Автор: Терновская Светлана Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2000
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование звуковой выразительности речи
Раздел: среднее профессиональное
Формирование звуковой выразительности речи
учитель-логопед Терновская Светлана Юрьевна
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем
раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического
изучения родного языка.
Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью
речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с
отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной
передаче мысли.
В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико -
интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый
комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно -
звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет
произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть
стиль его связной речи.
По словам психолога и философа С.Л.Рубинштейна, речь маленького ребенка
часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна,
выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности.
Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.
Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения
пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая
не только его значение, но и эмоциональный «заряд». Параллельно с этим
осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в
зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения
(дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой
слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает
влияние и на развитие музыкального слуха.
Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки, речь детей не будет
выразительной. Однако, умея правильно произносить звуки, ребенок может говорить
невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего
дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному
произношению каждого звука, слов и фраз. Выразительная речь зависит также от
правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа,
соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса
способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение
пользоваться разным темпом речи.
Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно
расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно
заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».
Ниже приводятся специальные упражнения для развития речевого дыхания
.
Цель: развитие собственного речевого дыхания.
Первый комплекс упражнений
Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в
пропевании различных слогов.
Упражнения 1-2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев
слога.
1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми
(МА, МО,
МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и
т.д.)
2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при
изучении второго комплекса упражнений
(КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)
И.п: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч
(или произвольное).
Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они
потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог.
(Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на
выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например,
«МА».) -
Теперь
произносим вместе».
Второй комплекс упражнений
Упражнение 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев
двусложного слова (по слогам).
Используются слова:
МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.
И. п: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч
(или произвольное).
Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить
их. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновременным
быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит
слово, например
, «МА-А-МА-А
».) А теперь произносим все вместе», в течение одного
занятия каждое слово пропевается 4-5 раз.
Упражнение 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев
трехсложного слова (по слогам).
Используются слова:
МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.
И.п.: стоя, подбородок слегка при¬поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч
(или произвольное).
Инструкция: аналогична инструкции, данной в предыдущем упражнении.
Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с
выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения
артикуляционным аппаратом создают предпосылки для формирования естественного
темпа речи.
Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости
произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и
ритмом, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к
выразительной речи.
Как уже говорилось, большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение
слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл,
противоположный тому, что выражает само слово.
Умение осознано пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с
помощью специальных упражнений, например: для правильного использования
вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать
стихотворение «Каша».
Говорила наша Маша:
- Не хочу я кушать кашу.
Каша Машу услыхала,
Зашипела, убежала.
Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией
(«Говорила наша Маша?»). А ответить надо с утвердительной интонацией
(«Говорила наша Маша»). С целью выработки умения выделять в тексте слова можно
прочитать детям скороговорку «Маленькая болтунья молоко болтала, да не
выболтала» и предложить повторить ее, сначала с выделением слова болтунья, затем
слова болтала.
Далее, в качестве примера, приводится ряд интересных упражнений для формирования
интонационной выразительности.
Игры и упражнения на развитие выразительности речи.
1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие,
огорчение).
Учитель-логопед называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с
разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они
недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими
предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел.
Змея ползает).
2. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной
эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Учитель-
логопед предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что
это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава
зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и
сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует
холодный ветер.). 3.Контрольным может быть упражнение на использование и
различение интонаций.
Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они
удивлены (3-4 высказывания); ответы оцениваются.
Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно или
вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все
внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», -
говорит педагог.
Дети определяют характер интонации, если нужно, учитель-логопед помогает.
Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов,
потешек, считалок:
- Заяц белый,
- Ты куда за лыком бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Кисонька - мурысонька,
- Где была?
- На мельнице.
- Кисонька - мурысонька,
- Что там делала?
- Муку молола.
И так далее.
1. «Животные и их детеныши» - выработка и дифференциация громкого и тихого
голоса. Примером может служить игра «Корова и теленок».
2. «Ворона и сороки» - тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более
быстрого темпа речи (карр - карр, тр-тр).
3. «Эхо» - выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и
длительно произносят звуки: ууу - гудок паровоза, ааа - крик ребенка; слоги га-га - га,
ко - ко - ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же
затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.
4. «Чей домик?» - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один
ребенок стучит (тук - тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают
голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его
спрашивают: «А ты кто?»
5. «Поезд» - отработка ритма в речи и в движениях: тук - тук - тук, ту - ту- ту, у-у-у.
«Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики все тук, да тук, да тук.»
6. «Угадай, кто пришел» - выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать
темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц,
сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я,
устал, хочу меду» (медведь - «низким» голосом).
1. «Оркестр» - отработка голоса и ритма. Трубачи: ру - ру - ру - грубый голос,
скрипачи: ри - ри - ри - более тонкий голос, ударники: ра - ра - ра - отрывистый ритм.
2. «Котенок» (и другие детеныши). Котенок ищет свою маму, но не знает, как позвать
ее: щенок советует полаять, теленок - помычать, но котенок так не имеет. Наконец он
находит свою маму.
Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в
речи. Так, отрабатывая звук г, можно предложить игру «Жеребенок», который все
время поизносит: и-го-го!, пока ищет свою маму. Количество действующих лиц в
подобных играх не ограничено.
Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи
необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и восприятия
звукопроизношения в повседневной жизни. Подобная взаимосвязь (в содержании и
методах работы) состоит в том, что на всех этапах обучения на занятиях и в
упражнениях, в повседневной жизни решаются одни и те же программные задачи. Во
всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимания детей постоянно
фиксируют на звуковой стороне речи.
Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их
определяется, естественно, и этапом работы над звуком. Постановку звука
целесообразнее давать на логопедических занятиях. Упражнения, закрепляющие
данный звук, следует проводить как на занятиях, так и вне их. Подготовительную
работу, предшествующую постановке звука, удобнее и легче проводить не на занятиях.
По утрам и вечерам, на прогулках родителям рекомендуется проводить разнообразные
игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и
моторики артикуляционного аппарата.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что роль выразительности речи
чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных
смысловых единиц, и вместе с тем, обеспечивает передачу информации о
коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения
выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и
психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию
ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения
письменной речи.
Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим
процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и
разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и
обогащает содержание речи дошкольника.
Список литературы:
1. Брызгунова Е.А. Интонация / Русская грамматика. Т.1. М., 1963г.
2. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. М., 1987г.
3. Российская Е.И., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. М., 2003г.
4. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Донецк, 2004г.
5. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М.,
1962г.