Автор: Горбонос Наталья Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ
Населённый пункт: г. Гурьевск Калининградская область
Наименование материала: Общеобразовательная программа
Тема: "Бисероплетение"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Гурьевского городского округа
________________________________________________________________________
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ДЮЦ
____________Л.В. Кулакова
___________________
2017г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Бисероплетение»
(наименование Программы)
Художественная
(направленность Программы)
7-15 лет
(возраст детей, на которых рассчитана Программа)
1 год
(срок реализации Программы)
Программу составил (а):
Горбонос Наталья Григорьевна
(ФИО)
педагог дополнительного образования
(должность)
Рассмотрено и одобрено
на методическом совете МБУ ДО ДЮЦ:
Протокол № _______________________
«_____» «_________________20____г.
г. Гурьевск
2017 г.
Пояснительная записка
Образовательная
программа
«Бисероплетениеа»
имеет
художественную направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, практическая
значимость образовательной программы
Декоративно
прикладное
творчество –
это
чудесная
страна.
Помогая
ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и
насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории
и
традиции
народных
промыслов,
овладение
техническими
приемами
позволит
постигнуть
тайны
художественного
мастерства
бисероплетения.
Бисерные работы – живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более
устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если
изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в
той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер – один из
самых
удивительных
материалов
для
рукоделия:
загадочный
блеск
и
неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером –
работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной
любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают
еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и
художественное
восприятие
мира.
Поразительно,
сколько
разных
вещей
можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного
материала. В настоящее время становится насущной проблема сохранения
культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.
Образовательная программа по бисероплетению, являясь прикладной, носит
практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися
основными приемами бисероплетения.
Отличительная особенность
Данная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и
духовного
воспитания
личности
ребенка,
социально-культурного
и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации учащихся. Данная программа дает возможность
проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая
ребенка
к
дальнейшему
освоению
народного
творчества.
Программа
направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения
и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным
искусством.
Выполняя
поделки
и
сувениры
из
бисера,
дети
развивают
художественный и эстетический вкус. Дети учатся правильно подбирать и
сочетать
цвета,
применяя
различные
средства
построения
композиции.
Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям
научатся
выполнять
украшения
для
дома,
ёлочные
игрушки,
цветы,
бижутерию,
различные
сувениры,
панно. Кроме
того,
эти
изделия
–
прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Основные идеи
Творчество
не
является
делом
избранных
–
творчеству
можно
учить,
творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный
интерес к занятиям.
Актуальность
Программа
обусловлена
ее
практической
значимостью:
человек
рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного
м и р а .
В о з м о ж н о с т ь п р о я в и т ь
с е б я , р а с к р ы т ь неповторимые
индивидуальные
способности. В процессе изготовления красивых вещей
очень важно – воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала
любви и уважения к творческому труду.
Новизна, педагогическая целесообразность
В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся
определять себестоимость
своего
труда,
учатся
быть
экономными
и
бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается
трудолюбие,
желание
доводить
до
конца
начатое
дело,
взаимопомощь
и
в з а и м о в ы р у ч к а .
Б о л ь ш о е
з н ач е н и е
уд е л я е т с я
в о с п и т а н и ю
целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в
искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам,
но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей
возникновения
бисера
и
искусства
бисероплетения,
народными
художественными традициями.
Образовательная программа включает в себя следующие блоки:
-развивающие занятия
-досуговая деятельность
-участие в конкурсах, выставках различной направленности
-нравственно-эстетические беседы
-работа с родителями (родительские собрания, беседы, открытое занятие для
родителей, совместные с детьми досуговые мероприятия)
Ключевые понятия образовательной программы:
В образовательной программе используются следующие термины и понятия:
Общие термины:
Дополнительная
общеобразовательная
программа
– документ,
определяющий
содержание
дополнительного
образования.
К
дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные
общеразвивающие
программы,
дополнительные
предпрофессиональные
программы (Ст.12 п.4 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Учебный
план
–
д о кум е н т,
кото р ы й
о п р ед е л я е т
п е р е ч е н ь ,
последовательность
и
распределение
по
периодам
обучения
учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом,
формы промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая
программа – часть образовательной программы, определяющий
о бъе м ,
с од е р ж а н и е
и
п о р я д о к
р е а л и за ц и и
д о п о л н и т е л ь н ы х
общеобразовательных программ.
Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального
общего,
основного
общего
или
среднего
общего
образования,
дополнительные общеобразовательные программы;
Средства
обучения
и
воспитания
–
приборы,
оборудование,
включая
спортивное
оборудование
и
инвентарь,
инструменты
(в
том
числе
музыкальные),
учебно-наглядные
пособия,
компьютеры,
информационно-
телекоммуникационные
сети,
аппаратно-программные
и
аудиовизуальные
средства,
печатные
и
электронные
образовательные
и
информационные
ресурсы
и
иные
материальные
объекты,
необходимые
для
организации
образовательной деятельности.
Специальные термины:
Бисероплетение - вид декоративно-
прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изд
елий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется
(ткачество сбисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером — т
ак называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), б
исер является не только декоративным элементом, но иконструктивно-
технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, т
качество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако поте
ряют часть своих декоративныхвозможностей, бисероплетение же прекратит с
вое существование. Это связано с тем, что технологиябисероплетения носит с
амобытный характер.
Украшение — явление, предмет и л и
р е з у л ь т а т
д е й с т в и я ,
воспринимаемые человеком или социумом в
к а ч е с т в е
г а р м о н и ч н о г о
дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Интерьер —
а р х и т е к т у р н о
и
х уд о ж е с т в е н н о
о ф о р м л е н н о е
внутреннее пространство
здания,
обеспечивающее
человеку
эстетическое
восприятие и
благоприятные
условия
жизнедеятельности;
внутреннее
пространство здания или отдельного помещения...
Творчество —
проце сс
деятельно сти,
создающий
к ач е с т в е н н о
новые материальные
и
духовные
ценно сти
или
итог
с о зд а н и я
объективно нового. Творчество направлено
на
решение
проблем
или
удовлетворение потребностей.
Бисер — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на н
итку, леску илипроволоку.
Бусина — составной элемент большинства этнических украшений (бус, чето
к, и т. д.) шарообразной формы, иногда граненые, с отверстием по диаметру. Б
усины могут быть изготовлены из различных материалов. Традиционно бусин
ы изготавливались из древесины, янтаря и других природных материалов. От
дельнуюкатегорию составляют стеклянные бусины, как цельные, так и пустот
елые. Пустотелые бусины моглизаполняться белым воском, что придавало оп
ределенное сходство с жемчугом. В настоящее время бусинымогут быть изгот
авливаться из полимерных материалов, стекла в технике Лэмпворк. Часто кол
ичество бусин вукрашении играет сакральную роль.
Как альтернатива, пластиковые бисерины могут быть наплавлены на нить в п
роцессе производства. Бисеринымогут быть размером менее миллиметра, а м
огут быть диаметром более сантиметра или даже несколькихсантиметров. Ст
екло, пластик и камень, пожалуй, наиболее распространенные типы материал
ов, однакобисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жем
чужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь)
, синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зеренперсидс
кой сирени и других растений.
Цель:
Целью данной программы является создание условий для творческого развития
личности,
воспитание
эмоциональной
культуры
ребенка
через
освоение
им
бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества.
Активизация
познавательной
и
творческой
деятельности,
подготовка
к
с а м о с тоя т е л ь н о й
ж и з н и
в
с о в р е м е н н ом
м и р е
и
д а л ь н е й ш е м у
п р о ф е с с и о н а л ь н о м у
с а м о о п р е д е л е н и ю .
Задачи:
Обучающие:
Ознакомить учащихся с разными видами бисера;
Обучить различным техникам плетения бисером;
Обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
Сформировать
правильное
представление
о
форме,
объеме,
пространственном соотношению предметов;
Научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою
деятельность.
Воспитывающие:
•
Расширение представления об окружающем мире;
•
Приобщение детей к непреходящим человеческим ценностям, истокам
русской народной культуры;
•
Формирование
художественного
вкуса,
способности
видеть,
чувствовать красоту, гармонию и эстетически её оценивать;
•
Формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к
людям, терпимости к чужому мнению;
•
Развитие способностей реализовать себя в деятельности;
•
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности;
•
Формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе
жизни;
Развивающие:
•
Развитие
творческого
потенциала
ребёнка,
его
познавательно-
творческой активности, эстетического вкуса;
•
Расширение
ассоциативных
возможностей,
развития
творческого мышления и творческих способностей;
•
Развитие умения анализировать, давать оценку своей работе;
Развитие
у
учащихся
умения
самостоятельно
строить
свою
жизнь,
адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью
.
Формы учебной деятельности как условие
формирования универсальных учебных действий
Учебное сотрудничество
Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного
участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса
бисероплетения эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок
свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве
педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми
указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в
паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных
информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет
формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные
универсальные учебные действия.
Творческая, проектная деятельность
Художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация
значимых инициатив и др.
Работа над проектами гармонично дополняет образовательный процесс, позволяет
работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого
условиях. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное
время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов.
Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и
необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита)
проекта – способствуют
формированию коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над
проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность
Самооценка является ядром самосознания личности, выступая, как система оценок и
представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в
отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки
является регуляторная функция.
Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие
самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное
действие оценки.
Условия развития действия оценки учебной деятельности:
постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не
педагог, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);
предметом оценивания являются учебные действия и их результаты, способы
взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;
организация объективации для ребенка изменений в образовательной деятельности
на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
формирование у ребенка установки на улучшение результатов своей деятельности
(оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);
формирование у детей умения сотрудничать с учителем и самостоятельно
вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной
деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять
недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение
учебной задачи;
Сроки реализации программы:
Курс обучения по бисероплетению планируется на один год обучения.
Возраст детей:
Данная программа рассчитана на детей 7-17 лет.
Условия набора
Набор учащихся осуществляется на бесконкурсной основе, в объединение
принимаются все желающие.
Формы организации учебного процесса.
Программа
основывается
на
доступности
материала
и
построена
по
принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что
способствует
творческому
развитию
ребенка,
фантазии,
самореализации.
Программа
носит
рекомендательный
характер,
т.е.
тема
занятий может
изменяться
в
зависимости
от
возрастных
возможностей,
материального
обеспечения,
интересов
и
требований
детей. Обучение
строится
таким
образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами,
научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также
и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры.
Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же
схеме:
путем
использования
различных
материалов,
изменения
цветовой
гаммы. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое
главное
– работа
с
бисером
вырабатывает
умение
видеть
прекрасное,
стараться
самому
создать
что-то
яркое,
необыкновенное.
Процесс
выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо
подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность,
точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это
оказывает
решающее
воздействие
на
становление
красивого,
ровного
почерка.
Ручной
труд
способствует
развитию
сенсомоторики
–
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений,
гибкости,
точности
в
выполнении
действии.
Постепенно
образуется
система
специальных
навыков
и
умений.
С
самого
начала
процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на
соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В
конце
учебного
года
рекомендуется
организовать
отчетную
выставку
изделий,
провести
обсуждение
работ
кружковцев.
Лучшие
работы
выставляются на выставках.
Реализация программы осуществляется по трем ступеням
образовательного процесса:
1 ступень – начальная: –Техника безопасности; – Знакомство с историей
бисера, с рукоделием разных народов; – Хранение бисера; – Материалы и
инструменты; – Создание бисерного изделия; – Умение подобрать цвет для
изделия; – Умение работать по схемам; – Качество работы;
2 ступень – основная: – Техника безопасности; – Умение определять форму и
размеры
изделия;
–
Уметь
и
продумывать
в
целом
его
конструкцию
и
художественное решение; – Умение работать по схемам; – Составлять простые
схемы; – Умение определять количество пропорций отдельных элементов и
способы их соединения; – Качество работы; -Техника безопасности;
3 ступень – итоговая: – Техника безопасности; – Уметь разработать эскиз
изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений; –
Умение
составить
схемы
изделия
и
его
элементов;
–
Уметь
выбрать
или
разработать орнамент; – Умение нанести орнамент на схемы изделия и его
элементов (в условных цветах); – Умение подобрать цветовую гамму бисера,
стекляруса, рубки; – Уметь проверить правильность выбранных решений, для
чего
сделать
образцы
плетения
в
выбранной
технике
и
цветовой
гамме
в
соответствии с составленной схемой; – Качество работы;
Основные принципы программы:
– Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в
своих силах;
–
Принцип
индивидуально-личностного
подхода:
учет
индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка;
–
Принцип
сотрудничества
участников
образовательного
процесса
и
доступность обучения;
– Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием
разных народов;
– Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии
с возрастом детей;
– Принцип интеграции: разных форм и техники плетения;
– Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной
стороны, системность с другой.
Ожидаемые результаты:
Знать: Правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения,
классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные
обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила
ухода и хранения изделий из бисера;
Уметь: Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Составлять
композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым
характеристикам. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками.
Чётко выполнять основные приёмы бисероплетения. Свободно пользоваться
описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению,
инструкционно – технологическими картами и составлять рабочие рисунки
самостоятельно. Изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки
животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные
элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать
плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Механизм оценивания образовательных результатов
Контроль
уровня
освоения
материала
учащимися
осуществляется
по
результатам
выполнения
практических
заданий
на
каждом
занятии,
по
результатам тестирования, завершающим теоретические разделы программы.
Критерии оценки результативности определяются на основании содержания
образовательной
программы
и
в
соответствии
с
ее
прогнозируемыми
результатами. Оценивание результатов тестирования условно производится
по пятибалльной системе:
Отличное
освоение
–
5:
успешное
освоение
воспитанником
более
70
процентов содержания образовательной программы;
Хорошее – 4: успешное освоение воспитанником от 60 до 70% содержания
образовательной программы
Удовлетворительное – 3: успешное освоение воспитанником от 50 до 60%
содержания образовательной программы
Слабое
–
2:
освоение
воспитанником
менее
50
%
содержания
образовательной программы.
Полное отсутствие – 1
Критерии оценки качества выполнения практических заданий:
•
По содержанию. Как выполнена работа. По образцу, с частичными
изменениями или по собственному замыслу. Идея или образ, лежащие
в основе поделки. Насколько удалось это воплотить.
•
По материалу. Как подобран материал. Насколько он соответствует
замыслу, технологии. Как использовались его свойства, цвет, форма.
•
По
выполнению.
Насколько
аккуратно
выполнена
работа.
Каков
уровень
самостоятельности.
Какие
приемы
и
технологии
использовались.
Какие
инструменты
и
насколько
грамотно
применялись. Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.
•
По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в
изображение,
в
технологический
процесс.
Насколько
он
сумел
проявить свое личностное видение. Какие он сделал «открытия» в
сфере применения технологии и в области специфических средств
выразительности
Важным
элементом
механизма
оценивания
образовательных
результатов
является рейтинг творческой активности учащихся в конкурсах, выставках и
иных мероприятиях различных уровней.
Формы подведения итогов
Изготовление зачётной работы по каждой теме
•
Итоговая годовая аттестация по группам
( тестирование, выставка творческих работ)
•
Участие в районных, городских выставках, фестивалях, конкурсах
Выдача свидетельств об окончании трёхгодичного обучения в объединении.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.
В
качестве
нормативно-правовых
оснований
проектирования
данной
программы
выступает
Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ
Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав
учреждения, правила внутреннего распорядка обучающихся, локальные акты
учреждения.
Образовательная программа обеспечена необходимыми методическими
разработками, дидактическим материалом.
Режим занятий
Занятия по образовательной программе проводятся в течение всего
календарного года, без каникулярного времени. Календарный год делится на
два периода – учебный год, летнее время.
Начало учебного года: 1 сентября ежегодно;
Окончание учебного года – 31 мая ежегодно;
Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) – 36 недель;
Начало летнего периода – 1 июня ежегодно;
Окончание летнего периода – 31 августа ежегодно;
Продолжительность
летнего
периода
(внеаудиторные
занятия,
самоподготовка) – 16 недель;
Образовательная программа рассчитана на три года обучения. Возможны
базовый и углубленный уровень прохождения программы.
Базовый уровень рассчитан на 72 часа (36 аудиторных занятий),
Общее
количество
часов,
включая
летний
каникулярный
период,
составляет 104 часа.
Режим занятий, базовый уровень 72 часа :
1 занятие в неделю. Продолжительность занятия – два академических часа с
10-минутным перерывом. Продолжительность академического
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(базовый уровень)
1 год обучения
№
п/п
Раздел программы/ Предмет,
дисциплина, модуль
Общее
количество
часов
В том числе
Теоретическ
ие
Практичес
кие
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Бисерная азбука.
1
1
-
3.
Плоское параллельное плетение на
проволоке.
9
2
8
4.
Метод низания дугами (французская
техника плетения).
8
1
7
5.
Объёмные изделия на основе
параллельного плетения проволокой.
9
1
8
6.
Элементы плетения бижутерии. Виды
цепочек.
7
1
6
7.
Элементы плетения бижутерии.
Подвески
9
1
8
8.
Ажурное плетение.
8
1
7
9.
Техника низания крестом
8
1
7
10.
Выставочные работы
4
2
2
11.
Воспитательная работа
3
2
1
12.
Познавательно- досуговая
деятельность
4
2
2
13.
Итоговое занятие
1
1
0
Всего аудиторные занятия:
72
16
56
14.
Внеаудиторные занятия
20
20
15.
Самоподготовка
12
12
Всего внеаудиторные занятия:
32
Всего:
104
Содержание тематического плана на 1-й год обучения.
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой обучения.
Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами,
проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера.
Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера.
Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».
Рассказ
об
истории
возникновения
бисера
и
бисероплетения,
вызвать
интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.
2. Бисерная азбука. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из
которого изготовлен, хранение).
Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.
Основные правила при работе с бисером.
Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов.
3. Плоское параллельное плетение на проволоке.
Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с
использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы
выполнения работы. Выполнение плоских игрушек на проволоке. Беседа о
правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий:
яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона. Цель: закрепление
цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии.
Изготовление миниатюр, цветов из бисера параллельным низанием.
4. Метод низания дугами (французская техника плетения).
Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов
из бисера -выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать
эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов
из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с
искусством бисероплетения во Франции.
Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение работ
по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору
обучающегося.
5. Объёмные изделия на основе параллельного плетения проволокой.
Продолжение
обучению
параллельному
плетению
уже
с
использованием
лески
и
придания
объёма
изделиям
из
бисера.
Изготовление
брелков,
объёмных
игрушек проволоке.
Выполнение
поделок
с
опорой
на
схему
плетения. Выполнение коллективной работы: «Корзина с цветами».
6. Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек.
Обучение выполнению несложных цепочек, как основы для изготовления
украшений:
Простые цепочки из бисера и бусин
Цепочка с «пупырышками»
Цепочка с «бугорками»
Цепочка с «петельками»
Цепочка «зигзаг»
Цепочка «змейка»
Цепочка «крестик» в одну, две нити
Цепочка «цветы»
Плетение в технике «мозаика»
Беседа
об
истории
появления
украшений
из
бисера
и
бусин,
традициях
русского народа в изготовлении украшений. Выполнение индивидуальных
работ по изготовлению фенечек, колье, серёг. Знакомство с фурнитурой для
изготовления бижутерии: швензы, пуссеты, застёжки для колье.
7. Элементы плетения бижутерии. Подвески.
Выставка
книг
по
изготовлению
бижутерии
из
бисера
и
бусин.
Рассматривание
бижутерии.
Цель:
заинтересовать
детей
изготовлением
бижутерии, развивать эстетический вкус детей.
Знакомство
с
техникой
выполнения
подвесок
для
бижутерии:
бахрома,
веточки, листочки,
цветы. Зарисовывание в тетради схем выполнения подвесок.
8. Ажурное плетение.
Знакомство с техникой ажурного плетения. Выполнение плетения по схеме.
Зарисовывание схем ажурного плетения в тетрадь. Выставка новогодних
игрушек из бисера. Цель: заинтересовать детей выполнением новогодних
игрушек
своими
руками,
развивать
фантазию
и
творчество
детей,
формировать эстетический вкус.
«Мастерская Деда Мороза»: изготовление снежинок из бисера и стекляруса,
новогодних игрушек, Изготовление сувенира «Рождественский ангелочек».
Беседа: «Лучший подарок родным и друзьям – тот, который сделан своими
руками».
9. Техника низания «Крестом».
Низание
крестом-
иногда
этот
метод
называют
низанием
квадратиками,
применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов
и
салфеток.
Это
сложный
метод,
требующий
повышенного
внимания
и
сосредоточенности
во
время
работы.
При
использовании
круглых
бусин
получается
изделие
с
ровной
красивой
структурой.
Изделия
из
мелкого
бисера на ощупь напоминают тяжелый плотный шелк. Низание крестиками
выполняются на две нити, проволоки или леской. При низании крестом
предусматриваются изготовление следующих работ:
– фенечки;
– цепочки;
– браслеты и.т.д.
10. Выставочные работы.
Участие детей в выставках прикладного творчества детей на родительских,
участие в различных конкурсах прикладного искусства.
11.Воспитательная работа.
Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах
морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения.
Просмотр фотографий выставочных работ, музейных экспонатов. Посещение
выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора
детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру
разной
культуры,
традициям
народа,
формирование
художественного
и
эстетического вкуса, культуры поведения.
12.Познавательно-досуговая деятельность.
Проведение дней именинника, внутри кружковых досуговых мероприятий,
познавательно-развлекательных мероприятий в ДЮЦ.
Выявление
знаний
по
выполнению
различных
техник
плетения
бисером
путем повтора пройденных тем. Подведение итогов работы детей за учебный
год.
Работа с родителями:
В школьном возрасте чрезвычайно важно непрерывное накопление ребёнком
культурного
общения
в
процессе
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром,
другими
детьми
и
взрослыми
при
решении
задач
и
проблем
(познавательных,
физических,
художественно-эстетических
и
др.)
в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми школьного
возраста
становится
эффективным
в
воспитании
ребёнка
при
следующих
педагогических условиях:
–
формирования
ценностных
ориентиров
в
процессе
расширения
педагогической компетентности членов многопоколенной семьи;
–
определение
и
согласование
с
родителями
и
старшим
поколением
семьи
функций, направленных на воспитание ребёнка;
–
обогащение
эмоционального
опыта
детей
в
общении
с
представителями
старшего поколения семьи.
При
создании
вышеперечисленных
педагогических
условий
эффективное
взаимодействие
всех
участников
педагогического
процесса
требует
многообразия и вариативности содержания и форм работы, используемых в ДО
и семье.
Модель взаимодействия старшего поколения семьи включает три компонента:
– когнитивный компонент представляет собой систему понятий, правил, норм,
оценок, ценностных ориентиров, образующих представления о гармоничных
межпоколенных
отношениях
в
семье
и
этически
скоординированном
воздействии на ребёнка;
–
эмоционально-мотивационный
компонент
представляет
собой
систему
мотивов и чувств, определяющих позитивное отношение старшего поколения к
ребёнку, его потребностям и интересам;
–
деятельностный
компонент
представляет
собой
совокупность
способов,
методов и приёмов организации жизни и воспитания ребёнка.
Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы
родители
понимали
ценность
воспитания
в
детях
качеств,
способствующих
гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес
детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и
уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в
воспитательный процесс не только в семье, но и в ДО. Путём участия их в
различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к
старшему
поколению,
проводимых
на
базе образовательного
учреждения
дополнительного образования.
Работа с родителями является важным условием успешной реализации данной
программы.
Творческое
взаимодействие
семьи,
школы
и
учреждений
дополнительного образования позволяет педагогу и родителям лучше понять
психофизическое
состояние
ребенка
и
гармонизировать
детско-родительские
отношения, что в свою очередь способствует выявлению таланта и развитию
креативных
способностей.
Сотрудничество
педагога
с
родителями
включает
такие формы работы, как
–
родительские
собрания,
в
рамках
которых
педагог
знакомит
родителей
с
целями, задачами и методами реализации программы. А также информирует о
дальнейших планах занятий и творческих успехах детей;
– индивидуальные беседы с родителями, необходимые для получения сведений
о психофизических и личностных особенностях каждого обучающегося (черты
характера, тип ЦНС, утомляемость и т. д.)
– посещение родителями открытых занятий, выставок, участие в проведении
праздников
и
экскурсий,
в
ходе
которых
родителям
предоставляется
возможность
наблюдать
за
творческим
процессом
детей,
а
также
самим
участвовать в нем.
– заполнение родителями опросных листов, тестов, анкет.
Контакт между педагогом, детьми и родителями обеспечивает оптимизацию
решения
педагогических
задач
и
проблем,
связанных
с
обучением
и
воспитанием.