Напоминание

"Организация воспитательной работы в Дальневосточном техническом колледже"


Автор: Соболева Альбина Ахтямовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "Дальневосточный технический колледж"
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация воспитательной работы в Дальневосточном техническом колледже"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация воспитательной работы в Дальневосточном техническом колледже

Воспитательной работе в Дальневосточном техническом колледже отводится главное

место. Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями.

Важная роль принадлежит таким ее видам, как внегрупповая и внеколледжская воспитатель-

ная работа.

Внеучебная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов дея-

тельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучеб-

ное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы преподавателя,

проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеучебную работу, как пра-

вило, ведут преподаватели-предметники, руководители практического обучения, родители, а

также актив студентов.

Внеколледжская воспитательная работа является составной частью системы образова-

ния и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от

учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее по-

требностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреп-

лении здоровья. Внеколледжская работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом

в колледже, воспитательной работой по месту жительства.

Планирует и руководит воспитательной работой колледжа методическое объединение

классных руководителей. Методическое объединение классных руководителей — структур-

ное подразделение внутриколледжской системы управления воспитательным процессом,

координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей

групп, в которых учатся и воспитываются студенты определенной возрастной группы. Работа

методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план рабо-

ты колледжа, рекомендаций вышестоящих органов управления образованием и утверждается

директором колледжа. Управление работой осуществляет заместитель директора по воспита-

тельной работе, который руководит работой председателя МО классных руководителей, соци-

альным педагогом, центром творчества студентов.

Содержанием деятельности методического объединения классных руководителей яв-

ляется:

1.

Планирование и организация работы методического объединения классных ру-

ководителей, воспитателей в общежитии:

o

разработка и утверждение планов воспитательной работы, программ индивиду-

ального развития;

o

анализ результатов воспитательной работы;

o

разработка методического сопровождения воспитательного процесса;

o

определение и утверждение тематики работы творческих групп классных руко-

водителей;

o

разработка методик и инструментария выявления результативности проведения

воспитательной работы по всем направлениям деятельности.

2.

Создание организационно-педагогических условий для совершенствования

профессиональной компетентности членов методического объединения:

оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные

консультации, наставничество).

3.

Осуществление анализа качества оказания воспитательных услуг по направле-

ниям:

состояние воспитания в процессе обучения;

создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеу-

рочное время;

научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;

формирование воспитательной системы;

организация социально-профилактической работы;

мониторинг уровня воспитанности студентов.

4.

Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта:

организация методических выставок;

разработка методических рекомендации по приоритетным направлениям рабо-

ты;

подготовка творческих отчетов, мастер - классов;

семинары.

5.

Организация внеучебной деятельности.

В зависимости от своей профессиональной и социальной роли, каждый работающий в

колледже организует ту или иную сферу жизни студента. Преподаватель главным образом ра-

ботает в сфере учебной деятельности, педагоги дополнительного образования обеспечивают

культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место.

Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию

- взаимодействие с подростком. Место классного руководителя рядом с ним, а основная его

функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.

Каждый учебный год в Дальневосточном техническом колледже выбирается ключевая

проблема, которая прорабатывается в течение всего года. Проблема, над которой работает ме-

тодическое объединение классных руководителей в 2013-2014 учебном году: общекультурная

компетенция классного руководителя и ее влияние на успешность воспитательной деятель-

ности.

Задачами методического объединения классных руководителей ДВТК стали:

1.

Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руко-

водителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.

2.

Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социа-

лизации учащихся.

3.

Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями

и знаниями современных форм и методов работы.

4.

Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитатель-

ных мероприятий групп.

5.

Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта

работы классных руководителей.

6.

Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы групп.

Функции МО классных руководителей:

1.

организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятель-

ности групповых коллективов;

2.

координирует воспитательную деятельность групповых коллективов и органи-

зует их взаимодействие в педагогическом процессе;

3.

вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации

учащихся;

4.

организует изучение и освоение классными руководителями современных тех-

нологий воспитания, форм и методов воспитательной работы

5.

обсуждает социально-педагогические программы передового педагогического

опыта работы классного руководителя, материалы аттестации классных руководителей;

6.

оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией

колледжа о поощрении лучших классных руководителей.

На первом заседании МО классных руководителей проводятся анкеты: «Самодиагно-

стика качеств учителя-воспитателя», «Какой вы воспитатель?», которые позволяют дать ре-

комендации классным руководителям в дальнейшей работе. Утверждается план основных

мероприятий по воспитательной работе на год, в который традиционно входят общего-

родские, спортивные и общеколледские традиционные мероприятия (молодежные студенче-

ские фестивали «Золотой Орфей», театрального творчества «Вдохновение»; творческие

встречи с первокурсниками «Будем знакомы»; конкурсы стенгазет и видеоматериалов, «А,

ну-ка, девушки», «А, ну-ка, парни»; проведение недели «Мы за здоровый образ жизни»; ли-

тературных гостиных; открытых классных часов).

Составляя план воспитательной работы, классный руководитель формулирует задачу

воспитательной работы на год. В Дальневосточном техническом колледже разработаны

основные направления воспитательной работы для групп нового набора; 2, 3 и 4 года обуче-

ния; выпускных групп. Этими направлениями стали - реализация программы адаптации сту-

дентов групп нового набора, развитие студенческого самоуправления, профессиональное и

трудовое воспитание, гражданско-патриотическое и правовое, духовно-нравственное и эсте-

тическое, профилактика правонарушений и экстремисткой деятельности, валеологическое

воспитание, работа с родителями. Планируя внеклассные мероприятия, классный руководи-

тель учитывает систему классных часов, разработанных для разных курсов. Создана карто-

тека тематических классных часов, которая пополняется каждый учебный год. В помощь

классному руководителю также разработаны методические рекомендации:

1. «Планирование воспитательной работы в группе».

2. «Организация внеклассной работы в группе». Рекомендации содержат правила вну-

треннего распорядка; положение о стипендии; положение о студенческом самоуправлении;

положение о студенческом совете общежития; положение об общем собрании учебной груп -

пы; другие материалы необходимые для планирования воспитательной работы в группе.

3. «Проведение родительских собраний».

4. «Организация самоуправления в студенческой группе». Рекомендации содержат

практические советы по организации самоуправления в студенческой группе; методические

рекомендации по проведению занятий с групповым активом; систему классных часов для ор -

ганизации занятий с групповым активом.

4. «Часы общения – часы поддержки». Рекомендации содержат: систему классных ча-

сов - общения; методические рекомендации по проведению часов - общения; игровой тре-

нинг общения.

Разработана периодичность проведения классных часов – 1 раз в неделю - и содержа-

ние классных часов: первая неделя – информационные классные часы (обсуждение полити-

ческих, экономических событий города, области, страны, мира). Создан информационный

центр на базе группы 1021, выпускается каждый месяц газета «Студенческий вестник», ко -

торая является печатным органом студенческого самоуправления ДВТК, на страницах газеты

освещается жизнь студентов и учебного заведения. Вторая неделя – часы общения, направ -

ленные на формирование нравственно-этических качеств личности студента. Третья неделя –

тематические классные часы. Четвертая неделя – анализ самоуправления группы.

Вышеперечисленный материал находится в электронном виде в библиотеке, система-

тизированный по папкам: в помощь классному руководителю, организационная работа, пла-

нирование, работа с родителями, самоуправление.

В конце 1 и 2 семестра классный руководитель сдает отчет о своей работе, в опреде-

ленной форме. Разработаны критерии оценки деятельности классного руководителя и мето -

дика рейтинговой оценки деятельности. Отчет, критерии и методика оценки взаимосвязаны

и позволяют оценить результат деятельности классного руководителя за определенный пери-

од работы.

Основные задачи контроля в системе управления работой классного руководителя -

изучить состояние воспитательной работы, выявить сильные и слабые стороны, изучить и

распространить передовой опыт, осуществить учет, всесторонний анализ и оценку труда

классного руководителя, поставить новые цели и задачи, стимулировать творческий подход к

делу, стремиться приобщить каждого преподавателя к самоконтролю и самоанализу своей де-

ятельности.

Улучшая качество и обновление содержания воспитательной работы в колледже, еже-

годно проводится конкурс среди классных руководителей «Классный самый классный», про-

ведение которого состоит из трех этапов: представление воспитательной концепции на МО

классных руководителей, проведение открытого внеклассного мероприятия, участие в шоу-

программе (визитная карточка и решение психолого-педагогической задачи).

В течение года проводится пять заседаний МО классных руководителей (в виде круг-

лых столов, мастер-классов, семинаров), но которых рассматриваются проблемы воспитания

и пути их решения, например в этом году: “Использование педагогических возможностей в

организации условий для успешного прохождения студентом этапов его личностного станов-

ления”, “Формирование нравственности, гражданско-патриотической позиции, коммуника-

тивной культуры студентов”, «Социально-культурное пространство колледжа и развитие со-

циальных компетенций студентов в условиях реализации ФГОС».

По итогам работы МО классных руководителей проводится диагностика. Из анализа

работы прошлого года:

1.

Удачно спланирована тематика внеклассных дел на год, выстроена логическая

последовательность основных вопросов.

2.

Хорошая организация практической части.

3.

Получили полезные сведения.

4.

Заседаниями МО положено начало очень важной и серьезной работы, которая

требует продолжения.

5.

Все было замечательно, все применяем на практике.

6.

Познакомились с «изюминками» в организации воспитательной работы колле-

гами.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Воспитать человека/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.-

М. «Винтана-Граф».-2005.-381с.

2.

Воспитание гражданина: Материалы для классных часов в старших классах

/Светлана Дьячкова, Всеволод Духовицкий, Михаил Захаркин, Елена Русакова. – М.: Чистые

пруды, 2008.

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-

тор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2010. – 223 с.

4.

Классному руководителю: учебно - методическое пособие /Под ред. М.И.Рож-

кова-М.: Владос.-2001.-274с

5.

Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педаго-

гика. – 2008. – № 9. – С. 13–20.

6.

Ломов А. Должностные инструкции / А. Ломов // Официальные документы в

образовании .-2004.-№6.-С.57-62; №14.-С.65-74; №15.-С.22-25

7.

Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. –

М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

8.

Манухин В.П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе:

Сборник документов и методических рекомендаций/ В.П. Манухин.-М.:Аркти.-2005. –181с.

9.

Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руко-

водителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65

10.

Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина.- Издание-2.-

М.:Академа.-2004.-120с.

11.

Рожкова, Л.В. Толерантность в полиэтнической студенческой среде / Л.В. Рож-

кова // Социология образования. – 2009. – № 11. – С. 71–79.

12.

Степанов, П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать програм-

му воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным про-

цессом в школе. – 2014. – № 1. – С. 93–100.

13.

.Черевко Е.Н. Положение о МО классных руководителей / Е.Н. Черевко //

Классный руководитель .-2005.-№6.-С. 37-39

14.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щур-

кова.-М.: Педагогическое общество России.-2000.-256с.

Приложение 1

Заявка участника

Фамилия Соболева

Имя Альбина

Отчество Ахтямовна

Тема доклада Новые подходы в организации работы методического объединения

классных руководителей Дальневосточного технического колледжа

Необходимое для представление оборудование – проектор

Место работы КГБОУ СПО Дальневосточный технический колледж, преподаватель,

высшая квалификационная категория

Контактная информация

Телефон 89243330899 Факс_____________

E-mail__________________________

Нуждаетесь ли в общежитии ?????

Мне хотелось бы:

Выступить с докладом (с презентацией);

Провести педагогическую мастерскую;

Дать отрытый урок/ фрагмент урока/внеклассного мероприятия/спортивное ме-

роприятие. Какое _______;

Участвовать в выставке методических материалов



В раздел образования