Напоминание

"Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста"


Автор: Фёдорова Виктория Вячеславовна
Должность: воспитатель i категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 84"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каждому из нас важно понимать, что человек неразрывно связан с

природой и зависит от неё, как дитя от своей матери. Поэтому необходимо

обратить

внимание

на

ухудшающееся

экологическое

состояние

нашей

планеты.

Ученые

утверждают,

что

примерно

с

1960-70-х

гг.

изменения

окружающей

среды

под

воздействием

человека

стали

всемирными,

глобальными. Это и изменение климата Земли, и загрязнение воздушного

бассейна, и загрязнение земель, разрушение почвенного слоя и др.

Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Наша задача

осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей,

охранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения

природы и здоровья, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ

экологического сознания, основ культуры в детях.

Экология – это наука, изучающая, как растения, животные и человек

взаимодействуют между собой и с окружающей и неживой природой.

В группах нашего детского сада созданы все условия для экологического

образования

детей:

имеются

уголки

природы,

в

которых

представлены

необходимые виды комнатных растений, сезонные растительные объекты

(мини

огороды

на

окне

с

посадками

зеленого

лука,

петрушки,

укропа,

огурцов и помидор и т.п.). Во всех возрастных группах оформлены календари

природы в соответствии с возрастом детей,

приоритетом

на детскую

литературу, дидактические игры и пособия экологического содержания.

У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, потому

формирование

разнообразных

реалистических

представлений

о

природе

проходит особенно успешно, если воспитатель активно использует различные

формы наглядности.

Демонстрационные учебные картины и небольшие раздаточные картинки,

слайды и видеофильмы позволяют показать ребенку то, что стоит за словом и

недоступно пока его наблюдению.

В каждом дошкольном образовательном учреждении имеется различный

иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу:

наглядные

пособия,

репродукции

произведений

известных

художников,

вырезки из календарей и журналов, фотографии. Данный материал может

быть использован в педагогическом процессе самым различным образом –

для

беседы,

рассказывания,

рассматривания,

для

формирования

у

детей

новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок,

игр и т.д.

Большое значение для ознакомления детей с природой имеют картины, на

которых

животные

представлены

в

крупном

масштабе

и

со

своими

детенышами. Такие «портретные» картины особенно важны для младших

дошкольников,

восприятие

которых

еще

недостаточно

развито

и

легко

сосредоточивается

на

четко

прорисованных (без

излишней

детализации)

цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких

детей первоначальные представления о домашних и диких животных и их

детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное.

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

такого

рода

картины

целесообразны,

если

на

них

представлены

экзотические,

малоизвестные

животные.

Особую ценность в экологическом образовании детей дошкольного

возраста

имеют

цветные,

большого

размера

учебно-наглядные

пособия.

Наиболее значимыми из них являются пособия, на которых изображены

разные экосистемы (лес, луг, степь, тундра, пустыня, полярный край, пруд

или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная

или сельскохозяйственная деятельность людей.

Рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и

правильных

представлений

о

природе,

целесообразно

с

детьми

средней

группы и старше. Картина дает возможность: показать реальные объекты и

события;

сделать

доступным

восприятию

из

жизни

экосистемы

то,

что

обычно скрыто, показать обитателей экосистемы в их естественной среде.

Формирование реалистических представлений о природе на основе картин

пойдет

эффективнее

и

быстрее,

если

воспитатель

в

процессе

их

рассматривания

употребляет

правильные

обозначения-термины (например,

не

мишка,

а

бурый

медведь;

не

зайчик,

а

заяц-беляк),

делает

пояснения

достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и

обороты речи.

Наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых

различных объектов природы используются как раздаточный материал. С

ними

можно

проводить

дидактические

игры,

различные

упражнения.

Например, воспитатель старшей группы комплектует одинаковые конверты

для каждого ребенка с 10-12 карточками, предлагает разложить их в два ряда:

в один – домашних, а в другой – диких животных. Интересными могут быть

проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду

обитания (например,

лес,

пустыня),

дети

подбирают

животных,

которые

могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы.

Неоднократный показ детям животного и растительного мира различных

стран расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть

учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь диких зверей, полярных птиц,

подводных обитателей рек, морей и океанов.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в дошкольном

учреждении, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы

природы,

является

важным

условием

полноценного

экологического

образования детей.



В раздел образования