Автор: Фёдорова Виктория Вячеславовна
Должность: воспитатель i категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 84"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Каждому из нас важно понимать, что человек неразрывно связан с
природой и зависит от неё, как дитя от своей матери. Поэтому необходимо
обратить
внимание
на
ухудшающееся
экологическое
состояние
нашей
планеты.
Ученые
утверждают,
что
примерно
с
1960-70-х
гг.
изменения
окружающей
среды
под
воздействием
человека
стали
всемирными,
глобальными. Это и изменение климата Земли, и загрязнение воздушного
бассейна, и загрязнение земель, разрушение почвенного слоя и др.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Наша задача
осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей,
охранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения
природы и здоровья, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ
экологического сознания, основ культуры в детях.
Экология – это наука, изучающая, как растения, животные и человек
взаимодействуют между собой и с окружающей и неживой природой.
В группах нашего детского сада созданы все условия для экологического
образования
детей:
имеются
уголки
природы,
в
которых
представлены
необходимые виды комнатных растений, сезонные растительные объекты
(мини
огороды
на
окне
с
посадками
зеленого
лука,
петрушки,
укропа,
огурцов и помидор и т.п.). Во всех возрастных группах оформлены календари
природы в соответствии с возрастом детей,
приоритетом
на детскую
литературу, дидактические игры и пособия экологического содержания.
У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, потому
формирование
разнообразных
реалистических
представлений
о
природе
проходит особенно успешно, если воспитатель активно использует различные
формы наглядности.
Демонстрационные учебные картины и небольшие раздаточные картинки,
слайды и видеофильмы позволяют показать ребенку то, что стоит за словом и
недоступно пока его наблюдению.
В каждом дошкольном образовательном учреждении имеется различный
иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу:
наглядные
пособия,
репродукции
произведений
известных
художников,
вырезки из календарей и журналов, фотографии. Данный материал может
быть использован в педагогическом процессе самым различным образом –
для
беседы,
рассказывания,
рассматривания,
для
формирования
у
детей
новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок,
игр и т.д.
Большое значение для ознакомления детей с природой имеют картины, на
которых
животные
представлены
в
крупном
масштабе
и
со
своими
детенышами. Такие «портретные» картины особенно важны для младших
дошкольников,
восприятие
которых
еще
недостаточно
развито
и
легко
сосредоточивается
на
четко
прорисованных (без
излишней
детализации)
цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких
детей первоначальные представления о домашних и диких животных и их
детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное.
Для
детей
старшего
дошкольного
возраста
такого
рода
картины
целесообразны,
если
на
них
представлены
экзотические,
малоизвестные
животные.
Особую ценность в экологическом образовании детей дошкольного
возраста
имеют
цветные,
большого
размера
учебно-наглядные
пособия.
Наиболее значимыми из них являются пособия, на которых изображены
разные экосистемы (лес, луг, степь, тундра, пустыня, полярный край, пруд
или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная
или сельскохозяйственная деятельность людей.
Рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и
правильных
представлений
о
природе,
целесообразно
с
детьми
средней
группы и старше. Картина дает возможность: показать реальные объекты и
события;
сделать
доступным
восприятию
из
жизни
экосистемы
то,
что
обычно скрыто, показать обитателей экосистемы в их естественной среде.
Формирование реалистических представлений о природе на основе картин
пойдет
эффективнее
и
быстрее,
если
воспитатель
в
процессе
их
рассматривания
употребляет
правильные
обозначения-термины (например,
не
мишка,
а
бурый
медведь;
не
зайчик,
а
заяц-беляк),
делает
пояснения
достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и
обороты речи.
Наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых
различных объектов природы используются как раздаточный материал. С
ними
можно
проводить
дидактические
игры,
различные
упражнения.
Например, воспитатель старшей группы комплектует одинаковые конверты
для каждого ребенка с 10-12 карточками, предлагает разложить их в два ряда:
в один – домашних, а в другой – диких животных. Интересными могут быть
проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду
обитания (например,
лес,
пустыня),
дети
подбирают
животных,
которые
могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор.
Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы.
Неоднократный показ детям животного и растительного мира различных
стран расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть
учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь диких зверей, полярных птиц,
подводных обитателей рек, морей и океанов.
Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в дошкольном
учреждении, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы
природы,
является
важным
условием
полноценного
экологического
образования детей.