Напоминание

Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного процесса. Экскурсия в мини-музей "Ложки". Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности.


Авторы: Морозова Татьяна Алексеевна, Неплюева Галина Валентиновна
Должность: воспитатель детского сада № 126, учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБУ детский сад №126, МБУ "Школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов"; МБУ № 126 "Солнечный зайчик"
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного процесса. Экскурсия в мини-музей "Ложки". Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного процесса.

Экскурсия в мини-музей «Ложки».

Конспект интегрированной непосредственно образовательной

деятельности.

Автор: Морозова Татьяна Алексеевна, воспитатель МБУ № 126

«Солнечный зайчик» г. о. Тольятти

Соавтор: Неплюева Галина Валентиновна, учитель истории МБУ «Школа №

41» г.о. Тольятти

Цель: Приобщение детей старшего возраста к общечеловеческой истории и

культуре.

Задачи:

познакомить с историей создания ложки;

дать представление о многообразии видов ложек;

закрепить умение определять материал, из которого изготовлен

предмет;

расширять представления детей о русских традициях, развивать

эстетический вкус;

упражнять в подборе прилагательных, образовании однокоренных слов

дерево - деревянный, керамика – керамический и т.д.

развивать общие познавательные способности

развивать диалогическую речь и умение выслушивать высказывания

товарищей

развивать чувство ритма;

Предварительная работа:

Создание мини-музея, рассматривание предметов ближайшего

окружения с ознакомлением появления, экскурсия в мини-музей

детского сада «Ложки», беседы о назначении предметов, поисковая

деятельность (опыты с ложками, изготовленных из разных материалов),

чтение стихотворений, заучивание загадок, обучение детей в роли

экскурсовода, рассматривание буклетов правильной сервировки стола,

использование алгоритма сервировки в работе дежурных и в

индивидуальной работе, домашнее задание: составить рассказ о ложке.

Ход занятия.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в

такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё. Это музей ложки.

Ребята, я вас приглашаю на сказочную экскурсию в мини-музей «Ложки»

Обратите внимание на красивый стенд. Здесь собраны сказки, в которых

упоминается про ложку или ложка есть на иллюстрациях, также загадки,

поговорки, пословицы, считалки, потешки, и приговорки. У меня есть

большая деревянная ложка, и она попросила, рассказать ее сказку.

Садитесь удобно на ковер и слушайте: Жил да был один мастер, он делал

ложки. Свои ложки он дарил, продавал. Но и что тут волшебного спросишь

ты. Правильно, мастер как мастер. Но вот однажды он изготовил необычную

ложку - волшебную.

С самого начала работы что - пошло не так. Может, выбрал неудачно

брусочек дерева. Интересно, а что это за дерево?

Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород.

Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха.

Этот брусочек часто падал из рук, не хотел поддаваться инструментам. Ложке

что – то не нравилось! Капризничала – то не так топорик стучал, то молоток с

зубилом не нравились!!

Но мастер все-таки вырезал ложку, правда, она получилась маленькой. Далее

мастер расписал ложечку, покрыл ее лаком –и, ложка заговорила: «Почему вы

так стучали, щипали и резали меня?» Мастер был старым и мудрым, он не

удивился разговорчивому дереву, начал отвечать на вопросы ложечки.

А вы хотите узнать, какие вопросы задавала ложка, и какие ответы ей дал

мастер? Да?! Тогда слушайте.

- Откуда появилась я - ложка? Для чего я нужна? А правда самая главная?

Самая нужная?!!!

«Ох, уж эти Деревянные ложки!»- сказал мастер. - Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй, а хочешь - суп хлебай! А вам хочется узнать, что такое

ложка?

Ложка все задавала и задавала свои вопросы, мастер, отвечая на них,

продолжал свою работу. Незаметно наступил вечер. Ложечка притомилась, и

мастер предложил отправить ложку положить спать, а завтра наступит новый

день и ложка сумеет получить много новых интересных знаний. Ложке было

интересно узнать, где - же ее спальня, а вы знаете? Ну, конечно - ящик стола,

буфета, комода - где хранятся столовые приборы.

Воспитатель: а сейчас, после волшебной сказке про ложку я приглашаю в

наш маленький музей, где мы познакомимся с ложкой. И попробуем ответить

на все вопросы, которые ложка задала мастеру.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на

кострах. Ели жареное мясо, растения и ягоды, что находили в лесу и ели

руками. Что такое суп, каша они не знали. Но, научившись добывать огонь,

люди стали готовить пищу на костре. Но доставать мясо из бульона, руками

было горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что бы ему такое

сделать, изобрести, и придумал ложку. Первую ложку древний человек делал

из глины. Давайте возьмем в руки такую ложку-самоделку. Обратите

внимание, она похожа на сложенную ладошку. Попробуйте сложить руки

ковшиком, у вас получилась ложка?

Вопросы детям: Ребята, что вы можете сказать об этой ложке? Она легкая?

Она прочная? А если на нее надавить или ее уронить попробуйте что

произойдет?

Действительно, первые ложки из глины были не прочными и часто ломались.

Тогда люди стали вытесывать ложки из камня.

Воспитатель: Камень это твердый или мягкий материал? «Как вы думаете:

удобная это была ложка?»

Воспитатель: – Конечно, нет. Она была неровная и тяжелая. Во время еды

обжигала губы, т.к. камень быстро нагревается от горячей еды. Потом люди

догадались делать ложки из дерева.

Ложки вырезали из различных пород деревьев из липы, осины, клена. Ложка

получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Собирались

мастера ремесленники и изготавливали ложки. И затем их расписывали.

Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А

ведь подержишь ее, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не

печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой.

Воспитатель: Все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы.

Без своей ложки в гости не ходили. А потом человек стал делать ложки не

только из разных материалов, но и по форме, потому что назначение у ложек

разное.

Воспитатель: Вы заметили, что ложки различны не только по назначению, но

и по материалу, из которого изготовлены. Из каких материалов вы видите

здесь ложки? Возьмите ложки, попробуйте на ощупь отгадать, из какого

материала изготовлена ложка

Деревянные ложки не нагреваются горячей пищей - руки и губы не будут

обожжены. При еде ложки касаются языка. Металл кажется кисловатым, что

меняет истинный вкус пищи. Деревянные ложки сохраняют вкус еды.

Родословная деревянной ложки уходит на десять веков вглубь нашей

истории. Впервые упоминание о ложках мы встречаем в «Повести временных

лет»

Воспитатель: Ну, вот и мы с вами закончили знакомство с удивительным

сказочным и музейным экспонатом- любопытной ложкой. Может быть, и у

вас дома есть такая ложка, которая вам может о многом рассказать, потому

что была любопытной в своей Ложкиной жизни.



В раздел образования