацией (или распечаткой слайдов № 8-10). Выступление двух учени-
ков, подготовивших доклады о разных подходах к созданию СССР: ученик № 1 – проект авто-
номизации И.В. Сталина, ученик № 2 – федеративный проект объединения страны В.И. Лени-
на. На доске с помощью учащихся и заранее подготовленными учителем карточками создаем
схематическую модель двух разных проектов создания СССР.
План автономизации
Федеративное устройство
Проведение физкультминутки.
Союзные республики и символы нового государства
Работа с презентацией (или распечаткой слайдов № 11-13) и большой исторической
картой на доске. На карте надо найти и показать территории России в 1922 году, Украи-
ны, Белоруссии и объединений Закавказской Республики в составе Грузии, Армении и
Азербайджана. Найди и назвать столицы данных образований.
Домашняя работа: выполнить задание по контурной карте (очертить границы СССР в
период существования 15 союзных республик, отметить на карте каждую из союзных
республик и подписать столицу в каждой республике). Заполнить дома до конца схему,
заранее сделанную и распечатанную учителем для каждого ученика, чтоб вклеить ее
потом в тетрадь.
И.В. Сталин
В.И. Ленин
РСФСР
УССР
БССР
ЗСФСР
РСФСР
СССР
УССР
БССР
ЗСФСР
СССР
Высшие органы власти и управления Советской страны
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
РСФСР
?
Прибалтийски
е республики
?
?
Среднеазиатские
республики
Славянские
республики
БССР
УССР
?
?
АССР
ГССР
АССР
?
?
?
?
?
Работа класса в группах по Конституции СССР 1924 года (4-5 групп, для каждой дела-
ются распечатки с выдержками из Конституции), с целью заполнения схемы «Высшие органы
власти СССР и государственные символы СССР». Проверка самостоятельной работы по пре-
зентации (или распечатке слайдов №14-20). Прослушивание «Гимна СССР».
Значение образования и время существования СССР
Работа с презентацией (или заранее распечатанным слайдом № 20). Беседа с учащи-
мися, по поводу, какие они могут назвать главные достижения, которые были соверше-
ны Советским Союзом (например, победа в Великой Отечественной войне, выход в
космос и т.д.) и какие они могут назвать наиболее громкие злодеяния совершенные в
СССР (коллективизация и раскулачивание, репрессии и т.д.).
4. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос: хотели бы они жить в СССР? Обязательно
аргументировать свой ответ: если «да», то почему, если «нет», то почему.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА
Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, торжественно
провозглашая незыблемость основ Советской власти, во исполнение постановления I съезда Советов Союза
Советских Социалистических Республик, а также на основании Договора об образовании Союза Советских Со -
циалистических Республик, принятого на I съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик в
городе Москве 30 декабря 1922 года, и, принимая во внимание поправки и изменения, предложенные цен -
тральными исполнительными комитетами союзных республик, постановляет:
Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании
Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских
Социалистических Республик.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик
Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капита-
лизма и лагерь социализма.
Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, на-
циональное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.
Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожи-
тельство и братское сотрудничество народов.
Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем
совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными.
Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капита-
лизма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство
населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия
и заложить основы братского сотрудничества народов.
Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов
всего мира, внутренних и внешних, только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать
гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производи-
тельные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными
отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства
оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неиз-
бежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудя-
щиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государ-
ство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу наци-
онального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно приняв-
ших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том,
что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспе-
чено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республи -
кам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достой -
ным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества
народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути
объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.
Договор
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социа-
листическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика
(БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР — Советская
Социалистическая Республика Азербайджана, Советская Социалистическая Республика Грузии и Со-
ветская Социалистическая Республика Армения) объединяются в одно союзное государство —
«Союз Советских Социалистических Республик».
Глава I.
Предметы ведения верховных органов власти
Союза Советских Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, за-
ключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между со-
юзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза ССР и разрешение внешних и внутренних займов со-
юзных республик:
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промыш-
ленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессион-
ных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство вооруженными силами Союза ССР;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза ССР, в состав которого входят бюджеты союзных
республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступа-
ющих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образова-
ние бюджетов союзных республик;
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и
водами по всей территории Союза ССР;
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого
фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законода-
тельства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов советов и центральных исполни-
тельных комитетов союзных республик;
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению
Съезда Советов Союза СCР.
Глава II.
О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и
лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуще-
ствляет свою государственную власть самостоятельно; Союз ССР охраняет суверенные права союзных респуб-
лик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, огра-
ничения или отмены статьи 4-й требуется согласие всех республик, входящих в Союз ССР.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
Глава III.
О Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик
8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов, а в
период между Съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного
Совета и Совета Национальностей.
9. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей го-
родских советов и советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей гу-
бернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125.000 жителей.
10. Делегаты на Съезд Советов Союза ССР избираются на губернских съездах советов. В тех республиках,
где нет губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде советов данной республики.
11. Очередные Съезды Советов Союза ССР созываются ЦИКом Союза ССР один раз в год; чрезвычайные
съезды созываются ЦИКом Союза ССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета
Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.
12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок Съезда Советов Союза ССР, ЦИКу
Союза ССР предоставляется право отсрочки созыва Съезда.
Глава IV.
О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР состоит из Союзного Совета и Совета Националь-
ностей.
14. Съезд Советов Союза ССР избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорцио-
нально населению каждой, всего в составе 371 члена.
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистиче-
ских республик по 5 представителей от каждой и представителей автономных областей РСФСР по одному пред-
ставителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза ССР.
При-
мечание. Автономные республики Аджарии и Абхазии и автономная область Юго-Осетия посылают в Совет
Национальностей по одному представителю.
16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и постановления, посту-
пающие к ним от Президиума ЦИКа и Совнаркома Союза ССР, отдельных наркоматов Союза, ЦИКов союзных
республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
17. ЦИК Союза ССР издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по зако-
нодательству и управлению Союза ССР и определяет круг деятельности Президиума ЦИКа и Совнаркома Союза
ССР.
18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Сою-
за ССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР,
обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИКа Союза ССР.
19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИКом, обязательны к непосредственному ис-
полнению на всей территория Союза ССР.
20. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР имеет право приостанавливать или отменять декре -
ты, постановления и распоряжения Президиума ЦИКа Союза ССР, а также Съездов Советов и ЦИКов союзных
республик и других органов власти на территории Союза ССР.
21. Очередные сессии ЦИКа Союза ССР созываются Президиумом ЦИКа три раза в год. Чрезвычайные сес-
сии созываются по постановлению Президиума ЦИКа Союза ССР, по требованию Президиума Союзного Совета
или Президиума Совета Национальностей, а также по требованию ЦИКа одной из союзных республик.
22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение ЦИКа Союза ССР, получают силу закона лишь при усло-
вии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени ЦИКа Союза
ССР.
23. В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передается в со-
здаваемую ими согласительную комиссию.
24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение сов-
местного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голо-
сов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих
органов, на разрешение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза ССР.
25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних
выбирают свои Президиумы, в составе по семи членов каждый.
26. В период между сессиями ЦИКа Союза ССР, высшим органом власти является Президиум ЦИКа Союза
ССР, образуемый ЦИКом в количестве 21 члена, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного
Совета и Совета Национальностей.
27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу союзных республик 4-х председателей ЦИКа
Союза ССР из состава членов Президиума ЦИКа Союза ССР.
28. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР ответствен перед Съездом Советов Союза ССР.
Глава V.
О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
29. Президиум ЦИКа Союза ССР, в период между сессиями ЦИКа Союза ССР, является высшим законода-
тельным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР.
30. Президиум ЦИКа Союза ССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза ССР и исполнени-
ем всех постановлений Съезда Советов и ЦИКа Союза ССР всеми органами власти.
31. Президиум ЦИКа Союза ССР имеет право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдель-
ных наркоматов Союза ССР, а также ЦИКов и Совнаркомов союзных республик.
32. Президиум ЦИКа Союза имеет право приостанавливать постановления съездов советов союзных рес-
публик с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИКа Союза ССР.
33. Президиум ЦИКа Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утвер-
ждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами
Союза ССР, ЦИКами союзных республик, их президиумами и другими органами власти.
34. Декреты и постановления ЦИКа, его Президиума и СНК Союза ССР печатаются на языках, общеупотре-
бительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко-татар-
ский).
35. Президиум ЦИКа Союза ССР разрешает вопросы о взаимоотношениях между СНК Союза ССР и народ -
ными комиссариатами Союза ССР, с одной стороны, и ЦИКами союзных республик и их президиумами — с дру-
гой.
36. Президиум ЦИКа Союза ССР ответствен перед ЦИКом Союза ССР.
Глава VI.
О Совете Народных Комиссаров Союза ССР
37. Совет Народных Комиссаров Союза ССР является дополнительным и распорядительным органом ЦИКа
Союза ССР и образуется ЦИКом Союза ССР в составе:
председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР;
заместителей председателя;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара по военным и морским делам;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара почт и телеграфов;
народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;
председателя высшего совета народного хозяйства;
народного комиссара труда;
народного комиссара продовольствия;
народного комиссара финансов.
38. Совет Народных Комиссаров Союза ССР, в пределах предоставленных ему ЦИКом Союза ССР прав и
на основании Положения о Совете Народных Комиссаров Союза, ССР, издает декреты и постановления, обяза-
тельные к исполнению на всей территории Союза ССР.
39. Совет Народных Комиссаров Союза ССР рассматривает декреты и постановления, вносимые как
отдельными наркоматами Союза ССР, так и ЦИКами союзных республик и их Президиумами.
40. Совет Народных Комиссаров Союза ССР во всей своей работе ответствен перед ЦИКом Союза ССР и
его Президиумом.
41. Постановления и распоряжения СНК Союза ССР могут быть приостанавливаемы и отменяемы ЦИКом
Союза ССР и его Президиумом.
42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы опротестовывают декре-
ты и постановления СНК Союза ССР в Президиум ЦИКа Союза ССР, не приостанавливая их исполнения.
Глава VII.
О Верховном Суде Союза ССР
43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, при ЦИКе Союза ССР
учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:
а) дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного зако-
нодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед ЦИКом Союза ССР по представлению прокурора Верховного Суда
Союза ССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям проти-
воречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
в) дача заключений по требованию ЦИКа Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных
республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза ССР действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР;
б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза ССР;
в) военной и военно-транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза ССР в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в том числе
председателя и его заместителя, 4-х председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и
одного представителя ОГПУ Союза ССР, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назна -
чаются Президиумом ЦИКа Союза ССР.
46. Прокурор Верховного Суда Союза ССР и его заместитель назначаются Президиумом ЦИКа Союза ССР.
На обязанности прокурора Верховного Суда Союза ССР лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим
разрешению Верховного Суда Союза ССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с реше -
ниями пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, опротестование их в Президиум ЦИКа Союза ССР.
47. Право направления указанных в ст.43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда
Союза ССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИКа Союза ССР, его Президиума, прокурора Вер-
ховного Суда Союза ССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ Союза ССР.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы)
для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или
несколько союзных республик, и
б) дел персональной подсудности членов ЦИКа и CНК Союза ССР.
Принятие Верховным Судом Союза ССР к своему производству этих дел может иметь место исключитель-
но по особым на каждый раз постановлениям ЦИКа Союза или его Президиума.
Глава VIII.
О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик
49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в
круг ведения CНК Союза ССР, образуется 10 народных комиссариатов, указанных в ст.37-й настоящей Конститу-
ции, действующих на основе положений о народных комиссариатах, утвержденных ЦИКом Союза ССР.
50. Народные комиссариаты Союза ССР делятся на:
а) общесоюзные народные комиссариаты — единые для всего Союза ССР;
б) объединенные народные комиссариаты Союза ССР.
51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза ССР являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
по военным и морским делам;
внешней торговли;
путей сообщения;
почт и телеграфов.
52. Объединенными народными комиссариатами Союза ССР являются народные комиссариаты:
высший совет народного хозяйства;
продовольствия;
труда;
финансов и
рабоче-крестьянской инспекции.
53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза ССР имеют при союзных республиках своих уполномо-
ченных, непосредственно им подчиненных.
54. Органами объединенных народных комиссариатов Союза ССР, осуществляющими на территории со-
юзных республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.
55. Во главе народных комиссариатов Союза ССР стоят члены Совета Народных Комиссаров — народные
комиссары Союза ССР.
56. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой на-
значаются СНК Союза ССР.
57. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению
соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия с тем или иным реше-
нием народного комиссара, коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут
обжаловать его в СНК Союза ССР.
58. Распоряжения отдельных народных комиссариатов Союза ССР могут быть отменяемы Президиумом
ЦИКа и СНК Союза ССР.
59. Распоряжения народных комиссариатов Союза ССР могут быть приостанавливаемы ЦИКами или прези-
диумами ЦИКов союзных республик при явном несоответствии данного распоряжения союзной Конституции, за-
конодательству Союза или законодательству союзной республики. О приостановке распоряжения ЦИКи или пре-
зидиумы ЦИКов союзных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза ССР и соответ-
ствующему народному комиссару Союза ССР.
60. Народные комиссары Союза ССР ответственны перед СНК, ЦИКом Союза ССР и его Президиумом.
Глава IX.
Об объединенном государственном политическом управлении
61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономи-
ческой контр-революцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при СНК Союза ССР объединенное государ-
ственное политическое управление (ОГПУ), председатель которого входит в СНК Союза ССР с правом совеща-
тельного голоса.
62. ОГПУ Союза ССР руководит работой местных органов ГПУ через своих уполномоченных при Советах
Народных Комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного
в законодательном порядке.
63. Надзор за закономерностью действий ОГПУ Союза ССР осуществляется прокурором Верховного Суда
Союза ССР на основе специального постановления ЦИКа Союза ССР.
Глава X.
О союзных республиках
64. В пределах территории каждой союзной республики, верховным органом власти последней является
Съезд Советов республики, а в промежутках между Съездами — ее центральный исполнительный комитет.
65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и верховными органами
власти Союза ССР устанавливаются настоящей Конституцией.
66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей среды президиумы, ко-
торые в период между сессиями ЦИКов являются высшими органами власти.
67. ЦИКи союзных республик образуют свои исполнительные органы — советы народных комиссаров в со-
ставе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя высшего совета народного хозяйства;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара продовольствия;
народного комиссара труда;
народного комиссара внутренних дел;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения, а также, с правом совещательного или решающего голоса,
по решению ЦИКов союзных республик, уполномоченных народных комиссаров Союза ССР по иностранным де-
лам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
68. Высший совет народного хозяйства и народные комиссариаты продовольствия, финансов, труда, рабоче-
крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь ЦИКам и советам народных комиссаров союзных рес-
публик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов СССР.
69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судеб-
ными и административными органами союзных республик, сохраняется за ЦИКами этих республик.
Глава XI.
О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик
70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на
земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых
в ст.34: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На верху герба имеется пятиконечная звезда.
71. Государственный флаг Союза ССР состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его
верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой
каймой. Отношение длины к ширине 1:2.
72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.