Автор: Коломенцева Лариса Львовна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Первоуральск Свердловской области
Наименование материала: статья с презентацией
Тема: "Современные образовательные технологии на уроках французского языка"
Раздел: полное образование
Современные образовательные технологии на уроках французского языка
Слайд №1
Основной
целью
обучения
иностранным
языкам
является
формирование
и
развитие
коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для
каждого
учащегося,
выбрать
такие
методы
обучения,
которые
позволили
бы
каждому
обучающемуся проявить свою активность, свое творчество.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная
методика, технология развития критического мышления. использование новых информационных
технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный, системно-
деятельностный
подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного
процесса.
Слайд №2
Для
русскоязычного
человека
понятие
«критическое
мышление»
связано
с
поиском
недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем
излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в
российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем
осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально
важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.
Слайд № 3
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным
источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение – продвижение
от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами
интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия
и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только
на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует
уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые
разнообразные ресурсы.
Слайд №4
Как реализовать на практике технологию развития критического мышления?
Слайд №5
1
Алгоритм технологии развития критического мышления.
1.Стадия вызова
Часто низкая результативность обучения объясняется тем, что учитель строит этот процесс
исходя из поставленных им самим целей. При этом подразумевается, что учащиеся примут цели
как свои собственные. Однако информация по теме, по которой мы уже что-то знаем, усваивается
лучше всего. Таким образом, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что
он знает об изучаемом вопросе, это создаст почву для формулировки им собственных целей-
мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова, когда учитель дает возможность ученику
самому поставить цели обучения. На этой стадии происходит активизация учащихся. Можно
предложить учащимся записать известные факты в виде ключевых слов, обсудить в паре или в
группе и составить их общий список. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет
интерес к изучаемой теме. На этой же стадии происходит систематизация всей информации,
полученной
в
результате
свободных
высказываний
учащихся,
выявление
противоречий,
непроясненных моментов
Слайд №6
2.Стадия получения новой информации или стадия осмысления содержания.
На этом этапе происходит знакомство с новой информацией и её наложение на имеющиеся
знания.
Учитель
имеет
возможность
расставить
акценты
в
соответствии
с
ожиданиями
и
заданными на стадии вызова вопросами. Организация работы на этой стадии – стадии осмысления
– может быть различной: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное, групповое прочтение
или просмотр видеоматериала. Учитель предлагает для организации работы с текстом различные
приемы для активного, вдумчивого чтения – маркировку с использованием различных значков,
ведение записей типа бортовых журналов.
На этой фазе учащиеся акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее
вопросы, обращают внимание на то, что именно их привлекает в данной теме.
3.Стадия рефлексии.
На
стадии
рефлексии
учитель
возвращает
детей
к
первоначальным
записям-
предположениям, они вносят изменения, дополнения, обмениваются мнениями. Учащиеся сводят
информацию
в
таблицы
или
кластеры,
устанавливают
причинно-следственные
связи
между
блоками информации, отвечают на поставленные ранее вопросы, затем выполняют творческие,
исследовательские или практические задания на основе изученного. Задания могут выполняться
как устно, так и письменно. В процессе рефлексии информация, которая была новой, становится
присвоенной, превращается в собственное знание. На этой стадии происходит обмен мнениями,
также могут быть разрешены возникшие вопросы и сомнения. Некоторые суждения принимаются
2
учениками как собственные, другие вызывают потребность в дискуссии.
В конечном итоге,
учитель и его подопечные проводят рефлексию процесса обучения и определяют, достигнуты ли
запланированные результаты.
Таким образом, в технологии развития критического мышления урок строится по
схеме «вызов – осмысление – рефлексия».
Основные приемы ТКРМ
Слайд №7
Приём «Верные – неверные утверждения».
Используется
на
стадии
вызова,
предлагается
несколько
утверждений
по
ещё
не
изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На
одном
из следующих уроков
возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие
из
утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Метод «Чтение со стопами».
Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что
чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время
«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной
вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально
Прием “Толстые и тонкие вопросы”.
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы,
на
которые
можно
дать
однозначный
ответ
(“тонкие”
),
и
вопросы,
на
которые
ответить
определённо нельзя (“толстые” ).
Тонкие вопросы: Кто? Что? Куда? Когда? Где?
Толстые вопросы: Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… В чём разница…
Слайд №8
Приём
кластер
(«гроздь»)
-
это
выделение
смысловых
единиц
текста
и
графическое
их
оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти,
мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» —
графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.
е. располагаются в определенном порядке. Составление кластера позволяет учащимся свободно и
3
открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие,
а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от
которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Слайд № 9-12
Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет обучающимся через наглядный
систематизатор
выявить
и
обсудить
проблему.
В
«голове»
рыбы
формулируется
проблема,
«косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В
«хвосте»
рыбы
формулируется
вывод
.
Записи
должны
быть
краткими,
представлять
собой
ключевые слова или фразы, отражающие суть. С помощью данного приёма можно в явлении
различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и
подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема,
содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Этот прием рационально применять для обучения
учащихся составлению плана рассказа
Слайды №13-15
Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой
в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три
глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.
Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко
выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое
задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции
Слайд №16
Пирамида Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии.
Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный
приём, строится так:
1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
4
2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».
3. Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы – заготовки текста.
4. Написание полноценного текста.
Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого
знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом
сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части
листа тетради. Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя
словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка – и три слова о месте и времени действия.
Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа.
Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях.
Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце
рассказа.
На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том,
посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.
Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё
не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.
Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для
наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом.
При этом нужно помнить о правилах:
• Можно менять формы слов, части речи, число и род;
• Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо
использовать все слова;
• Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв,
рецензию.
Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного
выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения.
5
Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами
любого
стиля,
на
любом
уроке.
В
процессе
построения
«пирамид»
происходит
обсуждение,
разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога.
Слайд № 17
Метод «Шесть шляп мышления».
Учитель ставит перед учащимися определенную задачу (изложить факты, высказать свое
мнение и т.п.), каждой из которых соответствует свой цвет шляп.
Шляпы выступают в роли метафор, обозначающих этапы дискуссии для определенных
составляющих
учебного
процесса,
где
каждому
цвету
соответствует
свой
этап.
Трудно
одновременно
быть
логичным,
эмоциональным,
творческим,
критичным
и
оптимистичным,
поэтому
человек
может
решать
на
каждом
этапе
только
одну
трудность.
Шляпы
позволяют
соблюдать правила, что дисциплинирует и помогает обсуждению.
Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм языкового общения.
Белая шляпа – чистый лист бумаги, факты и только факты, никаких аргументов. Мы можем
выдвинуть абсолютные истины, предположения или отрицательные факты.
Желтая шляпа – цвет солнца, оптимизм, позитивные решения проблемы, положительные
эффекты, конструктивизм.
Черная шляпа – мантия судьи, критика идей, предположение, почему что-либо не будет
работать.
Красная шляпа – цвет эмоций, эмоции, такие как страх, ревность, зависть, любовь, очень
сильно влияют на процесс мышления и поэтому для них выделяется отдельный этап, на котором
человек может просто высказать свои чувства без объяснения причины.
Зеленая шляпа – символ плодородия и роста, творческого мышления. : Фокусировка на
творчестве,
альтернативах,
новых
возможностях
и
идеях.
Это
возможность
выразить
новые
понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
Синяя шляпа – цвет неба, контролирует процесс мышления, предусматривает свободу
действий каждого члена команды (например, можно «одевать» синюю шляпу, если обсуждение
отклоняется от сути или нарушаются правила), определяет тему беседы, делает промежуточные
выводы, подводит конечные результаты. Позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с
чем связано. Контроль, обобщение, выводы
Порядок шляп может меняться в зависимости от цели, которую вы хотите достичь. Де Боно
в своей книге оговаривает, что желтая шляпа должна предшествовать черной, так как сначала
6
должны
появиться
идеи,
которые
рассматриваются
как
положительные,
а
потом
их
можно
критиковать.
Изменять
количество
шляп
нельзя,
так
как
может
быть
нарушена
целостность
мыслительного процесса.
Слайд № 18
Приём «Маркировочная таблица».
Одной
из
возможных
форм
контроля
эффективности
чтения
с
пометками
является
составление
маркировочной
таблицы.
В
ней
три
колонки:
знаю,
узнал
новое,
хочу
узнать
подробнее (ЗУХ).
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.
Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не
цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием "Маркировочная таблица" позволяет
учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за
работу на уроке.
Слайд « 19
Инсерт.
I interactive интерактивная
N noting размечающая
S system система
E effective для эффективного
R reading and чтения и
Т thinking размышления
Этот
прием
является
средством,
позволяющим
ученику
отслеживать
свое
понимание
прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с
рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях
специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,
отдельные задания или
предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (V) отмечается в
тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом
источник
информации
и
степень
достоверности
ее
не
имеет
значения.
Знаком
«плюс»
(+)
отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он
впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт
вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?)
7
отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает
желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения
задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в
текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия
любой иной информации.
Прием “Дерево предсказаний”.
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
“Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.
Приём «Перепутанные цепочки»
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и
неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки,
затем обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках иностранного языка
позволяют
сделать
работу
более
эффективной,
интересной
и
творческой,
а
главное
–
результативной. Следовательно, можно сделать вывод о том, что критическое мышление – не
отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе
развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не
пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили
с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в
данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги
должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации,
проверять
логику
доказательств,
делать
выводы,
конструировать
новые
примеры
для
использования
теоретического
знания,
принимать
решения,
изучать
причины
и
последствия
различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс
должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Это современная
"надпредметная"
технология.
Она
прекрасно
«укладывается»
в
рамки
федеральных
государственных стандартов 2 поколения, поскольку ее применение способствует формированию у
учащихся
всех
видов
универсальных
учебных
действий:
личностных(положительные
нравственные
качества,
адекватная
оценка
других,
навыки
конструктивного
взаимодействия),
коммуникативных (умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации,
умение
вступать
в
диалог,
делать
нравственный
выбор),
регулятивных
(целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата,
коррекция,
оценка)
и
познавательных,
к
которым
относятся
общеучебные
и
логические
универсальные учебные действия.
8