Напоминание

"Актуальность формирования социокультурной идентификации лиц с нарушением в процессе профессионального становления"


Авторы: Большакова Екатерина Владимировна, Бочкарева Татьяна Александровна
Должность: социальный педагог, социальный педагог
Учебное заведение: ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность формирования социокультурной идентификации лиц с нарушением в процессе профессионального становления"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Актуальность формирования социокультурной идентификации лиц

с нарушением в процессе профессионального становления

В условиях модернизации специального образования лиц с ограниченными

возможностями здоровья все большую остроту приобретает вопрос о характере

подготовки учащихся с нарушением слуха к самостоятельной жизни, о решении

проблем их социализации.

В современном российском обществе происходят качественные изменения

экономических, социальных, политических, правовых условий развития науки и

образования.

Усилилось

влияние

рыночной

среды

на

структуру,

функции,

содержание педагогической науки, общего и специального образования. Быстро

развивается в России сфера образовательных услуг, возникает необходимость

обеспечения инновационного базиса образования и эффективного использования

интеллектуальных

ресурсов

профессиональной

школы.

Все

это

актуализирует

настоятельную

потребность

разработки

проблемы

научно-методического

обеспечения инновационного развития системы профессионального образования,

в

том

числе

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

людей

с

нарушением слуха.

Закономерности эволюционного развития системы специального образования

обусловливают

поиск

оптима льных

путей

получения

общего

и

профессионального образования в разных формах, включая интеграцию студентов

с

нарушениями

слуха

в

коллектив

сверстников,

не

имеющих

проблем

со

здоровьем.

Уровень и качество образования, получаемого обучающимся с нарушенным

слухом в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том

числе

и

профессиональное

самоопределение.

Если

уровень

образования

достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить

свое

образование

в

системе

начального,

среднего

или

в ы с ш е го

профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий

спектр

различных

профессий.

Ограничение

накладывается

только

на

приобретение

тех

профессий,

которые

связаны

с

необходимостью

общаться

словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух,

а

также

тех,

в

которых

имеет

место

нагрузка

на

вестибулярный

аппарат.

Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную

речь

человека

с

нарушенным

слухом

с

широким

привлечением

специальных

технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на

основе

жестовой

речи

сурдопереводом).

В

нашей

стране

перспективы

получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят

не только от качества, полученного в школе образования, тяжести нарушения

слуха,

степени

развития

словесной

речи,

но

и

от

влияния

ближайшего

социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также

от

готовности

системы

профессионального

образования

к

включению

в

образовательный

поток

неслышащих

студентов.

Современные

социальные

проблемы - безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на

рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью

требуют

от

молодежи

более

раннего

жизненного

и

профессионального

самоопределения, высокой функциональной грамотности. Выпускники школ для

детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-

производственных

предприятиях

Общества

глухих,

в

профтехучилищах,

колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня

людям с нарушенным слухом профили профессиональной подготовки отстают от

требований

современного

производства

и

не

учитывают

возможностей

и

стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них

остаются

инженерно-технические.

Реже

они

получают

профессиональную

художественную,

культурно-просветительную

подготовку,

а

т акже

экономическую, педагогическую и медицинскую.

Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во

многом зависят от его социокультурной идентификации т.е. от осознания себя

членом

того

или

иного

сообщества,

субкультуры,

определяющим

фактором

которой является язык. Развитие и становление личности человека с нарушенным

слухом

может

происходить

в

условиях

субкультуры

жестового

языка

или

в

условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на

формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный

процесс

то

или

иное

сообщество,

субкультура

должны

признать

или

не

признать

этого

человека

«своим».

Поэтому

в

реальной

жизни

социальная

интеграция

людей

с

нарушенным

слухом

не

всегда

протекает

без

проблем:

«говорящий человек с нарушенным слухом», не владеющий жестовым языком, не

всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре людей с нарушенным

слухом, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на

владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего».

Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в

среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием

семьи, формированием круга друзей.

Несовершенство системы профессионального образования, предназначенной

для

молодежи

с

нарушением

слуха,

актуализирует

необходимо сть

распространения интегрированного обучения на этап получения профессии. За

последние

годы

появились

многочисленные

примеры

разноуровневой,

разнопрофильной

подготовки

людей

с

нарушенным

слухом

в

условиях

учреждения

общего

типа,

которой

занимаются

преподаватели,

имеющие

дефектологическое

образование,

сурдопедагогические

и

тифлопедагогические

знания,

и

лица

без

специального

высшего

образования.

Результаты

этих

нововведений

неоднозначны.

В

настоящее

время

требуется

определение

теоретических

и

организационных

аспектов

общеобразовательной

и

профессиональной подготовки, социальной и образовательной интеграции лиц с

нарушениями

слуха.

Характерной

особенностью

разрабатываемой

концепции

непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха является

выход на уровень осмысления новых целей, содержания, форм, методов обучения

с учетом уже имеющихся и новых знаний об особенностях получения образования

студентами с нарушенным слухом.

Актуально сть

полноценного

профе ссионального

о б р а з о в а н и я

подтверждается

Федеральным

законом

«Об

утверждении

Федеральной

программы

развития

образования»,

в

котором

получение

профессионального

образования рассматривается как эффективный механизм повышения социального

статуса и защищенности инвалидов. Право человека на образование и полное

развитие

своих

способностей

имеет

важное

значение

для

него

самого

и

благополучия общества в целом. Признание равных гражданских прав лиц с

нарушением слуха во всех областях социальной жизни, в том числе и в области

образования,

и

обеспечение

государством

и

обществом

реализации

провозглашенного

равноправия

требует,

в

частности,

создания

специальных

образовательных условий, учитывающих особые образовательные потребности

этих

людей.

Основная

задача

профессионально-образовательных

программ

подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях

рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в

области рекомендуемой профессии. В основе реализации системы лежит также

деятельностный

подход,

который

предполагает

равноправное

и

полноценное

участие детей с нарушениями слуха в общеобразовательном и профессионально

образовательном

процессе,

обеспечивает

взаимную

активность

детей,

их

родителей,

педагогического

коллектива

колледжа

и

вуза,

социальных

служб,

муниципальных

служб,

обеспечивает

интеграцию

инвалида

в

общество,

стимулирует

формирование

социализированной

личности,

активной

позиции

ребенка-инвалида

по

отношению

к

другим

людям,

к

собственной

проблеме.

Ребенок – инвалид по слуху рассматривается как субъект, активно участвующий в

обсуждении и реализации программ собственной адаптации.

Система непрерывного профессионального образования инвалидов по слуху

это

совокупно сть

цело стных,

по следовательных,

с т ру кту р н ы х ,

структурированных,

соподчиненных,

взаимосвязанных

компонентов,

направленная на реализацию общепедагогических, коррекционно-развивающих,

профилактических, оздоровительных, профориентационных, реабилитационных,

социализирующих задач и достижение результатов интеграции и социализации

инвалида в общество. Создание условий для социальной адаптации инвалидов по

слуху

является

неотъемлемой

частью

системы

непрерывного

образования.

профессиональной ориентации, а так как же к профессиональному обучение и

трудоустройству, которые реализуются уже после совершеннолетия.



В раздел образования