Авторы: Большакова Екатерина Владимировна, Бочкарева Татьяна Александровна
Должность: социальный педагог, социальный педагог
Учебное заведение: ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность формирования социокультурной идентификации лиц с нарушением в процессе профессионального становления"
Раздел: среднее профессиональное
Актуальность формирования социокультурной идентификации лиц
с нарушением в процессе профессионального становления
В условиях модернизации специального образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья все большую остроту приобретает вопрос о характере
подготовки учащихся с нарушением слуха к самостоятельной жизни, о решении
проблем их социализации.
В современном российском обществе происходят качественные изменения
экономических, социальных, политических, правовых условий развития науки и
образования.
Усилилось
влияние
рыночной
среды
на
структуру,
функции,
содержание педагогической науки, общего и специального образования. Быстро
развивается в России сфера образовательных услуг, возникает необходимость
обеспечения инновационного базиса образования и эффективного использования
интеллектуальных
ресурсов
профессиональной
школы.
Все
это
актуализирует
настоятельную
потребность
разработки
проблемы
научно-методического
обеспечения инновационного развития системы профессионального образования,
в
том
числе
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
людей
с
нарушением слуха.
Закономерности эволюционного развития системы специального образования
обусловливают
поиск
оптима льных
путей
получения
общего
и
профессионального образования в разных формах, включая интеграцию студентов
с
нарушениями
слуха
в
коллектив
сверстников,
не
имеющих
проблем
со
здоровьем.
Уровень и качество образования, получаемого обучающимся с нарушенным
слухом в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том
числе
и
профессиональное
самоопределение.
Если
уровень
образования
достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить
свое
образование
в
системе
начального,
среднего
или
в ы с ш е го
профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий
спектр
различных
профессий.
Ограничение
накладывается
только
на
приобретение
тех
профессий,
которые
связаны
с
необходимостью
общаться
словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух,
а
также
тех,
в
которых
имеет
место
нагрузка
на
вестибулярный
аппарат.
Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную
речь
человека
с
нарушенным
слухом
с
широким
привлечением
специальных
технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на
основе
жестовой
речи
(с
сурдопереводом).
В
нашей
стране
перспективы
получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят
не только от качества, полученного в школе образования, тяжести нарушения
слуха,
степени
развития
словесной
речи,
но
и
от
влияния
ближайшего
социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также
от
готовности
системы
профессионального
образования
к
включению
в
образовательный
поток
неслышащих
студентов.
Современные
социальные
проблемы - безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на
рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью
требуют
от
молодежи
более
раннего
жизненного
и
профессионального
самоопределения, высокой функциональной грамотности. Выпускники школ для
детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-
производственных
предприятиях
Общества
глухих,
в
профтехучилищах,
колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня
людям с нарушенным слухом профили профессиональной подготовки отстают от
требований
современного
производства
и
не
учитывают
возможностей
и
стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них
остаются
инженерно-технические.
Реже
они
получают
профессиональную
художественную,
культурно-просветительную
подготовку,
а
т акже
экономическую, педагогическую и медицинскую.
Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во
многом зависят от его социокультурной идентификации т.е. от осознания себя
членом
того
или
иного
сообщества,
субкультуры,
определяющим
фактором
которой является язык. Развитие и становление личности человека с нарушенным
слухом
может
происходить
в
условиях
субкультуры
жестового
языка
или
в
условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на
формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный
процесс
—
то
или
иное
сообщество,
субкультура
должны
признать
или
не
признать
этого
человека
«своим».
Поэтому
в
реальной
жизни
социальная
интеграция
людей
с
нарушенным
слухом
не
всегда
протекает
без
проблем:
«говорящий человек с нарушенным слухом», не владеющий жестовым языком, не
всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре людей с нарушенным
слухом, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на
владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего».
Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в
среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием
семьи, формированием круга друзей.
Несовершенство системы профессионального образования, предназначенной
для
молодежи
с
нарушением
слуха,
актуализирует
необходимо сть
распространения интегрированного обучения на этап получения профессии. За
последние
годы
появились
многочисленные
примеры
разноуровневой,
разнопрофильной
подготовки
людей
с
нарушенным
слухом
в
условиях
учреждения
общего
типа,
которой
занимаются
преподаватели,
имеющие
дефектологическое
образование,
сурдопедагогические
и
тифлопедагогические
знания,
и
лица
без
специального
высшего
образования.
Результаты
этих
нововведений
неоднозначны.
В
настоящее
время
требуется
определение
теоретических
и
организационных
аспектов
общеобразовательной
и
профессиональной подготовки, социальной и образовательной интеграции лиц с
нарушениями
слуха.
Характерной
особенностью
разрабатываемой
концепции
непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха является
выход на уровень осмысления новых целей, содержания, форм, методов обучения
с учетом уже имеющихся и новых знаний об особенностях получения образования
студентами с нарушенным слухом.
Актуально сть
полноценного
профе ссионального
о б р а з о в а н и я
подтверждается
Федеральным
законом
«Об
утверждении
Федеральной
программы
развития
образования»,
в
котором
получение
профессионального
образования рассматривается как эффективный механизм повышения социального
статуса и защищенности инвалидов. Право человека на образование и полное
развитие
своих
способностей
имеет
важное
значение
для
него
самого
и
благополучия общества в целом. Признание равных гражданских прав лиц с
нарушением слуха во всех областях социальной жизни, в том числе и в области
образования,
и
обеспечение
государством
и
обществом
реализации
провозглашенного
равноправия
требует,
в
частности,
создания
специальных
образовательных условий, учитывающих особые образовательные потребности
этих
людей.
Основная
задача
профессионально-образовательных
программ
–
подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях
рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в
области рекомендуемой профессии. В основе реализации системы лежит также
деятельностный
подход,
который
предполагает
равноправное
и
полноценное
участие детей с нарушениями слуха в общеобразовательном и профессионально
образовательном
процессе,
обеспечивает
взаимную
активность
детей,
их
родителей,
педагогического
коллектива
колледжа
и
вуза,
социальных
служб,
муниципальных
служб,
обеспечивает
интеграцию
инвалида
в
общество,
стимулирует
формирование
социализированной
личности,
активной
позиции
ребенка-инвалида
по
отношению
к
другим
людям,
к
собственной
проблеме.
Ребенок – инвалид по слуху рассматривается как субъект, активно участвующий в
обсуждении и реализации программ собственной адаптации.
Система непрерывного профессионального образования инвалидов по слуху
–
это
совокупно сть
цело стных,
по следовательных,
с т ру кту р н ы х ,
структурированных,
соподчиненных,
взаимосвязанных
компонентов,
направленная на реализацию общепедагогических, коррекционно-развивающих,
профилактических, оздоровительных, профориентационных, реабилитационных,
социализирующих задач и достижение результатов интеграции и социализации
инвалида в общество. Создание условий для социальной адаптации инвалидов по
слуху
является
неотъемлемой
частью
системы
непрерывного
образования.
профессиональной ориентации, а так как же к профессиональному обучение и
трудоустройству, которые реализуются уже после совершеннолетия.