Автор: Соболева Альбина Ахтямовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "Дальневосточный технический колледж"
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Организация воспитательной работы в Дальневосточном техническом колледже"
Раздел: среднее профессиональное
Организация воспитательной работы в Дальневосточном техническом колледже
Воспитательной работе в Дальневосточном техническом колледже отводится главное
место. Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями.
Важная роль принадлежит таким ее видам, как внегрупповая и внеколледжская воспитатель-
ная работа.
Внеучебная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов дея-
тельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучеб-
ное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы преподавателя,
проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеучебную работу, как пра-
вило, ведут преподаватели-предметники, руководители практического обучения, родители, а
также актив студентов.
Внеколледжская воспитательная работа является составной частью системы образова-
ния и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от
учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее по-
требностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреп-
лении здоровья. Внеколледжская работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом
в колледже, воспитательной работой по месту жительства.
Планирует и руководит воспитательной работой колледжа методическое объединение
классных руководителей. Методическое объединение классных руководителей — структур-
ное подразделение внутриколледжской системы управления воспитательным процессом,
координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей
групп, в которых учатся и воспитываются студенты определенной возрастной группы. Работа
методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план рабо-
ты колледжа, рекомендаций вышестоящих органов управления образованием и утверждается
директором колледжа. Управление работой осуществляет заместитель директора по воспита-
тельной работе, который руководит работой председателя МО классных руководителей, соци-
альным педагогом, центром творчества студентов.
Содержанием деятельности методического объединения классных руководителей яв-
ляется:
1.
Планирование и организация работы методического объединения классных ру-
ководителей, воспитателей в общежитии:
o
разработка и утверждение планов воспитательной работы, программ индивиду-
ального развития;
o
анализ результатов воспитательной работы;
o
разработка методического сопровождения воспитательного процесса;
o
определение и утверждение тематики работы творческих групп классных руко-
водителей;
o
разработка методик и инструментария выявления результативности проведения
воспитательной работы по всем направлениям деятельности.
2.
Создание организационно-педагогических условий для совершенствования
профессиональной компетентности членов методического объединения:
оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные
консультации, наставничество).
3.
Осуществление анализа качества оказания воспитательных услуг по направле-
ниям:
состояние воспитания в процессе обучения;
создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеу-
рочное время;
научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
формирование воспитательной системы;
организация социально-профилактической работы;
мониторинг уровня воспитанности студентов.
4.
Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта:
организация методических выставок;
разработка методических рекомендации по приоритетным направлениям рабо-
ты;
подготовка творческих отчетов, мастер - классов;
семинары.
5.
Организация внеучебной деятельности.
В зависимости от своей профессиональной и социальной роли, каждый работающий в
колледже организует ту или иную сферу жизни студента. Преподаватель главным образом ра-
ботает в сфере учебной деятельности, педагоги дополнительного образования обеспечивают
культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место.
Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию
- взаимодействие с подростком. Место классного руководителя рядом с ним, а основная его
функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.
Каждый учебный год в Дальневосточном техническом колледже выбирается ключевая
проблема, которая прорабатывается в течение всего года. Проблема, над которой работает ме-
тодическое объединение классных руководителей в 2013-2014 учебном году: общекультурная
компетенция классного руководителя и ее влияние на успешность воспитательной деятель-
ности.
Задачами методического объединения классных руководителей ДВТК стали:
1.
Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руко-
водителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2.
Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социа-
лизации учащихся.
3.
Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями
и знаниями современных форм и методов работы.
4.
Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитатель-
ных мероприятий групп.
5.
Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта
работы классных руководителей.
6.
Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы групп.
Функции МО классных руководителей:
1.
организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятель-
ности групповых коллективов;
2.
координирует воспитательную деятельность групповых коллективов и органи-
зует их взаимодействие в педагогическом процессе;
3.
вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации
учащихся;
4.
организует изучение и освоение классными руководителями современных тех-
нологий воспитания, форм и методов воспитательной работы
5.
обсуждает социально-педагогические программы передового педагогического
опыта работы классного руководителя, материалы аттестации классных руководителей;
6.
оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией
колледжа о поощрении лучших классных руководителей.
На первом заседании МО классных руководителей проводятся анкеты: «Самодиагно-
стика качеств учителя-воспитателя», «Какой вы воспитатель?», которые позволяют дать ре-
комендации классным руководителям в дальнейшей работе. Утверждается план основных
мероприятий по воспитательной работе на год, в который традиционно входят общего-
родские, спортивные и общеколледские традиционные мероприятия (молодежные студенче-
ские фестивали «Золотой Орфей», театрального творчества «Вдохновение»; творческие
встречи с первокурсниками «Будем знакомы»; конкурсы стенгазет и видеоматериалов, «А,
ну-ка, девушки», «А, ну-ка, парни»; проведение недели «Мы за здоровый образ жизни»; ли-
тературных гостиных; открытых классных часов).
Составляя план воспитательной работы, классный руководитель формулирует задачу
воспитательной работы на год. В Дальневосточном техническом колледже разработаны
основные направления воспитательной работы для групп нового набора; 2, 3 и 4 года обуче-
ния; выпускных групп. Этими направлениями стали - реализация программы адаптации сту-
дентов групп нового набора, развитие студенческого самоуправления, профессиональное и
трудовое воспитание, гражданско-патриотическое и правовое, духовно-нравственное и эсте-
тическое, профилактика правонарушений и экстремисткой деятельности, валеологическое
воспитание, работа с родителями. Планируя внеклассные мероприятия, классный руководи-
тель учитывает систему классных часов, разработанных для разных курсов. Создана карто-
тека тематических классных часов, которая пополняется каждый учебный год. В помощь
классному руководителю также разработаны методические рекомендации:
1. «Планирование воспитательной работы в группе».
2. «Организация внеклассной работы в группе». Рекомендации содержат правила вну-
треннего распорядка; положение о стипендии; положение о студенческом самоуправлении;
положение о студенческом совете общежития; положение об общем собрании учебной груп -
пы; другие материалы необходимые для планирования воспитательной работы в группе.
3. «Проведение родительских собраний».
4. «Организация самоуправления в студенческой группе». Рекомендации содержат
практические советы по организации самоуправления в студенческой группе; методические
рекомендации по проведению занятий с групповым активом; систему классных часов для ор -
ганизации занятий с групповым активом.
4. «Часы общения – часы поддержки». Рекомендации содержат: систему классных ча-
сов - общения; методические рекомендации по проведению часов - общения; игровой тре-
нинг общения.
Разработана периодичность проведения классных часов – 1 раз в неделю - и содержа-
ние классных часов: первая неделя – информационные классные часы (обсуждение полити-
ческих, экономических событий города, области, страны, мира). Создан информационный
центр на базе группы 1021, выпускается каждый месяц газета «Студенческий вестник», ко -
торая является печатным органом студенческого самоуправления ДВТК, на страницах газеты
освещается жизнь студентов и учебного заведения. Вторая неделя – часы общения, направ -
ленные на формирование нравственно-этических качеств личности студента. Третья неделя –
тематические классные часы. Четвертая неделя – анализ самоуправления группы.
Вышеперечисленный материал находится в электронном виде в библиотеке, система-
тизированный по папкам: в помощь классному руководителю, организационная работа, пла-
нирование, работа с родителями, самоуправление.
В конце 1 и 2 семестра классный руководитель сдает отчет о своей работе, в опреде-
ленной форме. Разработаны критерии оценки деятельности классного руководителя и мето -
дика рейтинговой оценки деятельности. Отчет, критерии и методика оценки взаимосвязаны
и позволяют оценить результат деятельности классного руководителя за определенный пери-
од работы.
Основные задачи контроля в системе управления работой классного руководителя -
изучить состояние воспитательной работы, выявить сильные и слабые стороны, изучить и
распространить передовой опыт, осуществить учет, всесторонний анализ и оценку труда
классного руководителя, поставить новые цели и задачи, стимулировать творческий подход к
делу, стремиться приобщить каждого преподавателя к самоконтролю и самоанализу своей де-
ятельности.
Улучшая качество и обновление содержания воспитательной работы в колледже, еже-
годно проводится конкурс среди классных руководителей «Классный самый классный», про-
ведение которого состоит из трех этапов: представление воспитательной концепции на МО
классных руководителей, проведение открытого внеклассного мероприятия, участие в шоу-
программе (визитная карточка и решение психолого-педагогической задачи).
В течение года проводится пять заседаний МО классных руководителей (в виде круг-
лых столов, мастер-классов, семинаров), но которых рассматриваются проблемы воспитания
и пути их решения, например в этом году: “Использование педагогических возможностей в
организации условий для успешного прохождения студентом этапов его личностного станов-
ления”, “Формирование нравственности, гражданско-патриотической позиции, коммуника-
тивной культуры студентов”, «Социально-культурное пространство колледжа и развитие со-
циальных компетенций студентов в условиях реализации ФГОС».
По итогам работы МО классных руководителей проводится диагностика. Из анализа
работы прошлого года:
1.
Удачно спланирована тематика внеклассных дел на год, выстроена логическая
последовательность основных вопросов.
2.
Хорошая организация практической части.
3.
Получили полезные сведения.
4.
Заседаниями МО положено начало очень важной и серьезной работы, которая
требует продолжения.
5.
Все было замечательно, все применяем на практике.
6.
Познакомились с «изюминками» в организации воспитательной работы колле-
гами.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Воспитать человека/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.-
М. «Винтана-Граф».-2005.-381с.
2.
Воспитание гражданина: Материалы для классных часов в старших классах
/Светлана Дьячкова, Всеволод Духовицкий, Михаил Захаркин, Елена Русакова. – М.: Чистые
пруды, 2008.
3.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-
тор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2010. – 223 с.
4.
Классному руководителю: учебно - методическое пособие /Под ред. М.И.Рож-
кова-М.: Владос.-2001.-274с
5.
Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педаго-
гика. – 2008. – № 9. – С. 13–20.
6.
Ломов А. Должностные инструкции / А. Ломов // Официальные документы в
образовании .-2004.-№6.-С.57-62; №14.-С.65-74; №15.-С.22-25
7.
Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. –
М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
8.
Манухин В.П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе:
Сборник документов и методических рекомендаций/ В.П. Манухин.-М.:Аркти.-2005. –181с.
9.
Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руко-
водителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65
10.
Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина.- Издание-2.-
М.:Академа.-2004.-120с.
11.
Рожкова, Л.В. Толерантность в полиэтнической студенческой среде / Л.В. Рож-
кова // Социология образования. – 2009. – № 11. – С. 71–79.
12.
Степанов, П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать програм-
му воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным про-
цессом в школе. – 2014. – № 1. – С. 93–100.
13.
.Черевко Е.Н. Положение о МО классных руководителей / Е.Н. Черевко //
Классный руководитель .-2005.-№6.-С. 37-39
14.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щур-
кова.-М.: Педагогическое общество России.-2000.-256с.
Приложение 1
Заявка участника
Фамилия Соболева
Имя Альбина
Отчество Ахтямовна
Тема доклада Новые подходы в организации работы методического объединения
классных руководителей Дальневосточного технического колледжа
Необходимое для представление оборудование – проектор
Место работы КГБОУ СПО Дальневосточный технический колледж, преподаватель,
высшая квалификационная категория
Контактная информация
Телефон 89243330899 Факс_____________
E-mail__________________________
Нуждаетесь ли в общежитии ?????
Мне хотелось бы:
Выступить с докладом (с презентацией);
Провести педагогическую мастерскую;
Дать отрытый урок/ фрагмент урока/внеклассного мероприятия/спортивное ме-
роприятие. Какое _______;
Участвовать в выставке методических материалов