Напоминание

Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему "Что мы знаем о зиме?"


Автор: Макаревич Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №887
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему "Что мы знаем о зиме?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему «Что мы знаем о зиме?»

Цели.

1. Расширять и систематизировать знания детей о зиме (как о времени года), о зимних явлениях и

забавах.

2. Продолжаем формировать связную речь, учить связно и лаконично отвечать на поставленные

вопросы. Активизировать словарный запас.

3. Развиваем внимание, мышление и воображение.

4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи,

доброжелательности, инициативности и ответственности.

5. Воспитание любви к Родине, к родной природе, к временам года.

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”,

“Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическая

культура”.

Предварительная работа.

Беседы: “О зиме”, “Жизнь растений и животных зимой”, “Зимующие птицы”, “Зимние забавы”,

“Зимние олимпийские игры”.

Чтение художественной литературы: Разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о

зиме.

Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский “Январь”, “Декабрь”, “Зимние

грёзы”, “На тройке”, Вивальди “Времена года”, “Вьюга”, Г.В.Свиридов “Метель”.

Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций и

фотографий с изображением зимних явлений.

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр.

CD с музыкальными произведениями.

Карточки и картинки для проведения дидактических игр.

Оборудование для проведения подвижных игр.

Мольберт, ватман, фломастеры для рисования.

Карточки для ведущих с вопросами.

Фишки трех цветов (баллы).

Шоколадные медали.

Грамота победителей.

Зал украшен в зимней тематике, заснеженные деревья, елочки, сугробы, снежинки, на кормушках

синички и снегири.

Начало.

Ведущая (педагог группы) заходит в зал и приветствует гостей. Кратко описывает смысл

мероприятия (викторины), просит выбрать жури (4 педагога) и поделиться на 2 группы

болельщиков.

Болельщики в случая затруднения команд могут дать за них ответ.

Жюри оценивают ответы детей следующим образом:

Красная фишка – отличный ответ.

Синий – хороший ответ.

Желтый - ответ правильный, но некорректно сформулирован.

В случае подсказки болельщика команде выдается желтая фишка. Ведущая благодарит гостей за

понимание и участие. Включает музыку П.И. Чайковского “Зимние грёзы” и приглашает детей в

зал.

Дети обходят зал по кругу, затем становятся в полукруг лицом к гостям.

Ведущая обращает внимание детей на количество гостей. Дети здороваются с гостями, говорят им

вежливые слова.

Ведущая просит встать детей в круг и проводит психогимнастику “Кто у нас хороший, кто у нас

пригожий”.

Описание.

Ведущая ходит за спинами детей и задает вопрос: - Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Останавливается около ребенка и дети называют его имя и отвечают: - Митя у нас хороший, Митя

у нас пригожий!

Игру провести 4 раза.

Ведущая предлагает сесть детям на стульчики на разные стороны и предлагает выбрать название

для своих команд и капитана.

Дети выбирают.

Капитаны объявляют названия команд.

Ведущая: - Молодцы, ребята! Красивые названия, правильный выбор капитанов. А тему нашего

обсуждения, нашей игры, нашей викторины вы должны отгадать сами.

Загадка.

Раскрыла снежные объятья

Деревья все одела в платья

Стоит холодная погода

Какое это время года?

Ответы детей: Затрудняются – следующая загадка.

После осени пришла и сугробы намела.

Ответы детей: - Зима!

Ведущая: - Молодцы! Вы правильно отгадали, что сегодня мы будем говорить о зиме (подробно

объясняет правила викторины, как она будет проходить).

Начало викторины.

Выносят столы и ставят их перед командами. Ведущая раздает по 4 карточки “Четвертый лишний”.

Дети ищут явления, предметы и действия, не относящиеся к зиме. Объясняют, почему это лишнее.

Ведущая благодарит команды за правильные ответы и приглашает в центр зала капитанов команд

и загадывает им загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокожа, белолица

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

О какой царице говорится?

Ответы капитанов (кто первый).

Ведущая: - Послушайте, пожалуйста, отрывок.

Звучит песня “Три белых коня” муз. Е.Крылатова, слова Дербенева (Останавливаем до названия

месяцев)

Ведущая: - Что это за кони и как они называются?

Ответ капитана...

Ведущая: - Как называют декабрь в народе?

Ответ капитана: - Стужайло.

Ведущая: - О каком месяце говорят? * * * * он зимы государь.

Ответ капитана: - Январь.

Ведущая: - Как называют в народе последний месяц зимы Февраль и почему?

Ответ капитана: - Бокогрей – с одной стороны солнышко пригревает, а с другой холодный ветер

поддувает.

Ведущая включает песню “Кабы не было зимы” и задает вопрос: - С какого мультфильма эта

песня”

Ответ капитана: - Каникулы в Простоквашино.

Ведущая благодарит капитанов и предлагает им пройти к своим командам.

Жюри в это время оценивает ответы капитанов, отмечает лучшие из них. Выдают фишки и

выделяют, какая из команд будет отвечать первой на вопрос.

Ведущая проводит игру с мячом под названием “Какая бывает зима?”

Описание: Отвечают дети из команд, которым ведущая бросила мяч.

Ведущая

Ребенок

-Если снег

-Снежная

-Если мороз

-Морозная

-Если вьюга

-Вьюжная

-Если стужа

-Студеная

-Если холод...

-Если ветер...

-Если солнце...

Ведущая: - Да, ребята вы правы действительно, зима у нас такая. Они и студеная и мягкая, она с

метелями и капелями, но всегда снежная.

Давайте вспомним с вами стихи о нашей зиме, но называет только те строчки из стихотворения,

где есть слово зима.

1.

“Ах ты, зимушка зима

Ты пришла с морозами”.

2.

“Вот север тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница зима...”

3.

“Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь”

4.

“Поет зима - аукает

Мохнатый лес баюкает”

Ведущая: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.

Предлагает провести следящую игру “Я спрошу, а ты ответь”.

Напоминает правила: знаешь ответ - подними руку.

Игра.

Ведущая: - Какое небо зимой?

- Какими стали осадки зимой?

- Что произошло с почвой?

- Какие произошли изменения с водоемами?

- А как изменилась жизнь животных?

- Какие изменения произошли с наступлением зимы?

Ведущая благодарит за их знания, правильные ответы и предлагает вспомнить физкультминутку,

которая называется “Пришла зима”.

Дети выходят в центр зала, и начинается игра:

Пришла зима (руки в стороны, показывают вокруг себя)

Стало холодно (обхватили себя за плечи, поежились)

Ударили морозы (стучат правым кулаком по левой ладони, затем наоборот)

Реки покрылись льдом (вытягивают руки перед грудью и разводят их в разные стороны

Пошел снег (руки вверх затем плавно зигзагом вниз)

Намело сугробы (дети приседают)

Снег на крыше (дети изображают крышу)

Снег на деревьях (руки-ветки под снегом)

Мороз щиплет каждого за нос (трут носик и личико)

Ведущая: - Молодцы, ребятки! Хорошо размялись, и мы с вами можем сыграть следующую игру.

Игра “Хорошо-плохо”.

Описание: Ведущая называет зимние явления, отвечающий говорит, что в этом хорошего, а что

плохого.

Например: Сосулька. Хорошо: Очень красиво, интересно наблюдать, как они растут. Плохо: Очень

опасно, нельзя под ними ходить.

Ведущая называет около 6-8 явлений по равному количеству на команды.

Жюри оценивает этот блок, относящийся к зимним явлениям и раздает фишки участникам.

Ведущая: - У Команд есть возможность заработать побольше фишек ответив на сложные вопросы.

Блиц-вопросы:

Что такое гололед?

Что такое оттепель?

Что такое метель?

Что такое изморось?

Болельщики оказывают помощь, если команды затрудняются с ответом.

Жюри раздают дополнительные фишки.

Ведущая благодарит детей за отличные ответы и спрашивает: - Какие пословицы, поговорки и

приметы о зиме вы знаете?

Ответы детей:

Дым столбом к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

Кошка в печурку- стужу во двор.

Если вороны и галки сидят на деревьях – это к морозу.

Пословицы и поговорки:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Зима без снега, лето без хлеба.

Холодная зима, жаркое лето.

Зимой вьюга, летом ненастье.

Январю батюшке морозы, а Февралю метели.

Мороз железо рвет и на лету птиц бьет.

Ведущая разбирает вместе с детьми одну-две пословицы и хвалит их за прекрасные знания.

Ведущая задает вопрос: - Ребята, а за что же мы так любим нашу зиму?

Ответы детей...

Ведущая: - Молодцы! Конечно же, мы любим зимние забавы. А знаете ли вы стихи, загадки про

них?

Дети читают стихотворения:

1.

Мчусь, как ветер на коньках

Вдоль лесной опушки...

Рукавички на руках

Шапка на макушке.

2.

Вся земля в снегу

Я на лыжах бегу

Ты бежишь за мной

Хорошо в лесу зимой.

3.

Как интересно нам зимой

На санках едем мы гурьбой.

Потом снежки мы поиграем

Все дружно лыжи одеваем

Потом все встали на коньки

Зимой веселые деньки.

Ведущая: - Молодцы, ребятки! Это прекрасные стихи о том, что мы любим с вами делать зимой. Я

бы тоже хотела загадать вам загадку. Послушайте ее пожалуйста:

Снег сжимаю в рукавицах,

Тороплюсь слепить комок

Не успеешь уклониться

Полетит в тебя.

Ответы детей: - Снежок.

Ведущая: - Умницы, конечно же, это снежок.

Мы с нашими гостями узнали, какие вы умные и эрудированные, а теперь мы хотим посмотреть

какие вы ловкие. На столах у вас лежит белая бумага, сильнее сжимайте ее и у вас получатся

снежки.

Проводится игра: “Попади в цель”.

Описание: Капитан с корзиной ловит снежки, а команда по очереди бросает.

Ведущая благодарит за ловкость и предлагает послушать следующую загадку:

Красный нос, в руках метелка

Проживает рядом с елкой

К холодам давно привык

Наш веселый...

Ответы детей: - Снеговик.

Ведущая: - Молодцы ребятки! А как же мы можем сделать снеговика в нашем зале? У нас же нет

здесь снега да и условия не те. Тут же тепло.

Ответы детей: - Сделать из бумаги, нарисовать.

Игра: “Веселый снеговик”.

Описание: Приглашается по два человека из команды. Одному участнику завязывают глаза он и

будет рисовать, а второй участник подсказывает, где и что нужно рисовать. Выносится мольберт,

ватман и фломастеры.

Ведущая благодарит детей за хорошую работу. Предлагает жюри оценить ловкость и талант.

Жюри оценивает и раздает фишки.

Ведущая: - Ребята, а какое большое спортивное событие прошло в России, в городе Сочи в 2014

году.

Ответы детей: - Олимпиада.

Ведущая: - А какая она была зимняя или летняя?

Ответы детей: - Зимняя.

Ведущая: - Молодцы! И прошла она под девизом: “Зимние, жаркие, наши”. Будьте добры назовите

мне виды спорта, которые относятся к Олимпийским зимним?

Ответы команд: - Хоккей, фигурное катание, керлинг, сноуборд, биатлон и т.д.

Ведущая загадывает загадку:

Там в латах все, на ледяной площадке

Сражаются, сцепились в острой схватке

Болельщики кричат: “сильнее бей”!

Поверь, не драка это а ...

Ответы детей: - Хоккей.

Ведущая: - Умнички! Конечно же это хоккей – один из самых популярных видов спорта. Давайте и

мы на миг станем игроками и болельщиками.

Игра: “Проведи шайбу”.

Описание: Две команды мальчиков. Кто быстрее справится с заданием.

Ведущая благодарит детей за их знания, умения и ловкость. Говорит слова благодарности

болельщикам из зала за помощь своим командам.

Выступает член жюри, благодарит всех детей, отмечает наиболее активных детей фишками.

Подводится итог нашего мероприятия с вручением шоколадных медалей всем участникам команд

и грамоты для детей занявших первое место по результатам подсчета фишек.

Включается фонограмма “Кабы не было зимы”. Дети обходят зал и выходят.

Ведущая благодарит гостей, членов жюри за активное участие в нашем мероприятии и приглашает

их на следующее . Вручает всем гостям сувениры сделанные ребятами группы.



В раздел образования