Напоминание

Ученическое самоуправление


Автор: Посохина Наталья Александровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: КГБОУ "Минусинская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: Ученическое самоуправление
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Ученическое самоуправление в КГБОУ «Минусинская

общеобразовательная школа-интернат» (из опыта работы).
Посохина Наталья Александровна, педагог - организатор КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат» г. Минусинск. «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». Д. Уэбстер Развивающемуся обществу нужен человек социально активный. В «Концепции модернизации российского образования» сформулирован социальный заказ – это «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». По сути, школа должна воспитать лидера, организатора, гражданина. Для этого необходимо создать образовательную среду, в которой будет развиваться личность ребёнка с активной жизненной позицией, найти формы активного включения детей в жизнь общества. Одним из важных направлений в воспитательной работе это школьное ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление – это право, которым обладают в школе ученики, право на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34. П о д ученическим самоуправлением понимаютформу реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учеником), староста, школьная дума и др. В нашей школе существует ученический совет с 2007 года и работает активно по сегодняшний день. Совет, является выборным и исполнительным органом ученического самоуправления школы-интерната. Который,активно содействует становлению сплоченного коллектива как действенного средства
воспитания личности, формирует у всех учащихся сознательное и ответственное отношение к своим правам и обязанностям. Целью деятельности ученического совета является реализация права всех участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением. Основной задачей является защита и поддержка инициатив учащихся в школе. В ученический совет входят:  Комитет по культуре - подготовка и проведение КТД, организация концертов, культурных программ, дискотек, общешкольных праздников;  Комитет порядка и безопасности – участие в разработке правил и норм поведения учащихся в ОУ и контроль за их соблюдением;  Комитет по труду –контроль за сохранностью школьного имущества и его мелкий ремонт, организация дежурства, контроль за качеством уборки, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;  Комитет по учебе – участие в организации и проведении предметных декад, проведение рейдов по проверке выполнения домашнего задания, ведения дневников, состояния учебников и тетрадей учащихся;  Комитет по здоровью и спорту – проведение спортивных мероприятий (спортивные часы, спортивные праздники, дни здоровья);  Комитет по социальной работе - организация и проведение социально значимых мероприятий, выпуск газеты «Школьный курьер», освещающей наиболее важные и интересные события в школе. Каждый комитет имеет свои функции и план работы на год. Кураторы комитетов – воспитатели. Каждый новый учебный год, на собрании 6-11 классов куратор выступает с докладом о деятельность возглавляемого комитета. После выступлений, ребята выбирают, куда они пойдут «работать», но только после согласия всех ребят. Количество членов комитета 5-6 человек. Сотрудничая с детьми, кураторы комитетов становятся ближе друг другу. И дети чувствуют поддержку и отзывчивость своего наставника, и атмосфера школы становится родной. Ученический совет помогает педагогам, администрации и учащимся наладить диалог, понимать друг друга. В ходе работы в ученическом совете у ребят складывается самостоятельное мышление, они учатся говорить свое мнение, выдвигать идеи. Развивается индивидуальные качества личности ученика, его творческих способностей, а главное - формируется активная жизненная позиция и гражданственность. Критерии эффективности работы ученического самоуправления: – степень стабильности и четкость работы всех звеньев системы ученического самоуправления; – активность и массовость участия учащихся в различных внутришкольных и внешкольных мероприятиях;
– результативность участников конкурсов, соревнований, фестивалей на всех уровнях; – инициативность учащихся, самостоятельный поиск новых форм внеучебной деятельности; – степень влияния ученического самоуправления на характер молодежной политики в школе. В заключение хотелось бы сказать, что чем лучше в образовательном учреждении развито самоуправление, тем увереннее и естественнее ведут себя дети. Собственно, самоуправление затем и нужно, чтобы смогли обрести уверенность в своей способности преобразовывать мир вокруг себя, чтобы они научились отстаивать свои интересы и воплощать в жизнь свои желания. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику – не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни.
Библиографический список:
1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1–4. Москва, Педагогический университет. «Первое сентября», 2010. 2.Нечаев М.П. Методика создания и развития школьного самоуправления. М.: АПК и ППРО, 2006. - №4. 3. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении // Методическое пособие. Авторы-составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Белгород, 2011.


В раздел образования