общеобразовательная школа-интернат» (из опыта работы).
Посохина Наталья Александровна, педагог - организатор
КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»
г. Минусинск.
«Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их
сил может стать почти всемогущим».
Д. Уэбстер
Развивающемуся
обществу
нужен
человек
социально
активный.
В
«Концепции
модернизации
российского
образования»
сформулирован
социальный
заказ
–
это
«современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
способны
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью,
обладают
развитым
чувством
ответственности за судьбу страны».
По сути, школа должна воспитать лидера, организатора, гражданина. Для
этого
необходимо
создать
образовательную
среду,
в
которой
будет
развиваться личность ребёнка с активной жизненной позицией, найти формы
активного включения детей в жизнь общества.
Одним
из
важных
направлений
в
воспитательной
работе
это
школьное
ученическое
самоуправление.
Ученическое самоуправление – это право,
которым обладают в школе ученики, право на учет их мнения в управлении
той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено
в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
П о д ученическим
самоуправлением
понимаютформу
реализации
обучающимися
права
на
участие
в
управлении
общеобразовательным
учреждением, предполагающее участие учеников в решении вопросов при
организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим
коллективом
и
администрацией
учреждения.
При
развитых
системах
ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют
различные
органы
самоуправления:
общешкольный
ученический
совет,
гимназический
(школьный)
парламент,
ученический
комитет
(учеником),
староста, школьная дума и др.
В нашей школе существует ученический совет с 2007 года и работает
активно по сегодняшний день. Совет, является выборным и исполнительным
органом ученического самоуправления школы-интерната. Который,активно
содействует становлению сплоченного коллектива как действенного средства
воспитания
личности,
формирует
у
всех
учащихся
сознательное
и
ответственное
отношение
к
своим
правам
и
обязанностям.
Целью
деятельности
ученического
совета
является
реализация
права
всех
участников
образовательного
процесса
на
участие
в
управлении
образовательным
учреждением.
Основной
задачей
является
защита
и
поддержка инициатив учащихся в школе. В ученический совет входят:
Комитет по культуре - подготовка и проведение КТД, организация
концертов,
культурных
программ,
дискотек,
общешкольных
праздников;
Комитет порядка и безопасности – участие в разработке правил и
норм поведения учащихся в ОУ и контроль за их соблюдением;
Комитет по труду –контроль за сохранностью школьного имущества
и его мелкий ремонт, организация дежурства, контроль за качеством
уборки, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;
Комитет
по
учебе
– участие
в
организации
и
проведении
предметных
декад, проведение рейдов по проверке выполнения
домашнего задания, ведения
дневников, состояния учебников и
тетрадей учащихся;
Комитет
по
здоровью
и
спорту
– проведение
спортивных
мероприятий
(спортивные
часы,
спортивные
праздники,
дни
здоровья);
Комитет
по
социальной
работе
-
организация
и
проведение
социально
значимых
мероприятий,
выпуск
газеты
«Школьный
курьер», освещающей наиболее важные и интересные события в
школе.
Каждый комитет имеет свои функции и план работы на год. Кураторы
комитетов – воспитатели. Каждый новый учебный год, на собрании 6-11
классов
куратор
выступает
с
докладом
о
деятельность
возглавляемого
комитета. После выступлений, ребята выбирают, куда они пойдут «работать»,
но
только после согласия всех ребят. Количество членов комитета 5-6
человек.
Сотрудничая с детьми, кураторы комитетов становятся ближе друг другу.
И дети чувствуют поддержку и отзывчивость своего наставника, и атмосфера
школы
становится
родной.
Ученический
совет
помогает
педагогам,
администрации и учащимся наладить диалог, понимать друг друга.
В
ходе
работы
в
ученическом
совете
у
ребят
складывается
самостоятельное мышление, они учатся говорить свое мнение, выдвигать
идеи.
Развивается
индивидуальные
качества
личности
ученика,
его
творческих
способностей,
а
главное
-
формируется
активная
жизненная
позиция и гражданственность.
Критерии эффективности работы ученического самоуправления:
– степень стабильности и четкость работы всех звеньев системы
ученического самоуправления;
– активность и массовость участия учащихся в различных внутришкольных и
внешкольных мероприятиях;
– результативность участников конкурсов, соревнований, фестивалей на всех
уровнях;
– инициативность учащихся, самостоятельный поиск новых форм внеучебной
деятельности;
– степень влияния ученического самоуправления на характер молодежной
политики в школе.
В
заключение
хотелось
бы
сказать,
что
чем
лучше
в
образовательном
учреждении развито самоуправление, тем увереннее и естественнее ведут
себя дети. Собственно, самоуправление затем и нужно, чтобы смогли обрести
уверенность в своей способности преобразовывать мир вокруг себя, чтобы
они научились отстаивать свои интересы и воплощать в жизнь свои желания.
Самоуправление
делает
школьную
жизнь
предметом
совместного
творчества всех её участников. Полноправное ученическое самоуправление
даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику – не только
на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех
или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной
жизни.
Библиографический список:
1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании.
Лекции 1–4. Москва, Педагогический университет. «Первое сентября», 2010.
2.Нечаев М.П. Методика создания и развития школьного самоуправления.
М.: АПК и ППРО, 2006. - №4.
3.
Организация
тьюторского
сопровождения
в
общеобразовательном
учреждении // Методическое пособие. Авторы-составители Сердюкова Н.С.,
Посохина Е.В., Серых Л.В. Белгород, 2011.