Автор: Алешина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2072 Утренняя 16А
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 2072
дошкольное отделение № 3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Подготовила:
Воспитатель группы № 6
Алешина
Марина Анатольевна
Москва,2017
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных
направлений
развития
личности.
Оно
предполагает
введение
его
в
мир
искусства,
воспитание
средствами
прекрасного.
К
сожалению,
некоторые
родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период
должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам
эстетического воспитания не обязательно отводить много времени. Вместе с
тем,
исследования
современных
ученых
доказывают,
что
эстетическое
развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе [3].
Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в сфере
художественно – эстетического воспитания, вовлечения их в педагогический
процесс дошкольного учреждения.
Взаимодействие детского сада и семьи детей мы строим по следующим
принципам:
доверительность отношений;
помощь родителям в самообразовании;
личная заинтересованность родителей;
организация
продуктивного
общения
всех
участников
педагогического процесса (педагоги, дети, родители). [1]
Реализация
обозначенных
принципов
способствуют
формированию
отношений к родителям как к партнерам по общению. Особое внимание
уделяется педагогическому просвещению родителей.
Во взаимодействии с родителями с целью их просвещения
условно
выделен информационный блок. Он включает в себя ознакомление родителей
с задачами художественно -
эстетического воспитания, его значением в
развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения
задач художественно-эстетического воспитания [1].
С
этой
целью
мы
используем
папки-передвижки,
обсуждаем
с
родителями
книги или публикации в периодической печати, организуем
выставки
новинок
литературы
с
краткой
аннотацией,
на
родительском
собрании
осуществляем
обзор
новинок
литературы.
В
дошкольном
учреждении проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, Дни
открытых дверей, консультации и др. В учреждении в 2008 году
по заявкам
родителей
был
организован
«Клуб
для
родителей»,
цель
которого
–
повышение
их
педагогической
грамотности
в
сфере
художественно
-
эстетического
воспитания
детей.
Особенно
это
было
актуально
в
«Год
Семьи».
Первая
встреча
была
посвящена
приобщению
и
расширению
семейного мировоззрения на основе народного и декоративно-прикладного
искусства. Встреча прошла в тёплой, дружественной обстановке в кабинете
изостудии. Родители с удовольствием участвовали в семинаре-практикуме,
где
смогли
поделиться
своим
опытом
и
возможностями.
Совместные
заседания,
практикумы
помогают
родителям
глубже
понять
вопросы
воспитания своего ребенка, заинтересоваться деятельностью детского сада.
На заседаниях Клуба обсуждаются вопросы развития детского творчества,
приобщения детей к миру музыки и т.д.
Иногда
возникает
потребность
в
предварительной
подготовке
к
мероприятию: предлагаем родителям прочитать статьи, выявить передовой
опыт семейного воспитания, чтобы затем
вынести на коллективное или
групповое обсуждение.
Основной
задачей
просвещения
родителей
в
этом
блоке
является
создание
в
семье условий
для
художественно-эстетического
развития
ребенка
[1]. М ы даем
родителям
советы
по
созданию
дома
среды,
стимулирующей
детскую
художественную
деятельность.
Рекомендуем
создать в доме уголок детского творчества с разнообразным материалами для
рисования, лепки, ручного труда. Совместная художественная деятельность
детей и родителей в семье является важным условием развития детей [2].
Целесообразно
организовывать
в
выходные
дни
совместно
с
детьми
посещение
театров,
музеев,
выставок,
концертов,
а
также
просмотр
телепрограмм,
чтение
художественной
литературы.
Мы
рекомендуем
приобщать
детей
к
различным
видам
художественной
деятельности:
посещать детскую библиотеку, кружки различного профиля.
Важно
при
этом соблюдать режим, чередовать разные виды деятельности, учитывать
потребности детей, их интересы, способности.
Успешное
решение
задач
художественно-эстетического
воспитания
возможно при использовании
метода поощрения. Напоминаем родителям,
что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они еще далеки от
совершенства. В беседах с родителями отмечаем, что при создании у ребенка
положительного
отношения
к
художественной
деятельности
следует
поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки». Например,
во время рисования говорить: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая
яркая
и
сочная!»,
или:
«Ботинки
у
клоуна
получились,
как
настоящие!». Поощряя инициативу ребенка, мы способствуем дальнейшему
развитию его творчества и
самостоятельности. Важно создание в семье
атмосферы Радости и Понимания. Успех порождает интерес к деятельности,
к
процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои
замыслы и устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие
слова: «Хочу!
Знаю! Могу!». Наглядным выражением поощрения детского
творчества в семье могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед».
В зоне особого внимания - помощь родителям в самообразовании [1]. С
этой целью мы создали в библиотеку для родителей, подобрали для них
литературу по
вопросам семейного
и художественно – эстетического
воспитания,
включая
и
журнальные
статьи.
Материалы
подбираются
сотрудниками
детского
сада
–
логопедом,
психологом,
воспитателем
по
физическому и музыкальному воспитанию. К комплектованию библиотеки
мы привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное
пользование
прочитанные
книги,
журналы
и
даже
подписные
издания
энциклопедий. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в
обязанности педагогов дошкольного учреждения.
Нами выделен условно практический блок взаимодействия с целью
организации
продуктивного
общения
всех
участников
педагогического
процесса
(педагоги,
дети,
родители).
В
него
входит демонстрация
д о с т и ж е н и й
д е т е й в
р а з л и ч н ы х
в и д а х
х у д о ж е с т в е н н о й
деятельности (музыкальная,
речевая,
изобразительное
творчество,
ручной
труд); совместные
мероприятия
родителей,
педагогов
и
детей.
Например,
проводятся музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки с
участием родителей. Организуются тематические и персональные выставки
детского
творчества, выставки родителей. Это могут быть фотовыставки,
различные
хобби.
Например,
была
организована
фотовыставка
«Как
мы
отдыхали в Новогодние каникулы»; выставка «Игрушки - своими руками».
Популярностью
пользуются совместные
выставки
детей
и
родителей,
например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку» и т.д., конкурсы
семейных
талантов, вернисажи
детских
рисунков.
Родители
оказывают
помощь в организации мини-музея в группе детского сада. Были созданы
при
участии
родителей
«Музей
настенных
тарелок»,
экспозиция
«Дамы
эпохи», групповая коллекция игрушки своими руками, старые вещи и др.
Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями:
•
проявлять искренне уважение;
•
общение должно быть не во вред, а во благо;
•
изучение
семей
воспитанников
должно
быть
тактичным
и
предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную
работу.
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это
общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она
носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый
создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе
заряд
радости
и
красоты.
В
таких
работах
удивительным
образом
сочетаются
детская
непосредственность
и
опыт
взрослого.
Созданная
общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая,
она
эмоционально
затрагивает
детей. На
совместных
праздниках,
выставках,
конкурсах,
вернисажах
родители
и
мы,
педагоги,
имеют
возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что
особенно важно, можем вместе с ними порадоваться их «творениям».
Активное участие родителей в различных мероприятиях дошкольного
образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей,
способствует
развитию
у
ребят
чувства
уверенности
в
своих
силах
и
стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в
решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента
посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители
стали
полноправными
участниками
педагогического
процесса
в
детском
саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и
педагогов
приближает
семью
к
детскому
саду
и
стимулирует
эффективное взаимодействие семьи и ДОУ.
Литература
1.
Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и
домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.
Иванова
В.М.
Сотрудничество
воспитателей
и
родителей:
пути,
проблемы, поиск //Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под.
Ред. Т. В. Антоновой. М., 1995.
3.
Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.
Учебное методическое пособие. – М., 2005.